Использование интернет-технологий при изучении информатики
Использование интернет-технологий при изучении информатики
В статье представлен опыт применения дистанционных образовательных технологий и сервисов веб 2.0 средствами образовательного блога на уроках информатики с целью индивидуализации процесса обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование интернет-технологий при изучении информатики»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ
Е.В. Денисова, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Шахты Ростовской области «Средняя общеобразовательная школа №49» (МБОУ СОШ №49 г.Шахты)
Аннотация
В статье представлен опыт применения дистанционных образовательных технологий и сервисов веб 2.0 средствами образовательного блога на уроках информатики с целью индивидуализации процесса обучения.
Устанавливаемые Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения требования к предметным, личностным и метапредметным результатам вызывают необходимость изменения технологии организации обучения, в котором ученик становится активным участником учебной деятельности, а учитель - направляющим звеном. Перенос акцентов с «усвоения знаний» на формирование «компетентностей» включает в повседневную образовательную деятельность электронные учебно-методические пособия, видео-уроки, системы мультимедиа, интерактивные плакаты и многое другое.
Я применяю ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности в следующей системе: применение ЦОР на различных этапах урока: при проверке домашнего задания, при изучении нового материала, при закреплении пройденного; организация самостоятельной работы; контроль знаний учащихся; выполнение практических и лабораторных работ на основе электронных практикумов; использование тренажеров; дистанционное обучение.
При преподавании информатики я помогаю обучающимся выстроить индивидуальную образовательную траекторию для успешного изучения моего предмета, осуществляю интеграцию дистанционного и очного обучения.
Использованием Интернет-технологий в образовании я занимаюсь уже 5 лет. Все началось с участия в тренинге "Технология WEB 2.0". После тренинга я создала свой блог Информатика.ru, где стала размещать интересные материалы, полезные ссылки, интерактивные тесты; создала коллекцию учебных материалов, решенных заданий, видео-уроков; организовала онлайн работу; проводила самостоятельные работы и консультации; и общалась с учениками! Учащиеся старших классов создали свои блоги, которые играют роль электронных тетрадей, где в качестве домашних заданий публикуют свои презентации и сообщения. Удачным решением для 5-классников стало использование файловых хранилищ Box для размещения мной материалов очередного урока и домашних заданий (таким образом решается проблема отсутствующих на уроке). Ученики же в свою очередь выкладывают свои домашние задания. Это приобретает все большую важность в связи с возрастающим вниманием к индивидуализации, самостоятельности ученика в учении, формировании навыков самообразования. Осведомленность ученика в том, «что день грядущий нам готовит» может сыграть далеко не последнюю роль в выстраивании его индивидуальной образовательной траектории. К тому ж дети сами могут внести определенные предложения и к тематике и к формам работы над темой, а это уже сотрудничество и сотворчество, с одной стороны, и опять же реализация ИОТ, с другой.
В своей учебной деятельности я активно использую сервисы Web2.0, которые позволяют в достаточно короткое время (урок) создать учебный интернет-ресурс.
На уроках информатики используем виртуальные доски dabbleboard для общей работы. Сервис dipity.com использую для построения ленты времени при изучении биографий известных информатиков или при рассмотрении этапов развития компьютерной техники; сервисы MindMeister и Bubbl.us применяю для создания ментальных карт, которые позволяют оценить, как хорошо ученики могут видеть «общую картину» предмета или отдельной темы; сервис для совместной работы над документами – Документы Google (создание текста, электронных таблиц, совместных презентаций, различных анкет, календарей) и т.д.
Очень полезно интегрировать визуальные средства обучения с вербальными. Легкость встраивания в блог видеоклипов, подкастов, презентаций, слайдшоу и т.п. разнообразило создаваемую мною образовательную среду как с точки зрения восприятия учебного материала, так и с точки зрения формирования технологических навыков. Ученики получают в качестве домашнего задания для изучения нового материала электронный образовательный ресурс или учебное видео, которое сопровождается заданием, созданным в сервисе LearningApps. Если видео не содержит задания, то предлагаю ученикам составить несколько вопросов к нему. До следующего урока они должны его внимательно просмотреть. Это можно сделать в любое удобное время, в удобном месте, просмотрев сколь угодное количество раз сложные теоретические блоки. А на уроке, так как ученики в классе не тратили время на теоретический материал, основной акцент уделяю большому количеству практических работ, как в индивидуальной, так и групповой форме. Все это заинтересовывает ученика, у него появляется мотив к обучению. Учитель от источника знаний становиться фасилитатором, а ученик от потребителя становиться активным участником образовательного процесса.
Я пришла к выводу о целесообразности организации обучения в малых группах не только в системе очного, но и дистанционного обучения. Для формирования умения работы с информацией требуется не индивидуальная, а групповая работа, работа в сотрудничестве, которая позволяет совместными усилиями преодолевать возникающие трудности, помогать друг другу, обмениваться мыслями, рассуждать, опираясь на полученные знания, факты. В дистанционном обучении эта работа выполняется либо в режиме форума, чата, либо по электронной почте, желательно также в режиме on-line. Задание дается на группу одно, роли распределяются самими учащимися. Выполненное совместно задание отправляется учителю и оценивается им одинаково для всей группы (это один из принципов обучения в сотрудничестве). Такой подход и формирует чувство ответственности не только за собственную работу, но за работу всех членов группы, всей группы в целом. Свои мысли по поводу изученного учащиеся заносят на страницы своих блогов («Электронная тетрадь ученика»).
Индивидуальный подход к ученику осуществляю с помощью формирующего оценивания. На блоге размещена Таблица продвижения, где указаны ссылки на задания, сроки выполнения и критерии оценивания. Результаты работы отмечаю цветом: задание выполнено – зеленый, есть недочеты, нужно исправить – желтый, задание не выполнено – красный. Средствами Таблицы продвижения осуществляется интерактивное онлайн-консультирование обучающихся у учителя, имеется возможность мгновенно получать ответы на свои вопросы.
Что же образовательный блог дает ученикам:
Независимость в обучении от времени и места;
Возможность синхронного/асинхронного взаимодействия с учителем или сверстниками;
Самостоятельность в изучении материала;
Возможность сотрудничества и с педагогом и с одноклассниками.
Возможность высказать собственную точку зрения при более комфортной ситуации (особенно важно для тех, кто не любит публичных выступлений перед классом, кому легче высказаться письменно);
Возможность формирования и развития собственных интересов;
Для кого-то толчок к обучению в диалоге, повышение мотивации;
Хорошая среда для развития целого веера способностей и компетенций от учебно-познавательных, до информационно-коммуникационных, технологических;
А что дает блог учителю? Тут можно выделить три главных момента: