kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Как определить у обучающегося задатки будущего программиста? Из опыта работы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы учителя информатики города Смоленска по обучению программированию

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Как определить у обучающегося задатки будущего программиста? Из опыта работы"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №1» города Смоленска



"Как определить у обучающегося задатки будущего программиста? Из опыта работы"

учитель информатики

Артамонова Александра Васильевна



Программисты сегодня — это новые космонавты. Действительно, можно сказать, что профессия в сфере IT – это одна из тех профессий, о которой мечтают современные дети. Различные IT-технологии все глубже проникают в нашу повседневную жизнь, в нашу профессиональную деятельность, и, становится совершенно очевидным тот факт, что спрос на специалистов в этой сфере будет расти, а большую часть среди них составляют программисты, работающие в различных областях.

Эти факты подтверждаются повышенным вниманием со стороны правительства нашей страны к вопросам привлечения современной молодежи к профессиям IT-сферы. Многие государственные ВУЗы и другие организации проводят олимпиады по информатике. С 2022 года нашим правительством был запущен проект «Код будущего», в рамках которого обучающиеся 8-11 классов получили возможность пройти бесплатное обучения программированию, пройти стажировку в самых популярных IT-компаниях участвовать в конкурсах, которые позволят им получить дополнительные балы при поступлении в ВУЗы.

Однако, наверное, каждый учитель информатики в школе скажет вам, далеко не каждый ребенок может стать программистом. Программирование, как и любая другая научная область, требует от обучающегося определенных способностей, таких как креативность, логика, внимательность к деталям, знание математики и английского языка, алгоритмическое мышление и конечно упорство и мотивация.

Как же нам, учителям, разглядеть того самого будущего программиста? Безусловно, лучший способ – это дать ребенку попробовать себя в деле. Но этот способ сработает только в том случае, если у обучающегося будет определенный набор навыков и личных качеств, в противном случае он быстро потеряет интерес и, скорее всего, не будет проявлять дальнейших усилий в изучении программирования.

Поэтому правильнее будет подготовить обучающегося к его первым пробам себя в роли программиста, а именно постараться развить в нем навыки логического и алгоритмического мышления, причем начинать эту работу необходимо как можно раньше.

Стоит отметить, что основными компонентами алгоритмического мышления являются:

  • структурный анализ задачи (умение строить информационные модели для описания объектов и систем, отображающей существующую систему отношений элементов как между собой, умение организовывать поиск информации, необходимой для решения поставленной̮ задачи);

  • разбиение большой задачи на малые (умение при решении сложной задачи разделить ее на более простые);

  • планирование возможных ситуаций и реакций на них;

  • понимание и использование формальных способов записи решения (составление алгоритма).

Каждый компонент алгоритмического мышления возможно формировать отдельно с помощью специально подобранных заданий, которые можно включать в уроки по различным темам.

Аналогичным образом обстоят дела с логическим мышлением, которое включает в себя следующие формы:

  • понятие – это форма мышления, отражающая предметы или явления на основе существенных и отличительных признаков;

  • суждение - это форма мышления, в которой что—либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах или отношениях;

  • умозаключение — это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение.

Стоит отметить, что в нашей образовательной организации изучение информатики начинается с 5 класса. В 5-6 классе обучающиеся изучают пропедевтический курс информатики на основе авторской программы Людмилы Леонидовны Босовой, который во многом способствует развитию логического и алгоритмического мышления обучающихся.

Рассмотрим несколько примеров заданий, использующихся мной для формирования навыков логического и алгоритмического мышления на уроках.

Формировать такую форму мышления, как понятие, возможно на любом уроке изучения нового материала. Любое новое понятие я ввожу, используя метод эвристической беседы, с помощью вопросов подводя обучающихся к понятию, к его существенным признакам.

Утверждение и умозаключение хорошо формируются в процессе решения задач на закономерности, упорядочивания, задачи о лжецах, задачи на логические выводы.

Способность к структурного анализу задач хорошо формируется при изучении темы «Моделирование». Обучающиеся знакомятся со всеми видами информационных моделей, начиная с самых простых - словесных, учатся описывать словами разные предметы и явления, до сложных, таких как графы, схемы, таблицы. Все эти виды моделей мы не только учимся «читать», но и строить самостоятельно на бумаге и с помощью компьютера. Мы также учимся решать с их помощью различные задачи.

Планировать возможные ситуации и реакции на них мы учимся на примере задач на переливания и переправы, играя в различные развивающие игры: «Морской бой», меморина и др.

Формирование понимания и использования формальных способов записи решения происходит при решении любой задачи, требующей решения по действиям.

Стоит отметить, что в пропедевтический курс информатики 5-6 класса входит тема «Алгоритмы и исполнители», в рамках которого обучающиеся знакомятся с понятием алгоритма и исполнителя, типами алгоритмов, получают первый опыт составления алгоритма для конкретного исполнителя, получают возможность видеть результат работы исполнителя по созданному самостоятельно алгоритму. Изучение данной темы происходит на основе программы Кумир, Scratch — визуального языка программирования для детей с самым большим в мире сообществом программистов, который очень полюбился нашим детям и позволяет, изучая основы программирования, создавать красочные проекты различной направленности (игры, анимации, викторины).

Изучение этой темы является важной ступенькой в программировании, и уже на этом шаге учитель может разглядеть своих «будущих программистов».

Важной частью любого процесса обучения является мотивация. И, стоит отметить, что при изучении основ программирования она редко бывает высокой, а у отдельных обучающихся и вовсе «на нуле». Безусловно, программирование – сложная тема в информатике, требующая упорного изучения, особенно на первых шагах. Для того, чтобы поддержать мотивацию обучающихся, не стоит ставить перед ними далекие, неясные цели, достижение которых может и не произойти. Нужно найти такую цель, которая будет актуальна для обучающегося прямо сейчас. Например, написать код, который поможет тебе решить квадратное уравнение и т.д. Когда одна такая маленькая цель будет выполнена, можно ставить следующую. Чем короче будет период достижения, тем лучше. Потому что мотивацию ребенка будут поддерживать такие частые, пусть и небольшие, результаты.

Поддержать интерес к изучению программирования во многом помогает правильный выбор языка программирования, а также средств обучения. Безусловно, обучающимся более интересны те языки программирования, которые используют в своей профессиональной деятельности программисты. Таким, например, является язык Питон и многие др.

Стоит также отметить, что изучать программирование не обязательно по бумажным версиям учебника, который кажется современным детям «скучным». Для обучения можно использовать он-лайн учебники: «Яндекс.Учебник», обучающую платформу «Stepic», которая содержит большое количество различных бесплатных курсов, в том числе по программированию.

Важны также и те задачи, которые обучающиеся решают в процессе обучения программированию, особенно их формулировки. Они должны быть приближены к жизненным ситуациям, с которыми сталкиваются обучающиеся, или соответствовать их интересам (литературе, фильмам, музыке). Такие задачи решать гораздо интереснее, даже если их решение достаточно просто.

Хорошим подспорьем в формировании мотивации к изучению программирования может оказаться проект «Урок цифры». В рамках этого проекта обучающиеся знакомятся с новыми профессиями в IT-сфере, а также могут попробовать свои силы, в том числе в роли программиста, при прохождении тренажеров.

Безусловно, школьный курс основ программирования не может дать глубоких знаний в этой области. Он проходит всего лишь по «самому краешку бескрайнего океана». Поэтому если вами замечен талантливый или мотивированный обучающейся, то стоит предложить ему нечто большее. Для этого стоит обратить свой взор за пределы школы и школьного учебника. На данный момент в нашем городе функционирует Центр цифрового образования детей «IT-Куб», на базе которого функционирует Яндекс. Лицей, где ученики получают дополнительное или основное образование по языку программирования Python и промышленному программированию, детский технопарк «Кванториум». Здесь обучающиеся могут продолжить свое обучение основам программирования. Также можно предложить обучающимся современную литературу, подходящую их возрасту, или доступные обучающие курсы на он-лайн платформах. Такими курсами могут стать курсы проекта «Код будущего».

Подводя итог всему вышесказанному, хочется отметить, что то, кем станет наш обучающийся, в определенной степени зависит от нас. От того как мы сможем развить и направить наших подопечных, зависит по какой дороге они пойдут в будущем. Ведь как сказал римский писатель Сенека: «Не для школы, а для жизни мы учимся».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
"Как определить у обучающегося задатки будущего программиста? Из опыта работы"

Автор: Александра Васильевна Артамонова

Дата: 28.08.2023

Номер свидетельства: 636034


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства