kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Бесплатные инструменты e-Lerning

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема  моего реферата –  внедрение технологии e -Learning в процесс обучения. В жизни современного общества технологии занимают значительное место.  И важность технологического компонента состоит в том, что именно он определяет во многом устойчивое развитие общества. Тема e-learning (электронного обучения) становится все более и более актуальной для человека  и постепенно занимает подобающее место в сфере высоких технологий,  традиционно ориентированных на образовательную проблематику. Главной целью моей работы состоит в том, чтобы определить степень воздействия технологии e-Learning на развитие процесса образования в России. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Бесплатные инструменты e-Lerning»

ФГБОУ ВО «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ М. Е. ЕВСЕВЬЕВА»

Факультет физико-математический

Кафедра информатики и вычислительной техники






Реферат

Бесплатные инструменты e-Lerning




Выполнила студентка группы
МДФ-112 Шибаева О. Н.













2017

ВВЕДЕНИЕ

Тема  моего реферата –  внедрение технологии e -Learning в процесс обучения. В жизни современного общества технологии занимают значительное место.  И важность технологического компонента состоит в том, что именно он определяет во многом устойчивое развитие общества. Тема e-learning (электронного обучения) становится все более и более актуальной для человека  и постепенно занимает подобающее место в сфере высоких технологий,  традиционно ориентированных на образовательную проблематику. Главной целью моей работы состоит в том, чтобы определить степень воздействия технологии e-Learning на развитие процесса образования в России. 

Сегодня термин e-learning (электронное обучение) фактически объединяет все виды обучения с применением ИТ - и дистанционное обучение, и самостоятельную работу с электронными материалами, и единую электронную образовательную среду, и создание распределённого сообщества пользователей (социальных сетей), ведущих общую виртуальную учебную деятельность, и электронные учебники и т.п. Главное - что учащиеся могут получить доступ к учебному материалу с помощью компьютера и Интернета, причем как на территории учебного заведения, так и за его пределами. Фактически e-learning дает возможность учиться в любое время и в любом месте. Это особенно актуально в условиях, когда человеку в течение всей жизни необходимо постоянно повышать свой образовательный уровень и квалификацию. Как правило, люди получают лишь одно полноценное очное образование, а далее приходится совмещать любую учебную деятельность с трудовой. Здесь и становятся востребованными технологии e-learning, позволяющие обеспечить так называемое «непрерывное образование». 




ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ ТЕХНОЛОГИИ E-Learning

Впервые в профессиональной среде термин e-Learning (электронное обучение) был употреблен в октябре 1999 года в Лос-Анжелесе на семинаре CBT Systems. Не смотря на то, что уже прошло более 10 лет, до сих пор не существует единого определения понятия e-Learning, которое было бы принято большинством специалистов. Еще большую сумятицу внесло использование в России понятия дистанционное обучение. В результате одни понимают дистанционное обучение, как аналог понятия E-learning, а другие считают, что дистанционное обучение более узкое понятие, чем e-Learning, другие, что более широкое. 

Специалисты чаще всего понимают под e-Learning обучение, построенное с использованием Интернет-технологий. Ниже приведено несколько определений  понятия e-Learing в которых данный принцип  является основополагающим. Marc Rosenberg в 2001 году дал следующее определение термину e-Learning. e-Learning – использование Интернет-технологий для предоставления широкого спектра решений, обеспечивающих повышение знаний и производительности труда. e-Learning базируется на двух основополагающих принципах:

  1. работа осуществляется по сети;

  2. доставка учебного контента конечному пользователю осуществляется посредством компьютера с использованием стандартных Интернет-технологий.

Allison Rossett в 2001 году определил e-Learning как курсы, которые размещаются на сервере, который подсоединен к сети Интернет. Также существует определение, которые дали специалисты ЮНЕСКО: «e-Learning – обучение с помощью Интернет и мультимедиа».

