Использование разноуровневых заданий при реализации уровневой дифференциации обучения на уроках информатики
Использование разноуровневых заданий при реализации уровневой дифференциации обучения на уроках информатики
Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все больше значение приобретают те, которые связаны с поисками путей, повышения эффективности процесса обучения.
Ни для кого не является секретом, что использование передовых способов работы ведет к успеху.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование разноуровневых заданий при реализации уровневой дифференциации обучения на уроках информатики»
Абылбаева Р.С., учитель информатики
КГУ «СОШ №10»
Использование разноуровневых заданий при реализации уровневой дифференциации обучения на уроках информатики
Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все больше значение приобретают те, которые связаны с поисками путей, повышения эффективности процесса обучения.
Ни для кого не является секретом, что использование передовых способов работы ведет к успеху. Дифференциация обучения становится одним из таких перспективных направлений развития образования. Это определяется той ролью, которую играет дифференциация в развитии способностей, склонностей, познавательной активности учеников, нормализации учебной нагрузки обучаемых и т.д.
Все это обуславливает повышение интереса педагогов и методистов к проблеме дифференциации обучения.
Обучении информатике учащихся наиболее эффективно в условиях дифференцированного обучения. Когда каждый человек постигает знания и умения, составляющие содержание компьютерной грамотности, на определенном уровне, зависящим от его способностей, интересов, успеваемости, психологических особенностей и т.д.
Дифференциация обучения позволяет реализовать многообразие образовательных траекторий, способствует индивидуализации обучения, развитию познавательной активности учащихся, выбору профессионального пути, помогает определяться с продолжением образования в Вузе.
Информатика является одним из тех предметов, в которых дифференциация обучения реализуется наиболее естественным образом.
Существенные различия в знаниях и, особенно, в умениях работы на компьютере, неодинаковый уровень компьютерной грамотности учащихся вынуждает учителя информатики искать новые формы организации урока и всего процесса обучения в целом. Повышению эффективности обучения информатике способствует уровневая дифференциация.
Основными целевыми ориентациями уровневой дифференциации обучения информатики являются:
Обучения каждого ученика на уровне его возможностей и способностей;
Адаптация обучения к особенностям различным групп учащихся.
Эти целевые ориентации работают на разрешение основных специфических проблем обучения информатике: разный уровень знаний и умений работы ЭВМ; различные возможности доступа к компьютеру для выполнения домашних заданий и удовлетворения своих интересов, связанных с использованием современных технологий.
Подбор заданий для выполнения осуществляются с учетом, обязательных результатов обучения, межпредметных связей, практической направленности; уровней усвоения знаний учащимися (базового, среднего, высшего).
Построение урока информатики в условиях уровневой дифференциации обучения имеет следующий особенности:
Основными формами организации обучения информатике являются лекции (выдача теоретического материала) и лабораторных практикум. Варианты заданий, учебников, дидактических материалов должно позволять на едином базовом содержаний знаний варьировать процесс обучения.
Средствами обучения информатики в рамках реализации уровневой дифференциации обучения являются:
Система разно уровневых заданий;
Каталог наименований дополнительных теоретических материалов;
Специальные электронные учебные пособия и дидактический материал.
Выбор способов учебной работы школьника, побуждающего его к осознанию не только результатов, но и процесс своей работы. Важно, чтобы ученик могли рассказать то, что они делали в процессе урока и как организовали свою познавательную деятельность.
Особая подготовка учителя к систематическому осуществлению такой работы (разработка программ для каждого уровня, дидактического материала, лабораторного практикума, системы оценивания для каждого уровня)
Каждый ученик должен научиться самостоятельно добывать дополнительные знания, используя:
Дополнительную научную и популярную литературу;
Электронные учебные пособия;
Образовательные сайты в Internet;
Профессиональные форумы и чаты, консультации специалистов.
Самостоятельная работа учащихся делиться на две части:
1 – часть. Разбор решения поставленных задач в группах (групповая форма работы)
2 – часть. Самостоятельная решение задач. Задания для самостоятельной работы учащихся готовят в зависимости от целей, поставленных на уроке и с адаптацией на каждого ученика, т.к. разным детям требуется разное время, разный объем знаний, чтобы овладеть программных материалом.
На основе полученных теоретического знаний учащиеся могут выбрать задания по нарастающему уровню сложности:
Базовый уровень. Задания этого уровня содержат в себе обязательный уровень обучения. Это репродуктивные упражнения с четким алгоритмом их выполнения.
Средний уровень. Задания требуют обобщения нового материала, заставляют делать вывода, применять свои знания в новых ситуациях. Задания данного уровня – это мини – проекты, рассчитанные на одно занятие. При этом обговариваются цель, план и средства выполнения данного задания.
Высокий уровень – задания творческого характера и повышенной трудности, требующие сравнения, анализа, проведения исследовательской деятельность, то есть это, проектное – творческая деятельность, рассчитанная на выполнения в течение изучения одной темы. Для их выполнения необходимо:
Добывание дополнительной теоретической информации из научной и популярной литературы, электронных учебных курсов и индивидуальных консультаций преподавателя.
Большая самостоятельность выполнения заданий по сравнению с другими уровнями, так как ученики сами выполняют данный проект.
По такой нарастающей схеме каждый ученик начинает работу с базового уровня, постепенно поднимаясь до того уровня, который считает для себя необходимым. И от этого, как в начале урока учитель поставит проблему, сможет ли заинтересовать учеников, зависит стремление детей выполнить большой объем заданий.
На уроках информатики можно использовать индивидуальную и групповую дифференцированные формы учебной деятельности. Индивидуальная работа школьников на уроках информатики может организоваться на всех этапах обучения, начиная с этапа объяснения и заканчивая этапами систематизации, обобщения и контроля знаний. Групповую форму организации учебного процесса целесообразно использовать на этапах повторения и обобщения знаний по нескольким темам курса, а так же на этапе контроля знаний. При этом работа в группах может определенным образом перестраиваться и видоизменяться в зависимости от того, в каком классе она ведется и какие дидактические задачи решаются. Различают следующие виды групповой деятельности:
- кооперативная – разные группы выполняют отдельные части общего задания;
- индивидуализированная - каждый учащийся выполняет ту часть задания, к которой имеет наибольшую склонность;
- дифференцированная – состав группы определяется близкими познавательными возможностями учащихся.
При организации индивидуального подхода к обучению учителем учитываются следующие особенности учащихся:
- уровень усвоения необходимых знаний и умений;
Способности и интерес к изучению учебного предмета (в нашем случае - информатики).
Для определения этих особенностей школьников на уроках информатики могут использоваться соответствующее программное обеспечение, тестовые задания, анкетирование.
Анкетирование – может использоваться учителем на уроках информатики, для того чтобы определить, в группу какого уровня следует отнести или иного ученика.
Подбор заданий для группового и индивидуального выполнения учитель должен осуществлять с учетом: