Доклад на тему "О возможности применения облачных технологий в образовании"
Доклад на тему "О возможности применения облачных технологий в образовании"
ВВЕДЕНИЕ
Такая уж сложилась в мире практика, что на блок-схемах, изображающих компьютерные сети, а первоначально – телефонные линии, удалённые подключения большой длины, в том числе, посредством Интернета, изображаются в виде облаков. С одной стороны облака – один сегмент сети или просто клиент, с другой стороны – другой сегмент, серверная часть или что-то ещё. С точки зрения потребителя вовсе неважно, что находится в самом облаке и что оно скрывает, главное – чтобы запрос, посланный в сторону этого облака, вернулся выполненным. И, в сущности, какая разница, какой именно запрос – требование показать страницу сайта или окно заполнения формы, web-интерфейс почтового клиента или органы управления удалённой web-камеры; главное, чтобы облако "вернуло" требуемый заказ выполненным, желательно побыстрее и подешевле, в идеале – мгновенно и бесплатно.
Трудно сейчас найти того, кто первый придумал рисовать на схемах облака, однако идея прижилась, прочно вошла в практику, и в конце концов даже породила название нового типа вычислений – Cloud Computing, которое без особых затей так и переводят на другие языки – "облачные вычисления".
Цель работы: выяснить, возможно ли применение облачных технологий в современной школе, насколько это эффективно и необходимо для совершенствования образовательного процесса и повышения качества образования, в каких информационных услугах нуждаются все участники образовательного процесса.
Гипотеза: Внедрение облачных технологий в учебно – воспитательный процесс – необходимый этап в повышении качества образования
Задачи работы:
выяснить, что представляет собой облачные технологии;
рассмотреть понятие «облако»;
рассмотреть историю развития облачных вычислений;
определить заинтересованность участников образовательного процесса в предоставлении информационных услуг путем опроса учащихся, родителей и учителей МАОУ «Гимназия №24;
выделить причины и проблемы, обуславливающие сложность внедрения облачных технологий;
провести анализ эффективности внедрения облачных технологий в учебно- воспитательный процесс с целью повышения качества образования.
Облачные вычисления (англ. cloud computing), в информатике — это модель обеспечения повсеместного и удобного сетевого доступа по требованию к общим вычислительным ресурсам (например, сетям передачи данных, серверам, устройствам хранения данных, прикладным программам, приложениям и сервисам — как вместе, так и по отдельности), которые могут быть оперативно предоставлены и освобождены с минимальными эксплуатационными затратами и/или обращениями к провайдеру.
Добраться до благ, предлагаемых сегодня онлайновыми сервисами на базе технологий облачных вычислений, невозможно сегодня разве что с калькулятора и других устройств, изначально не рассчитанных на работу в Интернете. Любая электроника с доступом в Интернет, выпускаемая сегодня и планируемая к выпуску завтра – настольные ПК, ноутбуки и нетбуки, интернет-планшеты и коммуникаторы, смартфоны и навигаторы, большинство телефонов и даже развлекательных карманных мультимедийных плееров и игровых устройств обязательно обладает ключевой функцией, необходимой для работы с облачными вычислениями – браузером. А этого достаточно для работы с облачными технологиями, а значит, рассмотрение данной темы становится, очевидно, актуальным.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Такая уж сложилась в мире практика, что на блок-схемах, изображающих компьютерные сети, а первоначально – телефонные линии, удалённые подключения большой длины, в том числе, посредством Интернета, изображаются в виде облаков. С одной стороны облака – один сегмент сети или просто клиент, с другой стороны – другой сегмент, серверная часть или что-то ещё. С точки зрения потребителя вовсе неважно, что находится в самом облаке и что оно скрывает, главное – чтобы запрос, посланный в сторону этого облака, вернулся выполненным. И, в сущности, какая разница, какой именно запрос – требование показать страницу сайта или окно заполнения формы, web-интерфейс почтового клиента или органы управления удалённой web-камеры; главное, чтобы облако "вернуло" требуемый заказ выполненным, желательно побыстрее и подешевле, в идеале – мгновенно и бесплатно.
Трудно сейчас найти того, кто первый придумал рисовать на схемах облака, однако идея прижилась, прочно вошла в практику, и в конце концов даже породила название нового типа вычислений – Cloud Computing, которое без особых затей так и переводят на другие языки – "облачные вычисления".
Цель работы: выяснить, возможно ли применение облачных технологий в современной школе, насколько это эффективно и необходимо для совершенствования образовательного процесса и повышения качества образования, в каких информационных услугах нуждаются все участники образовательного процесса.
