Просмотр содержимого документа
«Информатика: требования к современному уроку по ФГОС, самоанализ урока»
Информатика: требования к современному уроку по ФГОС, самоанализ урока
С урока начинается учебно-воспитательный
процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное
в школе играет хотя и важную, но вспомогательную
роль, дополняя и развивая все то, что закладывается
в ходе урока.
Ю.А.Конаржевский.
Что играет ведущую роль в профессиональной жизни педагога? Конечно, урок. Это тяжелая работа, когда в течение 45 мин от вас требуется концентрация воли и внимания. Но именно в эти минуты учитель в самой полной мере реализует себя. Урок дает ощущение полезности профессиональной деятельности, и учитель проявляет свое стремление к творчеству и самостоятельности. Педагог академик М.Н. Скаткин отмечал, что урок – это творимое учителем "педагогическое произведение". Только творческий подход к уроку с учетом новых достижений в области педагогики, психологии и передового опыта обеспечивает высокий уровень преподавания. Нужно также учитывать личный опыт, индивидуальные качества учителя, состав класса и особенности текущего учебного материала. Ведь подготовка к уроку – не только наука, но и искусство, требующее от учителя вдохновения, порыва, творчества. А помните ли вы основные требования к организации современного урока? Предположим, к вам на урок пришел завуч. Он может обратить внимание на: цели урока; структуру и организацию урока; содержание урока; методику проведения урока; работу и поведение учащихся на уроке; домашнее задание, полученное учащимися.
Как же подготовиться к современному уроку? Помните, ни один урок не может решить всех задач обучения. Он является частью темы, курса, учебного предмета. Важно всегда сознавать, какое место он занимает в системе учебного предмета, каковы его дидактические цели. Урок должен быть логической единицей темы, раздела, курса, а поскольку это еще и педагогическое произведение, его содержание должно быть законченным, с внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся. Возможные подходы к уроку:
личностно ориентированный;
деятельностный;
системный;
инновационно-творческий.
При оценке урока учитываются:
требования обязательного минимума содержания образования;
самооценка возможностей учителя;
диагностика индивидуальных возможностей и потребностей ученика.
Структурные компоненты современного урока следующие:
Актуализация имеющихся у учащихся знаний.
Создание проблемной ситуации.
Организация исследовательской деятельности.
Организация деятельности по применению полученных знаний.
Контроль и оценка деятельности.
Структура конспекта урока может быть такова:
Тема урока.
Цели урока: образовательная, развивающая, воспитательная.
Задачи урока: организация взаимодействия; усвоение знаний, умений, навыков; развитие способностей, опыта творческой деятельности, общения и др.
Содержание урока: активизация познавательной деятельности, использование умений учащихся действовать по образцу; развитие творческой активности; формирование личностных ориентаций и т. п.
Формы: объяснение нового материала; семинар; лекция; лабораторно - практическое занятие и т. д.
Методы: словесные; наглядные; практические; репродуктивные; эвристические; проблемно-поисковые; исследовательские и др.
Средства: оборудование для проведения эксперимента; дидактический материал; карты, схемы, таблицы, оборудование для лабораторных работ; компьютер и т. п.
Контроль качества знаний и их корректировка. Устный контроль: беседа, объяснение; чтение текста, карты, схемы. Зачет и устный экзамен – наиболее активная и обстоятельная проверка знаний. Письменный контроль: контрольная работа, изложение, диктант, реферат, выполнение практических работ, дидактические тесты.
«Урок должен быть пронизан творчеством и вместе с тем оставаться уроком» (С.И.Гессен)
Соблюдая основные требования к уроку, учитель проводит его, используя свои творческие способности, свой методический почерк, зависящий как от характера класса, так и от индивидуальных черт учащихся. Для эффективной организации и проведения урока необходимо соблюдение определенных правил:
Определение целей урока.
Уточнение типа урока.
Уточнение вида урока.
Выбор методов и приемов обучения в соответствии с поставленными целями. Определение структуры урока, соответствующей целям, задачам, содержанию и методам обучения.
«Великая цель образования – это не знания, а действия» ( Г.Спенсер)
Рассмотрим подробнее соблюдение первого правила – определение целей урока. Умеете ли вы их правильно формулировать? Довольно часто в конспектах уроков молодого учителя можно прочитать: "Рассказать учащимся о жанрах эпических произведений и т. д.", "Ознакомить со свойствами пластмасс и т. п." Можно это считать целями урока? Нет!
Цель деятельности педагога – это его познавательное стремление, осознанное решение изменить степень обученности, воспитанности и развитости учащегося. Поэтому цели урока должны быть максимально конкретными.
Цель обучения предполагает формирование у учащихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний и т. п. Ее необходимо конкретизировать, например: обеспечить усвоение учащимися закона, признаков, свойств, особенностей …; обобщить и систематизировать знания о …; отработать навыки (какие?); устранить пробелы в знаниях; добиться усвоения учащимися понятий (каких?).
Цель воспитания предполагает формирование у учащихся определенных свойств личности и черт характера. Какие же свойства личности необходимо воспитывать? Прежде всего нравственные качества человека, готовность к труду, к защите Отечества и др. Для примера можно представить следующий перечень целей воспитания на уроке: воспитание патриотизма; гуманности; эстетического вкуса; добросовестного отношения к труду; толерантности.
Цель развития предполагает в основном развитие на уроке психических качеств учащихся: интеллекта, мышления, памяти и внимания, познавательных умений. Перед каждым творчески работающим учителем, где бы и с какой категорией учащихся он ни работал, непременно возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. К таким проблемам относятся, на наш взгляд, ключевые, а именно: как обеспечить успешность каждого учащегося в обучении; как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его учебной деятельности. Но есть вопрос вопросов: как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся? Мы считаем, что для этого необходимо использовать личностно ориентированный подход к образованию.
Особенности личностно ориентированного урока
Замысел урока заключается в создании педагогом условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка. Для построения образовательного процесса используются принципы:
самоактуализации;
индивидуальности;
субъектности;
выбора;
творчества и успеха;
веры, доверия и поддержки.
Организация учебного занятия предполагает:
применение различных педагогических приемов для актуализации и обогащения личного опыта ребенка;
проектирование характера учебного взаимодействия на основе учета личностных особенностей учащегося;
использование разнообразных форм общения, особенно диалога и полилога;
создание для учащихся ситуации успеха;
проявление доверия и толерантности в учебных взаимодействиях;
стимулирование учеников к осуществлению коллективного и индивидуального выбора типа и вида задания, формы его выполнения; выбор приемов и методов педагогической поддержки в качестве приоритетных способов деятельности учителя на уроке; использование учащимися следующих речевых оборотов: "я полагаю, что…", "мне кажется, что…", "по-моему мнению…", "я думаю…".
Самоанализ урока
Умение учителя осуществлять рефлексию своей педагогической деятельности способствует повышению уровня его профессионального мастерства в управлении процессом обучения и является одним из главных его профессиональных умений. Учитель должен уметь глубоко анализировать как всю свою профессиональную деятельность в целом, так и каждое проведенное учебное занятие в отдельности. Самоанализ формирует у учителя аналитические способности, позволяет оценивать свои возможности, выявлять профессиональные затруднения, своевременно корректировать свою деятельность, определять пути повышения качества обучения и решать задачи их реализации.
В разных источниках можно встретить разные виды анализа и самоанализа современного урока. Наиболее распространенными типами анализа урока является:
полный,
структурный,
краткий,
аспектный.
Полный анализ проводится с целью изучения и разбора всех аспектов урока, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности обучающихся, реализация дидактических принципов и результативности урока.
Структурный ( поэтапный) анализ – выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающие развитие познавательных способностей обучающихся.
Краткий – общая оценка образовательно - воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации.
Комплексный - одновременный анализ дидактических, психологических и других основ урока в единстве и взаимосвязи целей, содержания, форм и методов организации урока.
Аспектный – рассмотрение и оценка отдельных элементов урока или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности обучающихся.
Попробуем обозначить особенности самоанализа результативности учебного занятия с точки зрения требований ФГОС НОО. (Схема на слайде. ПР – ТЦУ – СУМ – МО – ФОПД – СО – РР)
Результаты урока. При самоанализе урока учитель должен четко определить тему урока и озвучить планируемые результаты. Планируемых результатов должно быть столько, сколько поставлено задач. Планируемые результаты надо обязательно сопоставить с реально достигнутыми. Урок должен быть направлен на формирование предметных, метапредметных и личностных результатов.
Целеполагание – это процесс выявления целей и задач деятельности учителя и ученика, способы их предъявления друг другу. Целеполагание должно соответствовать планируемому результату.
При самоанализе учитель должен определить, как были организованы на уроке:
постановка и доведение целей урока до учащихся;
принятие учебной задачи учащимися;
соотнесение известного, усвоенного учащимися и того, что не усвоено, не известно.
При анализе отбора содержания учебного материала необходимо пояснить, как подобранный к уроку материал обеспечивает:
- соответствие целям и задачам урока;
- ориентацию на личностный опыт учащихся;
- опору на межпредметные связи;
- использование практико ориентированных заданий из реальной жизни;
- практическую значимость полученных знаний.
Важно проанализировать, как были организованы взаимодействие, совместная деятельность педагога и учеников, т.е. методы обучения. Учитель анализирует, ка методы обучения:
соответствовали:
- содержанию учебного материала;
- цели урока;
обеспечивали:
- мотивацию деятельности;
- стимулирование мыслительной деятельности учащихся;
- контроль и самоконтроль;
- смену видов деятельности;
- рефлексию способов и условий действий.
Способствовали организации действий учащихся по принятию деятельности на разных уровнях:
- планирование последовательности действий;
- прогнозирование результатов и уровня усвоения знаний;
- контроль деятельности по результату;
- коррекция плана и способов действия;
- оценка качества и уровня усвоения;
- саморегуляция.
Важно проанализировать формы организации познавательной деятельности учащихся. Насколько эти формы соответствовали:
Методам обучения, содержанию учебного материала, целям изадачам урока;
Обеспечивали познавательную активность учащихся; сотрудничество У-У, У-у, у-у, диалогическое взаимодействие, включение каждого ученика в деятельность по достижению целей урока, смену видов деятельности учащихся.
При анализе урока важно услышать, насколько была продумана учителем система оценивания. Необходимо, чтобы процедура оценивания была прозрачной, понятной и объективной, сопровождалась четко выстроенными критериями. Критерии должны быть учителем тщательно продуманы и проанализированы.
Подводя итог, учитель определяет уровень достижения целей и задач урока, обозначая:
- познавательный аспект;
- воспитательный аспект;
- развивающий аспект.
Все обозначенные составляющие урока представляют собой систему, в которой каждая из них взаимодействует со всеми остальными. Непродуманность и нарушение процесса организации одной из них может привести к нарушению других.
Описанная выше схема анализа позволяет продиагностировать каждый этап урока в отдельности, увидеть, в какой части урока были допущены ошибки, найти пробелы и недочеты, положительные моменты. Проанализировав учебное занятие, учитель может сравнить полученные результаты с тем, что он планировал, и соотнести с тем, как должно быть, сделать выводы и спланировать свои действия по ликвидации недочетов.