Существуют  большое количество определений, которые делают акцент на других аспектах e-Learning. Вот несколько из них:

e-Learning –широкий набор приложений и процессов, обеспечивающих: обучение, построенное на использовании  web-технологий; обучение, построенное  с использованием персонального  компьютера, виртуальных классных комнат; и средства организации взаимодействие пользователей по сети. e-Learning включает в себя доставку учебного контента через интернет, интранет, аудио- и видеозапись, спутниковое вещание, интерактивное телевидение и CD-ROM.

e-Learning – обучение, построенное с использованием информационных и телекоммуникационных технологий. Охватывает весь спектр действий, начиная от поддержки процесса обучения, до доставки учебного контента слушателям.

В последнее  время все большее распространение получает термин e-Learning 2.0. Термин e-Learning 2.0 отражает тенденции в сфере организации электронного обучения, связанные с использованием технологий Web 2.0. В отличии от e-Learning, предполагающего использование дистанционных курсов, доставляемых учащимся с целью проведения обучения, e-Learning 2.0 предполагает использование средств Web 2.0:

  • блоги;

  • wiki;

  • подкасты;

  • социальные сети.


Среда e-Learning

Под средой e-Learning понимается набор ИТ-сервисов, использующихся при проведении дистанционного обучения. Центральным звеном среды e-Learning является система дистанционного обучения. Система дистанционного обучения обеспечивает предоставление следующих сервисов:

  • дистанционное обучение;

  • управление обучением;

  • управление пользователями;

  • управление технической и методической поддержкой;

  • обеспечение взаимодействия слушателей дистанционного обучения.

В зависимости  от стоящих задач помимо системы  дистанционного обучения в состав среды e-Learning могут входить другие информационные системы. Например, важной состовляющей среды e-Learning являются базы знаний, без которых трудно представить себе современное предприятие. Также часто частью среды e-Learning становятся системы коллективной работы.


Технологии и средства e-Learning

Среда e-Learning предоставляет сегодня большой диапозон технологий и средств, которые могут быть использованы для проведения дистанционного обучения (электронные средства обучения). К наиболее значимым технологиям и средствам e-Learning можно отнести следующие:

  • системы дистанционного обучения;

  • курсы дистанционного обучения;

  • подкасты;

  • электронная почта;

  • MP3 плееры;

  • CD-ROM;

  • Web-сайты;

  • инструменты Web 2.0;

  • системы коллективной работы.

Существующие  технологии и средства e-Learning позволяют:

  • проводить обучение в различных формах, включая синхронное, асинхронное, смешанное обучение;

  • организовать взаимодействие вcех участников дистанционного обучения;

  • использовать современные средства обучения (тренажеры, симуляции, имитационное моделирование и т.д.);

  • выстроить эффективное обучение;

  • обеспечить доступ к хранилищам электронных материалов;

  • организовать коллективную работу слушателей дистанционного обучения.

Системы дистанционного обучения

Система дистанционного обучения является центральным  звеном организации e-Learning. Использование  системы дистанционного обучения обеспечивает реализацию следующих функций:

  • управление обучением в рамках e-Learning;

  • управление компетенциями;

  • управление профилями пользователей e-Learning;

  • обеспечение доступа обучаемых к учебному контенту;

  • журналирование деятельности пользователей e-Learning;

  • обеспечение технической и методической поддержки пользователей e-Learning;

  • формирование отчетов;

  • анализ процесса обучения, проводимого в рамках e-Learning.


Дистанционные курсы (электронные  курсы обучения)

Основное  обучение, проводимое в рамках e-Learning, проводится с использованием дистанционных курсов. Современные дистанционные курсы, используемые в рамках e-Learning, включают в себя широкий диапозон средств обучения:

  • информационные слайды;

  • тренажеры;

  • симуляции по работе с программным обеспечением;

  • тесты;

  • ролевые упражнения;

  • кейсы.


Организация взаимодействия пользователей e-Learning

Важнейшим аспектом орагнизации обучения, проводимого  в рамках e-Learning, является организация  взаимодействия всех участников процесса. Для этого используется широкий диапозон средств, часть которых предоставляется системой дистанционного обучения, а другие остальными информационными системами, составляющими среду e-Learning.

Средства  организации взаимодействия пользователей e-Learning чаще всего используются совместно с дистанционными курсами. Однако, достаточно часто, они являются основным средством обучения. Например, при проведении вебинаров, которые стали одним из самых распространенных средств организации e-Learning.


Электронные библиотеки

Важным  элементом организации e-Learning является создание электронных библиотек. Электронные бибилиотеки содержат материал необходимый для обучения, проводимого в рамках e-Learning, а также материал, который необходим пользователям e-Learning, для выполнения их служебных обязанностей.


Системы коллективной работы

Современные требования к специалистам предполагают наличие у них хороших навыков  работы в команде. Современный e-Learning имеет большой диапозон инструментов, которые могут использоваться для  привития этих навыков обучаемым. Популярным средством организации работы обучаемых в группах стали Wiki. Wiki позволяет организовать одноврменную работу над одним документом сразу нескольким обучаемым. При этом осуществляется сбор информации, которая позволяет определить:

  • кто какой вклад внес в разработку документа;

  • какие варианты документа были созданы в ходе работы;

  • какие аспекты документа вызвали наибольшие трудности.

  • Wiki сегодня стали крайне популярным инструментом организации обучения, проводимого в рамках e-Learning.


Сфера применения e-Learning

Технологии e-Learing могут применяться практически  во всех областях. Наибольшее применение технологии e-Learning нашли в рамках повышения квалификации персонала. Это обусловлено преимуществами, которые предоставляют слушателям технологии e-Learning. В том числе:

  • удаленное обучение;

  • персонификация обучения;

  • возможность прохождения обучения без отрыва от производства.

Еще одним  направлением применения технологий e-Learning стало обучение в рамках высшего  образования. Особенно большую популярность получили технологии e-Learning при организации получения второго высшего образования. Люди, получающие второе высшее образование, также очень ценят возможность прохождения обучения без отрыва от производства. Также технологии e-Learning нашли свое применение и при обучении школьников. Однако, применять технологии e-Learning при обучении школьников нужно с крайней осторожностью. Важную роль технологии e-Learning играют при организации обучения лиц с ограниченными возможностями (инвалидов). Зачастую, только так люди с ограниченными возможностями могут получить доступ к качественному образованию. Необходимо отметить, что сегодня практически не существует ограничений технологий e-Learning по предметной области. Технологии e-Learning нашли свое применение даже в такой сложной сфере, как обучение иностранным языкам.


Управление e-Learning

Среда e-Learning, состоящая из большого количества инструментов, сервисов и средств, требует  большого внимания с точки зрения организации управления ею. Важным элементом организации управления средой e-Learning является система дистанционного обучения. Однако, требуется использование и других систем. Одним из путей построения эффективного управления средой e-Learning является применение портальных технологий.


Преимещества обучения, проводимого с использованием технологий e-Learning

Одним из ключевых преимуществ обучения, проводимого с использованием технологий e-Learning, по сравнению с традиционным очным обучением является его персонификация. Слушатель обучения, проводимого с использованием технологий e-Learning, может самостоятельно:

  • определить скорость изучения учебного материала;

  • определить, когда он хочет проходить обучение;

  • определить какие именно разделы учебного материала и в какой последовательности ему необходимо изучить.

Важным  преимуществом обучения, проводимого  с использованием технологий e-Learning, является возможность прохождения  обучения без отрыва от производства. Также необходимо отметить возможность комбинирования учебного контента для формирования разнообразных учебных программ, адаптированных под конкретного обучаемого. 

Использование технологий e-Learning позволяет получить намного больше информации необходимой  для оценки знаний, навыков и умений, полученных в результате проведенного обучения. В том числе: время затрачиваемое на вопросы, количество попыток, вопросы или задания, которые вызвали наибольшие трудности и т.д. Наличие подобной информации позволяет намного гибче управлять проводимым обучением. Еще одним достоинством обучения, проводимого с использованием технологий e-Learning, в сравнении с традиционным очным обучением является его стоимость. Несмотря на необходимость высоких первоначальных инвестиций, обучение, проводимое с использованием технологий e-Learning, оказывается значительно более дешевым по сравнению с традиционным очным обучением. Еще одним важным преимуществом обучения, проводимого с использованием технологий e-Learning, является использование широкого диапозона разнообразных средств обучения. Все эти средства могут быть использованы и при проведении традиционного очного обучения, но чаще всего этого не происходит, а e-Learning требует обязательного их использования. В результате этого обучение, проводимое с использованием технологий e-Learning, оказывается зачастую более эффективным по сравнению с традиционным очным обучением.

Важным  преимуществом обучения, проводимого  с использованием технологий e-Learning, является возможность его использования  для проведения обучения лиц, имеющих  ограниченные возможности. Также проведение обучения с использованием технологий e-Learning позволяет предоставить доступ к качественному обучению лицам, по тем, или иным причинам, не имеющим возможности проходить обучение в традиционной очной форме. Например, в месте их проживания нет качественного учебного заведения. Использование современных информационных технологий (технологий e-Learning) при обучении позволяет выстроить эффективную систему управления обучением, построенную на возможности сбора значительно большей информации о прохождении обучения слушателем по сравнению с традиционным очным обучением.


Недостатки обучения, проводимого с использованием технологий e-Learning

К недостаткам обучения, проводимого с использованием технологий e-Learning, следует отнести:

сложность внесения оперативных изменений, в случае если обучение уже началось;

необходимость формирования дополнительной мотивации у слушателей обучения, проводимого с использованием технологий e-Learning, по сравнению с другими формами обучения;

  • необходимость высоких инвестиций при построении среды e-Learning;

  • высокая зависимость от технической инфраструктуры. Сбой в инфраструктуре может привести к снижению эффективности или вообще срыву обучения;

  • отсутствие достаточного количества специалистов в сфере технологий e-Learning;

  • высокие инвестиции на внесение изменений в учебный контент.


Проблемы обучения, проводимого с использованием технологий e-Learning

Быстрое развитие принципиально нового направления в образовательной сфере неизбежно привело к появлению большого количества проблем. Скорость дальнейшего развития технологий e-Learning во многом зависит от того, насколько успешно будут решены существующие на сегодня проблемы. Можно выделить следующие основные проблемы в сфере технологий e-Learning:

  • проблема определения эквивалентности дистанционных курсов и признания дистанционного образования на ряду с традиционным очным образованием;

  • языковая проблема при импорте (экспорте) образования. Дистанционные курсы разработанные на одном языке, потребуют значительных инвестиций для их перевода на другой язык, включая необходимость учета социальных, культурологических и других особенностей региона, где будет проводиться обучение с использованием технологий e-Learning;

  • неравномерное развитие информационных технологий, особенно, в части каналов передачи данных. Недостаточная пропускная способность каналов передачи данных серьезно ограничивает возможность применения средств e-Learning;

  • отсутствие достаточного количества специалистов в сфере технологий e-Learning, обладающих необходимым уровнем компетенции;
    высокая стоимость разработки и поддержания в актуальном состоянии дистанционных курсов;

  • разница во времени в случае проведения дистанционного обучения на больших территориях. Особенно актуальным это становится при использовании средств e-Learning, функционирующих в режиме реального времени.


