Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках
Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках
Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. Каждый современный образованный человек, а тем более учитель, должен быть информационно компетентным. Внедрение информационно-коммуникативных технологий позволяет повысить эффективность деятельности учащихся на уроках проектной деятельности, а также сделать эту деятельность разнообразнее.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Увлечённый новыми технологиями, мудрый учитель использует только те её открытия, которые помогут раскрыть, развить и реализовать способности ребёнка.
Актуальность: Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. Каждый современный образованный человек, а тем более учитель, должен быть информационно компетентным. Внедрение информационно-коммуникативных технологий позволяет повысить эффективность деятельности учащихся на уроках проектной деятельности, а также сделать эту деятельность разнообразнее. Использование мультимедиа позволяет предоставить обучающимся больше возможностей для самостоятельной и независимой работы в проектных группах. Проектный метод обучения предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится на педагогике сотрудничества. Информационно-коммуникативные технологии дают возможность учителю идти в ногу со временем и делают процесс обучения интересным.
Проблема проекта: большой объем информации, который нельзя передать ребенку с помощью традиционных средств обучения.
Цель:организация проектной деятельности учащихся с применением информационно-коммуникативных технологий.
Предметом исследования является – ИК технологии на уроках проектной деятельности.
Объектом исследования являются – ИК технологии.
Гипотеза: если активно внедрять ИК технологии в образовательный процесс, то это повысит качество обучения учащихся на уроках проектной деятельности.
Задачи:
Изучить современные теоретические, методические подходы к применению ИКТ в педагогическом процессе и на уроках проектной деятельности.
Организовать учебную деятельность на уроках проектной деятельности путем внедрения инновационных программ и технологий в процесс работы с учащимися.
Провести диагностику внедрения ИК технологий на уроках ОПД путем ведения мониторинга.
Продукт проекта: разработка системы рекомендаций учителям проектной деятельности по организации урока с применением ИКТ технологий, с целью повышение мотивации учащихся к учению;
- повышение потребности приобретать новые знания;
- повышение познавательного мышления учеников;
- повышение интенсивности урока;
- повышение продуктивности урока;
- снятие фактора тревожности некоторых учащихся на уроке.
Так же своими наработками по теме исследования я делилась с коллегами на заседаниях методического объединения.
Срокиреализациипроекта
2009-2010 уч. год (подготовительный, созидательный этапы);
2010-2011 уч. год (реализационный этап);
2011-2012 уч. год (мониторинговый этап).
Однимиз существенных способов развития интеллектуальных и творческих способностей детей и формированию стремления к учению на более высоком уровне является организация исследовательской деятельности и проектной с использованием ИКТ. Для школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.
Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя проектной деятельности информационно-коммуникативных технологий, включающих в себя: компьютерные презентации, работу с ресурсами Интернет, использование готовых обучающих программ.
Таким образом, применение ИК технологий на уроках курса «Основы проектной деятельности» необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне. Компьютер в классе на рабочем месте учителя, подключенный к проектору становится современной многофункциональной школьной доской. Он позволяет поднять уровень наглядности в учебном процессе, осуществить демонстрацию материала с обратной связью, когда учитель или ученик могут участвовать в происходящем на экране процессе с помощью управления процессом посредством компьютера.
Этапы реализации проекта
Этап
Содержание деятельности
Результаты реализации этапа проекта
1. Подготовительный этап
Изучение ИКТ-технологий.
Изучение научно-педагогической литературы по теме проекта.
Разработка плана реализации проекта.
Создания компьютерных презентаций в программе MS PowerPoint.
Была изучена следующая научно-педагогическая литература:
В. Волков. Современные мультимедиа // Компьютер-ИНФО, 9’99. С.121;
В.Голосов. Использование ИКТ на уроках.
Был разработан план работы над данной темой, в частности использование ИКТ на уроках курса «Основы проектной деятельности»
2. Созидательный этап
Создание презентаций к урокам.
Проведение открытых уроков с использованием презентаций на уроках.
Выступление на кафедре гуманитарных наук.
Создание методической копилки проектов.
Была разработана памятка для учеников с точки зрения «Сертификата безопасности» применения ИК технологий. Ученики были ознакомлены с правилами безопасной работы на компьютере с сетью Интернет, с поиском информации в электронных каталогах, с отбором необходимой информации.
Были разработаны презентации к урокам ОПД:
- работа со справочной литературой, классификация материалов, сбор информации, работа с книгой, оформление дневников наблюдений.
Были даны открытые уроки с использованием компьютерных презентаций, подготовлено выступление на заседании кафедры гуманитарных наук.
Демонстрация на интерактивной доске примеров, упражнений, контрольных заданий, справочного материала, тренажеров, рисунков, ссылки на ресурсы, занимательные задания, кроссворды, викторины, аудио и видеоматериалы.
Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения. Компьютерные технологии позволяют ставить перед учащимся и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.
3. Реализационный этап
На уроках проектной деятельности в 9Б классе внедряю и применяю следующие ИК технологии:
создание компьютерных презентации в программе MS PowerPoint, проектный метод.
После проведения серий уроков в компьютерном классе с использованием компьютерных презентаций психологом школы было проведено исследование эмоционального отношения к учению:
уровень
9 класс
1 уровень
73%
2 уровень
18%
3 уровень
9%
4 уровень
-
5 уровень
-
Таким образом, высокий уровень мотивации, при котором интерес к учению становится смыслообразующим мотивом у ребенка (1 уровень) сформирован у 73% учащихся, что доказывает эффективность использования данной технологии в учебном процессе.
На уроках проектной деятельности я также использую метод конкретных ситуаций, применение которого необходимо для формирования технологической компетентности учащихся. Благодаря методу учащиеся учатся извлекать и классифицировать необходимую информацию, осуществлять мыслительные операции синтеза и анализа.
4. Мониторинговый этап
Анализ результатов внедрения ИК технологий на уроках проектной деятельности путем отслеживания качества знаний, мотивации к обучению. В процессе анализа результатов необходимо определить для себя те моменты, которые требуют корректировки, доработки или создания и использования чего-то нового, ранее не задействованного.
Использование мультимедийных презентаций на уроках курса «Основы проектной деятельности» сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и звук, и графика. Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.
Опыт создания и использования компьютерных презентаций был обобщен в рамках Августовского педагогического совета-2011, семинаров, выступлений на заседаниях кафедры гуманитарных наук.
Была создана методическая копилка компьютерных презентаций к урокам ОПД в 5-9 классах.
Повысилось качество обучения учащихся по предмету при активном использовании ИК технологий на различных этапах урока: в 9Г классе на 2011-2012 учебный год средний балл по предмету составил 4,9 балла, что на 0,2 балла выше по 2010-2011 году и на 0,3 балла выше, чем в классах, где неактивно использовались ИК технологи на уроках ОПД.
Повысился общий уровень развития учащихся. Это подтверждается активным участием в интеллектуальных играх «Что? Где? Когда?» и занятие призовых мест учащимися.
Повысилась мотивация к изучению предмета;
Повысился уровень комфортности на уроках;
Повысилась плотность урока;
Повысилась эффективность уроков.
Исследовательский опыт школьников можно определить как результат учебно-исследовательской деятельности, выражающий способность ученика осваивать окружающую действительность посредством методов научного исследования. Важно обратить внимание на следующее: если учебно-исследовательская деятельность школьников направлена на освоение детьми окружающего мира посредством методов познания (исследования), то и исследовательский опыт ребенка можно определить как часть его жизненного опыта. Компонентами опыта являются: 1) знание методов исследования; 2) исследовательские умения; 3) ценностное отношение ученика к процессу и результатам исследования.
Этапы работы методом проектов:
- мотивационный (учитель заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики обсуждают, предлагают собственные идеи);
- планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, выбирается способ реализации и использования ИКТ, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
- информационно-операционный (ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
- рефлексивно-оценочный (ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную и письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности)
Использование ИКТ дает возможность оперативно вносить изменения, дополнения, облегчает хранение и доступ к информации. Учитель, использующий в своей работе ИКТ, перестает быть для ученика единственным источником информации, носителем истины и становится партнером ребенка в процессе обучения. Учитель должен постоянно повышает свою квалификацию по овладению информационными технологиями. На семинаре-практикуме «Об использовании медиа и Интернет-ресурсов в ходе учебной и проектной деятельности в МБУ средней общеобразовательной школе № 21» (декабрь 2009г.) я проводила обзор мультимедиаресурсов Интернет, на заседании МО выступала с докладом об эффективном применении информационных технологий в обучении учащихся. Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс, но и повышают мотивацию обучения.
Описание достигнутых образовательных результатов:
Диагностика результатов обучения показала, что в параллели классов, где регулярно проводятся уроки проектной деятельности с ИКТ, учащиеся лучше усвоили тему, у них выше успеваемость, чем показатели по темам, изученным традиционным путем. По окончании изучения тем проводились срезовые работы, тестирование с целью выяснения уровня усвоения основных понятий.
Повышение качества учебно-познавательной деятельности: средний балл по предмету в 9В классе вырос с 4,4 в I четверть, до 4,6 во II четверти, 4,7 в III четверти и на конец 2012 года составил 4,8 балла.
79% учащихся удовлетворены результатами своей деятельности. (По результатам анкетирования, 19 учащихся из 24).
Мониторинг уровня школьной мотивации
При изучении темы у школьников проявился рост мотивированности к изучению темы, к саморазвитию и самообразованию. В результате беседы выявлено, что составление презентаций, выполнение различных заданий на компьютере (работа с Интернет, электронными дисками, тесты, задания, викторины, кроссворды и др.) развивают навыки работы с компьютером, информацией. Ученики объясняют необходимость знания компьютерных технологий, так как наша современная жизнь протекает в условиях формирования единого информационного пространства, знание компьютера необходимо людям практически всех профессий.
При подготовки домашнего задания учащиеся составили творческие работы, проекты используя ИКТ.
Таким образом, применение ИКТ-технологий является перспективным, так как позволяет:
комплексно решать образовательные, воспитательные и развивающие задачи;
поставить каждому обучающемуся (за счет возможностей, предоставляемых средствами ИКТ) конкретные задачи в зависимости от его способностей, мотивации, уровня подготовки;
применить различные типы электронных средств учебного назначения, активизирующие учебную деятельность;
частично освободить преподавателя от выполнения информационной, тренировочной и контролирующей функций;
формировать у школьников навыки самостоятельного овладения знаниями;
стимулировать положительную мотивацию учения за счет интегрирования всех форм наглядности;
осуществить учебную деятельность с немедленной обратной связью и развитой системой помощи.
Использование средств ИКТ на уроках проектной деятельности является одним из способов оптимизации учебного процесса за счет создания условий для организации активной самостоятельной учебной деятельности, для осуществления дифференцированного и индивидуализированного подхода при обучении школьников.
Применяя ИКТ-технологии, учитель не только даёт знания, но еще и обучает школьников приёмам обработки информации, разным видам деятельности; сталкивает ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса, что нацеливает их на поиски нестандартных решений, на самообразование; благодаря такой работе ученик сможет максимально раскрыться, показать все свои возможности и способности, проявить и развить свои таланты. А главное – найти себя, почувствовать свою значимость и осознать, что он – личность, способная мыслить, творить, создавать новое.
Система рекомендаций учителям проектной деятельности по применению ИКТ на различных этапах урока
На уроках, в зависимости от его целей, необходимо использовать разнообразные дидактические средства обучения:
1) Использование цифровых ресурсов при объяснении нового материала: презентации, информационные Интернет – сайты, информационные ресурсы на дисках.
2) Использование ЦОРов при отработке и закреплении навыков: компьютерные обучающие программы, компьютерные тренажеры, ребусы, компьютерные игры, печатный раздаточный материал (карточки, задания, схемы, таблицы, кроссворды без автоматической обработки результатов) – (цифровые таблицы), печатный иллюстративный материал.
3) Использование ЦОРов на этапе контроля знаний: компьютерные тесты (открытые, закрытые), кроссворды (с автоматической обработкой результата).
4) Использование ЦОРов длясамостоятельной работы учащихся: цифровые энциклопедии, словари, справочники, таблицы, шаблоны, электронные учебники, интегрированные задания.
5) Использование для исследовательской деятельности учащихся: цифровые естественнонаучные лаборатории, Интернет.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу учителя курса «Основы проектной деятельности» способствует достижению основной цели - улучшению качества обучения, доступности образования, обеспечению развития личности, ориентирующийся в информационном пространстве. Использование информационных технологий в учебном процессе позволяет повысить не только эффективность, мотивацию учащихся, но и сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.
Приложение 1
Метод проектов.
В основе метода проектов лежит:
развитие познавательных умений и навыков учащихся;
умение ориентироваться в информационном пространстве;
самостоятельное конструирование своих знаний;
интегрирование знаний из различных областей наук;
критическое мышление.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев). Чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, его актуальностью, а также возможностью его решения при привлечении знаний учащихся из разных областей, изучаемых в школе наук.
Проектная технология предполагает:
наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;
собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.
Проектное обучение активизирует истинное учение учеников, так как оно:
личностно-ориентировано;
самомотивируемо (как результат, у учеников по мере выполнения работы возрастает к ней интерес и степень увлеченности ею);
позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;
приносит удовлетворение ученикам, видящим результаты своего собственного труда.
Использование проектной технологии в работе требует от учителя серьезной подготовительной работы. Необходимо выделить этапы работы над проектом, содержание работы на этапе, деятельность учащихся, деятельность учителя.
Подготовительный этап:
а) выбор темы и целей проекта (через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т.д.);
б) определение количества участников проекта, состава группы.
Учащиеся обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели. Учитель знакомит с сутью проектной технологии и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей.
Планирование работы:
а) определение источников информации
б) планирование способов сбора и анализа информации
в) планирование итогового продукта (формы представления результата)
Продукт:
– отчет (устный, письменный, устный с демонстрацией материалов);
- издание сборника, фильма, макета – организация конференции и т.д.
г) установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов;
д) распределение обязанностей среди членов команды
Вырабатывают план действий.
Формулируют задачи.
Предлагает идеи, высказывает предположения, определяет сроки работы (поэтапно)
Исследовательская деятельность:
сбор информации, решение промежуточных задач.
Основные формы работы:
интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников, исторического материала, памятников. Организация экскурсий, экспериментов, экспедиций и т.д. Учащиеся проводят исследования, решая промежуточные задачи. Учитель наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, организует и координирует в случае необходимости отдельные этапы проекта.
Результаты или выводы.
Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результата
Анализируют информацию. Оформляют результаты.
Наблюдает, советует.
Представление готового продукта.
Представление разнообразных форм результата работы.
Отчитываются, полемизируют, отстаивают свою точку зрения, делают окончательные выводы.
Слушает, задает вопросы в роли рядового участника.
Оценка процесса и результатов работы.
Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок. Оценивает усилия учащихся, креативность мышления, качество использования источников, потенциал продолжения работы по выбранному направлению, качество отчета.
Технология проекта – одно из перспективных направлений в деятельности школы, кроме того, это увлекательное и интересное занятие и для учащихся, и для учителя.
Основными задачами проектного образования школьников по содержанию являются: формирование наглядно – образного представления об окружающем мире. По влиянию на формирование личности: развитие рефлексии, внутреннего плана действий, произвольности, коммуникативных навыков, обобщенных способов учебной деятельности.
Введение ПК в учебный процесс расширяет возможности преподавателя, обеспечивает его такими средствами, которые позволяют решать не решаемые ранее проблемы, например:
- совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения (максимум работы с каждым учащимся);
- компьютеры могут помочь там, где учитель «не может разорваться» (ликвидация пробелов, возникших из-за пропуска уроков);
- повышение продуктивности самоподготовки после уроков;
- средство индивидуализации работы самого учителя (компьютер — хранилище результатов творческой деятельности педагога: придуманных им интересных заданий и упражнений — всего того, что отсутствует в стандартных учебниках и что представляет ценность для других педагогов);
- ускоряет тиражирование и доступ ко всему тому, что накоплено в педагогической практике;
- возможность собрать данные по индивидуальной и коллективной динамике процесса обучения. Информация будет полной, регулярной и объективной.
Сущность развития личности школьника при выполнении исследования заключается в качественном изменении познавательной деятельности, в которой он выступает как субъект. Эти изменения происходят за счет изменения целей, мотивационной сферы, предметных действий и умений учащихся, а также позиции самого школьника, который, накапливая опыт, становится более активным и самостоятельным. Включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность подразумевает их активное участие в познании действительности посредством исследовательских методов. Этот процесс предполагает достижение учащимися состояния удовлетворения процессом, результатом и возникающими межличностными отношениями.
В педагогике опыт - широкое понятие, употребляемое в нескольких значениях:
учебный - как система знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе организованного обучения и воспитания;
как знания, умения, навыки, приобретаемые вне систематически организованного обучения и воспитания;
как один из приемов обучения;
какэксперимент;
как научное наблюдение изучаемого явления;
как самостоятельный вид в исследованиях выделяется опыт педагогический.