kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование ключевых компетенций на уроках информатики и во внеклассной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Когда говорят о роли того или иного урока в формировании определенных ключевых компетенций, урокам информатики в основном отводится роль для развития информационной компетенции. Безусловно, в самой сути этого учебного предмета уже заложена определенная база, позволяющая работать именно над навыками деятельности по отношению к информации в разных сферах жизни. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование ключевых компетенций на уроках информатики и во внеклассной деятельности»

Формирование ключевых компетенций на уроках информатики и во внеклассной деятельности

Воробьева Татьяна Владимировна, МБОУ «СОШ №5»

Одним из основных процессов, характеризующих современное общество, является информатизация. Владение новыми информационными технологиями ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Под информатизацией понимается внедрение компьютерной техники и новых информационных технологий в различные сферы производства, общественной и личной жизни людей.

Когда говорят о роли того или иного урока в формировании определенных ключевых компетенций, урокам информатики в основном отводится роль для развития информационной компетенции. Безусловно, в самой сути этого учебного предмета уже заложена определенная база, позволяющая работать именно над навыками деятельности по отношению к информации в разных сферах жизни. Но правильно ли отводить информатике только эту роль? Рассмотрим, каким образом можно строить учебный процесс так, чтобы каждая группа компетенций заняла свое место на уроке информатики.

В настоящее время уточняется перечень ключевых компетенций человека, подлежащих формированию в общеобразовательной школе. Наиболее распространенной является классификация А.В. Хуторского, который выделяет следующие компетенции:

  • ценностно-смысловую;

  • общекультурную;

  • учебно-познавательную;

  • информационную;

  • коммуникативную;

  • социально-трудовую;

  • компетенцию личностного самосовершенствования.

На мой взгляд, урок информатики принципиально отличается от других учебных предметов. Во-первых, наличием персонального компьютера для каждого ученика. Во-вторых, компьютерный класс, в котором проводятся уроки, организован особенным образом: каждый ученик имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой – доступ к общим ресурсам. В-третьих, именно на уроках информатики активная самостоятельная деятельность, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом. Наконец, в-четвертых, предмет информатика отличает изначальная высокая мотивация учащихся. Некая изначальная «романтизация» компьютера и работы на нем создает учителю информатики благоприятные начальные условия для работы в классе, развития компетентности целеполагания.

Рассмотрим подробнее, какую деятельность в рамках предмета информатики учитель может организовать в направлении развития каждой из ключевых компетенций.

Умение ставить личные цели, понимать и осознавать смысл своей деятельности, при этом соотнося его с заданностями внешнего мира, определяет в значительной степени успех личности вообще и успех в образовательной сфере в частности. Итак, в деятельностной форме суть ценно-смысловой компетенции можно представить так:

  • Умение формулировать собственные учебные цели (цели изучения данного предмета вообще, при изучении темы, при создании проекта, при выборе темы доклада и т.п.);

  • Умение принимать решение, брать ответственность на себя (быть лидером группового проекта, принимать решение в случае нестандартной ситуации (сбой в работе системы, несанкционированный доступ к сети…));

  • Осуществлять индивидуальную образовательную траекторию.

В ходе реализации творческих проектов на уроках информатики и во внеклассной деятельности особое развитие особое развитие получает общекультурная компетенция. В деятельностной форме ее можно описать так:  владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, художника и т.п

Важную роль необходимо отвести учебно–познавательной компетенции. Так как, в ходе учебного процесса степень ее сформированности иногда в значительной степени определяет качество результата. В составе учебно-познавательной компетенции можно выделить:

  • Умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности;

  • Умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат;

  • Владение навыками использования измерительной техники, специальных приборов, применение методов статистики и теории вероятностей;

  • Умение работать со справочной литературой, инструкциями;

  • Умение оформить результаты своей деятельности, представить их на современном уровне;

  • Создание целостной картины мира на основе собственного опыта.

Так, при изучении темы «Устройство ЭВМ» можно предложить учащимся такие задания, которые позволяют ученикам убедиться в практической применимости получаемых знаний. Например, осуществить оптимальный выбор компьютера для людей разных профессий (дизайнеров, программистов, конструкторов и д.р); проанализировать технические требования; обосновать выбор данной комплектации.

При изучении темы «Дополнительные возможности текстового редактора MS Word» ученики могут создать буклет на различную тематику, собственную визитную карточку, рекламный плакат.

Как известно, современные дети – это уже не чистый лист, на который наносятся знания. К ним поступает много информации отовсюду! Но дети зачастую не умеют превращать информацию в знания. Обилие информации не приводит и к системности знаний. Детей необходимо научить правильно, усваивать информацию, а для этого надо научить их ранжировать, выделять главное, находить связи и структурировать ее. Научить надо и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности. Необходимо подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний. То есть речь идет о формировании у обучающихся информационных компетенций.

Информационные компетенции предполагают умения:
  • владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет;

  • самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;

  • ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;

  • владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона, факса, принтера, модема, копира;

  • применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.

В связи с этим возникает проблема выбора наиболее оптимальных методов и приемов обучения, ведущее место среди которых в моей практике принадлежит приему инструкционных карточек и методу проектов. Инструкционная карточка к уроку содержит задания для всех этапов деятельностного урока: дополнительный текст, формирующий личностную значимость темы урока, схемы для самостоятельного составления определений терминов и понятий, задания – подсказки.

После окончания курсов повышения квалификации по программе Intel «Обучение в 21 веке» я стала использовать на уроках информатики и во внеклассой деятельности метод проектов. Так, например, по окончанию изучения тем: РоwerPoint, т екстовый редактор MS Word, компьютерная графика, я зык гипертекстовой разметки HTML и др., учащиеся создают внутришкольные краткосрочные моно-проекты.

Говоря о коммуникативной компетенции, можно выделить следующие виды деятельности этого направления, характерные для уроков информатики:

  • Владение формами устной речи (монолог, диалог, полилог, умение задать вопрос, привести довод при устном ответе, дискуссии, защите проекта и т.п.)

  • Ведение диалога «человек» - «техническая система» (понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами, настройка параметров среды и т.д.)

  • Умение представить себя устно и письменно, владение стилевыми приемами оформления текста (электронная переписка, сетевой этикет, создание текстовых документов по шаблону, правила подачи информации в презентации и т.п.)

  • Владение телекоммуникациями для организации общения с удаленными собеседниками (понимание возможностей разных видов коммуникаций, нюансов их использования и т.д.)

  • Понимание факта многообразия языков, владение языковой, лингвистической компетенцией (в том числе – формальных языков, систем кодирования, языков программирования; владение ими на соответствующем уровне)

  • Умение работать в группе, искать и находить компромиссы (работа над совместным программным проектом, взаимодействие в Сети, технология клиент-сервер, совместная работа приложений и т.д.)

  • Толерантность, умение строить общение с представителями других взглядов (существование в сетевом сообществе, телекоммуникации с удаленными собеседниками и т.п.)

В старших классах уделяется особое внимание социально-трудовым компетенциям, но и на уроках в среднем звене для их формирования можно и нужно найти место:

  • Осознание наличия определенных требований к продукту своей деятельности.

  • Анализ достоинств и недостатков аналогов собственного продукта (при проектной деятельности разного типа, при обучении офисным технологиям).

  • Владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений (виды лицензирования программного обеспечения, информационная безопасность, правовая ответственность за нарушение законодательства, авторские права и т.д.).

И, в заключении, рассмотрим компетенцию личностного самосовершенствования.Для ее развития эффективны не только уроки, но и предоставление возможности проявить себя вне школьной учебы:

  • Создание комфортной здоровьесберегающей среды (знание правил техники безопасности, адекватная оценка пользы и вреда от работы за компьютером, умение организовать свое рабочее время, распределить силы и т.д.)

  • Создание условий для самопознания и самореализации (компьютер как средство самопознания - тестирование в режиме on - line , тренажеры, квесты и т.п.; нахождение новых способов самореализации - создание собственного сайта-самопрезентации в сети, публикации работ, получение авторитета в сетевом сообществе и т.п.)

  • Создание условий для получения знаний и навыков, выходящих за рамки преподаваемой темы (выбор литературы, курсов, использование форумов поддержки, обращение за помощью в сетевые сообщества и т.п.)

  • Наличие способности действовать в собственных интересах, получать признание в некоторой области (участие в предметных олимпиадах и конкурсах, завоевание авторитета в глазах одноклассников с помощью уникальных результатов своей деятельности).

Сегодня всё больше учителей преодолевают ограниченный взгляд на компьютер лишь как на некоторое техническое средство обучения, предназначенное для демонстрации отдельных слайдов, текстов и готовых программ. Всё шире входит в практику создание собственных образовательных электронных ресурсов. Это    требует высокого уровня владения  педагогами ИКТ и больших временных затрат.  Вместе с тем отдача от работы, как правило, окупает затраченное дополнительное время, поскольку способные учащиеся, привлечённые к этому процессу,  глубоко погружаются в изучаемый предмет, а преподаватели более глубоко осваивают технологию создания современных средств информационного обеспечения как образовательной, так и своей профессиональной деятельности. Учебный курс информатики может быть реализован с применением компетентностного подхода. А скорректировать содержание учебников может и сам учитель, изменив, в первую очередь, цели урока, так как компетентностный подход делает главным участником образовательного процесса именно учащегося, с его индивидуальными целями.



 

Литература

  1. Босова Л.Л. Цели и содержание подготовки школьников в области информатики и информационных технологий в аспекте компетентностного подхода.//Педагогическая информатика, №2, 2005.

  2. Скрипкина Ю. В. Уроки информатики как среда формирования ключевых компетенций. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 30 сентября.http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-14.htm

  3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как комплекс личностно ориентированной парадигмы образования. // Народное образование, №2, 2003.

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование ключевых компетенций на уроках информатики и во внеклассной деятельности

Автор: Воробьева Татьяна Владимировна

Дата: 11.05.2015

Номер свидетельства: 210152


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства