Формирование коммуникативных УУД с помощью сетевых сервисов на уроках информатики
Формирование коммуникативных УУД с помощью сетевых сервисов на уроках информатики
Одним из требований Федеральных государственных стандартов второго поколения к метапредметным результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу, является формирование и развитие учебной общепользовательной компетентности в области использования ИКТ. В связи с этим учебный процесс стал требовать к себе особого внимания, использования современных технологий. Применение ресурсов сети Интернет позволяет сделать учебный процесс более эффективным, привлекательным и запоминающийся для учащихся, что способствует повышению интереса к обучению, всестороннему развитию учащихся, формированию самостоятельности, ответственности. При этом использование сети Интернет рассматривается не как цель, а как средство повышения качества обучения и интереса учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Самарский областной институт повышения квалификации и
переподготовки работников образования
Итоговая работа
на тему: «Формирование коммуникативных УУД с помощью сетевых сервисов на уроках информатики»
Курсы повышения квалификации по ИОЧ
ВБ: 12.05.2014г. – 16.05.2014г.
«Проектирование учебного занятия на основе современных информационных технологий»
(наименование курсов)
Выполнила: Борисова Татьяна Владимировна,
учитель информатики
МБОУ Лицея «Созвездие» № 131
Советского района г.о. Самара
Самара, 2014г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
3
Формирование УУД с помощью сетевых сервисов
4
Использование возможностей сервисов Google на уроках информатики
5
Заключение
11
Литература
12
ВВЕДЕНИЕ
Одним из требований Федеральных государственных стандартов второго поколения к метапредметным результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу, является формирование и развитие учебной общепользовательной компетентности в области использования ИКТ. В связи с этим учебный процесс стал требовать к себе особого внимания, использования современных технологий. Применение ресурсов сети Интернет позволяет сделать учебный процесс более эффективным, привлекательным и запоминающийся для учащихся, что способствует повышению интереса к обучению, всестороннему развитию учащихся, формированию самостоятельности, ответственности. При этом использование сети Интернет рассматривается не как цель, а как средство повышения качества обучения и интереса учащихся.
Информация – чуть ли не главная ценность в наше время. И количество ее с каждым днем все возрастает. Достижения, имеющиеся в настоящее время в области информатизации, обусловлены в первую очередь высочайшим уровнем аппаратного и программного обеспечения современных коммуникационных технологий.
Цифровое будущее, о котором думалось и мечталось, становится привычным цифровым настоящим. Сейчас уже никого не удивишь ни персональным компьютером, ни Интернетом, ни мобильником, ни другим цифровым устройством.
Формирование УУД С ПОМОЩЬЮ СЕТЕВЫХ СЕРВИСОВ
Учителя в последнее время все чаще используют web-сервисы на уроках. Значит ли это, что обучение проводится на современном уровне, что применение ИКТ обеспечит, сформирует познавательную самостоятельность школьников, умение работать с информацией? К сожалению, утверждать это можно далеко не всегда.
Да, деятельность учителя на уроке изменилась, но ученики, как и прежде, остаются пассивными. Несмотря на использование современных технологий, мы снова можем наблюдать низкую вовлеченность учащихся в деятельность (работают только самые активные – их меньше, чем пассивных), усилие детей направлены на запоминание информации, а не на понимание. Как быть? Информационно-коммуникационные технологии используются, а результата нет.
Одним из методов решения указанных проблем являются облачные технологии. Понятие облачные технологии обрели свою популярность сравнительно недавно, а самое интересное, использовалось нами уже достаточно давно. Регистрируя адрес своей первой электронной почты мы, сами того не подозревая, становились пользователями облачных сервисов. Термин «облачные сервисы» (англ.- сloud сomputing) применим для любых сервисов, которые предоставляются через сеть Интернет.
Суть работы данных сервисов состоит в том, что вся информация обрабатывается и хранится на удаленном компьютере сети Интернет, как в случае с ящиком Вашей электронной почты. Все Ваши письма хранятся на сервере поставщика почты, а не на Вашем компьютере. Удаляя и перемещая письма, Вы лишь даете нужные команды серверу почты, используя свой компьютер. Сам процесс удаления и перемещения писем осуществляется непосредственно почтовым сервером.
«Облачные сервисы», можно разделить на три основные категории:
- инфраструктура как сервис;
- платформа как сервис;
- программное обеспечение как сервис.
По сравнению с традиционным подходом, облачные сервисы позволяют управлять более крупными инфраструктурами, обслуживать различные группы пользователей в пределах одного облака, а также означают полную зависимость от провайдера облачных услуг.
