Функционально-модульная модель методической службы - модель сегодняшнего дня
Функционально-модульная модель методической службы - модель сегодняшнего дня
В современных условиях а именно:
Øна начальном этапе введение ФГОС;
Ø ИЗМЕНЕНИЯМИ структуры и ступеней профессионального образования в РФ (Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации«)
наиболее актуальными являются задачи обучения педагогов в процессе их практической деятельности «на рабочем месте» и содействия развитию УО как «обучающейся организации»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Функционально-модульная модель методической службы - модель сегодняшнего дня »
Функционально-модульная
модель методической
службы – модель сегодняшнего дня
Историческое оправдание методической работы
XYII век –Ян Каменский
–методика пансофизма ,т.е. генерирование новых педагогических идей из опытно-экспериментальных, инновационных для того времени школ, обобщение всех знаний, накопленных культурой и цивилизацией. Распространение знаний посредством обучения среди всех людей, независимо от социальной, расовой и религиозной принадлежности.
.
Фридрих Ницше (1844-1900)
–методика элитного воспитания – гениев, правителей и законодателей.Два принципа воспитания- природосообразности и культуросообразности. Приоритет – естественно-научное образование, как наиболее полезное для нужд каждого человека.
.
До XIX века не было ни единых стандартов, ни программ обучения. Было только желание – оправдать методы передачи знаний от ученика
к учителю.
XX век – появилось в лексиконе Российского образования слово–методист – педагог работающий над изучением, выработкой методов преподавания.
Девиз всех воспитаний в Российских школах ХХ века«Хорошими людьми становятся скорее от упражнения, нежели от природы... воспитание перестраивает человека и создаёт природу»(Демокрит)
Цель методической службы-содействие повышению качества образования
I -
аналитическая
информационная
Направления деятельности Методической
службы
Организационно-методическая
консультационная
Функционально-модульная
модель
методической
службы – модель
сегодняшнего дня
О беспечение условий роста профессионального педагогического мастерства
С оздание и реализация системы персональной оценки труда каждого педагога
У чебно-методическое и материально- техническое обеспечение образовательного процесса
В недрение современных технологий обучения
У величение объёма и расширение сферы экспериментальной и инновационной деятельности колледжа, как основы для привлечения инженерных и педагогических кадров высокой профессиональной квалификации
С оздание системы постоянного профессионального обучения в области менеджмента качества для всех педагогических сотрудников.
Ц
Е
Л
И
Д
О беспечение доступной качественной профессиональной переподготовки и стажировки ИПР;
П овышение эффективности подготовки педагогических кадров высокой квалификации;
С оздание необходимых условий для внедрения для внедрения и эффективного использования новых образовательных технологий и результатов экспериментальной деятельности;
Р азвитие корпоративной культуры педагогического сообщества и формирование привлекательного имиджа образовательного учреждения.
О
С
Т
И
Ж
Е
Н
И
Е
Ц
Е
Л
И
П
Р
Е
Д
П
О
Л
А
Г
А
Е
Т
В современных условиях а именно:
на начальном этапе введениеФГОС;
ИЗМЕНЕНИЯМИ структуры и ступеней профессионального образования в РФ (Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации«)
наиболее актуальными являются задачиобучения педагоговв процессе их практической деятельности«на рабочем месте»и содействия развитиюУОкак«обучающейся организации»
?
ново понятийные термины:
ФЗ РФ от 29 .12. 2012 г. N 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации"
образовательная организация;
индивидуальный учебный план и предметные программы;
практика - вид учебной деятельности;
направленность (профиль) образования - ориентация образовательной программы;
современные средства обучения и воспитания;
инклюзивное образование;
комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося;
предоставление права выбора форм получения образования;
Профессиональное образование;
Профессиональное обучение;
обеспечение осуществления электронного мониторинга в системе образования на федеральном уровне и т.д.
