Факультатив по информатике для 6 класса "Информационная мозаика"
Факультатив по информатике для 6 класса "Информационная мозаика"
Рабочая программа направлена на информатизацию и индивидуализацию обучения подростков, формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающее социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Факультатив по информатике для 6 класса "Информационная мозаика"»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Количество недельных часов 1 Количество часов в год 35
Уровень рабочей программыбазовый
Классификация рабочей программытиповая
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
- Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, от 30.08.2010 № 889, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год»;
- приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области “О введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Воронежской области” от 01.02.2012г. №56;
- письмо департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 24.08.2012 №01-03/06332 «О направлении методических рекомендаций по формированию учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих основную образовательную программу основного общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования»;
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993).
Рабочая программанаправлена на информатизацию и индивидуализацию обучения подростков, формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающее социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “ Об образовании в Российской Федерации». Это:
гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;
формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;
формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.
В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Программа формируется с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 11—15 лет, связанных:
с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностьюна ступени основной школыв единстве мотивационно - смыслового и операционно-технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новойвнутренней позиции обучающегося— направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;
с осуществлением на каждом возрастном уровне (11—13 и 13—15 лет) благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебныхдействий моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временнóй перспективе;
с формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;
с овладением коммуникативными средствами и способами организациикооперации сотрудничества, реализуемого в отношениях, обучающихся с учителем и сверстниками;
с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской.
Программа соответствует основным характеристикам современного образования: доступности, открытости, перспективности и научной обоснованности развития, вариативности, технологичности, поликультурности, носит личностно ориентированный характер.
Этап 5-6 классы – образовательный переход из младшего школьного возраста в подростковый. На данном этапе образования ООП ООО обеспечивает:
- организацию сотрудничества между младшими подростками и младшими школьниками (разновозрастное сотрудничество), что позволяет решить проблему подросткового негативизма в его школьных проявлениях (дисциплинарных, учебных, мотивационных);
- разворачивание содержания учебного материала отдельных учебных дисциплин как возможность рассмотрения его другими глазами, что позволяет педагогам организовать изучение учебного материала на переходном этапе таким образом, что обучающиеся 5-6-х классов смогли работать над обобщением своих способов действий, знаний и умений в новых условиях с другой позиции – учителя, а также выстроить пробно-поисковые действия по определению их индивидуальных возможностей (индивидуальной образовательной траектории);
- формирование учебной самостоятельности обучающихся через работу в позиции «учителя», основанной на способности, удерживая точку зрения незнающего, помочь ему занять новую точку зрения, но уже не с позиции сверстника, а учителя;
- учебное сотрудничество между младшими и старшими подростками, что дает возможность педагогам организовать образовательный процесс так, чтобы младшие подростки, выстраивая свои учебные отношения со старшими подростками, могли бы сами определять границы своих знаний-незнаний и пробовать строить собственные маршруты в учебном материале;
- организацию образовательного процесса через возможность разнообразия выбора образовательных пространств (учения, тренировки, экспериментирования) обучающихся;
- организацию взаимодействия между учащимися, между учащимися и учителем в образовательном процессе через письменные дискуссии при работе с культурными текстами, в которых должны содержаться разные точки зрения, существующие в той или другой области знания
Цели и задачи рабочей программы:
Основные цели курса:
реализовать в наиболее полной мере интерес учащихся к изучению современных информационных технологий;
раскрыть основные возможности, приемы и методы работы в графическом редакторе:
развить у учащихся информационную культуру:
создать условия для внедрения новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы;
освоение терминологии и основных понятий информатики и информационных технологий.
Задачи:
формирование практических навыков работы в графическом редакторе;
формирование умения планировать свою деятельность.
Общая характеристика факультатива
Одним из наиболее актуальных направлений информатизации образования является развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества.
На первом уровне, названном пропедевтическим, учащийся знакомится с основными понятиями информатики непосредственно в процессе создания какого-либо информационного продукта, будь то рисунок или диаграмма. Данный курс состоит из раздела: компьютерная графика как средство развития творческого потенциала.
Описание места предмета в учебном плане
Факультативный курс ориентирован на предпрофильную подготовку учащихся по информатике. Он расширяет базовый курс по информатике и информационным технологиям, является практико- и предметно-ориентированным и дает учащимся возможность познакомиться с интересными, нестандартными вопросами информатики, с весьма распространенными методами обработки изображений, проверить способности к информатике.
Вопросы, рассматриваемые в курсе, выходят за рамки обязательного содержания. Вместе с тем, они тесно примыкают к основному курсу. Поэтому данный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важнейших знаний и умений в области информатики, предусмотренных школьной программой, поможет оценить свои возможности по информатике и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики
В направлении личностного развития:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
В метапредметном направлении:
владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими:
-целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить;
-планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств;
-прогнозирование – предвосхищение результата;
-контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки);
-коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки;
- оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
В предметном направление:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Содержание программы
Графический редактор Paint (4 ч)
Что такое компьютерная графика. Основные возможности графического редактора Paint по созданию графических объектов. Интерфейс графического редактора и его основные объекты. Панель Палитра. Панель Инструментов. Настройка инструментов рисования. Создание рисунков с помощью инструментов.
Учащиеся должны знать:
назначение и возможности графического редактора;
назначение объектов интерфейса графического редактора.
Учащиеся должны уметь:
настраивать панель Инструментов;
создавать простейшие рисунки с помощью инструментов.
Редактирование рисунков (5ч)
Использовать команды Отменить. Использование инструментов Ластик.
Понятие фрагмента рисунка. Технология выделения и перемещения
фрагмента рисунка. Примеры создания графического объекта из типовых фрагментов. Сохранение рисунка на диске. Понятие файла. Практикум по созданию и редактированию графических объектов.
Учащиеся должны знать:
понятия фрагмента рисунка;
понятие файла.
Учащиеся должны уметь:
выделять и перемещать фрагмент рисунка;
создавать графический объект из типовых фрагментов;
сохранять рисунок в файле и открывать файл.
Точные построения графических объектов(4ч)
Построение геометрических фигур. Использование клавиши Shift при
построении прямых, квадратов, окружностей.
Понятие пикселя. Редактирование графического объекта по пикселям.
Понятие пиктограммы. Создание и редактирование пиктограммы по пикселям.
Учащиеся должны знать:
точные способы построения геометрических фигур;
понятие пикселя;
понятие пиктограммы.
Учащиеся должны уметь:
использовать при построении геометрических фигур клавишу Shift;
редактировать графический объект по пикселям;
рисовать пиктограммы.
Представление об алгоритме(8ч)
Понятие алгоритма. Примеры алгоритмов из окружающей среды. Понятие последовательного (линейного) алгоритма. Представление о циклическом алгоритме. Примеры построения графических объектов на основе циклического и линейного алгоритма.
Построение графических объектов с помощью метода последовательного укрепления копируемого фрагмента.
Учащиеся должны знать:
понятия алгоритма;
понятие линейного алгоритма;
понятие циклического алгоритма.
Учащиеся должны уметь:
разрабатывать алгоритм и в соответствии с ним создавать графический объект;
использовать при создании графического объекта циклический алгоритм.
Конструирование из мозаики (4ч)
Понятие типового элемента мозаики. Понятие конструирования. Меню готовых форм – плоских и объемных. Конструирование с помощью меню готовых форм.
Учащиеся должны знать:
понятие конструирования;
технологию конструирования из меню готовых форм;
Учащиеся должны уметь:
разрабатывать алгоритмы конструирования из меню готовых форм;
создавать меню типовых элементов мозаики (готовы форм);
конструировать разнообразные графические объекты.
Моделирование в среде графического редактора
Модели окружающего мира. Понятие моделирования. Примеры построения моделей в графическом.
Календарно-тематическое планирование
№
Наименование разделов и тем
Количество
часов
Дата
1.Графический редактор Paint
1
1
Инструменты для рисования
1
2
Компьютерная графика
1
3
Создание рисунка
1
2.Редактирование рисунков
1
4
Редактирование рисунков
1
5
Редактирование рисунков
1
6
Сборка рисунка из деталей
1
7
Сохранение рисунка
1
8
Открытие рисунка
1
3. Точечные построения графических объектов
9
Построение с помощью клавиши Shift
1
4.Представление об алгоритме
1
10
Алгоритм
1
11
Алгоритм
1
12
Компьютерная среда и алгоритм
1
13
Виды алгоритмов
1
14
Действия с фрагментом рисунка
1
15
Повторяющиеся действия в алгоритмах
1
16
Повторяющиеся действия в алгоритмах
1
17
Практическая работа «Создание рисунка по алгоритму»
1
5.Конструирование из мозаики
18
Детали мозаики
1
19
Меню готовых форм
1
20
Фигуры из элементов мозаики
1
21
Конструирование из кубиков
1
6.Моделирование в среде графического редактора
22
Модель и моделирование
1
23
Модели окружающего мира
1
24
Создание модели земного шара
1
25
Создание модели цветка
1
26
Создание модели ткани
1
27
Эллипс и окружность
1
28
Пиксель
1
29
Пиктограмма
1
30
Практическая работа «Создание рисунка с помощью клавиши Shift»
7.Создание и защита проекта
31
Создание проекта
1
32
Создание проекта
1
33
Создание проекта
1
34
Создание и защита проекта
1
35
Создание и защита проекта
1
Описание учебно - методическое и материально- техническое обеспечение образовательного процесса
1. Агеева И.Д. Занимательные материалы по информатике и математике. Методическое пособие. М.:ТЦ Сфера, 2006.- 240 с. (Игровые методы обучения).
2. Босова Л.Л.Информатика: Учебник для 5 класса.- М.:БИНОМ. Лаборатория знаний,2010.
3. Макарова Н.В. Программа по информатике (системно-информационная концепция).- СПб.: Питер, 2004, -64с.: ил.
Материально- техническое и информационно-техническое