ОПЫТ  РАЗВИТИЯ И ВНЕДРЕНИЯ  e-Learning в РОССИИ

Дистанционное обучение в России появилось сравнительно недавно: в конце 80-х началось его развитие в образовательном секторе, полноценнные же системы дистанционного обучение стали появляться около десяти лет назад. Развитие шло достаточно быстрыми темпами. Сначала дистанционное обучение использовалось в основном в ВУЗах и других учебных заведениях. В корпоративном секторе еще несколько лет назад e-Learning применяли только филиалы западных компаний или совместные предприятия. Причем применяли системы дистанционного обучения западных разработчиков, что требовало немалых затрат на русификацию, адаптацию под конкретные условия и вызвало много других трудностей при внедрении, т. к. внедрение – это всегда очень тесное взаимодействие между заказчиком и разработчиком.

Для большинства же компаний и учебных  заведений e-Learning представлялся чем-то весьма экзотическим и не всегда нужным. Тем не менее, с течением времени e-learning стал представлять все больший интерес для компаний и корпораций. Во-первых, постепенно менялась кадровая политика компаний, теперь квалификации персонала стали уделять все большее внимание, так во многих крупных компаниях появлялись свои учебные центры и корпоративные университеты. Во-вторых, обучение персонала традиционными методами всегда более затратно и с точки зрения времени, и с точки зрения финансовых инвестиций. В-третьих, на российском рынке появилось несколько компаний-разработчиков СДО, с опытом внедрения электронного обучения в ВУЗах. Возникла ситуация, при которой компании искали пути снижения затрат на обучение и аттестацию персонала, а e-Learning становился более доступным, благодаря появлению отечественных разработчиков. Подтверждением тому является опыт работы нашей компании с заказчиками. E-Learning уже не представляется им чем-то экзотичным. Внедряют e-learning организации разных типов, среди них розничные сети, международные комплексы, производственные предприятия, государственные структуры, банки, корпоративные учебные центры, аптеки, и даже военно-промышленный комплекс. Сегодня разработки дистанционного обучения устаревают достаточно быстро, и этому есть ряд причин. Одна из них – это достаточно жесткая конкуренция среди разработчиков. Как известно, здоровая конкуренция способствует постоянному совершенствованию уже существующих продуктов и выпуску новых. Еще один фактор, способствующий устареванию разработок e-Learning – внедрение новых методик HR-службами компаний: аттестация персонала, отработка навыков и умений, ассортимент при подборе и аттестации персонала, разработка моделей компетенций. Сегодня все это может быть реализовано с помощью e-Learning. В области электронного контента новинки появляются чаще. Еще совсем недавно электронный курс, как правило, состоял из текстовой теоретической части и теста с различными типами вопросов. Сегодня в курс могут быть включены, например, электронный тренажер для отработки навыков, ситуационная игра с разбором конкретной ситуации или on-line тренинг. 

Рынок корпоративного дистанционного обучения в России можно считать весьма перспективным. Достаточно велика емкость  этого рынка. На сегодняшний день технологии ДО могут быть применены практически в любой отрасли, для обучения, развития и аттестации персонала на разных специальностях: розничный персонал, менеджеры, инженеры, медицинский персонал, и т. д. Со временем все большее количество организаций будет прибегать к использованию e-Learning. Успех внедрения закладывается на самой ранней стадии. Необходимо провести анализ сложившейся в компании ситуации, четко обозначить проблемы, решить которые планируется при внедрении дистанционного обучения. Возможно, на данном этапе развития можно будет ограничиться электронными курсами на дисках, а возможно необходим полноценнный центр ДО с возможностью проведения видеоконференций, всевозможных опросов и он-лайн тренингов. Кроме того, чтобы внедрение прошло успешно необходимо учесть еще множество факторов: структуру, тип и сферу деятельности самой компании и того подразделения, где планируется ввести E-learning, предполагаемое количество обучаемых и их территориальную разрозненность, уже существующее в компании ПО по управлению персоналом и необходимость интеграции с ним, готовность персонала перейти на новые формы обучения и т. д. 



Список источников

  1. learningapps.org URL: https://learningapps.org/


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Бесплатные инструменты e-Lerning

Автор: Шибаева О. Н

Дата: 03.05.2017

Номер свидетельства: 412918


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства