kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская и творческая работа "В зеркале истории ".Тема работы:"Роль русского языка и русской интеллигенции в развитии культуры народов Дагестана"

Нажмите, чтобы узнать подробности

исследовательская работа В РАМКАХ ПРАЗДНОВАНИЯ 100 ЛЕТИЯ СО ДНЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДАГЕСТАНСКОЙ АССР

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская и творческая работа "В зеркале истории ".Тема работы:"Роль русского языка и русской интеллигенции в развитии культуры народов Дагестана"»

Министерство образования и науки Республики Дагестан












Республиканский конкурс исследовательских и творческих работ педагогов дополнительного образования и учащихся

«В зеркале истории»

В рамках празднования 100 летия образования -ДАССР
Номинация: «Исследовательская работа педагога»

Тема работы:

Роль русского языка и русской интеллигенции в развитии

культуры народов Дагестана.




















Язык, дошедший до наших времен, бесконечно дорогой клад, который тысячелетиями впитывал в себя мудрость народа, его традиции, философские взгляды на жизнь, все его духовное богатство. сейчас, как никогда, для нас важна роль объединяющей всех великой русской культуры,с которой вместе, взаимопроникая, обогащаясь, развивались культуры народов Дагестана.

Русский язык, который активно распространялся среди горцев ещё два столетия назад,стал не только средством межнационального общения, но и языком государственных учреждений, средством массовой информации республики и всех её институтов, Это язык многонациональной и многопрофильной культуры ,интегратор дагестанского языкового сообщества, генератор развития языков в Дагестане.

Я с уверенностью говорю, что без русского языка невозможно представить развитие культуры народов Дагестана, экономики и торговли, общественных отношений. Русские образы и обороты речи так вошли в наш быт,что без них не представить языки и наречия Дагестана, общение горцев друг с другом, художественные произведения местных авторов. Как мы можем, например, великого народного поэта Расула Гамзатова считать только дагестанским? Он более русский поэт,чем рожденные в Москве и в других краях России! В нём русское не отделить от дагестанского. Это живое единство культур и народов следует крепить и преумножать.Оно на благо всеми служит укреплению мира и взаимопониманию.

Великие и передовые деятели культуры России, гениальные поэты, начиная с Пушкина и Лермонтова, служили этой цели. Их вклад и влияние на культуру народов Дагестана, становление национальной школы, здравоохранение, формирование местной интеллигенции и многое другое просто невозможно переоценить. Они были у истоков дружбы и братства народов. И в их лице"Россия действительно играет прогрессивную роль по отношению к Востоку" - по словамФ.Энгельса, и, в частности, к Дагестану.Но и сам Дагестан по отношению к России начала 19 века сыграл свою важную роль,обогатил знания и мировосприятие русских людей, показал пример героической борьбы засвободу, открыл неведомое для России и Европы. Большой интерес и актуальность и в наше время вызывают свидетельства и материалы о пребывании в Дагестане замечательных поэтов, художников и ученых, кто знакомился с горной страной, её людьми, традициями и обычаями.Кто не просто бывал, но нес с собой великую культуру.В моем кратком исследовании невозможно охватить все, я остановлюсь лишь на периоде,охватывающем 19-й и начало 20 века. И вкратце расскажу о вкладе ученых-языковедов и кавказоведов, великих поэтов и художников этой эпохи.
Целью данной моей  работы, является, насколько возможно, кратко осветить и рассмотреть деятельность некоторых замечательных русских поэтов, писателей, учёных, художников, то есть тех, кто был первопроходцем в развитии культурных связей между народами Дагестана и России, кто не только укреплял дружбу и сотрудничество, но и заложил прочный фундамент в культуре,науке, искусстве развивающейся республики, кто был учителем и наставником её талантливых сыновей и дочерей. И в этом плане я думаю,что для нас особенно важна роль русского языка и русских подвижников в развитии культуры Дагестана. И самый ценный вклад -первых из них. Они работали в самых тяжёлых условиях того времени и, несомненно, должны служить примером для наших современников. Из их опыта мы должны сделать выводы для себя. Аэто значит - учиться у великих людей и продолжать их дело. Дагестан известен как один из самых многонациональных регионов России, в котором проживает более 36 народностей. В этой многонациональной палитре видное место занимают русские.

Первые русские поселения на территории Дагестана начинают формироваться с конца XV и второй половины XVI в. В 1588–1589 гг. в устье реки Терек была построена первая крепость Терки (Терский городок).

Следующий этап проникновения русских в Дагестан связан с персидским походом Петра I. В 1722 г. по его указу вдоль морского побережья был заложен ряд опорных пунктов и укреплений, сооружены укрепления и крепость на Аграханском полуострове, на реках Сулак, Орта-Бугам, Рубас. В 1724 г. было завершено строительство крепости Святого Креста, а в 1735 г. – крепость Кизляр, куда были переведены русские гарнизоны из крепости Святого Креста и других укреплений.

Новый этап формирования русского населения связан с подписанием в 1813 г. Гюлистанского мира между Россией и Персией, завершавшим процесс вхождения края в состав России и определявшим размещение российских войск вблизи крупных аулов Дагестана (Казикумух, Чирах, Курах, Ахты и др.).

С конца 80-х годов XIX в. начинается новый этап формирования русского населения Дагестана, связанный с колонизаторской политикой русского правительства и переселением русских на завоеванную территорию. Принятые правительством России законодательные акты («Положение о переселении в Терскую и Дагестанскую области», 1863 г.), «Закон о переселении и переселенцах», 1889 г.), проведение Владикавказской железной дороги, вовлечение Северного Кавказа, в том числе Дагестана, в общероссийский рынок и ряд других факторов способствовали миграции русского населения из центральных губерний России на Кавказ.

Приток русского населения усиливается после революции 1905 года и в годы правления П.А. Столыпина. Правительством были изданы указы и циркуляры, направленные на развитие переселения русских на Кавказ, в том числе и в Дагестан. Основными районами заселения русских стали Кизлярский, Хасавюртовский, Темир-Хан-Шуринский округа Дагестанской области. Значительное число русских заселяло города и поселки Дагестана: Петровск, Темир-Хан-Шуру, Дербент, Кизляр.

Следующий этап переселения в Дагестан приходится на годы Великой Отечественной войны. В Дагестан прибыло большое количество эвакуированного населения, среди которого были и русские.

В послевоенный период приток русского населения нарастал в связи с тем, что в Дагестан были направлены специалисты в области образования, медицины, сельского хозяйства и т.д. В результате в 1950 г. число русских достигло 213,8 тыс. человек, или 20,1 % населения республики. До середины 1960-х численность русских в Дагестане сначала стабилизировалась, а затем стала медленно уменьшаться. К сожалению, отток русского населения, начавшийся в 70-е гг. прошлого столетия, продолжается и сегодня. Согласно данным переписи 2010 года, русских в Дагестане насчитывалось 104 020 человек, или 3,57 % населения.

С переселением русских в Дагестане появились первые светские школы. Так, стационарная русская школа была открыта в 1838 году в Дербенте специально для обучения детей русских чиновников и офицеров, служащих в Дагестанской области. В 1842 году в укреплении Низовом было открыто русское училище с 40 учениками, в 1856 году по инициативе врача И.С. Костемеревского и фельдшера Львова в Нижнем Дженгутае была открыта школа для детей всадников дагестанского конного полка. Школы были открыты в Казикумухе, Дешлагаре, Нижнем Дженгутае, Ахтах и других населенных пунктах. Всех учебных заведений с преподаванием на русском языке в 1903 г. в области было 40 с общим количеством учащихся 2891, из них в городах в 23 учебных заведениях 2248, или 57%, в округах – в 17 учебных заведениях 643, или 43%. В 1904 г. в Дербенте была открыта школа виноделия, в 1911 г. в Темир-Хан-Шуре открыли ремесленную школу с бесплатным четырехгодичным обучением для подготовки грамотных мастеров по слесарному и столярному делу.

В конце XIX – начале ХХ века в школах и училищах Дагестана трудились десятки русских учителей, среди замечательных педагогов Е. Козубский, П. Егоров, Н. Тарасевич, Е. Балковая, А. Скрабе, Г. Глазунов. Г. Мустанов, А. Бокарев. Накануне октября 1917 года в 93 светских общеобразовательных школах Дагестанской области работало несколько сот учителей разной профессиональной квалификации. К 1925 году в Дагестане работало около 30 учителей со стажем педагогической работы свыше 25 лет.

В 1938 году в школы были направлены 250 молодых русских учителей, окончивших педучилища в Ростове-на-Дону, Москве, Орловской, Калининской, Горьковской и некоторых других областях. В 40-е годы в школы республики прибыло более 100 педагогов, окончивших вузы и педучилища страны. В 1950 году в республику прибыло около 1200 русских учителей, в 1951 – 1419, в 1952 – 1300, в 1953 – 1161. Но с началом Великой Отечественной войны ситуация намного осложнилась. Многие учителя были отправлены на фронт. В послевоенное время в дагестанские школы направили 450 русских учителей. Несколько позже количество молодых специалистов стремительно увеличивалось (до 1500 чел. в год).

Большую роль в распространении научных медицинских знаний, в снижении заболеваемости и смертности среди горцев сыграл знаменитый военный хирург Н. Пирогов, врачи Э. Андреевский, А. Годзиевский и другие. Огромный вклад внесли русские в дальнейшее становление и развитие здравоохранения Дагестана. В 1921 г. в городах Дагестана работало всего 18 врачей, и почти все они были приезжими из России.Значительную лепту в становление здравоохранения горного края внесли врачи С. Казаров, Н. Агриколянский, Н. Усачев, Р. Цюпак и др. В открывшийся в 1932 году в Махачкале Дагестанский мединститут приехали работать профессоры и доценты из центральных регионов России: М. Кумаритов, Ф. Бородулин, И. Шаров, Г. Руднев, В. Божовский, М. Доброхотов, А. Россов, В. Чудносоветов, Н. Мордвинкин, А. Подварко, Н. Курдюмов, В. Глазов, И. Мишенин, П. Капачев и др.

Неоценимый вклад внесли русские ученые в изучение горного края и развитие в нем науки, культуры, искусства. Это биолог проф. Н. Кузнецов, геологи М. Коншин, И. Стрижов, братья Лазаревы, Д. Голубятников, В. Суетнов, ученые–лингвисты И. Мещанинов, проф. С. Быховская, А. Генко, Н. Дмитриев, Л. Жирков, экономист Н. Даниялова, археологи супруги Вл. Котович и В. Котович, Л. Гмыря, фольклористы А. Назаревич и В. Кирюхин, историки В. Дзагурова, А. Криштопа, В. Егорова, Е. Иноземцева, писатели и поэты М. Ахмедова (Колюбякина), В. Носов, журналисты Пономарев, Л. Зеленин, Н. Комиссаров, Г. Бейбутова, А. Путерброт, Д. Трунов, художники И. Лаков, Б. Смирнов, Д. Капаницын, А. Августович, И. Афонина, Д. Беспалов, В. Горский, В. Горький, Б. Евсеев, Г. Конопацкая, А. Марковская, Г. Пшеницына, В. Колесников, А. Шарыпов, В. Логачев и др.

Русская музыкальная культура и ее представители внесли большой вклад в развитие дагестанского музыкального искусства. В дореволюционном Дагестане музыкальной педагогической деятельностью занимались М.К. Сухова, В. Молева. В 20–30-е гг. ХХ века в организации музыкального образования и исполнительства приняли активное участие И. Сафонов, О. Тимушева, М. Шувалова, М. Андреева-Петровская, И. Савченко, С. Иванова и многие другие. В предвоенные и военные годы в Дагестане работали музыканты из разных городов и республик. Среди них И. Шапошников, В. Кривоносов, Н. Иванов, В. Борисов и др. В 60–90-х годах ХХ в. значительный вклад в развитие музыкального образования внесли И. Трофимова, В. Селевко, Н. Енюков, В. Андреев, В. Александров, В. Чураев, В. Матюхин, Б. Белогуров и др. Заметную роль в музыкальной жизни республики играл С. Хржановский.

После установления советской власти в Дагестане в Темир-Хан-Шуре, Порт-Петровске, Дербенте были организованы художественные, музыкальные и театральные студии, открыт музыкально-театральный техникум, во главе которых стояли деятели русской культуры. В театральном техникуме руководителями были режиссер Б. Байков и артист Н. Шатров. В музыкальном техникуме преподавали О. Тимушева, И. Сафонов, В. Клин и др.

25 октября 1925 был создан Государственный республиканский русский драматический театр им. М. Горького. В 1930-е годы при театре работала студия, воспитанники которой пополнили первые профессиональные национальные коллективы – аварского, кумыкского, лезгинского, лакского, азербайджанского, татского театров. В 1934 театру было присвоено имя Максима Горького. Нельзя не отметить Владимира Муравьева – заслуженного артиста РСФСР, народного артиста РСФСР, Наталью Гостеву – заслуженную артистку ДАССР, Геннадия Голубева – заслуженного артиста РФ и Дагестана, народного артиста Дагестана, Алевтину Потапушкину – заслуженную артистку РФ и РД, Фаину Графченко – заслуженную артистку РФ и РД. Сегодня труппа насчитывает более 30 артистов.

В развитие танцевального искусства многонационального Дагестана весомый вклад внесли русские коллективы, такие как фольклорный ансамбль «Рыбачка» Тарумовского района, созданный в годы Великой Отечественной войны, хор «Волна» (1957 г.), фольклорная группа «Яблонька»(1985 г.).

В 2007 году в г. Кизляре был основан Народный музей казачьей культуры.

В годы Великой Отечественной войны решающей и преобладающей силой Красной Армии были сыны и дочери русского народа, проявившего беззаветный героизм в борьбе с фашизмом. Десятки тысяч русских дагестанцев были награждены боевыми орденами и медалями государства, 28 из них стали Героями Советского Союза, двое – Героями России. В послевоенное время 24 русским за высокие трудовые достижения было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

В числе выдающихся представителей русских дагестанцев военные: Петр Иванович Багратион (1765–1812) – участник Русско-турецкой войны (1787–1791), итальянского и швейцарского походов А.В. Суворова, командующий левым крылом русской армии в Бородинском сражении 1812 года; Михаил Петрович Воробьев (1896–1957) – маршал Советского Союза; ученые: Александр Вишневский – хирург, действительный член Академии медицинских наук СССР; Михаил Нагорный – ректор Дагмединститута.

Дагестанцы знают и помнят об исключительно прогрессивной роли русского народа в развитии их материальной и духовной жизни. И как дань глубокого уважения этой памяти, воздавая должное историческим заслугам русских учителей, врачей, инженеров, ученых, в столице Дагестана возведен памятник, посвященный представителям русского народа, связавшим свою жизнь с горным краем. Памятник представляет собой 10-метровую бронзовую скульптуру, изображающую скромную молодую женщину на постаменте, которая в правой руке держит глобус, а в левой – открытую книгу. Он символизирует роль русской интеллигенции в образовательном становлении дагестанского народа.

Памятник русской учительнице в Махачкале – это символ усилия, труда и самопожертвования русских учителей, которые навсегда останутся в памяти своих учеников.

Русские и сегодня продолжают вносить свою лепту в развитие Дагестана. Они успешно трудятся в аграрном и промышленном секторе, образовании, науке, культуре, государственных органах. Сегодня невозможно представить Дагестан без русского народа, органично влившегося в его многонациональную палитру. На протяжении многих десятилетий между дагестанцами и русскими складывались семейные и дружеские связи, с честью выдерживающие все испытания. 

Многие русские ученые и просветители внесли вклад в развитие как в целом Дагестана,так и в изучение различных областей знаний. Однако, наибольшее внимание в русской наукев то время было уделено изучению истории языка и этнографии народов СеверногоКавказа. Можно отметить серьёзные труды таких ученых, как Ю.Клапрот, А.Ребров. Ценные сведения о Дагестане собрал русский ориенталист И.Березин. Декабристы внесли немалый вклад в изучение истории и быта горцев. Н.Муравьёв составил турецкую грамматику и словарь языка тарковских кумыков. По этой грамматике и словарю изучали кумыкский язык А.Ермолов, А.Грибоедов и другие русские деятели на Кавказе.11Но первые капитальные труды по дагестанскому языковедению написал Петр Карлович Услар. За 25 лет изнурительного труда он сделал больше, чем кто-либо для дагестанцев идля науки. Местные языки долгое время оставались неизученными, и никто в мире о нихне знал. Да и во время Кавказской войны кому и какое дело было до этих языков! Только,может, самим горцам, кто более любознателен и пытлив. А кто о них знал? Благодаря П.Услару стало известно имя Магомеда Хандиева, который самостоятельно изучил русскую грамматику, овладел русской речью, перевёл на аварский одно из произведений Пушкина, а к концу жизни Магомед Хандиев, составил азбуку аварского языка. И всё он делал безпомощников, один. П.Услар с большой теплотой отзывался о нём и высоко ценил его труд. И мог опереться на труды безвестного энтузиаста науки. Находились и другие энтузиасты, которые стали помощниками русского ученого в его обширной деятельности.

Именно в Дагестане ученый-лингвист обнаружил для себя много интереснейшего и совершенного неизвестного в науке. Дагестан - эта гора языков, каждый из которых самобытен и выражает национальный характер, яркие особенности, отличные от семейств индо-европейских, фино-угорских и других мировых языков. С воодушевлением ученый окунулся в работу, а в 1863 году он сообщал академику А.Берже, известному дагестановеду того времени: "Благодаря отличным помощникам, отысканным мною, аварская грамматика вышла у меня весьма полною". Самым способным помощником оказался житель Чиркея Айдемир, знавший русский язык.П.Услар создавал азбуку, фонетику, грамматический строй языка, сборник слов, описывал границы применения, наречия, численность аварцев. Это был первый капитальный труд русского ученого по дагестанскому языковедению. Такой же капитальный труд и колоссальную работу П.Услар проделал по изучению лакского языка. Его помощником был житель села Куркли Абдулла Омаров. Чуть позже, к 70-м годам 19 века, П.Услар сумел издать свои труды по даргинскому, лезгинскому и другим языкам Дагестана. Он работал не щадя себя, уже смертельно больной. Очень тяжело было с помощниками, ведь люди не знали русский язык, редко кто овладевал грамотой. А трудиться по нескольку часов каждый день хотелось не каждому .П.Услар первым пришёл к выводу, что горские кавказские языки не родственны нитюркским, ни индо-европейским, а представляют собой "особое семейство языков".Ученые того времени высоко оценили труды П.Услара и считали, что на основании их могут быть составлены учебные пособия для горцев и для учителей будущих горских школ.П.Услар также первым проложил дорогу к просвещению горцев. Он помог избавиться от пренебрежения к местным языкам."Мнение о крайней бедности этих языков совершенно ошибочно и проповедуется людьми, которые не имеют о них никакого понятия"-утверждал он как человек более других познавший богатство дагестанских наречий. И егослова многократно потом были подтверждены дагестанскими поэтами, писателями и художниками.Передовая русская культура оказывала всё большее влияние на дагестанскую культуру,выдвигая из дагестанцев известных ученых. Это выпускник Тифлисской гимназии Шарапала Айгони, написавший еще в 1846 году "Дагестанские предания", кумык М. Османов,читавший в Петербурге курс лекций по мусульманскому законоведению, этнограф Г.Амиров, написавший статью "Среди горцев Северного Кавказа", известный ученый Гасан Алкадари, чей фундаментальный труд"Ассари -дагестан" заслужил высокую оценку русских деятелей науки.15Особое место в истории дагестанского просвещения занимают школы, открытые в1865-1867 гг. в Хунзахе, Кумухе и Гунибе для обучения горцев грамоте на родных языках по алфавитам, разработанным П.К.Усларом. Эти школы, к сожалению, вскоре были закрыты, вызвав отрицательную реакцию духовенства и не найдя поддержки российских властей.

Родные языки не русским не преподавались. Обучение велось только на русском языке.Конечно,такая политика самодержавия, возбуждала справедливое недовольство горцев, подталкивала их на путь революционной борьбы.И лишь со свержением самодержавия и утверждением новой советской власти была заложена правовая основа для развития национальных школ. 31 октября 1918 года было принято Постановление Народного Комиссариата РСФСР "О школах национальных меньшинств". И в 20-30-е годы с проведением широко - масштабной культурной революции в горных районах республики, в самых отдаленных аулах были построены сотни школ, библиотек, культурных учреждений, благодаря которым всё население становилось грамотным, читающим на родном и русском языках. Учителя из разных уголков страны отправлялись в Дагестан, чтобы нести свет знаний детям гор. Они стали настоящими подвижниками культуры и продолжателями дела П.К. Услара и его помощников.

Дагестан, его живописные виды и горы всегда поражают тех, кто впервые видит эту красоту. Чем дальше горы, тем живописнее. Смотришь - и не оторваться от этих картин.Они потом всплывают в памяти. Кажется, здесь должны быть художники, мастера живописи,способные запечатлеть прекрасные виды. На самом деле до 20 века художников не было. Религиозными канонами и традициями воспрещалось что-то изображать, особенно лица людей .И только благодаря русской культуре и русским художникам строгие нравы смягчились,устаревшие традиции преодолены. И впервые русские художники появились на Кавказе ещё в 18 веке. Среди них М.Иванов, запечатлевший виды Кизляра. Тогда художники специально посыпались на Кавказ, их работы помогали лучше понять неведомый край. Они выполняли роль фото репортёров, когда фотографий не было.М.Ю. Лермонтов был не только прекрасным поэтом, но и обладал замечательным талантом живописца.Он сумел запечатлеть виды Кавказа, образы горцев, эпизоды сражений. У него немало картин, связанных с Дагестаном: "В горах Дагестана", "Переход через Сулак в 1840 году" и другие эпизоды сражений. Вместе с М.Лермонтовым работал известнейший художник того времени Г.Гагарин.Именно на Кавказе наиболее полно раскрылся его незаурядный талант. В Русском музее вПетербурге хранится его картина "Сражение при Ахатли"- правдивое изображение войны в живописи. А в Третьяковской галерее в Москве есть картина "Свидание генерала Клюки фон Клюгенау с Шамилём", где представлены яркие образы. В 1845 году в Париже был издан альбом "Костюмы народов Кавказа". Литографии портретов представителей разных народов представлены в Кизлярском краеведческом музее им.Багратиона и других музеях республики Дагестан. В центральном дагестанском музее истории и архитектуры представлено картина другого замечательного художника эпохи Кавказской войны Г.Горшельта "Пленение Шамиля", где запечатлен замечательный образ Имама Дагестана и Чечни. Самая выразительная картина,свидетельствующая об одном из главных событий 19 века.