Структура системы образования
Уровни профессионального образования
Индивидуальные программы преподавателей должны обеспечивать:
1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
2) преемственность основных образовательных программ;
3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.
Статья 12. Образовательные программы
3. К основным образовательным программам относятся:
1) основные общеобразовательные программы
2) основные профессиональные образовательные программы:
а) образовательные программы среднего профессиональногообразования - программы подготовки квалифицированных рабочих ,
служащих , программы подготовки специалистов среднего звена ;
3) основные программы профессиональногообучения- программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих , служащих , программы повышения квалификации рабочих, служащих.
Все эти новые изменения требуют от ИПР понимания проблем конкретно своей образовательной организации, знания теории вопроса, находящегося в центре внимания колледжа, и необходимой проектной культуры, позволяющей совместно проектировать пути решения конкретных педагогических затруднений субъектов образовательного процесса – учащихся и педагогов.
Такое повышение квалификации педагогов в условиях колледжа возможно только в тесном сотрудничестве методической службы колледжа с: Московским ФИРПО; КЧР ИПКРО; региональными ВУЗами; предприятиями - потенциальными работодателями наших выпускников, для предоставления возможности стажировки инженерно- педагогическим работникам колледжа.
В качестве инновационной модели методической службы для учреждений СПО в сложившихся условиях предлагаемфункционально- модульнуюмодель:
Модуль 1. Повышение квалификации.
Модуль 2.Методическое сопровождение учебной работы в ПОО.
Модуль 3.Методическое сопровождение воспитательной работы.
Модуль 4. Методическое сопровождение организации образовательного процесса.
Назначение: организация конкурсных мероприятий; семинаров; мастер - классов; организация конкурсов профессионального мастерства; организация деятельности экспертных групп по подготовке рекомендаций к аттестации педагогических кадров .
Функции обеспечивают: руководители цикловых методических комиссий. Итогом является повышение доли ИПР с первой и высшей квалификационными категориями.
Организация мероприятий повышения квалификации проходит по двум направлениям :
Курсы повышения квалификации и семинары по заявкам педагогов.
2. Курсы повышения квалификации и другие мероприятия, необходимые для повышения педагогической компетентности, основанные на результатах аналитической деятельности следующих модулей.
Модуль 2.Методическое сопровождение учебной работы в ПОО.
Назначение: диагностика успеваемости по предметам
Функции обеспечивают:преподаватели-аналитики, имеющие более высокие результаты облучённости студентов.
Итогом является выявление причин неспешности студентов; предложения по коррекции успеваемости; персональная работа с педагогом, испытывающим затруднения качестве результата–увеличение доли студентов, обучающихся на. «4» и «5»
Модуль 3.Методическое сопровождение воспитательной работы.
Блок 1:Нормативно-методическая поддержка социально-психологического сопровождения студентов.Функции обеспечивают: руководитель психолого-социальной службы, работники структурного подразделения «Центр психологического сопровождения учащихся», социальный педагог.
Итоги:сокращение доли студентов группы риска.
Блок 2:Работа с одарёнными высокомотивированными студентами (организация конкурсов, олимпиад, целевого взаимодействия с ВУЗами).
Функции обеспечивают: преподаватели- предметники, заведующие учебными кабинетами, лабораториями и мастерскими; руководители производственного обучения и практики студентов.
Итоги:рост доли учащихся, вовлечённых в исследовательскую деятельность, увеличение доли выпускников, поступающих в профильные ВУЗы.
Модуль 4.Методическое сопровождение организации образовательного процесса.
Первые два модуля были ориентированы на результат обучения и воспитания, а данныймодульнаправлен на процессорганизацииобучения и воспитания.
Функции: Рецензирование рабочих программ; консультации по вопросам организации образовательного процесса ; создание банка методических разработок
Функции обеспечивают: председатель методического совета -методист, руководители цикловых методических комиссий, заместители директора по учебной работе.
Результат:коррекция организации образовательного процесса в сторону улучшения его качества.
Функции:заключение договоров с ВУЗами на сопровождение опытно - экспериментальной и инновационной деятельности; оказание помощи в подготовке и оформлении учебно- программной документации; организация участия ИПР в дистанционных онлайн семинара, конкурсах, конференциях.
Функции обеспечивают: методист, преподаватели – консультанты, руководители ЦМК.
Результат:закрепление в педагогической практике методик, технологий, учебников, учебных пособий, зарекомендовавших в ходе экспериментальной или инновационной работе.
Функции:создание различных баз данных, проведение мониторинговых исследований;комплектование библиотечного и медиа – фондов; поддержка сайта учебного заведения; создание личных Интернет-сайтов;публикации работ преподавателей в республиканских и федеральных печатных изданиях.
Функции обеспечивают:руководитель информационно-аналитической службы или информатизации (создание штатной единицы); библиотекарь - методист по библиотечному фонду и медиатеке, администратор локальной сети.
Результат:развитие информационной культуры ИПР (развитие системы работы с электронными базами данных), комплектование библиотечного и медиа – фондов; повышение роли самоанализа ПОО, как следствие этого –повышение качества образовательных услуг.
Разбиение на функциональные модули: ?++ и--
П озволяет рационально организовать работу по проектированию первоочередных задач повышения квалификации ИПР.
М етодические цикловые комиссии планируют свою работу в соответствии с функциями модулей.
Т ворческие группы ИПР, объединённые общими профессиональными целями, могут организовываться по разным основаниям (тематические, предметные) и в профессиональном сообществе могут решать возникшие проблемы образования.
Р еализация цели – создание условий для расширения пространства профессионального развития педагогов.
С оздание форм повышения профессионального мастерства: творческие и проблемные группы; фестивали учебных предметов и практических курсов на базе ресурсных центров СКФО; организация практико-ориентированных семинаров и бизнес – педсоветов с участием республиканского бизнес –центра и молодёжных общественных организаций.
В связи с изменениями требований к современному педагогическому работнику, к его знаниям, умениям и навыкам преобразуются и требования к учебно – методической деятельности преподавателя, а, следовательно и к методической работе.
В предлагаемой модели можно выделить наиболее важные принципы развития учебно – методической работы:
1. Принцип научности - необходимость совершенствования собственной профессиональной деятельности и учебно – воспитательного процесса через создание различного уровня экспериментальных площадок, исследовательскую деятельность студентов.
2. Открытость научно-методической работы .
Современный мир развивается быстрыми темпами, потоки информации сменяются непрерывно.. Методическая служба должна обмениваться информацией с внешней средой, вовремя реагировать на преобразования и прогнозировать те или иные направления, перспективы развития. Для этого каждый педагог должен вести работу с учащимися через личные Интеренет – сайты или Интернет – диски.
3. Гуманизация
научно-методической работы
Методическая служба должна статьметодическим сервисомдля преподавателя, а не как репрессивно-контролирующая система
4. Системность научно-методической работы
Это единство цели, задач, содержания, методов и форм работы с педагогическим коллективом.
5. Вариативность и разноуровневость научно-методической работы -
это учет профессионального потенциала преподавателей, перспектив развития учебного заведения
6.Прогностичность –
проведение мониторинга педагогической деятельности, прогнозирование положительной динамики. Мониторинг - необходимое и своевременное нововведение, позволяющее методической службе представить ясную картину профессионального мастерства всего педагогического коллектива, запросов и затруднений каждого из них.
Причины возможных сбоев в функционировании модели:
*Методическая тема не может быть навязана извне, она вытекает из профессионального интереса педагога. Вся работа преподавателя - это постоянный поиск, предполагающий постоянное самосовершенствование, а значит и постоянное обновление своего педагогического и методического арсенала.
* отсутствие навыков работы электронной работой с информацией
Оценка эффективности данной модели работы:
1 . Курсовая подготовка
2. Целевое практическое повышение квалификации (накопительная система)