Формы использования ИКТ и Интернет-технологий в процессе обучения
Формы использования ИКТ и Интернет-технологий в процессе обучения
Выступление на школьном МО по теме "Формы использования информационно-коммуникационных технологий и Интернет-технологий в процессе обучения". Конечной целью информатизации системы образования является новая модель подготовки выпускников, ориентированная не столько на получение конкретного знания, сколько на способность самостоятельно пополнять его, умении ставить и решать профессиональные задачи, изменять трудовые функции в зависимости от требований предъявляемых современным обществом, владеть информационными и коммуникационными технологиями, обладать творческим мышлением.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формы использования ИКТ и Интернет-технологий в процессе обучения»
Формы использования информационно-коммуникационных технологий и Интернет-технологий в процессе обучения
В настоящее время информатизация процесса обучения является одним из приоритетных направлений совершенствования образования, так как служит основой для дальнейшего успешного развития всех отраслей экономики и промышленности, науки и культуры страны.
Конечной целью информатизации системы образования является новая модель подготовки выпускников, ориентированная не столько на получение конкретного знания, сколько на способность самостоятельно пополнять его, умении ставить и решать профессиональные задачи, изменять трудовые функции в зависимости от требований предъявляемых современным обществом, владеть информационными и коммуникационными технологиями, обладать творческим мышлением
Для активизации мотивации к изучению информационных технологий, формирования информационной культуры обучающихся мы проводим недели информатики. В рамках таких мероприятий организовываем олимпиады, викторины, КВНы, деловые игры, конкурсы стенгазет по информатике (например, «Информатика и информатики», «История развития ЭВМ»). В течение года организуем участие в конкурсах различного уровня («Интеллект», «КИТ», «ФГОС-тест», «Инфознайка», «Цифровой ветер» и другие).
Анализ и обобщение педагогической литературы позволяет нам сформулировать основные формы использования информационных технологий в учебно-воспитательном процессе:
• изучение дисциплин информационного блока;
• компьютерное сопровождение уроков по различным дисциплинам;
• использование электронно-образовательных ресурсов;
• использование ресурсов сети Интернет;
• организация и проведение внеклассных мероприятий;
• выпуск школьной газеты;
• выпуск стенгазет, оформление стендов.
Изучение вопроса программной поддержки образовательного процесса, позволило выявить и охарактеризовать наиболее часто используемые программные продукты в школах. Среди них:
• компьютерные презентации занятий или их фрагментов;
• видеоматериалы, учебные кинофильмы;
• электронные словари, справочники, энциклопедии, пособия и учебники;
• прикладные программы;
• обучающие программы и системы;
• программы-тренажеры;
• системы виртуальной реальности;
• досуговые или игровые программные средства;
• тестовые и контролирующие программы.
Научить учащегося в школе всему, что понадобится в жизни, невозможно, но можно и нужно научить его самостоятельно добывать знания, научить уметь их применять на практике, работать с книгой.
Я считаю, чтобы поднять эффективность, результативность урока, нужно увеличить долю самостоятельной работы учащихся. Не секрет, что на сообщение-объяснение нового материала, на устные опросы иногда тратится слишком много времени. В итоге мало времени остается на самостоятельную работу, а работа с учебником переносится на дом.
Такие вопросы помогут решить различные методические приемы организации практических работ при изучении информатики: практикумы, практические работы, использование разноуровневых заданий, учебного проекта, работа с готовыми ресурсами.
Уроки-практикумы, помимо решения своей специальной задачи — усиления практической направленности обучения, должны быть не только тесным образом связаны с изученным материалом, но и способствовать прочному, неформальному его усвоению. Основной формой их проведения являются практические и лабораторные работы, на которых учащиеся самостоятельно упражняются в практическом применении усвоенных теоретических знаний и умений.
Главное их различие состоит в том, что на лабораторных работах доминирующей составляющей является процесс формирования экспериментальных, а на практических работах — конструктивных умений учащихся. Различают установочные, иллюстративные, тренировочные, исследовательские, творческие и обобщающие уроки-практикумы.
Средством управления учебной деятельностью учащихся на практикумах служит инструкция, которая по определенным правилам последовательно определяет действия ученика.
Учебные проекты применяются мною как форма работы по обобщению и систематизации ЗУН по информатике и для демонстрации их применения на практике при решении проблемы из какой – либо предметной области.
Создание информационныхучебных проектов предполагает сбор, обработку и анализ информации по той или иной учебной проблеме, ознакомление участников проектной деятельности с этой информацией и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Подобная учебно-проектная деятельность направлена на развитие у учащихся умений и навыков поиска информации, ее обобщения, представления полученных данных в виде рефератов, статей, докладов, презентаций, интерактивных плакатов. Например, при изучении темы «Моделирование» в 9 классе обучающимся предлагаю задание: выбрать любой объект и представить для него различные модели, оформив с помощью MS PowerPoint. Созданием интерактивного плаката заканчиваю изучение тем «Устройство компьютера», «Алгоритмы. Основные алгоритмический структуры», «Компьютерные вирусы» и т.п.
Творческий учебный проект также имеет свои специфические черты. Процесс его создания обусловливает развитие у учащихся креативных способностей, умений применения полученных знаний на практике. Деятельность участников развивается, подчиняясь их интересам и жанру конечного результата. В данном случае мы с обучающимися договариваемся о планируемых результатах и форме их представления. Работа над творческим учебным проектом завершается, например, подготовкой сценария своего видеоролика, созданием сайта, оформлением альбома-презентации и т. п. Например, при изучении темы «Хранение и обработка информации в базах данных» предлагаю учащимся освоить инструмент разработки и анализа родословных «Живая родословная» (http://school-collection.edu.ru/) и построить родословную своей семьи. В качестве итоговой работы при изучении темы «Запись и обработка видеофильма» учащиеся создают видеоролики о здоровом образе жизни («Стоп, наркотики!», «Движение», «Подростковый алкоголизм», «Здоровый образ жизни», «Спорт - жизнь», «Наркотики – зло!»).
Изучение темы «Компьютерные презентации» разбиваю на несколько уроков-практикумов создание проекта по теме «Записки будущего путешественника». Презентация может быть подготовлена в разных жанрах: хронико-документальном, историческом, лирическом, юмористическом, детективном и т.д. План презентации представлен на слайде.
Практико-ориентированный учебный проект является моделью социально значимого продукта, которым можно было бы воспользоваться как самим участникам проектной деятельности, так и окружающим людям: вспомогательный учебный материал (интерактивный плакат, справочник, наглядное пособие, материал проведения классных часов). «Создайте листовку (плакат), иллюстрирующую высказывания известных ученых о здоровом образе жизни», такое задание предлагаю учащимся после изучения темы «Графические объекты в текстовом документе». Продукты деятельности учащихся используются на классных часах либо для докладов и выступлений по данной теме.
Использование дополнительных ресурсов
Спектр мультимедийных ЭОР достаточно широк – от мультимедийных энциклопедий до развивающих игр. Материалы, которыми я пользуюсь, представлены на слайде.
Для подготовки к урокам, в качестве дополнительного материала использую ресурсы, которые представлены на слайде.
Исходя из собственного опыта, знаю, что при изучении программы некоторых тем по информатике и ИКТ, есть темы, где использование презентаций позволяют легко и непринуждённо изучить сложные для ребят вопросы. Например, тема «Виды компьютерной графики» не всегда понятна. И соответствующая презентация, содержащая результат того, что необходимо получить всегда даёт положительный эффект.
Преподавание Информатики и ИКТ, уже предполагает использование современных образовательных технологий. Наверное, это связано с тем, что всё новое проходит апробацию, прежде всего, на уроках этого предмета.
Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений, навыков через деятельность учащихся. В период перехода к деятельностной и личностной моделям обучения актуален вопрос о разноуровневых заданиях, помогающих организовывать учебный процесс в этом направлении.
Необходимость дифференцированного подхода к обучению не вызывают сомнения. Разноуровневые задания составляются таким образом, что, выполняя, их учащиеся смогут овладеть всеми умениями и навыками данного курса.
Разноуровневые задания позволяют осуществить мне внутрипредметную дифференциацию, так как есть: наличие вариантов (3 уровня); отличаются глубиной и объемом материала.
Все задания даны на разных уровнях сложности и разделены на три группы.
Задания I уровня – базовые. Они должны быть выполнены всеми учащимися.
Задания II и III уровней – повышенной сложности.
В работе использую различные разноуровневые задания: тесты, контрольные работы, зачеты, практические задания. Все они были опробованы и проведены на уроках информатики в 8-11 классах.
Процесс подбора заданий и разработка разноуровневых заданий трудоемкий, сложный. Но разработав и проведя несколько разноуровневых заданий, видно преимущество дифференцированного подхода к обучению:
повышение уровень мотивации;
реализация желания учащихся быстрее и глубже продвигаться в образование;
повышение уровня «Я» - концепция ученика.
Без контроля учебного процесса не существует, помогает мне при организации ситуации контроля электроннообразровательные ресурсы: тесты, флеш-приложения, тестовые программы-оболочки и другое.
Моя методическая система включает приемы и инструменты организации практических работ, таких как использование практикумов, разноуровневых заданий, учебного проекта, работа с готовыми электронными образовательными ресурсами. А современные образовательные технологии с использованием мультимедиа, образовательные ресурсы, размещенные в сети Интернет, позволяют освободить учителя от многих рутинных операций, расширяют возможности творческих замыслов и позволяют готовить выпускников, способных легко адаптироваться в информационном пространстве.