Информационно-коммуникационные технологии в образовании
Информационно-коммуникационные технологии в образовании
Одним из направлений социальной политики прогрессивной России считается цель охраны детства. Главнейшей компонентой работы по охране детей считается обеспечивание их информационной защищенности.
В настоящее время произошло понимание обществом потребности педагогического контролирования и надзора в области информационной безопасности, охраны детей от неблагоприятного информационного воздействия.
Общество через разные муниципальные институты пытается противодействовать информационным угрозам, предпринимая отдельные шаги, не носящие системный характер не гарантированно ликвидирующие имеющиеся трудности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Информационно-коммуникационные технологии в образовании»
Информационно-коммуникационные технологии в образовании
Землянский Борис Васильевич.
МБОУ СОШ №6 г.Пушкино Московская область
Учитель информатики и ИКТ
Одним из направлений социальной политики прогрессивной России считается цель охраны детства . Главнейшей компонентой работы по охране детей считается обеспечивание их информационной защищенности.
В настоящее время произошло понимание обществом потребности педагогического контролирования и надзора в области информационной безопасности, охраны детей от неблагоприятного информационного воздействия.
Общество через разные муниципальные институты пытается противодействовать информационным угрозам, предпринимая отдельные шаги, не носящие системный характер не гарантированно ликвидирующие имеющиеся трудности.
В системе отечественного педагогического образования беспристрастно усилилась необходимость в создании верных технических, правовых, методических и организационных приспособлений защиты субъектов образовательного процесса от негативного влияния информационной среды, но данная необходимость пока еще мало удовлетворена.
П. А. Кисляков констатирует , что сегодня происходит наложение целей подготовки личности к обеспечению социальной безопасности на систему педагогического образования, что отражает дуальный характер данного процесса. Вуз должен создать условия для подготовки студентов - будущих педагогов к обеспечению личной информационной безопасности. Выпускник, освоивший основную образовательную программу по педагогическому образованию , уже в новой роли педагога призван обеспечивать безопасность школьников.
От компетентности преподавателей в сфере обеспечивания информационной защищенности зависит, как подростки станут подготовлены к безопасной жизни в идущем в ногу со временем социуме. Именно эта дуалистичность различает педагогическое образование от хоть какого иного и обязует выискивать свежие подходы в профессиональной подготовке педагогических кадров, даже к деятельности по обеспечиванию информационной защищенности учеников.
Связанным с данной свежей для передового преподавателя ролью в педагогических вузах актуализируются новейшие требования к профессиональной подготовке выпускников. Для профессионалов в сфере педагогического образования главной считается работа в сфере педагогики, психологии, методологий преподавания и воспитания, при всем при этом обеспечивание информационной защищенности персоны учеников - незаменимое и главнейшее условие достижения педагогических целей.
прогрессивное становление информационной образовательной среды, распространение интернет-ресурсов и других общественных сервисов в глобальной сети, становление телекоммуникационных технологий, электронного документооборота и масштабная информатизация общества и образования расширяют круг вопросов, входящих в содержание подготовки передового учителя, исследование которых целенаправлено осуществлять на этапе вузовского образования. Исходя из данного вместе с единой информационной подготовкой будущего преподавателя важной становится необходимость ее логического продолжения - составление профессиональной компетентности в сфере обеспечивания информационной защищенности подростков.
В настоящее время развитие и совершенствование информационной подготовки студентов по направлению 050100 «Педагогическое образование» (квалификация (степень) бакалавр) связано с изучением теории, сущности и значением информации в развитии современного информационного общества, правовых основ информации и информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны, умений прогнозировать и минимизировать риски работы с информацией в профессиональной сфере, овладение базовыми программными методами защиты информации при работе с компьютерными системами; организаци-онными мерами и приемами антивирусной защиты; методами и технологиями соблюдения информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны
Повышение значения информационной защищенности подростков может быть опосредованно достигнуто с помощью развития субъекта профессиональной работы (учителя) путем внедрения в соответствующие стандарты профессионального образования преподавателей специальных компетенций, нацеленных на составление информационной культуры профессионала с неотъемлемой сочиняющей - компетентностью в сфере обеспечивания информационной защищенности персоны подростков.
Под компетентностью преподавателей в сфере обеспечивания информационной защищенности подростков будем понимать интегративную характеристику достоинств персоны учителя, позволяющую ему воплощать в жизнь педагогическую деятельность согласно с профессиональными и социальными требованиями и владеющего мотивированной заинтересованностью к организации инфобезопасной образовательной среды на базе теоретических знаний информационной безопасности, а также практических умений, навыков и определенного опыта деятельности по недопущению вреда от опасных информационных воздействий на личность школьника в соответствии с социальными требованиями современного информационного общества.
Профессионализм как интегральная черта личности складывается в образовательном процессе через конкретный набор компетенций. На данный момент сделаны посылы для формирования компетентности в сфере информационной защищенности будущих преподавателей, которая стает в неразрывном единстве и системе с ключевыми и общепрофессиональными компетенциями средством приобретения ряда дополнительных специальных компетенций:
-способность ориентироваться в информационных потоках, идентифицировать факторы риска и потенциальные угрозы, связанные с отбором, оценкой и защитой информации, запрещенной для распро-странения среди детей ;
-способность анализировать, оценивать и выбирать аппаратно-программные средства защиты информации в целях формирования инфобезопасной среды учебно-воспитательного процесса ;
-готовность эффективно использовать комплекс мер противодействия несанкционированному информационному воздействию на личность учащегося с учетом правовых основ, разработанных аппаратно-программных средств защиты информации и экономической целесообразности .
В качестве совокупности мер, обеспечивающих достижение высокого уровня формируемых компетенций необходимо выделить следующие дидактические условия:
-интеграция информационной и профессиональной подготовки путем введения проблематики информационной безопасности в различные дисциплины профессиональной подготовки будущих педагогов;
-создание профессионально ориентированной среды обучения посредством представления содержания и технологий обучения информационной безопасности, защите персональных данных и профессиональной информации в контексте будущей педагогической деятельности;
-создание механизма для оценивания уровня сформированности рассматриваемой компетентности .
И когда для уже работающих преподавателей вопрос повышения компетентности в сфере обеспечивания информационной защищенности личности учеников быть может решен методом организации надлежащих курсов повышения квалификации, то для студентов педагогических институтов должна быть научно обоснована, разработана и реализована на практике методическая система формирования компетентности в сфере обеспечивания информационной защищенности личности учеников, которая станет строиться как на общедидактических принципах, но и на принципах, уточненных в логике компетентностного подхода.
В 2013 году впервые в российском образовании разрабатывается профессио-нальный стандарт педагога. На сайте Министерства образования и науки РФ опубликованы для широкого обсуждения проект концепции и содержание стандарта .
По замыслу авторов профессионального стандарта педагога он предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приеме на работу и при аттестации, для планирования карьеры, формирования должностных инструкций и разработки федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования.
В проекте профессионального стандарта педагога декларируется значительная роль информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в деятельности педагога, что подтверждается включением в качестве приложения «расширенного, ориентированного на перспективу перечня ИКТ- компетенций педагога, которые могут рассматриваться в качестве критериев оценки его деятельности только при создании необходимых и достаточных условий». Однако в проекте профессионального стандарта не нашли отражение такие положения, как деятельность педагога по обеспечению информационной безопасности школьников.
В этой связи предлагаю дополнить личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности следующими характеристиками:
-знание правовых норм и законов РФ об информационной безопасности, защите персональных данных, об авторском праве и смежных правах,
-обучение учащихся критическому ос-мыслению и оцениванию информации на ос-нове нравственных и культурных ценностей;
-умение проектировать психологически безопасную и комфортную инфобезо-пасную образовательную среду, проводить профилактику различных форм зависимостей, насилия и агрессии в школьном коллективе и в едином информационном образовательном пространстве;
-опыт деятельности по подготовке сознания детей к противодействию негативным информационным воздействиям, формирование навыков критического мышления, развитие способностей к самоблокированию противоправной информации;
-навыки защиты профессионально значимой информации и противостояния угрозам информационной безопасности в профессиональной деятельности.
Спецификой формирования компетентности будущих преподавателей в сфере обеспечивания информационной защищенности подростков является и то, что вместе с исследованием организационных и технических средств охраны информации, нужно прививать учеником высоконравственную составляющую и ответственность за внедрение информации, которая, потенциально, имеет возможность причинить вред от неумелого с ней обращения не столько личности обучающегося, но и оставшимся субъектам образовательного процесса, а также, что важно, репутации образовательного учреждения.
Для формирования специальных компетенций в области обеспечения информационной безопасности личности учащихся и изучения проблематики информационной безопасности для будущих бакалавров педагогического образования в Тульском государственном педагогическом универси-тете им. Л. Н. Толстого на кафедре информационных технологий был разработан и внедрен вариативный курс «Информационная безопасность и защита персо-нальных данных». Основная цель изучения курса - обучение студентов прин-ципам и средствам обеспечения информационной безопасности личности школьников, конкретных образовательных объектов и учреждений, общества и государства. В дисциплине объясняется важность освоения системных комплексных методов защиты персональной информации от различных видов объективных и субъективных угроз для организации инфобезопасной среды в образовательной организации для недопущения вреда от опасных информационных воздействий на здоровье, психику и сознание личности школьника.
Задачи изучения курса «Информационная безопасность и защита персональных данных»:
-овладение теоретическими знаниями в области информационной безопасности;
-формирование умений выбора методов для защиты персональной информации;
-получение практического опыта дея-тельности по вопросам обеспечения ин-формационной безопасности личности школьников, семьи, дома, образовательного учреждения.
Студенты знакомятся с современной концепцией информационной безопасности, организационно-правовыми аспектами безопасности информации, задачами защиты персональной учебной информации и информационными ресурсами, а также основными тенденциями и направлениями формирования и функционирования систем защиты информации.
Курс включает в себя лекции в компьютерной учебной аудитории с видеопроектором и с учебно-методическим материалом в электронном виде по шести основным темам, таким как:
-информационная безопасность как составляющая национальной безопасности;
-правовые основы информационной безопасности и защита интеллектуальной собственности;
-виды и особенности угроз информа¬ционного воздействия на школьников;
-программные средства защиты информации;
технические средства защиты и комплексное обеспечение безопасности;
-безопасность учащихся в сети Интернет.
В следствии освоения дисциплины бакалавры педагогического образования получают теоретические познания об ключевых существующих нормативно-правовых актах в сфере информационной защищенности и защиты информации, методах фильтрации информационного контента и родительского контролирования в сети интернет Онлайн, принципах организационной защиты информационных потоков, а также мерах противодействия несанкционированному информационному воздействию на личность. Практические навыки обучаемых после освоения курса включают в себя владение методами и средствами выявления угроз личности и информации, навыки выявления и уничтожения компьютерных вирусов, также безопасного использования технических средств в профессиональной педагогической деятельности; и как результат - проектирование политики информационной безопасности образовательного учреждения.
Для магистров по направлению 050100.68 «Педагогическое образование» предлагаем включить дидактические единицы и разделы, отражающие особенности обеспечения информационной безопасности в образовательном учреждении, во все дисциплины информационного цикла, и объединить полученный комплекс в целостную систему.
Таким образом, процесс формирования компетенций будущих учителей в области обеспечения информационной безопасности учащихся в учебном процессе должен носить комплексный характер и учитывать как существующие стандарты образования, так и требования и реалии современного информационного общества массовой коммуникации. При этом необходимо учесть все существенные угрозы и возможные негативные последствия информатизации. Наряду с традиционно рассматриваемыми аспектами обучения информационной безопасности и защиты информации в ней должны быть отражены методологические, социально-философские, культурологические, правовые, организационно-управленческие аспекты.
Я полагаю, собственно ключевым фактором обеспечивания информационной защищенности персоны детей, подростков, считается присутствие контингента компетентных преподавателей, способных в результате профессиональной подготовки обеспечить как создание инфобезопасной среды в образовательной организации, но и подготовить подростков к самостоятельному принятию решений по огораживанию своей личности от потенциально вредного информационного контента. Подготовка этих профессионалов обязана вестись на основании единичного плана, понятного понимания целей и задач проф подготовки преподавателей для системы высшего педагогического образования.