В дагестанском музее изобразительных искусств можно увидеть яркие полотна Франца Рубо. Он создатель величественных панорам "Оборона Севастополя", "Бородинская битва"и других выдающихся творений. Но, наверное, он бы не достиг великих высот в батальной живописи, если бы не побывал в Дагестане, не увидел бы виды гор, где шли кровопролитные сражения. Его кисти принадлежат картины "Штурм аула Ахты", "Штурм аула Салты", "Взятие аула Дарго графом Воронцовым" и другие. Среди них особо выделяется панорама "Штурм аула Ахульго". Она демонстрировалась на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде в1826 году.17 В своих картинах Рубо показывал обще человеческую трагедию, всю нелепость войны и несокрушимость духа горцев отстаивавшую свою свободу и Родину.

Особое место в истории дагестанского изобразительного искусства принадлежит Евгению Евгеньевичу Лансере (1875-1946). В 1912 году петербургское книжное издательство заказало художнику иллюстрации к повести Л.Н.Толстого "Хаджи-Мурат". И он с карандашом, кистьюи альбомом в руках совершил путешествие по всем местам действия повести. Позднее Е.Лансере писал: "Время моей жизни на Кавказе я считаю временем увлечения живописью,усиленной работы с натуры, раскрытия для меня многих сторон законов колорита".Во время своих путешествий художник побывал в Кизляре, сделал зарисовки дома, где в1852 году находился некоторое время молодой Лев Толстой. Но художника более привлекали пейзажи. Здесь, на Кавказе, осуществилась его мечта выйти из замкнутого"кабинетного мира" и "броситься в бесконечные глубины жизни, нас окружающей", в которой, «всё до мельчайших подробностей... бесконечно интересно».18В Дагестане Е.Лансере преподавал в женской гимназии, сотрудничал в журнале "Танг-Чолпан". А в 1919 году он организует "рисовальные курсы", где одаренная молодёжь, в том числе и талантливый Муэтдин -Араби Джемал, смогли получить азы профессионального искусства. В основе обучения лежала постоянная работа с натурой, этюды на пленэре, постижение тайн цвета и законов гармонии.Дагестанский период в творчестве Лансере охватывает период с 1912 г. по 1931 г. Это сложнейший период для художественной интеллигенции. Далеко не все смогли преодолеть испытания, многие разочаровались, иные сломались под натиском революционных бурь. НоЕ.Лансере устоял, потому что увлечен был работой в Дагестане, который подарил художнику своё понимание красоты и правды.

Самым талантливым учеником и продолжателем дела учителя стал М.Джемал. Еготворчество - целая эпоха в истории изобразительного искусства Дагестана. Он автор первых монументальных полотен историко-революционного жанра, летописец важнейших этапов жизни республики. Создал целую галерею героических портретов. Это замечательные образы Гамзата Цадасы, Сулеймана Стальского, Абуталиба Гафурова, Героев Советского Союза - дагестанцев.

"Природа и люди Дагестана с величественными, то суровыми, то волшебно- красивыми и бесконечно разнообразными пейзажами, с яркими и характерными типажами,своеобразием костюмов, жилищ для дагестанского художника является неисчерпаемым источником вдохновения и социальных тем..." Так утверждал Муэтдин Джемал.Творчество основоположника дагестанской профессиональной живописи стало возможным на основе изучения традиций народов республики, осмысления и восприятия русского и европейского искусства. И лучшие его работы не уступают работам мирового значения. Художественное училище в Махачкале гордо носит имя первого мастера живописи М. Джемала. Наряду с ним первыми замечательными художниками были Х. Аскар -Сарыджа, Н.Лаков, Ю .Моллаев. В Кизлярском краеведческом музее им. Багратиона некоторые произведения этих авторов выставлены в экспозиции. Они свидетельствуют о важных событиях истории страны и республики, о дагестанцах и о том, что братство и союз народов воплощены в творчестве наших художников. И это надо знать и помнить
Я думаю, что сейчас невозможно представить развитие дагестанской культуры в отрыве от русской. 200 лет исторического пути ознаменованы многими достижениями и значительным культурным ростом. В начале 19 века Дагестан был неизвестен миру, только русские ученые совершали здесь первые открытия, что-то исследовали. Но край был ещё оторван от цивилизации. Сами дагестанцы, в большинстве, были не грамотны, не было национальных школ, никаких культурных учреждений, кроме как мечетей. Религиозное просвещение составляло основу всех знаний. Присоединение Дагестана к России состоялось в 1813 году без массового волеизъявления горцев. Цари, их приближённые, генералы мало интересовались, тем чего хотят люди. Утверждая власть самодержавия, подавляли волю народа. И первый период нахождения Дагестана всоставе империи был кровавым. Десятилетия страшной войны могли только усилить противоречия, вызвать устойчивую неприязнь. И без того существовали объективные противоречия на почве незнания языков, обычаев, традиций, религии, укладов жизни.
Поэтому в своей работе я попыталась показать настоящий подвиг,совершенный русскими передовыми людьми, поэтами, писателями,художниками, учеными, которые, несмотря на бушующую войну и непонимание современников, вопреки политическим установкам самодержавия, преодолевая недоверие горцев, несмотря на всё, активно работали на сближение народов,сочувствовали кавказцам и помогали становлению национальной культуры. Их деятельность первопроходцев и вклад в объединение народов бесценны. Но, прежде чем внести свою лепту, передовая русская интеллигенция многое впитывала всвою душу. Кавказ не только очаровывал красотой, он давал силы для жизни и творчества,вдохновлял на создание великих произведений. Он был для одних колыбелью творчества,для других новым миром красоты и правды жизни.И разве можно теперь из культуры России вычеркнуть кавказские мотивы и темы! Подготовка кадров национальной интеллигенции Дагестана в изучаемый период проходила при непосредственном участии и соучастии представителей русской интеллигенции .На основе русского языка развивались национальные дагестанские языки, письменность народов, русскими учеными, учителями создавались школы, системы образования и просвещения. Благодаря русской культуре выросли многие поколения дагестанской интеллигенции, а среди них замечательные ученые, поэты, писатели, художники, такие, которые добились признания в стране и в мире. В целом, Дагестан настолько тесно связан с Россией по культуре и традициям, что ныне всех современных образованных жителей республики попытки экстремистов внести расколмежду народами, отделить Кавказ от России, ничего, кроме возмущения и недоумения, невызывают. 100-150 лет назад в худших условиях передовые люди сумели укрепить единство народов. Поэтому сейчас нам как никогда надо стремиться к объединению и сотрудничеству. Я хочу особо выделить что, Дагестан самый интегрированный, в российское общество регион, потому, что у нас язык общения –русский, государственный. Это говорит о том, что для нас это второй родной язык, который дает возможность говорить о том, что через язык, через культуру, через бренд «Россия» Дагестан воспринимают во всем мире.

Список использованной литературы:

  1. Д. Трунов «Свет из России». Махачкала-1956 год.

  2. История народов Северного Кавказа. Конец XVIII в.-1917 год. Под редакцией академика А.Л. Нарочницкого. Махачкала – 1988 год.

  3. Д. Васильев «Очерки истории низовьев Терека». Махачкала – 1986 год.

  4. Журнал «Народы Дагестана» №3, 2001 год.

  5. А. Попов «Декабристы литераторы на Кавказе». Ставрополь – 1963 год.

  6. Булач Гаджиев «Лермонтов в Дагестане». Махачкала – 1996 год.

  7. Базанов В. Очерки декабристской литературы. - М., 1953. - С.453 8. М. Гасанов «Дагестан в составе России» (2-ая половина XIX века). Махачкала – 1999 год.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Алимагомедова Элина Абдулкадировна

Дата: 23.03.2021

Номер свидетельства: 576464


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства