kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Информационное законодательство как базовый компонент образовательного процесса

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье анализируются актуальные проблемы развития информационного законодательства как главного компонента информационного права. Выявляются отдельные базовые характеристики информационного законодательства и условия его использования в образовательном процессе юридических вузов. В статье рассмотрена проблема совершенствования процесса формирования профессиональных знаний в области информационного права при подготовке юристов в высших учебных заведениях.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Информационное законодательство как базовый компонент образовательного процесса»

ИНФОРМАЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КАК БАЗОВЫЙ КОМПОНЕНТ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Проблема: В статье анализируются актуальные проблемы развития информационного законодательства как главного компонента информационного права. Выявляются отдельные базовые характеристики информационного законодательства и условия его использования в образовательном процессе юридических вузов. В статье рассмотрена проблема совершенствования процесса формирования профессиональных знаний в области информационного права при подготовке юристов в высших учебных заведениях.

Методы: Для решения данных проблем проведен комплексный анализ возможных путей их решения. Использованы методологические подходы и требования при разработке основных составных элементов учебно-методических материалов по реализации государственного образовательного стандарта в части преподавания учебной дисциплины "информационное право".

Результаты: Результатом проведенного исследования являются сформулированные профессиональные компетенции в части изучения информационного законодательства и требования к подготовке профессиональных юристов в области правового обеспечения информационной сферы.

Дискуссия: Необходимость изучения информационного законодательства в образовательном процессе в юридических вузах определяется интересом научной общественности в области информационного права. Практическая значимость включения раздела "информационное законодательство" в состав профессионального цикла государственного образовательного стандарта подтверждается позициями ведущих ученых и практикой юридической деятельности.


Ключевые слова: учебная дисциплина, образовательный процесс, элементарные знания, профессиональные компетенции, информационное право, содержание информационного права, информационное законодательство, базовые законы, общие положения базовых законов, основные понятия информационного права, принципы информационного права, правовой статус субъектов информационного права, правовой климат правового обеспечения, отраслевой правовой режим, комплексные отрасли права.


Information legislation as a basic component of the educational process


Purpose: The article analyzes the current problems of the development of information legislation as a major component of information law. Identified some basic characteristics of information legislation and the conditions of its use in the educational process of law schools. The article deals with the problem of improving the process of formation of professional knowledge in the field of information law in the preparation of lawyers in higher educational institutions.

Methods: To solve these problems, a comprehensive analysis of possible ways of solving them. Used methodological approaches and requirements for the development of the main constituent elements of teaching and learning materials for the realization of the state educational standard of the teaching of the discipline "Information Law".

Results: The result of the study are set forth in the professional competence of the study of information legislation and the requirements for the preparation of the legal profession in the field of legal support of the information sphere.

Discussion: The need for the study of information legislation in the educational process in law schools is determined by the interest of the scientific community in the field of information law. The practical significance of the inclusion under "information law" in the professional cycle of state educational standards is confirmed by the positions of the leading scientists and practice of legal activity.


Key words: academic discipline, the educational process, basic knowledge, professional competence, information law, the content of information law, the basic law, information legislation, the general provisions of the basic law, the basic concepts of information law, the principles of information law, legal status of the subjects of information law, the legal climate of legal security, sectoral legal regime, the complex area of law.


Одним из главных разделов знаний учебного курса в образовательном учреждении, являются знания информационного законодательства.

Напомним, что образовательный процесс в юридических вузах должен быть организован в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. В этом документе сформулированы требования, обязательные при реализации основных образовательных программ основного общего образования.

Одним из таких требований является обучение учеников знаниям и умениям по решению задач, связанных с применением нормативных правовых актов в информационной сфере. Названные задачи сводятся не только к знанию нормативного правового массива и умению хорошо ориентироваться в нем, но и к навыкам его использования для правильной квалификации действий субъектов информационных правоотношений.

Глубокое изучение информационного законодательства в учебном процессе позволяет выпускникам общеобразовательных школ овладеть профессиональными компетенциями.

Информационное законодательство как главный элемент информационного права занимает ведущее место в структуре информационного права, поскольку нормативный правовой массив обеспечения информационной сферы по своей природе является стабилизирующим звеном правового обеспечения информационного общества.

Информационное законодательство как самостоятельное направление системы правовой информации (российского законодательства) было зарегистрировано Указом Президента Российской Федерации «О классификаторе правовых актов» под шифром 120.000.000 (информация и информатизация) [2], поэтому можно считать, что это обстоятельство стало отправной точкой официального оформления информационного права в качестве самостоятельной отрасли права в нормативной его части.

Известно, что информационное законодательство является одной из форм (или источников) информационного права. Однако знание о форме (образе) предполагает и знание о сущности права как меры свободы [3, с. 136 - 137] и содержании - границах правил поведения субъектов правоотношений [4, с. 320 - 324], об общих нормативных дозволениях и запретах в информационной сфере [5, с. 45 - 65]. Вопрос о форме и содержании информационного права, их многообразии заслуживает отдельного внимания и описания со стороны исследователей в области науки. Например, актуальным является проблема официального электронного опубликования нормативных правовых актов [6, с. 12 - 19].

Развернутые знания об информационном законодательстве учащимся нужны не только для формального приобретения навыков и умений квалифицированного применения норм информационного права, содержащихся в нормативных правовых актах. Изучение особенностей информационного законодательства необходимо еще с целью познания его структурных свойств и закономерностей развития [7, с. 324 - 337], а также его влияния на порядок правового регулирования информационных правоотношений и даже на формирование института правового мониторинга [8, с. 372 - 374].

Известно, какое значение в связи с этим обстоятельством имеют базовые законы разных отраслей права, которые не только закрепляют главные (основные) положения правового регулирования тех или иных отраслевых правоотношений, но и определяют режимные особенности такого регулирования. К ним относятся Конституция РФ для конституционного права, Гражданский кодекс РФ для отрасли гражданского права, Уголовный кодекс РФ для уголовного права, Кодекс об административных правонарушений РФ для административного права и т.д.

Для информационного права к таким базовым законам [9, с. 117] относится прежде всего Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [10] (далее - Закон «Об информации»), который занимает ведущее место в регулировании правоотношений информационной сферы.

Названный Закон закрепляет основные (базовые) понятия информационной сферы и их определения, общие принципы правового регулирования, общий правовой статус основных субъектов информационных правоотношений, а также общие дозволения, запреты и ограничения в информационной сфере.

Например, в ст. 2 закрепляет и определяет такие основные понятия информационного права, как «информация», «информационная система», «информационно-телекоммуникационная сеть», «доступ к информации», «обладатель информации», «оператор информационной системы», «владелец сайта в сети Интернет», «провайдер хостинга», «электронное сообщение», «информационные технологии» и др. Данные понятия и их определения носят легальный характер, они направлены на единое понимание зафиксированных в них терминов и должны учитываться законодателем при формировании норм федеральных законов и других нормативных правовых актов в информационной сфере общественных отношений.

Такое же значение для отраслевых норм информационного законодательства имеют зафиксированные в ст. 3 Закона «Об информации» принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации. К ним относятся принцип свободы информации, принцип установления ограничений доступа к информации только федеральными законами, принцип открытости официальной информации, принцип достоверности информации и своевременности ее предоставления, принцип обеспечения безопасности информационных систем.

В ст. 5 Закона «Об информации» приводится основная классификация информации по разным основаниям: в частности, по категориям доступа (общедоступная и ограниченного доступа), в зависимости от порядка ее предоставления или распространения (свободно распространяемая, по соглашению, обязательного предоставления или распространения, ограниченного распространения или запрещаемая для распространения). Причем оговаривается, что законодательством Российской Федерации могут быть установлены и иные виды информации в зависимости от ее содержания или обладателя.

Важное значение для информационного законодательства имеют нормы Закона «Об информации», закрепляющие общий правовой статус основных субъектов информационных правоотношений - обладателя информации (ст. 6) и оператора информационных систем (ст. 16).

Кроме того, Закон «Об информации» определяет общий правовой режим и его условия:

- доступа к информации (ст. 8) и его ограничения на законных основаниях - защита конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства (ст. 9);

- распространения (ст. 10) и документирования информации (ст. 11);

- формирования и использования информационных систем (ст. 13), информационно-телекоммуникационных сетей (ст. 15);

- защиты информации (ст. 16), информационных систем (ст. 13) и использования информационных технологий.

К базовым законам информационного права относится и Закон»О персональных данных» [11], который определяет основные понятия в области защиты персональных данных, принципы и общие условия обработки последних (ст. ст. 5 - 10), правовой статус субъекта персональных данных (ст. ст. 14 - 17) и оператора их обработки (ст. ст. 18 - 22), а также уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных - органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере информационных технологий и связи (в настоящее время это Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации).

Изучение Федерального закона «Об электронной подписи» [15] (далее - Закон «Об электронной подписи») позволяет ученикам получить элементарные знания в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий. Названный Закон закрепляет базовые понятия и их определения, имеющие значение в области использования электронных подписей (ст. 2), принципы использования электронной подписи (ст. 4), правовой статус субъектов информационных правоотношений в области использования электронных подписей (ст. ст. 8, 10, 13, 15 - 16), правовой режим различных видов электронных подписей (ст. ст. 6 - 7, 9, 11).

Таким образом, базовые законы информационного права занимают особое место в системе информационного законодательства. Их специфика заключается в двух свойствах, они призваны:

а) определять с помощью общих (основных) положений нормативный правовой климат правового обеспечения для всей информационной сферы человеческой деятельности в целом, т.е. вне зависимости от отраслевого на нее воздействия;

б) непосредственно регулировать информационные правоотношения, возникающие по поводу информации и в связи с использованием главных объектов права информационного содержания (информационных систем, информационно-телекоммуникационных сетей, массовой информации и информации ограниченного доступа, электронной подписи, информационных технологий, защиты информации и информационной безопасности).

К общим положениям базовых федеральных законов правового регулирования информационной сферы общественных отношений относятся:

- основные (базовые) понятия информационной сферы и их определения;

- принципы правового регулирования;

- правовой статус основных субъектов информационных правоотношений;

- общие правила поведения субъектов информационных правоотношений;

- общие дозволения, запреты и ограничения в информационной сфере.

Иначе говоря, нормы базовых законов информационного законодательства определяют основные положения общего правового режима информации и связанных с нею информационных систем. При этом правовые нормы базовых законов рассматриваются как общие нормы по отношению к отраслевым нормам, в них содержатся правовые дозволения, запреты и ограничения общего характера, которые являются основой правовых режимов объектов информационной природы. Такие объекты формируются в связи с возникновением конкретных правоотношений в области гражданского права, трудового права, предпринимательского права, финансового права, уголовного права, экологического и земельного права, процессуальных отраслей права.

В то же время названные общие положения являются нормативной основой правового обеспечения всей информационной сферы человеческой деятельности. Поэтому общие положения являются основой для всех (в т.ч. отраслевых) норм права, призванных регулировать правоотношения, возникающие по поводу отраслевых объектов, имеющих информационный характер. В состав такой основы входят общие понятия и их определения, принципы, общие права и обязанности субъектов информационной сферы и другие общие правовые положения, которыми должны руководствоваться все субъекты образовательной деятельности.

Следовательно, нормы базовых законов, оставаясь нормативной основой информационной сферы, двуедино воздействуют на информационные правоотношения, поскольку они:

- устанавливают общие правила поведения субъектов в области информации, а также общие правила обеспечения правовой защиты интересов личности, общества и государства в информационной сфере;

- определяют общий правовой режим информации для отраслевых подгрупп правоотношений - гражданских, трудовых, административных, уголовно-правовых и др.

Поэтому изучение общих положений базовых законов информационного права необходимо для того, чтобы учащиеся общеобразовательных школ не только могли применять полученные знания на практике, но и знали какое значение в информационном праве имеют базовые понятии полученные при прохождении курса Информатики в период обучения в общеобразовательной школе.


Литература

1. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. N 26.

2. СЗ РФ. 2000. N 12. Ст. 1260.

3. Перевалов В.Д. Теория государства и права: Учебник для бакалавров. М., 2012.

4. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. М., 2000. С. 320 - 324.

5. Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в праве. М., 1989. С. 45 - 65.

6. Официальное электронное опубликование: История, подходы, перспективы / Под ред. проф. В.Б. Исакова. М., 2012.

7. Бачило И.Л. Информационное право: Основы практической информатики: Учебное пособие. М., 2001.

8. Бачило И.Л. Информационное право: Учебник для вузов. М., 2009.

9. Талапина Э.В. Государственное управление в информационном обществе (правовой аспект): Монография. М.: Юриспруденция, 2015. С. 117.

10. СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3448.

11. СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3451.

12. СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.

13. Указ Президента РФ от 30 мая 2005 г. N 609 // СЗ РФ. 2005. N 23. Ст. 2242.

14. СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2063.

15. СЗ РФ. 2011. N 15. Ст. 2036.

16. Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследования. М., 1999. С. 250 - 251.

17. Алексеев С.С. Указ. соч. С. 251.

18. Алексеев С.С. Общая теория права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2009. С. 180 - 183.


References


3. Perevalov V.D. Theory of State and Law: Textbook for bachelors. M., 2012.

4. Vengerov A.B. Theory of State and Law: Textbook for law schools. M., 2000. P. 320 - 324.

5. Alekseev S.S. General permission and the general prohibitions in the law. M., 1989. P. 45 - 65.

6. The official electronic publication: origins, approaches, perspectives / Ed. prof. V.B. Isakov. M., 2012.

7. Bachilo I.L. Information Law: The Basics of practical science. Proc. allowance. M., 2001.

8. Bachilo I.L. Information Law: a textbook for high schools. M., 2009.

9. Talapina E.V. State management in the information society (legal aspect): Monograph. M.: Law, 2015. P. 117.

16. Alekseev S.S. Right: ABC - theory - Philosophy: The experience of complex study. M., 1999. P. 250 - 251.

17. Alekseev S.S. P. 251.

18. Alekseev S.S. General Theory of Law: Textbook. 2nd ed., Revised. and ext. M., 2009. P. 180 - 183.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Информационное законодательство как базовый компонент образовательного процесса

Автор: Подгребельная Наталья Николаевна

Дата: 30.10.2017

Номер свидетельства: 435528


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства