kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Факультатив по информатике для 6 класса "Информационная мозаика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа направлена на информатизацию и индивидуализацию обучения подростков, формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающее социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Факультатив по информатике для 6 класса "Информационная мозаика"»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Количество недельных часов 1 Количество часов в год 35

Уровень рабочей программы базовый

Классификация рабочей программы типовая


Нормативные правовые документы, на основании которых
разработана рабочая программа:


- Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, от 30.08.2010 № 889, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74);

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год»;

- приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области “О введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Воронежской области” от 01.02.2012г. №56;

- письмо департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 24.08.2012 №01-03/06332 «О направлении методических рекомендаций по формированию учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих основную образовательную программу основного общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования»;

- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993).

Рабочая программа направлена на информатизацию и индивидуализацию обучения подростков, формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающее социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “ Об образовании в Российской Федерации». Это:

​ гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

​ воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

​ единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

​ общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;

​ обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;

​ формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;

​ формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

​ содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.

В рабочей программе соблюдается преемственность с при​мерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной дея​тельности обучающихся.

Программа формируется с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 11—15 лет, связанных:

​ с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью на ступени основной школы в единстве мотивационно - смыслового и операционно-технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции обучающегося — направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;

​ с осуществлением на каждом возрастном уровне (11—13 и 13—15 лет) благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временнóй перспективе;

​ с формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;

​ с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации сотрудничества, реализуемого в отношениях, обучающихся с учителем и сверстниками;

​ с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской.

Программа соответствует основным характеристикам современного образования: доступности, открытости, перспективности и научной обоснованности развития, вариативности, технологичности, поликультурности, носит личностно ориентированный характер.

Этап 5-6 классы – образовательный переход из младшего школьного возраста в подростковый. На данном этапе образования ООП ООО обеспечивает:

- организацию сотрудничества между младшими подростками и младшими школьниками (разновозрастное сотрудничество), что позволяет решить проблему подросткового негативизма в его школьных проявлениях (дисциплинарных, учебных, мотивационных);

- разворачивание содержания учебного материала отдельных учебных дисциплин как возможность рассмотрения его другими глазами, что позволяет педагогам организовать изучение учебного материала на переходном этапе таким образом, что обучающиеся 5-6-х классов смогли работать над обобщением своих способов действий, знаний и умений в новых условиях с другой позиции – учителя, а также выстроить пробно-поисковые действия по определению их индивидуальных возможностей (индивидуальной образовательной траектории);

- формирование учебной самостоятельности обучающихся через работу в позиции «учителя», основанной на способности, удерживая точку зрения незнающего, помочь ему занять новую точку зрения, но уже не с позиции сверстника, а учителя;

- учебное сотрудничество между младшими и старшими подростками, что дает возможность педагогам организовать образовательный процесс так, чтобы младшие подростки, выстраивая свои учебные отношения со старшими подростками, могли бы сами определять границы своих знаний-незнаний и пробовать строить собственные маршруты в учебном материале;

- организацию образовательного процесса через возможность разнообразия выбора образовательных пространств (учения, тренировки, экспериментирования) обучающихся;

- организацию взаимодействия между учащимися, между учащимися и учителем в образовательном процессе через письменные дискуссии при работе с культурными текстами, в которых должны содержаться разные точки зрения, существующие в той или другой области знания






Цели и задачи рабочей программы:

Основные цели курса:

  • реализовать в наиболее полной мере интерес учащихся к изучению современных информационных технологий;

  • раскрыть основные возможности, приемы и методы работы в графическом редакторе:

  • развить у учащихся информационную культуру:

  • создать условия для внедрения новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы;

  • освоение терминологии и основных понятий информатики и информационных технологий.

Задачи:

  • формирование практических навыков работы в графическом редакторе;

  • формирование умения планировать свою деятельность.





































Общая характеристика факультатива

Одним из наиболее актуальных направлений информатизации образования является развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества.

На первом уровне, названном пропедевтическим, учащийся знакомится с основными понятиями информатики непосредственно в процессе создания какого-либо информационного продукта, будь то рисунок или диаграмма. Данный курс состоит из раздела: компьютерная графика как средство развития творческого потенциала.









































Описание места предмета в учебном плане


Факультативный курс ориентирован на предпрофильную подготовку учащихся по информатике. Он расширяет базовый курс по информатике и информационным технологиям, является практико- и предметно-ориентированным и дает учащимся возможность познакомиться с интересными, нестандартными вопросами информатики, с весьма распространенными методами обработки изображений, проверить способности к информатике.

Вопросы, рассматриваемые в курсе, выходят за рамки обязательного содержания. Вместе с тем, они тесно примыкают к основному курсу. Поэтому данный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важнейших знаний и умений в области информатики, предусмотренных школьной программой, поможет оценить свои возможности по информатике и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.







































Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики


В направлении личностного развития:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире;

  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

В метапредметном направлении:

  • владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими:

-целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить;

-планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств;

-прогнозирование – предвосхищение результата;

-контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки);

-коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки;

- оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача; 

  • опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);

  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

В предметном направление:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств; 

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;

  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.









































Содержание программы


  1. Графический редактор Paint (4 ч)

Что такое компьютерная графика. Основные возможности графического редактора Paint по созданию графических объектов. Интерфейс графического редактора и его основные объекты. Панель Палитра. Панель Инструментов. Настройка инструментов рисования. Создание рисунков с помощью инструментов.

Учащиеся должны знать:

  • назначение и возможности графического редактора;

  • назначение объектов интерфейса графического редактора.

Учащиеся должны уметь:

  • настраивать панель Инструментов;

  • создавать простейшие рисунки с помощью инструментов.

  1. Редактирование рисунков (5ч)

Использовать команды Отменить. Использование инструментов Ластик.

Понятие фрагмента рисунка. Технология выделения и перемещения

фрагмента рисунка. Примеры создания графического объекта из типовых фрагментов. Сохранение рисунка на диске. Понятие файла. Практикум по созданию и редактированию графических объектов.

Учащиеся должны знать:

  • понятия фрагмента рисунка;

  • понятие файла.

Учащиеся должны уметь:

  • выделять и перемещать фрагмент рисунка;

  • создавать графический объект из типовых фрагментов;

  • сохранять рисунок в файле и открывать файл.

  1. Точные построения графических объектов(4ч)

Построение геометрических фигур. Использование клавиши Shift при

построении прямых, квадратов, окружностей.

Понятие пикселя. Редактирование графического объекта по пикселям.

Понятие пиктограммы. Создание и редактирование пиктограммы по пикселям.

Учащиеся должны знать:

  • точные способы построения геометрических фигур;

  • понятие пикселя;

  • понятие пиктограммы.

Учащиеся должны уметь:

  • использовать при построении геометрических фигур клавишу Shift;

  • редактировать графический объект по пикселям;

  • рисовать пиктограммы.

  1. Представление об алгоритме(8ч)

Понятие алгоритма. Примеры алгоритмов из окружающей среды. Понятие последовательного (линейного) алгоритма. Представление о циклическом алгоритме. Примеры построения графических объектов на основе циклического и линейного алгоритма.

Построение графических объектов с помощью метода последовательного укрепления копируемого фрагмента.

Учащиеся должны знать:

  • понятия алгоритма;

  • понятие линейного алгоритма;

  • понятие циклического алгоритма.



Учащиеся должны уметь:

  • разрабатывать алгоритм и в соответствии с ним создавать графический объект;

  • использовать при создании графического объекта циклический алгоритм.

  1. Конструирование из мозаики (4ч)

Понятие типового элемента мозаики. Понятие конструирования. Меню готовых форм – плоских и объемных. Конструирование с помощью меню готовых форм.

Учащиеся должны знать:

  • понятие конструирования;

  • технологию конструирования из меню готовых форм;

Учащиеся должны уметь:

  • разрабатывать алгоритмы конструирования из меню готовых форм;

  • создавать меню типовых элементов мозаики (готовы форм);

  • конструировать разнообразные графические объекты.

  1. Моделирование в среде графического редактора

Модели окружающего мира. Понятие моделирования. Примеры построения моделей в графическом.






































Календарно-тематическое планирование


Наименование разделов и тем

Количество

часов

Дата


1.Графический редактор Paint

1


1

Инструменты для рисования

1


2

Компьютерная графика

1


3

Создание рисунка

1



2.Редактирование рисунков

1


4

Редактирование рисунков

1


5

Редактирование рисунков

1


6

Сборка рисунка из деталей

1


7

Сохранение рисунка

1


8

Открытие рисунка

1



3. Точечные построения графических объектов



9

Построение с помощью клавиши Shift

1



4.Представление об алгоритме

1


10

Алгоритм

1


11

Алгоритм

1


12

Компьютерная среда и алгоритм

1


13

Виды алгоритмов

1


14

Действия с фрагментом рисунка

1


15

Повторяющиеся действия в алгоритмах

1


16

Повторяющиеся действия в алгоритмах

1


17

Практическая работа «Создание рисунка по алгоритму»

1



5.Конструирование из мозаики



18

Детали мозаики

1


19

Меню готовых форм

1


20

Фигуры из элементов мозаики

1


21

Конструирование из кубиков

1



6.Моделирование в среде графического редактора



22

Модель и моделирование

1


23

Модели окружающего мира

1


24

Создание модели земного шара

1


25

Создание модели цветка

1


26

Создание модели ткани

1


27

Эллипс и окружность

1


28

Пиксель

1


29

Пиктограмма

1


30

Практическая работа «Создание рисунка с помощью клавиши Shift»




7.Создание и защита проекта



31

Создание проекта

1


32

Создание проекта

1


33

Создание проекта

1


34

Создание и защита проекта

1


35

Создание и защита проекта

1


Описание учебно - методическое и материально- техническое обеспечение образовательного процесса


1. Агеева И.Д. Занимательные материалы по информатике и математике. Методическое пособие. М.:ТЦ Сфера, 2006.- 240 с. (Игровые методы обучения).

2. Босова Л.Л.Информатика: Учебник для 5 класса.- М.:БИНОМ. Лаборатория знаний,2010.

3. Макарова Н.В. Программа по информатике (системно-информационная концепция).- СПб.: Питер, 2004, -64с.: ил.


Материально- техническое и информационно-техническое

обеспечение

  1. Компьютер.

  2. Мультимедийный проектор.

  3. Интерактивная доска.

  4. Образовательные ресурсы сети интернет.

  5. Наглядные пособия.

  6. Дидактический материал.



































28



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Факультатив по информатике для 6 класса "Информационная мозаика"

Автор: Бучнева Анна Витальевна

Дата: 18.11.2014

Номер свидетельства: 132043


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства