ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СТРАТЕГИЙ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СТРАТЕГИЙ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
Основной целью образования сегодня является разностороннее и своевременное развитие учащихся, т. е. ученики должны уметь осмыслить, оценить, проанализировать и синтезировать информацию, полученную в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения. Этой цели можно добиться, систематически используя технологии развития критического мышления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СТРАТЕГИЙ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ »
Информатика сабағында сын тұрғысынан ойлау стратегиясын қолдану тиімділігі
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СТРАТЕГИЙ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
Ахметов Максут Жумабаевич
Учитель информатики Средней общеобразовательной школы №33
Основной целью образования сегодня является разностороннее и своевременное развитие учащихся, т. е. ученики должны уметь осмыслить, оценить, проанализировать и синтезировать информацию, полученную в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения. Этой цели можно добиться, систематически используя технологии развития критического мышления.
Критическое мышление – ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания и обучения в Казахстане. [1, С. 154] Критическое мышление предполагает готовность к воображению или принятию во внимание альтернативных решений, внедрению новых или модифицированных способов мышления и действий; приверженность к организованным общественным действиям и развитию критического мышления у других.
В современном образовании большую роль отводят развитию предметов естественно – математического цикла, добавляют часы на факультативы, кружковую работу, школы работают по профилям. Пришло время изменить подход к обучению, в центре которого должен стоять не учитель, а сам ученик. Только грамотное использование различных способов обучения позволит создать условия, которые будут побуждать самих школьников к получению знаний.
Стратегии развития критического мышления дает ученику:
- повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
- умение критически мыслить;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- повышение качества образования учеников.
Стратегии развития критического мышления дает учителю:
- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.
Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Для решения возникающих проблем, необходимо, чтобы учащиеся не просто шаблонно повторяли действия учителя, лишь иногда импровизируя, а мыслили и творчески, подходили к решению любой проблемы или задачи, встающей перед ними. На мой взгляд, целенаправленное развитие критического мышления позволит учащимся избежать репродуктивного уровня осмысления учебного материала, позволит им глубже проникать в суть возникающих перед ними проблем, нестандартно подходить к решению задач.
Стратегия развития критического мышления – это технология организации учебного и воспитательного процесса, которая применима к любой программе и любому предмету. Так и на уроках информатики есть возможность применять различные методы и стратегии для развития критического мышления.
Стратегия развития критического мышления предполагает использование на уроке трех стадий: стадии вызова, стадии осмысления и стадии рефлексии.
1 - я стадия - «Вызов» - ученик ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.
Задачи стадии вызова:
– актуализация имеющихся знаний;
– пробуждение интереса к получению новой информации;
– постановка учеником собственных целей обучения на данном уроке и по данной теме.
2 - я стадия - «Осмысление». На данной стадии ученик под руководством учителя отвечает на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии - «Что хочу знать?». Учитель может предложить кроме текста учебника альтернативные источники информации. А ученики со временем начинают более вдумчиво читать, слушать, задавать разнообразные вопросы.
Задачи стадии реализации смысла:
- помочь активно воспринимать изучаемый материал,
- помочь соотнести старые знания с новыми.
3 –я стадия - «Рефлексия» размышление и обобщение того, «что узнал» ученик на уроке. Стадия рефлексии необходима для того, чтобы ученики сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие вопросы.
Задачи стадии рефлексии:
- помочь обучающимся самостоятельно обобщить изученный материал,
- помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.
На каждой стадии урока используются различные приемы работы, которые помогают включить учащихся в совместную деятельность.
На стадии вызова возможно использование таких методов, как:
- предположение темы урока по ключевым словам разгаданного ребуса
- по слайдам просмотренной презентации,
- составление кластеров,
- работа с «тонкими» и «толстыми» вопросами,
- работа с таблицами,
- «верные и неверные утверждения»,
- «Корзина идей»,
- «Перевернутые логические цепочки» и т. д.
Способы организации работы на стадии «вызова» можно проводить как в форме индивидуальной работы, так и в её сочетание с парной и групповой работой. На этапе «вызова» применение таких методов работы позволяет учащимся не только вспомнить материал, изученный на прошлых уроках, но и учиться работать в группе, слушать и слышать друг друга, анализировать информацию, делать выводы, искать пути решения поставленной задачи. Использование таких методов работы позволяет заметить, что ученики больше общаются друг с другом, интересуются мнением других учеников в группе, медленные ученики не ведут себя обособленно так, как и им достается определенная роль в группе.
На стадии осмысления возможно использование таких методов, как:
- информационное домино,
- нахождение информации,
- выбор нужной информации
с помощью ресурсов интернета,
- составление алгоритма решения задачи,
обсуждение его в парах,
- поиск нового решения задачи,
- работа по готовому алгоритму, где требуется изучить ресурс, составить к алгоритму тонкие и толстые вопросы и проработать их в парах,
- «Шесть шляп»,
- составление синквейна и т. д.
На уроках информатики стадия «осмысления » проходит, в основном, в виде практических работ, на которых можно проводить такие формы работы, как воспользуйся ресурсами Интернет для поиска информации, найди дополнительную информацию, проанализируй как ее применить в работе, как текстовую информацию представить в виде числовой, а затем представь ее графически в виде диаграмм и т. д. Выполняя такие задания, ученики не только отрабатывают практические навыки работы на компьютере, но и учатся осуществлять поиск информации, анализировать, делать выводы и применять ее на практике.
Методические приемы критического мышления, используемые на уроках информатики
«Мозговой штурм»
При работе обращайте внимание на иерархию вопросов, которые сопровождают каждый этап «Мозгового штурма»:
I уровень - что ты знаешь?
II уровень - как ты это понимаешь? (применение других знаний, анализ)
III уровень - применение, анализ, синтез
Кроме широко известных примеров использования приемов «Мозгового штурма», когда учащимся предлагается последовательно ответить на вопросы разных уровней
Например:
I уровень - Приведите примеры исполнителей;
II уровень – Какие алгоритмы, выполняют ваши исполнители? Чем они похожи и в чем у них отличие?
III уровень – А нужны ли нам исполнители?
Или:
I уровень – С какими циклическими алгоритмами вы сталкиваетесь каждый день?
II уровень – Всегда ли количество повторений в ваших циклах известно заранее?
III уровень – А что бы стало, если бы циклы пропали из нашей жизни?
на уроках информатики удобно данным методом решать следующий тип задач:
Прием «Корзина» идей, понятий, имен...
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Многие уроки изучения нового материала начинаются с приема «Корзина», на доске демонстрируются или выводятся через проектор основные идеи предстоящего урока. Например, на уроке изучения «Линейного алгоритма» можно предложить учащимся высказать, как они думают какой алгоритм можно назвать линейным, привести примеры. На уроке изучения «Цикла» предложить предположить, что такое цикл, какие примеры циклических действий они могут привести.
Перевёрнутые логические цепи (связать последовательность элементов информации в нужной последовательности)
Приведу несколько примеров использования данного приема на уроках.
Разбивка на кластеры (построение логографа-выделение блоков идей)
Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Прием кластера удобно использовать как промежуточную оценку работ учащихся, их понимание рассмотренных понятий. Так, например, прежде чем перейти к знакомству с исполнителем Робот можно попросить ребят изобразить связь со всеми изученными понятиями, отталкиваясь от ключевого слово Алгоритм (при этом к этому кластеру можно обращаться на протяжении всего курса, дополняя его новыми составляющими). Приведу несколько примеров созданных ребятами кластеров при изучении данного курса.
Механизм ЗУХ (знаю, узнал, хочу узнать)
Знаю
Узнал новое
Хочу узнать подробнее
...
...
...
В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе урока информацию. Прием «Маркировочная таблица» позволяет учителю информатики проконтролировать работу каждого ученика на уроке, его понимание и интерес к изучаемой теме. Обращаться к этой таблице можно несколько раз за урок. На этапе Вызова заполняется первая колонка, на этапе Реализации – вторая колонка и на этапе Рефлексии – третья. Вот, например, какие маркировочные таблицы были составлены ребятами на некоторых уроках.
Знаю
Узнал новое
Хочу узнать подробнее
Переменные и действия над ними. Циклы
Как найти сумму нескольких чисел
Как подсчитать суммарную температуру в клетках рабочего поля Робота
Знаю
Узнал новое
Хочу узнать подробнее
Цикл «Для». Команды строка и столбец
Как закрасить ряд поля, прямоугольную область поля, все рабочее поле
Как закрасить все рабочее поле Робота в разные цвета
Прием «Пометки на полях» (инсерт) («v» - я так и думал, «+» - новая информация, «+!» - очень ценная информация, «-» - у меня по-другому, «?» - не очень понятно, я удивлён)
Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.
Очень удобный прием, когда на уроке необходимо охватить большой объем материала, особенно когда он носит теоретический характер. Так как учащиеся работают с рабочими тетрадями это достаточно легко сделать, особенно удачно этот прием будет работать на уроках по изучению таких тем как Вспомогательный алгоритм, Условия в языке Робота, Переменные, Ввод, Вывод данных.
Прием «Кубик»
В информатике многие задачи имеют несколько способов решения, при этом выбор оптимального из возможных решений зависит от критериев, которые мы предъявляем к решению задачи.
Итак, представим, что кубик это некое условие задачи, а его грани это возможные способы ее решения. Данный прием можно реализовывать как индивидуально, так и в группах.
Примеры таких задач вы может увидеть ниже:
Синквейн-способ творческой рефлексии - «стихотворение», написанное по определенным правилам
Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:
1. Объясняются правила написания синквейна.
2. В качестве примера приводятся несколько синквейнов.
3. Задается тема синквейна.
4. Фиксируется время на данный вид работы.
5. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.
Учитель
Душевный, открытый
Любящий, ищущий, думающий
Много идей - мало времени
Призвание
Или:
Учитель
Суетливый, крикливый
Объясняет, объясняет, ждет
Когда окончится эта пытка?
Бедолага
Синквейны полезны ученику в качестве инструмента для синтезирования сложной информации. Учителю - в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Синквейн - резюмирует информацию, излагает сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах.
Использовать синквейны можно при изучении любого предмета.
Использование синквейнов возможно фактически на каждом уроке, как в его начале, как начальная рефлексия, так и в качестве завершения урока.
Приведу несколько примеров синквейнов.
Цикл
Сложный, разный
Повторяется, работает, зацикливается
Без цикла нельзя начистить картошку
Важно
Или:
Развилка
Полная, сокращенная
Предлагает, выбирает, решает
Нужно выбрать правильный путь
Проблема
Прием «Написание эссе»
Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут. На уроках в рамках данной программы этот прием удобно использовать в плане итоговой рефлексии, когда была рассмотрена важная учебная тема или решена серьезная проблема, как вариант когда на устную рефлексию в конце урока не хватает рабочего времени.
ЧТО ДАЕТ УЧАЩИМСЯ ЭТА ТЕХНОЛОГИЯ повышается ответственность за качество собственного образования; развиваются навыки работы с текстами любого типа; развиваются творческие и аналитические способности, умение эффективно работать совместно с другими людьми
Результативность опыта включает в себя: самосовершенствование личности; развитие творческих способностей; умения критически мыслить и принимать взвешенные решения; Сформированность навыков самостоятельной и групповой работ; интерактивное включение учащихся в учебно-воспитательный процесс.
Таким образом, применение элементов технологии критического мышления создает условия для творческой самореализации личности, развития познавательных способностей и коммуникативных умений учащихся, их нравственного потенциала.
Список использованой литературы:
Клустер Д Статья «Что такое критическое мышление?» //www pedagogical.freenet.kz/technology/krit1/htm.
Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. Издательство «Каро» СПб.2006 г.