Гипотеза: Внедрение облачных технологий в учебно – воспитательный процесс – необходимый этап в повышении качества образования
Задачи работы:
выяснить, что представляет собой облачные технологии;
рассмотреть понятие «облако»;
рассмотреть историю развития облачных вычислений;
определить заинтересованность участников образовательного процесса в предоставлении информационных услуг путем опроса учащихся, родителей и учителей МАОУ «Гимназия №24;
выделить причины и проблемы, обуславливающие сложность внедрения облачных технологий;
провести анализ эффективности внедрения облачных технологий в учебно- воспитательный процесс с целью повышения качества образования.
Облачные вычисления (англ. cloud computing), в информатике — это модель обеспечения повсеместного и удобного сетевого доступа по требованию к общим вычислительным ресурсам (например, сетям передачи данных, серверам, устройствам хранения данных, прикладным программам, приложениям и сервисам — как вместе, так и по отдельности), которые могут быть оперативно предоставлены и освобождены с минимальными эксплуатационными затратами и/или обращениями к провайдеру.
Добраться до благ, предлагаемых сегодня онлайновыми сервисами на базе технологий облачных вычислений, невозможно сегодня разве что с калькулятора и других устройств, изначально не рассчитанных на работу в Интернете. Любая электроника с доступом в Интернет, выпускаемая сегодня и планируемая к выпуску завтра – настольные ПК, ноутбуки и нетбуки, интернет-планшеты и коммуникаторы, смартфоны и навигаторы, большинство телефонов и даже развлекательных карманных мультимедийных плееров и игровых устройств обязательно обладает ключевой функцией, необходимой для работы с облачными вычислениями – браузером. А этого достаточно для работы с облачными технологиями, а значит, рассмотрение данной темы становится, очевидно, актуальным.
§1. История возникновения облачных вычислений
Три года назад Дуглас Минифи получил пост ИТ-директора в крупной компании The Schumacher Group, которая занималась управлением отделениями неотложной помощи больниц и организацией труда врачей. Перед ним встал вопрос: «Чем все-таки должна в первую очередь заниматься наша фирма — разрабатывать программное обеспечение или использовать его для управления медицинскими ресурсами?”
С этого вопроса и началось в The Schumacher Group исследование совершенно нового ИТ-феномена под названием “облачные вычисления”. Тем не менее большинство ИТ-директоров продолжают полагаться на собственные серверные инфраструктуры по одной простой причине: они не уверены, что облачные вычисления уже готовы для широкого выхода в свет. Причем, если верить сообщениям в посвященных этой технологии форумах, главный вопрос состоит вовсе не в том, достаточно ли она надежна для ИТ-сред. Гораздо больше ИТ-руководителей тревожат другие аспекты. Они не уверены в безопасности своих данных, которые оказываются в руках оператора “облака”. Они считают, что не смогут эффективно управлять облачными ресурсами. Они подозревают, что провайдеры не раскрывают все детали поддерживающей облачную среду инфраструктуры. Они видят в новой технологии угрозу своим вычислительным центрам и даже персоналу. Все это в итоге сдерживает развитие рынка облачных вычислений.
Но что бы там ни говорили об облачных вычислениях, ясно одно: развитие этой технологии просто невозможно игнорировать. Стоит отметить, что идея аренды приложений, платформ разработки, вычислительных мощностей, хранилищ и любых других “облачных” сервисов повторяет путь Интернета от экспериментальной системы к серьезному пользовательскому инструменту. Технология облачных вычислений способна в корне изменить облик информационных технологий.
Несмотря на колебания среди ИТ-директоров, все больше поставщиков облачных сервисов активно продвигают свои услуги в предвкушении грядущего прорыва в этой области. Самые зрелые предложения поступают сегодня со стороны Amazon, Google и Salesforce.com, которые чуть ли не ежедневно добавляют в свои сервисы все новые функции.
IBM, которая в прошлом году подключилась к исследованиям Google в сфере облачныч вычислений, проводит агрессивный маркетинг архитектуры Blue Cloud, специально разработанной для данной технологии. И некоторых крупномасштабные фирмы, стремясь не упустить шанса, заключают с Intel партнерские соглашения по созданию крупномасштабной тестовой системы облачных вычислений.
Некоторые компании уже сейчас предлагают операторам связи, кабельным компаниям и поставщикам услуг Интернета богатый ассортимент аппаратных средств для реализации этой технологии.