Пользователю облачных сервисов нет необходимости заботиться об инфраструктуре, которая обеспечивает работоспособность предоставляемых ему сервисов. Все задачи по настройке, устранению неисправностей, расширению инфраструктуры и прочее берет на себя сервис-провайдер.
Как пример использования облачных технологий в образовании, можно назвать электронные дневники и журналы, личные кабинеты для учеников и преподавателей, интерактивная приемная и другое. Это и тематические форумы, где ученики могут осуществлять обмен информацией. Это и поиск информации, где ученики могут решать определенные учебные задачи даже в отсутствии педагога или под его руководством.
Для этого можно использовать:
компьютерные программы
электронные учебники
диагностические, тестовые и обучающие системы
прикладные и инструментальные программные средства
телекоммуникационные системы (электронную почту, телеконференции)
электронные библиотеки и другое.
Использование возможностей сервисов Google на уроках информатики
Службы Google для образования, по мнению разработчиков, «содержат бесплатный и свободный от рекламы набор инструментов, который позволит преподавателям и учащимся более успешно и эффективно взаимодействовать, обучать и обучаться».
Основные преимущества использования Google-сервисы в образовании с точки зрения пользователя:
минимальные требования к аппаратному обеспечению (обязательное условием – наличие доступа в Интернет);
облачные технологии не требуют затрат на приобретение и обслуживание специального программного обеспечения (доступ к приложениям можно получить через окно web - браузера);
Google-сервис поддерживают все операционные системы и клиентские программы, используемые учащимися и учебными заведениями;
работа с документами возможна с помощью любого мобильного устройства, поддерживающего работу в Интернете;
все инструменты Google-сервиса бесплатны.
Современные компьютерные технологии позволяют учащимся и преподавателям использовать для общения и работы несколько устройств: ноутбуки, компьютеры, смартфоны, мобильные телефоны и т.д. Инструменты Google поддерживаются самыми разными устройствами, поэтому являются общедоступной и универсальной IT-технологией для работы в образовательной среде.
На уроках информатики мной используются сервисы Google, т.к. они просты в использовании и предоставляют широкий круг возможностей как для учащихся, так и для учителей.
Данный сервис позволяет организовать совместную работу с документами (например, совместное создание презентаций), проводить опросы и тестирование, организовать электронный документооборот. С помощью Google-форм я организовываю сбор ответов на задания, что опять же позволяет мне проверять задания в удобное для меня время.
Чаще всего прибегаю к следующим возможностям сервиса Google:
По программе в 9 и 11 классах начало учебного года начинается с изучения компьютерных сетей и работы в сети Интернет. При выполнение первых практических работ учащиеся самостоятельно регистрируют свой аккаунт на сайте www.gmail.com, далее создаются для каждого класса Google-группы. В форумах группы удобно размещать задания к уроку, рабочие материалы, что позволяет выполнять задания не только присутствующим на уроках, но и тем, кто по какой-либо причине отсутствует.
При работе с данным сервисом мной предоставляется ученикам доступ к документу, с которым им предстоит работать. Тем самым они становятся
редакторами документа и могут изменять его по своему усмотрению.
Применение Google-документов на различных этапах урока информатики:
Этап урока
Используемый сервис
Проверка домашнего задания.
Google Документ, Google Презентация, Google Форма (текст)
Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме.
Google Рисунок (схемы, графа)
Первичная проверка понимания
Google Рисунок, Google Документ
Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении по образцу.
Google Рисунок, Google Документ, Google Таблица
Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.
Google Презентация, Google Документ
Домашнее задание к следующему уроку.
Google Таблица, Google Форма
Пример использования Google-документа: Тема «Текстовый редактор». В режиме коллективного редактирования подобрать материал и создать газету.
Пример задания с использованием Google-презентации: Коллективно или в малых группах (в режиме общего доступа) создать презентацию на тему «Безопасное использование Интернета» с помощью сервиса Google-презентация. Учащиеся должны оформить тему своего отдельного слайда, подобрать цвет текста, использовать разные макеты слайдов, вставить гиперссылки, рисунки в соответствии с заданием.
Например, задание на дом: отредактировать свой слайд на общей презентации «Геоинформационные системы». Каждому ученику отводится слайд, который он должен оформить в соответствии с вопросом. Материал он может найти сам или воспользоваться ссылкой, подготовленной учителем.
Пример задания с Google-таблицей: Создать таблицу известных каналов связи, их состава и характеристик.
Учитель составляет исходную таблицу и предоставляет права доступа к таблице учащимся. Учащиеся могут работать персонально или в малых группах: искать информацию в сети Интернет и заполнять таблицу.
В качестве домашнего задания можно предложить дополнить полученную таблицу иллюстрациями соответствующих каналов связи.
С помощью Google формы можно проводить различные опросы, викторины, создавать анкеты, тесты. При создании формы автоматически создается таблица Google, в которой автоматически накапливаются результаты заполнения формы.
Пример задания. Ответить на вопросы итогового теста по теме «Информационные процессы» и получить доступ к зачету. Отвечать можно с домашнего компьютера, получив доступ к форме, или перейдя по ссылке, которую учитель разместил на сайте школы.
Пример: Проведение анкетирования «Я и социальные сети» для использования результатов в исследовательской работе «Влияние социальных сетей на коммуникабельность подростков».
И последнее, учитель, создавая Google-документ и предоставляя к нему доступ учащихся, может проследить дату входа на ресурс любого ученика, увидеть изменения, которые он сделал, проанализировать активность учащихся.
При использовании в образовательном процессе возможностей Google-документ, я обнаружила очень много преимуществ:
Прежде всего, это возможность организации совместной продуктивной деятельности учащихся. Теперь мы имеем возможность создавать коллективные документы, карты, сайты. И сегодня увлечены СОТВОРЧЕСТВОМ... И учителя, и учащиеся...
Во-вторых, именно сервисы Google составляют инструментальную основу инновационных педагогических технологий деятельностного типа.
В-третьих, обучение становится личностноориентированным. Работа с коллективными документами позволяет включить в деятельность каждого ученика, сделать его вклад весомым, что, естественно, влияет на самооценку школьника, служит мотивом для саморазвития.
В-четвертых, значительно возрастает мотивация участников образовательного процесса. Это связано с активным включением учащегося в деятельность, их любовь к социальным сетям.
В-пятых, родители начинают радоваться, что домашний компьютер используется для обучения и развития ребенка, а не только и не столько для общения в социальных сетях. Web-серфинг в сети Интернет в превращается в web-навигацию, определяя для учащегося образовательные цели и ориентиры, при этом предоставляя ему право выбора образовательного маршрута.
В заключении хочется отметить, что использование сервисов Google позволяет создать уникальную информационно-образовательную среду, соответствующую требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) нового поколения, организовать учебный процесс, направленный на формирование у школьников не только предметных результатов, но и универсальных учебных действий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Достоинство облачных технологий налицо. Теперь Вам не надо покупать производительный и дорогостоящий компьютер, а также массу программ и приложений для него, необходим лишь простенький компьютер с доступом в Сеть, обо всем остальном (обработка, хранение и резервирование информации) позаботится «облако». Вы не привязаны к своему компьютеру, так как для получения необходимой информации, Вам нужно лишь помнить данные (логин, пароль) для доступа к сервису и любой компьютер с доступом в Интернет.
К недостаткам можно отнести лишь то, что Ваша информация хранится непосредственно не у Вас, а на удаленном компьютере. Но и это спорно, так как все сервисы заботятся о сохранении и нераспространении данных своих клиентов, ведь понятие деловой репутации еще никто не отменял.
Таким образом, использование облачных технологий на основе интернет сервисов в процессе обучения информатике дает такие возможности, как выполнение различных учебных заданий в формате реального времени с помощью сетевых редакторов, отсутствие затрат на обновление коммерческих лицензий программного обеспечения, обеспечение открытости и доступности учебных материалов, выполнения сетевых групповых проектов. Большинство специалистов по развитию коммуникационных технологий говорит о том, что со временем все пользователи предпочтут перейти на облачные технологии.
Современные компьютерные технологии позволяют учащимся и преподавателям использовать для общения и работы несколько устройств: ноутбуки, компьютеры, смартфоны, мобильные телефоны и т.д. Инструменты Google поддерживаются самыми разными устройствами, поэтому являются общедоступной и универсальной IT-технологией для работы в образовательной среде.
Литература
Государственные образовательные стандарты второго поколения. http://www.w3.org
www.open-klass.ru. Сообщество «Учитель-менеджер», проект «Формирование универсальных учебных действий».
Шишкина Л.П. Инновационный опыт. Организация деятельности учащихся на уроках информатики. [Электронный ресурс] 2009.
Кречетников К. Г. Социальные сетевые сервисы в образовании [Электронный ресурс] / К. Г. Кречетников, И. В. Кречетникова / Тихоокеанский военно-морской институт им. С.О. Макарова. –http://ido.tsu.ru/other_res/pdf/3(39)_45.pdf