ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЩИХСЯ В КОНТЕКСТЕ ФГОС НОО НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЩИХСЯ В КОНТЕКСТЕ ФГОС НОО НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Как показывает педагогическая практика без новых форм информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Неоспоримым фактом является утверждение, что роль персональных компьютеров в обучении будет возрастать и, в соответствии с этим, будут возрастать требования к компьютрной грмотности учащихся и самого учителя. Уроки с использованием ИКТ становятся нормой работы. Это один из важных результатов инновационной работы в школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЩИХСЯ В КОНТЕКСТЕ ФГОС НОО НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ »
ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЩИХСЯ В КОНТЕКСТЕ ФГОС НОО НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения – ФГОС НОО (далее Стандарт). Дети, поступившие в первый класс в 2011 году, обучаются по образовательной программе, соответствующей новому Стандарту второго поколения.
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества.
Деятельностный характер ставит главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
Предметные результаты включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
ИКТ-компетентность учащихся начальной школы относится к категории метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, которые должны отражать:
– активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
– использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
– умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности» и т. п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий. Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования и задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.
Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность, являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается в Стандарте как наиболее естественный способ формирования УУД. В программу формирования универсальных учебных действий образовательного учреждения должна быть включена подпрограмма «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», что позволяет образовательному учреждению и учителю непосредственно формировать универсальные учебные действия учащихся с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Реализация программы формирования УУД в начальной школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.
Но новый ФГОС НОО предъявляет требования не только к качеству образования, но и к условиям, которые необходимо создать для информатизации школьного пространства. К тому же в соответствии с новыми «Квалификационными характеристиками должностей работников образования» каждый педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав детей – право на качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках привычной «меловой технологии», существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиапроектора, электронной доски и компьютера, обеспечивающего выход в Интернет. В связи с этим основная масса учителей школ города Таганрога и Ростовской области прошли «курсы компьютерной грамотности», и готовы к работе с современными техническими средствами.
Таким образом, в новом федеральном образовательном стандарте начальной образовательной школы второго поколения формированию информационно-коммуникативной компетентности учащихся отводится одна из первостепенных ролей. Это связано с тем, что при итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования в рамках контроля успеваемости в процессе освоения содержания отдельных учебных предметов должна учитываться готовность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе: во-первых, системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке, технологии; во-вторых, обобщенных способов деятельности, умений в учебно-познавательной и практической деятельности; в-третьих, коммуникативных и информационных умений.
Использование информационно-коммуникативных технологий позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
Использование ИКТ на различных уроках в школе позволяет:
– развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
– овладевать практическими способами работы с информацией;
– развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Как показывает педагогическая практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров будет возрастать, и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности учащихся и самого учителя. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся школы, а для учителей становятся нормой работы – это, на наш взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в школе.