Суть концепции облачных вычислений заключается в предоставлении конечным пользователям удаленного динамического доступа к услугам, вычислительным ресурсам и приложениям (включая операционные системы и инфраструктуру) через Интернет. Развитие сферы хостинга (Хостинг —услуга по размещению оборудования клиента на территории провайдера с обеспечением подключения его к каналам связи с высокой пропускной способностью) было обусловлено возникшей потребностью в программном обеспечении и цифровых услугах, которыми можно было бы управлять изнутри, но которые были бы при этом более экономичными и эффективными.
Концепция облачных вычислений значительно изменила традиционный подход к доставке, управлению и интеграции приложений. По сравнению с традиционным подходом, облачные вычисления позволяют управлять более крупными инфраструктурами, обслуживать различные группы пользователей в пределах одного облака, а также означают полную зависимость от провайдера облачных услуг.
Для обеспечения согласованной работы ЭВМ, которые предоставляют услугу облачных вычислений используется специализированное ПО, обобщённо называющееся "middleware control". Это ПО обеспечивает мониторинг состояния оборудования, балансировку нагрузки, обеспечение ресурсов для решения задачи
Для облачных вычислений основным предположением является неравномерность запроса ресурсов со стороны клиента(ов). Для сглаживания этой неравномерности для предоставления сервиса между реальным железом и middleware помещается ещё один слой - виртуализация серверов. Серверы, выполняющие приложения виртуализируются и балансировка нагрузки осуществляется как средствами ПО, так и средствами распределения виртуальных серверов по реальным.
В общем случае, сервисы облачных вычислений представляют собой онлайновые приложения, доступ к которым обеспечивается посредством обычного интернет-браузера. Нет никакой особой разницы, развлекательные ли это сервисы, или специализированные приложения, суть одна: пользователю совершенно не нужно обладать определённым производительным "железом" для запуска специфического программного приложения, ему достаточно лишь обратиться через Интернет к соответствующему провайдеру и попросту оплатить услугу, в идеальном случае - получить её бесплатно.
Модели обслуживания:
Программное обеспечение как услуга (SaaS - англ. Software-as-a-Service) — модель, в которой потребителю предоставляется возможность использования прикладного программного обеспечения провайдера, работающего в облачной инфраструктуре и доступного из различных клиентских устройств или посредством клиента, например, из браузера (например, веб-почта) или интерфейс программы. Контроль и управление основной физической и виртуальной инфраструктурой облака в том числе сети, серверов, операционных систем, хранения, или даже индивидуальных возможностей приложения (за исключением ограниченного набора пользовательских настроек конфигурации приложения) осуществляется облачным провайдером.
Платформа как услуга (PaaS - англ. Platform-as-a-Service) — модель, когда потребителю предоставляется возможность использования облачной инфраструктуры для размещения базового программного обеспечения для последующего размещения на нём новых или существующих приложений (собственных, разработанных на заказ или приобретённых тиражируемых приложений). В состав таких платформ входят инструментальные средства создания, тестирования и выполнения прикладного программного обеспечения — системы управления базами данных, связующее программное обеспечение, среды исполнения языков программирования — предоставляемые облачным провайдером. Контроль и управление основной физической и виртуальной инфраструктурой облака, в том числе сети, серверов, операционных систем, хранения осуществляется облачным провайдером, за исключением разработанных или установленных приложений, а также, по возможности, параметров конфигурации среды (платформы).
Инфраструктура как услуга (IaaS - англ. IaaS or Infrastructure-as-a-Service) предоставляется как возможность использования облачной инфраструктуры для самостоятельного управления ресурсами обработки, хранения, сетей и другими фундаментальными вычислительными ресурсами, например, потребитель может устанавливать и запускать произвольное программное обеспечение, которое может включать в себя операционные системы, платформенное и прикладное программное обеспечение. Потребитель может контролировать операционные системы, виртуальные системы хранения данных и установленные приложения, а также ограниченный контроль набора доступных сервисов. Контроль и управление основной физической и виртуальной инфраструктурой облака, в том числе сети, серверов, типов используемых операционных систем, систем хранения осуществляется облачным провайдером.
Существует несколько другая классификация моделей развёртывания:
Частное облако — инфраструктура, предназначенная для использования одной организацией, включающей несколько потребителей (например, подразделений одной организации). Частное облако может находиться в собственности, управлении и эксплуатации как самой организации, так и третьей стороны (или какой-либо их комбинации), и она может физически существовать как внутри так и вне юрисдикции владельца.
Публичное облако (англ. public cloud) — инфраструктура, предназначенная для свободного использования широкой публикой. Публичное облако может находиться в собственности, управлении и эксплуатации коммерческих, научных и правительственных организаций (или какой-либо их комбинации). Публичное облако физически существует в юрисдикции владельца — поставщика услуг.
Гибридное облако (англ. hybrid cloud) — это комбинация из двух или более различных облачных инфраструктур (частных, публичных), остающихся уникальными объектами, но связанных между собой стандартизованными или частными технологиями передачи данных и приложений (например, кратковременное использование ресурсов публичных облаков для балансировки нагрузки между облаками).
Общественное облако (англ. community cloud) — вид инфраструктуры, предназначенный для использования конкретным сообществом потребителей из организаций, имеющих общие задачи. Общественное облако может находиться в кооперативной (совместной) собственности, управлении и эксплуатации одной или более из организаций сообщества или третьей стороны (или какой-либо их комбинации), и она может физически существовать как внутри так и вне юрисдикции владельца.
На практике границы между всеми этими типами вычислений достаточно размыты.
Экономические аспекты
При использовании облачных вычислений, потребители информационных технологий могут существенно снизить капитальные расходы — на построение центров обработки данных, закупку серверного и сетевого оборудования, аппаратных и программных решений по обеспечению непрерывности и работоспособности — так как эти расходы поглощаются провайдером облачных услуг. Кроме того, длительное время построения и ввода в эксплуатацию крупных объектов инфраструктуры информационных технологий и высокая их начальная стоимость ограничивают способность потребителей гибко реагировать на требования рынка, тогда как облачные технологии обеспечивают возможность практически мгновенно реагировать на увеличение спроса на вычислительные мощности.
При использовании облачных вычислений, затраты потребителя смещаются в сторону операционных — таким образом классифицируются расходы на оплату услуг облачных провайдеров.
§3. Критика со стороны специалистов
Есть ли минусы у облачных вычислений? Без минусов не обходится ни одна информационная технология и здесь, конечно же, они тоже имеются.
Во-первых, не все данные можно доверить стороннему провайдеру в Интернете, тем более, не только для хранения, но ещё и для обработки.
Во-вторых, далеко не каждое приложение позволяет сохранить хотя бы на флэшку промежуточные этапы обработки, а также финальный результат работы, а ведь онлайновые результаты удобны не всегда.
Третий недостаток заключается в том, что всегда остаётся (хоть и небольшой) риск, что провайдер онлайновых сервисов однажды не сделает резервную копию данных – как раз перед крушением сервера. Риск этот, впрочем, вряд ли превышает опасность того, что пользователь сам упустит свои данные.
Стоит отметить, что привязавшись к той или иной услуге, мы в какой-то степени также ограничиваем свою свободу – свободу перехода на старую версию софта, выбора способов обработки информации и так далее. Однако всё это поправимо, ведь выбор компаний, предоставляющих сегодня услуги облачных вычислений, достаточно велик, и с каждым днём только расширяется.
Концепция облачных вычислений с публичной моделью подвергалась критике со стороны сообщества свободного программного обеспечения и в частности со стороны Ричарда Столлмана:
«Использовать веб-приложения для своих вычислительных процессов не следует, например, потому, что вы теряете над ними контроль. И это не лучше, чем использовать любую проприетарную программу. Делайте свои вычисления на своём компьютере, используя программы, уважающие вашу свободу. Если вы используете любую проприетарную программу или чужой веб-сервер, вы становитесь беззащитными. Вы становитесь игрушкой в руках того, кто разработал это ПО.»
Существует вероятность, что с повсеместным приходом этой технологии станет очевидной проблема создания неконтролируемых данных, когда информация, оставленная пользователем, будет храниться годами, либо без его ведома, либо он будет не в состоянии изменить какую-то её часть. Примером того могут служить сервисы Google, где пользователь не в состоянии удалить неиспользуемые им сервисы и даже удалить отдельные группы данных, созданные в некоторых из них. В качестве альтернативы «очистке» своего профиля предлагается создать новый. Поскольку облачные вычисления будут всецело проприетарны (открытый API не исправляет ситуацию), пока нет надежды на то, что пользователю предоставят средство для удаления своих же данных на подобных серверах.
Кроме того, некоторые аналитики предполагали появление в 2010 году проблем с облачными вычислениями. Так, например, Марк Андерсон, руководитель отраслевого IT-издания Strategic News Service, считал, что из-за значительного притока пользователей сервисов, использующих облачные вычисления, растёт стоимость ошибок и утечек информации с подобных ресурсов. Тем не менее, многие эксперты придерживаются той точки зрения, что преимущества и удобства перевешивают возможные риски использования подобных сервисов.
В современной системе образования использование информационно-коммуникационных технологий как инструмента, повышающего эффективность обучения, неоспорима. При этом информационные технологии повсеместно используются для поддержки традиционной системы образования.
Все школы города уже несколько лет занимаются внедрением информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в учебно-воспитательный процесс. За это время приобретен полезный опыт, выработан системный подход. Информационные технологии настолько прочно вошли в образование, что уже не приходится никого убеждать в необходимости, а тем более преимуществе их применения. Главное – своевременное информирование о новинках и дальнейшая разработка методики применения новых технологий. Новое оборудование требует новую методику использования.
Одна из задач системы образования в современном обществе - обеспечить каждому человеку свободный и открытый доступ к образованию на протяжении всей его жизни, с учетом его интересов, способностей и потребностей.
Компьютерные технологии, обеспечивая оптимизацию таких видов деятельности, как сбор, систематизация, хранение, поиск, обработка и представление информации, имеют общеучебное значение и могут применяться при изучении всех учебных дисциплин. Большая ценность информатизации заключается в том, что с помощью них можно увеличить время для обучения, не меняя при этом учебные планы образовательных учреждений. Здесь важно осуществлять постоянный «диалог» с пользователем. Какие полезные разделы можно включить, скажем, в работу сайта любой школы, для более эффективного решения образовательных и воспитательных задач? Это электронные дневники и журналы, это расписание основных и дополнительных занятий, это раздел подготовки к экзаменам (например, ЕГЭ-online или обмен материалами с учителем), это личные кабинеты для учеников и преподавателей, это интерактивная приемная и другое. Особо следует отметить тот факт, что используя интернет и такие интегрированные продукты, как КМ-школа или NET – School можно перераспределить время нахождения в сети учащихся таким образом, чтобы оно было направлено на решение задач образования. Для этого можно создавать тематические форумы, где ученики могут осуществлять обмен информацией, поиск информации, решать определенные учебные задачи даже в отсутствии педагога, который в свою очередь должен позаботиться о наполняемости форума полезной информацией и направить мысли учеников в нужное русло. Можно для этого использовать следующие направления: компьютерные программы, электронные учебники, диагностические, тестовые и обучающие системы, тренажеры, лабораторные комплексы, прикладные и инструментальные программные средства, обеспечивающие выполнение конкретных учебных операций (обработку текстов, составление таблиц, редактирование графической информации и др.), системы на базе мультимедиа-технологии, телекоммуникационные системы (например, электронную почту, телеконференции), электронные библиотеки и другое. И тогда можно говорить об эффективном использовании элементов дистанционного обучения, в рамках которого непосредственный контакт между преподавателем и обучающимся сведен к минимуму. Кроме того, использование современных ИКТ в образовательной сфере вполне способно обеспечить доступность образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, особыми образовательными нуждами и лиц, которые по каким-то причинам не могут присутствовать в образовательном учреждении на уроках.
Таким образом, качество обучения при использовании информационных технологий может повысится за счет:
большей адаптации обучаемого к учебному материалу с учетом собственных возможностей и способностей;
возможности выбора более подходящего для обучаемого метода усвоения предмета;
регулирования интенсивности обучения на различных этапах учебного процесса;
самоконтроля;
поддержки активных методов обучения;
образной наглядной формы представления изучаемого материала;
модульного принципа построения, позволяющего тиражировать отдельные составные части информационной технологии;
развития самостоятельного обучения.
Образование и обучение могут рассматриваться как уникальный тип коммуникации: с общей целью и с преподавателем, который помогает участникам достигать их цели. В этом замечательным помощником может послужить одна из уже упомянутых и апробированных интегрированных систем. В МАОУ «Гимназия №24» в настоящее время функционирует «КМ-Школа» - это информационный интегрированный продукт, созданный на основе Интернет технологий. Он объединяет уникальный образовательный мультимедийный контент, систему доставки и управления им, а также удобные и эффективные средства для автоматизации управления школой (рабочие места администрации, учителя, ученика, библиотекаря). Продукт «КМ-Школа» полностью соответствует современным образовательным стандартам.
Мы провели тестирование и изучили заинтересованность всех участников образовательного процесса (учеников, родителей и учителей) МАОУ «Гимназия №24» на услуги, которые можно было бы оказывать через сайт нашей школы при функционировании «КМ-Школы» и, частично реализовать таким образом принцип облачных технологий. В рамках нашего исследования было проанкетировано 83 учащихся, 19 родителей, 24 учителя. Вопрос анкеты для всех опрашиваемых был один: «Как Вы считаете, что было бы наиболее актуально и нужно использовать на нашем школьном сайте?», лишь немного отличались варранты ответов:
Варианты ответов для учащихся:
Электронные дневники
Расписание уроков, кружков и секций
Раздел «Домашнее задание»
Раздел «Подготовка к ЕГЭ» - online-тестирование
Раздел «Подготовка к ЕГЭ» - обмен информацией с учителями
Личный кабинет, через который появиться возможность добавлять свои материалы, наработки, статьи и прочую интересную информацию для других пользователей
Варианты ответов для родителей:
Электронные дневники
Расписание уроков, кружков и секций
Раздел «Домашнее задание»
Раздел «Подготовка к ЕГЭ» - online-тестирование
Раздел «Подготовка к ЕГЭ» - обмен информацией с детьми по всем предметам
Интерактивную приёмную для родителей (запись к администрации на собеседование, подача online-заявлений, обзор вакансий для учителей и набор учеников в классы)
Обратная связь с учителями (например, возможность учителям оставлять комментарии в дневниках учащихся)
Варианты ответов для учителей:
Электронные дневники
Электронные журналы (чтобы была возможность работать с ними дома)
Расписание уроков, кружков и секций
Раздел «Домашнее задание»
Раздел «Подготовка к ЕГЭ» - online-тестирование
Раздел «Подготовка к ЕГЭ» - обмен информацией с детьми по всем предметам
Личный кабинет для возможности добавлять свои материалы, наработки, статьи и прочую интересную информацию для других пользователей
Интерактивную приёмную для родителей (запись к администрации на собеседование, подача online-заявлений, обзор вакансий для учителей и набор учеников в классы)
Обратная связь с родителями (например, возможность оставлять комментарии в дневниках учащихся, а так же ответить на вопросы родителей)
Результаты опроса отображены в Таблице 1 и показаны на Диаграмме 1.
Таблица 1. Опрос участников образовательного процесса МАОУ «Гимназия №24»
Вопрос
Всего опрошено по данному вопросу
Заинтересованность в предоставлении данной информационной услуги
Процентное соотношение
Дневники
126
61
48%
Расписание
126
59
47%
Раздел Д/З
126
72
57%
ЕГЭ online
126
100
79%
ЕГЭ с учителем
126
64
51%
Личный кабинет
107
41
38%
Интерактивная приемная для родителей
43
28
65%
Связь между учителями и родителями
43
32
74%
Электронный журнал (для работы с ним)
24
12
50%
Диаграмма 1. Опрос участников образовательного процесса МАОУ «Гимназия №24»
Из диаграммы видно, что заинтересованность в некоторых услугах достаточно высока. На нашем сайте уже размещены электронные дневники, благодаря которым учащиеся их родители могут отслеживать успеваемость по школьным предметам, размещено расписание учебных и дополнительных занятий. Учителя уже на 100% используют электронные журналы, пополняют методические разделы материалами, тем самым создавая единую методическую копилку школы. Классные руководители распечатывают текущие оценки по предметам, итоговые четвертные оценки и т.д. КМ-Школа технологически решает многие проблемы, предоставляя учителю как ключевому участнику образовательного процесса огромные возможности для организации своей профессиональной деятельности, общения и обмена информацией в единой образовательно-информационной среде учебного учреждения, исходя из собственных профессиональных запросов, предпочтений и творческих инициатив. Работая в Км-Школе, Учитель имеет возможность
планировать уроки, используя дифференцированный подход к обучению;
проводить наглядные и интерактивные уроки;
создавать и проводить викторины и контрольные работы;
вести проектную деятельность;
разрабатывать тематические планы;
для проведения уроков использовать готовые материалы или создавать собственные уроки;
использовать богатейшую коллекцию медиа-объектов «Кирилла и Мефодия»;
создавать собственную коллекцию уникальных медиа-объектов;
работать с электронной библиотекой;
проходить курсы развития личности;
обмениваться педагогической информацией с коллегами;
просматривать работы учащихся;
вести электронный классный журнал и создавать различные отчеты (текущие отметки учащегося , пропуски занятий, сводную ведомость учета посещаемости, состав обучающихся по классам и по возрастам, рейтинг уровня обученности учащихся, отчет об успеваемости и т.д.)
Кроме того, КМ-Школа позволяет реализовать педагогическую поддержку и сопровождение индивидуальной образовательной траектории для каждого учащегося. С помощью «Рабочего места Учащегося» в КМ-Школе можно находить и изучать уроки, читать книги, не забыть свое расписание уроков и следить за успеваемостью, а также пройти курсы развития личности, просматривать медиалекции и мультфильмы, играть в обучающие игры. Модуль «Самоподготовка — Рабочие материалы» позволяет создавать иерархическую структуру папок для систематизированного хранения информации; осуществлять поиск материалов в контенте, используя встроенную систему поиска по ключевым словам; осуществлять поиск готовых тестовых заданий; самостоятельно разрабатывать презентации , просматривать, отбирать и отправлять на хранение в соответствующую папку нужные материалы и т.д.
В состав КМ-Школы входит электронный журнал (электронный дневник школьника) - данные об успеваемости учащихся, расписание уроков, списки учеников и предметов входит в комплект поставки ИИП «КМ-Школа», но также может быть представлен школе и участникам педагогического процесса как отдельный элемент в Интернете.
Все это в совокупности призвано способствовать эффективному развитию информационно-образовательной среды учреждений образования и формировать сообщество пользователей для целей качественного обучения, воспитания, развития личности учащихся и профессионального развития административных работников и учителей.
Конечно, для того, чтобы все возможности данного продукта стали активно использоваться всеми участниками образовательного процесса нужно время. На данном этапе проходит внедрение данной технологии в процесс обучения и воспитания, которое уже дает положительный результат. В первую очередь учителя и родители оценили всю прелесть данных им возможностей.
Мы попытались определить частоту посещений родителями учащихся самими учениками электронных дневников. Было опрошено 103 человека из родительского состава старших классов: 4 человека (4%) заглядывают в электронные дневники своих детей ежедневно, 48 человек (47%) – примерно раз в неделю, 21 Человек (20%) – от случая к случаю, 30 человек (29%) вообще не используют данную возможность. Кроме того, в результате опроса выяснилось, что некоторые родители поддерживают связь через электронную почту (это удобно, когда родители находятся на расстоянии, например, в командировке). Родители не только контролируют успеваемость и посещения уроков своими детьми, но и могут отследить выполнение ребенком домашнего задания, поскольку учитель имеет возможность заполнять специальную графу на своей странице в электронном журнале. Наглядно результаты опроса представлены в виде диаграммы.
Диаграмма 2. Опрос родителей МАОУ «Гимназия №24»
Каждый учитель работает как минимум с электронным журналом, выставляя в него пропуски и оценки; классные руководители заполнили все личные карточки учащихся и периодически используют возможность распечатывать отчеты по успеваемости и посещаемости ребят. Немногие учителя, но уже есть такие, которые используют информационные ресурсы КМ-Школы, дают задания ученикам, апробировали некоторые тесты, используют электронную библиотеку, создали и пополняют собственную коллекцию методических материалов. Из 28 опрошенных учителей лишь 6 человек (21%) используют имеющуюся информационную базу КМ-Школы, 9 человек (32%) работают с методическими и дидактическими материалами, пополняя коллекцию медиа-объектов, 11 человек (39%) распечатывают автоматически формирующиеся отчеты по успеваемости и посещаемости учащихся, все 28 человек (100%).
Диаграмма 3. Опрос учителей МАОУ «Гимназия №24»
Что касается учащихся, то лишь малая их часть, 14 человек из 80 опрошенных (18%) имели возможность поработать с автоматизированным местом ученика. Ребята отметили с сожалением, что пока не имеют возможности работать со своими материалами из дома. Хотя уже сами в чате создали свой форум по некоторым учебным темам и там обмениваются информацией, файлами и даже проводят дистанционный опрос среди пользователей чата (правда тоже пока в рамках научного исследования). 56 человек (70%) используют возможности своего электронного дневника, доступ к которому осуществляется через сайт гимназии. 24 человека (30%) вообще не используют возможности КМ-школы.
Диаграмма 4. Опрос учащихся МАОУ «Гимназия №24»
Здесь, конечно, следует сказать о наличии кадров, необходимых для полноценной реализации данного проекта. Кроме того, при размещении сайта на нашем сервере можно было бы предоставлять ряд других информационных услуг непосредственно участникам образовательного процесса нашей гимназии.
Поскольку под «облаком» подразумевается не сам Интернет, а весь тот набор аппаратного и программного обеспечения, который обеспечивает обработку и исполнение клиентских заявок со стороны пользователя, то, конечно, здесь необходимо сказать о стоимости реализации данного проекта. Работа программиста, пополнение сайта информацией, контроль за обработкой данных и другие направления требуют дополнительных затрат.
Возникает вопрос: а нужны ли такие затраты, обоснованы ли они? Мы живем в современном обществе, в котором информатизация стала одной из основных задач, а, значит, актуально использовать саамы новые технологии в обучении в том числе. С одной стороны, облачные технологии активно развиваются и внедряются в нашу жизнь. А с другой, сфера их применения гораздо шире, чем это представляется на первый взгляд, и мы используем только самую малую часть их возможностей.
О чем идет речь? При наличии специалистов в области облачных вычислений можно было создать единое облако для всех школ города Магадана, а то и для всех образовательных учреждений Магаданской области. На сервере можно было бы размещать множество самых различных ресурсов, обеспечивая тем самым единство образовательного процесса. Отчеты, которые бесконечно рассылаются Управлением образования и Департаментом управления образования Магаданской области, все бухгалтерские программы, единую базу учащихся Магаданской области, различное прикладное программное обеспечение, электронную библиотеку и многое-многое другое.… Этот аспект не входит в рамки нашего исследования, поскольку в образовании облачные технологии еще не так распространены, а поэтому нужно время и определенные затраты для их внедрения. Возможно, данное направление, станет темой нашего следующего исследования.
В любом случае, актуальность данной темы очевидна! Облачные технологии открывают перед нами новые горизонты, новые возможности, не смотря на кажущиеся сложности их внедрения!
Очень важным представляется следующий факт. Несколько лет назад (в 2007г.) во все российские школы был по федеральной программе поставлен пакет программного обеспечения «Первая помощь», в который входили дистрибутивы и лицензии на ОС MS Windows, MS Office, графические пакеты, среды разработки, антивирус, словарь и прочее прикладное ПО. Всё это позволяло обеспечить практически все задачи обучения.
В связи с окончанием срока действия лицензий работа с этими программами заканчивается. Теперь образовательные учреждения самостоятельно должны покупать лицензии. Переход на Linux и бесплатное ПО практически невозможен. Причин тому несколько - низкая компьютерная грамотность учителей, отсутствие необходимого ПО для решения ряда важных задач (например, отсутствие обучающих программ под Linux), отсутствие в школах квалифицированных администраторов, сложности с подключением периферийных устройств (принтеров, сканеров, проекторов, интерактивных досок, и т.п.) низкое качество ПО под Linux.
Облачные технологии могут помочь в решении этих проблем, ведь они снимают ограничения на использование операционных систем, а по сути, при установленном Linux пользователи могут работать с любыми приложениями и прикладными программами, имея всего лишь выход в Интернет. Это поможет сэкономить материальные и рабочие ресурсы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня облачные вычисления – это то, чем почти каждый из нас пользуется ежедневно. Подыскав в Интернете подходящий сервис для ежедневного пользования, большинство из которых бесплатны или стоят относительно дёшево, особенно по подписке, мы избавляем себя от необходимости апгрейдить "железо" компьютеров для поддержки высокой производительности, утруждать себя настройкой этих сложных систем и покупать дорогие программные пакеты.
В данной работе рассмотрены понятие и классификация облачных технологий, представлено мнение специалистов в данной области Автор исследования провел опрос среди учащихся, родителей и учителей МАОУ «Гимназия №24», на основании которого сделал выводы о заинтересованности всех участников образовательного процесса в получении ряда информационных услуг; проведен анализ эффективности внедрения облачных технологий с целью повышения качества обучения, качественного изменения контроля за деятельностью учащихся.
Все это позволило сделать следующие выводы.
Заинтересованность участников образовательного процесса в некоторых информационных услугах достаточно высока, а значит, целесообразно вести работу по внедрению облачных технологий в процесс образования.
Информационные и коммуникационные технологии являются мощным средством повышения эффективности обучения путем решения ряда задач:
увеличения учебного времени без внесения изменений в учебный планы;
качественного изменения контроля за деятельностью учащихся;
интенсивного вовлечения родителей в учебно- воспитательный процесс;
повышения информационно-коммуникационной культуры всех участников образовательного процесса;
повышения мотивации учащихся к обучению;
обеспечения гибкости управления учебным процессом.
В связи с окончанием срока действия лицензий на продукты пакета программного обеспечения «Первая помощь» возникает ряд трудноразрешимых проблем, многие из которых решаются путем использования облачных вычислений для для создания единого образовательного пространства не только одной гимназии, а всех образовательных Магаданской области.
Материалы доклада можно использовать на уроках информатики и ИКТ для повышения интересов учащихся к предмету; для оформления тематических газет в декаду информатики и математики, а также для развития единого информационного образовательного пространства .
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Александр Самойленко Cloud Computing: при чем тут виртуализация?. CNews (2009 год). http://www.cnews.ru/reviews/index.shtml?2009/12/23/374565
Антон Булусов ИТ-руководители пока избегают «облачных» технологий. CNews (2010 год). http://www.cnews.ru/reviews/free/infrastructure2009/articles/survey.shtml
Игорь Терехов Не рано ли Cloud Computing в массы?. Компьютерра (2010 год). http://www.computerra.ru/vision/468707/