Доклад по теме «Особенности методики преподавания информатики в условиях новых форм итоговой аттестации.
Доклад по теме «Особенности методики преподавания информатики в условиях новых форм итоговой аттестации.
В данной работе раскрываются особенности методики преподавания информатики в условиях новых форм аттестации. Раскрывается содержание итоговой аттестации на уровне ОГЭ и ЕГЭ. Рассматриваются темы, входящие в экзамен по информатике, содержание частей ОГЭ и ЕГЭ. Объясняется сложность экзамена по данному предмету.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме «Особенности методики преподавания информатики в условиях новых форм итоговой аттестации.»
Доклад по теме «Особенности методики преподавания информатики в
условиях новых форм итоговой аттестации.»
учителя информатики и математики Вишняковой В.В.
Роль информационных технологий в жизни современного общества
определяет особое положение предмета в общей системе школьного образования. С одной стороны, учитель должен подготовить человека к решению практических задач в условиях информационного общества, научить пользоваться средствами компьютерной техники и технологии. С другой стороны, он обеспечивает важнейший компонент фундаментального формирования способностей к аналитическому, формально-логическому мышлению, что совершенно необходимо для будущей учебной, научно-исследовательской или проектной деятельности. Поэтому учителю необходимо уделять особое внимание методике преподавания информатики.
Методика преподавания информатики в школе делится на:
- Общую методику, которая включает в себя обобщение проблем по содержанию предмета (цели, задачи), вопросами разработки и классификации основных форм объяснения, закрепления и контроля знаний, решает вопросы эффективности применения отдельных педагогических методов в зависимости от возрастных особенностей учащихся.
- Частные:
взгляд на отдельную тему как на единое целое;
определение знаний данной темы во всем школьном курсе;
разработка требований к ЗУН учащихся по данной теме;
определения содержания данной темы;
методика введения понятий каждой конкретной темы;
характеристика и профилактика основных штатных ошибок,
допускаемых учащимися при изучении темы;
методика работы над ошибками;
разработка системы проверки и контроля знаний по данной теме;
прикладная направленность и межпредметные связи данной темы.
Подготовка к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по информатике имеет ряд особенностей. Преимущественно тестовая форма контроля требует быстрой реакции на предлагаемые вопросы и задания. При этом предполагается как наличие твердых знаний, так и умений и навыков. Все это, вместе является одной из важнейших составляющих успеха. Естественно, тренировка в решении похожих заданий поможет «набить руку».
По сравнению с подготовкой к ЕГЭ по другим предметам, подготовки к экзамену по информатике обладает определенной спецификой. Компьютер выступает и как средство тестирования, и, при выполнении ряда заданий, как инструмент для их выполнения.
С 2009 года ЕГЭ становится единственной формой государственной аттестации выпускников школ, а подготовка к ЕГЭ — главной задачей школьников.
Содержание экзамена включает основные темы курса информатики и информационных технологий, объединенных в следующие тематические блоки: «Информация, и ее кодирование», «Алгоритмизация и программирование», «Основы логики», «Моделирование и компьютерный эксперимент», «Программные средства информационных и коммуникационных технологий», «Технология обработки графической и звуковой информации», «Технология обработки информации в электронных таблицах», «Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных», «Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных», «Телекоммуникационные технологии» Экзаменационная работа состоит из трех частей. Общее число заданий - 32. В контрольно-измерительных материалах по информатике практически отсутствует задания, требующие простого воспроизведения знания терминов, понятий, величин, правил. В любом случае, экзаменующемуся требуется решить какую-либо задачу: либо использовать известное правило, алгоритм, умение, либо выбрать из общего количества изученных понятий и алгоритмов наиболее подходящие и применить его в известной или иной ситуации.
Часть 1 (А) содержит задания из всех тематических блоков. Количество заданий — двадцать. Типы заданий — задания с выбором правильного ответа. К каждому заданию дается четыре ответа, из которых только один правильный. Часть 2 (В) включает задания по темам: «Информация, и ее кодирование», «Основы логики», «Алгоритмизация и программирование», «Телекоммуникационные технологии» призванные проверить основы теоретических знаний по информатике на более высоком уровне. Количество заданий — восемь. Тип заданий — задания с кратким ответом. В заданиях с кратким ответом варианты ответов учащемуся не предлагаются. Учащийся должен записать ответ в виде последовательности символов или цифр. Задания части 3 (С) направлены на проверку сформированности умений базового, повышенного и высокого уровней по теме «Технология программирования». Количество заданий — четыре, первое из которых повышенного уровня сложности, а остальные три — высокого уровня сложности. Для выполнения заданий этой части необходимо написать развернутый ответ в произвольной форме. Эти заданий самые сложные и самые трудоемкие.
Сложность проведения ЕГЭ по информатике обусловлена спецификой предмета, его практической направленностью. Относиться к ЕГЭ можно по разному. Но какое бы мнение мы не имели, необходимо, работать в рамках существующих приказов и обстоятельств. Необходимо чтобы материал, изучаемый на уроках, соответствовал целям изучения информатики и ИКТ на экзамене в течение года, а также тексты дополнительных домашних задач к очередному занятию. Каждое занятие по подготовке к ЕГЭ предваряется обновлением материалов раздела « Повторяем курс». В разделе «Пробное тестирование» должна быть представлена информация по произведению различных мероприятий по подготовке к ЕГЭ школьного, районного и городского уровня.
К ним относятся интернет-олимпиады по программированию в формате ЕГЭ, проводимые вузами, тренировочное тестирование, организуемое региональными центрами оценки качества образования, и т. п. Наряду с положительными моментами в своей деятельности я испытываю и трудности, возникающие по части С, которая полностью посвящена программированию, нужно либо найти ошибку в программе, либо дополнить алгоритм, либо самому написать программу. Ведь программирование — самый сложный раздел, детям он дается с каждым годом все сложнее и сложнее. И дети больше всего боятся программирования. Ни логики, ни измерения информации, ни офисных программ.
Таким образом, подготовка к итоговой аттестации учащихся в новой форме - это длительный и кропотливый, в какой-то степени творческий труд, требующий помощи и консультации со стороны педагога и столь же вдумчивой и напряженной работы ученика.
Многоаспектность, многогранность содержания школьного курса информатики и ИКТ требуют использовать разных видов учебной деятельности, следовательно, учителю необходимо использовать разные формы организации, направленные на развитие всех личностных ресурсов учащихся: мотивационных, инструментальных и инновационных деятельностных организационных форм, средств и методов обучения, таких, как учебное проектирование, метод творческих работ, метод проектов и других , поскольку перечисленные формы позволяют учитывать основные принципы деятельностного подхода в обучении.