Тема моего реферата – внедрение технологии e -Learning в процесс обучения. В жизни современного общества технологии занимают значительное место. И важность технологического компонента состоит в том, что именно он определяет во многом устойчивое развитие общества. Тема e-learning (электронного обучения) становится все более и более актуальной для человека и постепенно занимает подобающее место в сфере высоких технологий, традиционно ориентированных на образовательную проблематику. Главной целью моей работы состоит в том, чтобы определить степень воздействия технологии e-Learning на развитие процесса образования в России.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Бесплатные инструменты e-Lerning»
ФГБОУ ВО «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ М. Е. ЕВСЕВЬЕВА»
Факультет физико-математический
Кафедра информатики и вычислительной техники
Реферат
Бесплатные инструменты e-Lerning
Выполнила студентка группы МДФ-112 Шибаева О. Н.
2017
ВВЕДЕНИЕ
Тема моего реферата – внедрение технологии e -Learning в процесс обучения. В жизни современного общества технологии занимают значительное место. И важность технологического компонента состоит в том, что именно он определяет во многом устойчивое развитие общества. Тема e-learning (электронного обучения) становится все более и более актуальной для человека и постепенно занимает подобающее место в сфере высоких технологий, традиционно ориентированных на образовательную проблематику. Главной целью моей работы состоит в том, чтобы определить степень воздействия технологии e-Learning на развитие процесса образования в России.
Сегодня термин e-learning (электронное обучение) фактически объединяет все виды обучения с применением ИТ - и дистанционное обучение, и самостоятельную работу с электронными материалами, и единую электронную образовательную среду, и создание распределённого сообщества пользователей (социальных сетей), ведущих общую виртуальную учебную деятельность, и электронные учебники и т.п. Главное - что учащиеся могут получить доступ к учебному материалу с помощью компьютера и Интернета, причем как на территории учебного заведения, так и за его пределами. Фактически e-learning дает возможность учиться в любое время и в любом месте. Это особенно актуально в условиях, когда человеку в течение всей жизни необходимо постоянно повышать свой образовательный уровень и квалификацию. Как правило, люди получают лишь одно полноценное очное образование, а далее приходится совмещать любую учебную деятельность с трудовой. Здесь и становятся востребованными технологии e-learning, позволяющие обеспечить так называемое «непрерывное образование».
ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ ТЕХНОЛОГИИ E-Learning
Впервые в профессиональной среде термин e-Learning (электронное обучение) был употреблен в октябре 1999 года в Лос-Анжелесе на семинаре CBT Systems. Не смотря на то, что уже прошло более 10 лет, до сих пор не существует единого определения понятия e-Learning, которое было бы принято большинством специалистов. Еще большую сумятицу внесло использование в России понятия дистанционное обучение. В результате одни понимают дистанционное обучение, как аналог понятия E-learning, а другие считают, что дистанционное обучение более узкое понятие, чем e-Learning, другие, что более широкое.
Специалисты чаще всего понимают под e-Learning обучение, построенное с использованием Интернет-технологий. Ниже приведено несколько определений понятия e-Learing в которых данный принцип является основополагающим. Marc Rosenberg в 2001 году дал следующее определение термину e-Learning. e-Learning – использование Интернет-технологий для предоставления широкого спектра решений, обеспечивающих повышение знаний и производительности труда. e-Learning базируется на двух основополагающих принципах:
работа осуществляется по сети;
доставка учебного контента конечному пользователю осуществляется посредством компьютера с использованием стандартных Интернет-технологий.
Allison Rossett в 2001 году определил e-Learning как курсы, которые размещаются на сервере, который подсоединен к сети Интернет. Также существует определение, которые дали специалисты ЮНЕСКО: «e-Learning – обучение с помощью Интернет и мультимедиа».
Существуют большое количество определений, которые делают акцент на других аспектах e-Learning. Вот несколько из них:
e-Learning –широкий набор приложений и процессов, обеспечивающих: обучение, построенное на использовании web-технологий; обучение, построенное с использованием персонального компьютера, виртуальных классных комнат; и средства организации взаимодействие пользователей по сети. e-Learning включает в себя доставку учебного контента через интернет, интранет, аудио- и видеозапись, спутниковое вещание, интерактивное телевидение и CD-ROM.
e-Learning – обучение, построенное с использованием информационных и телекоммуникационных технологий. Охватывает весь спектр действий, начиная от поддержки процесса обучения, до доставки учебного контента слушателям.
В последнее время все большее распространение получает термин e-Learning 2.0. Термин e-Learning 2.0 отражает тенденции в сфере организации электронного обучения, связанные с использованием технологий Web 2.0. В отличии от e-Learning, предполагающего использование дистанционных курсов, доставляемых учащимся с целью проведения обучения, e-Learning 2.0 предполагает использование средств Web 2.0:
блоги;
wiki;
подкасты;
социальные сети.
Среда e-Learning
Под средой e-Learning понимается набор ИТ-сервисов, использующихся при проведении дистанционного обучения. Центральным звеном среды e-Learning является система дистанционного обучения. Система дистанционного обучения обеспечивает предоставление следующих сервисов:
дистанционное обучение;
управление обучением;
управление пользователями;
управление технической и методической поддержкой;
обеспечение взаимодействия слушателей дистанционного обучения.
В зависимости от стоящих задач помимо системы дистанционного обучения в состав среды e-Learning могут входить другие информационные системы. Например, важной состовляющей среды e-Learning являются базы знаний, без которых трудно представить себе современное предприятие. Также часто частью среды e-Learning становятся системы коллективной работы.
Технологии и средства e-Learning
Среда e-Learning предоставляет сегодня большой диапозон технологий и средств, которые могут быть использованы для проведения дистанционного обучения (электронные средства обучения). К наиболее значимым технологиям и средствам e-Learning можно отнести следующие:
системы дистанционного обучения;
курсы дистанционного обучения;
подкасты;
электронная почта;
MP3 плееры;
CD-ROM;
Web-сайты;
инструменты Web 2.0;
системы коллективной работы.
Существующие технологии и средства e-Learning позволяют:
проводить обучение в различных формах, включая синхронное, асинхронное, смешанное обучение;
организовать взаимодействие вcех участников дистанционного обучения;
использовать современные средства обучения (тренажеры, симуляции, имитационное моделирование и т.д.);
выстроить эффективное обучение;
обеспечить доступ к хранилищам электронных материалов;
организовать коллективную работу слушателей дистанционного обучения.
Системы дистанционного обучения
Система дистанционного обучения является центральным звеном организации e-Learning. Использование системы дистанционного обучения обеспечивает реализацию следующих функций:
управление обучением в рамках e-Learning;
управление компетенциями;
управление профилями пользователей e-Learning;
обеспечение доступа обучаемых к учебному контенту;
журналирование деятельности пользователей e-Learning;
обеспечение технической и методической поддержки пользователей e-Learning;
формирование отчетов;
анализ процесса обучения, проводимого в рамках e-Learning.
Дистанционные курсы (электронные курсы обучения)
Основное обучение, проводимое в рамках e-Learning, проводится с использованием дистанционных курсов. Современные дистанционные курсы, используемые в рамках e-Learning, включают в себя широкий диапозон средств обучения:
информационные слайды;
тренажеры;
симуляции по работе с программным обеспечением;
тесты;
ролевые упражнения;
кейсы.
Организация взаимодействия пользователей e-Learning
Важнейшим аспектом орагнизации обучения, проводимого в рамках e-Learning, является организация взаимодействия всех участников процесса. Для этого используется широкий диапозон средств, часть которых предоставляется системой дистанционного обучения, а другие остальными информационными системами, составляющими среду e-Learning.
Средства организации взаимодействия пользователей e-Learning чаще всего используются совместно с дистанционными курсами. Однако, достаточно часто, они являются основным средством обучения. Например, при проведении вебинаров, которые стали одним из самых распространенных средств организации e-Learning.
Электронные библиотеки
Важным элементом организации e-Learning является создание электронных библиотек. Электронные бибилиотеки содержат материал необходимый для обучения, проводимого в рамках e-Learning, а также материал, который необходим пользователям e-Learning, для выполнения их служебных обязанностей.
Системы коллективной работы
Современные требования к специалистам предполагают наличие у них хороших навыков работы в команде. Современный e-Learning имеет большой диапозон инструментов, которые могут использоваться для привития этих навыков обучаемым. Популярным средством организации работы обучаемых в группах стали Wiki. Wiki позволяет организовать одноврменную работу над одним документом сразу нескольким обучаемым. При этом осуществляется сбор информации, которая позволяет определить:
кто какой вклад внес в разработку документа;
какие варианты документа были созданы в ходе работы;
Wiki сегодня стали крайне популярным инструментом организации обучения, проводимого в рамках e-Learning.
Сфера применения e-Learning
Технологии e-Learing могут применяться практически во всех областях. Наибольшее применение технологии e-Learning нашли в рамках повышения квалификации персонала. Это обусловлено преимуществами, которые предоставляют слушателям технологии e-Learning. В том числе:
удаленное обучение;
персонификация обучения;
возможность прохождения обучения без отрыва от производства.
Еще одним направлением применения технологий e-Learning стало обучение в рамках высшего образования. Особенно большую популярность получили технологии e-Learning при организации получения второго высшего образования. Люди, получающие второе высшее образование, также очень ценят возможность прохождения обучения без отрыва от производства. Также технологии e-Learning нашли свое применение и при обучении школьников. Однако, применять технологии e-Learning при обучении школьников нужно с крайней осторожностью. Важную роль технологии e-Learning играют при организации обучения лиц с ограниченными возможностями (инвалидов). Зачастую, только так люди с ограниченными возможностями могут получить доступ к качественному образованию. Необходимо отметить, что сегодня практически не существует ограничений технологий e-Learning по предметной области. Технологии e-Learning нашли свое применение даже в такой сложной сфере, как обучение иностранным языкам.
Управление e-Learning
Среда e-Learning, состоящая из большого количества инструментов, сервисов и средств, требует большого внимания с точки зрения организации управления ею. Важным элементом организации управления средой e-Learning является система дистанционного обучения. Однако, требуется использование и других систем. Одним из путей построения эффективного управления средой e-Learning является применение портальных технологий.
Преимещества обучения, проводимого с использованием технологий e-Learning
Одним из ключевых преимуществ обучения, проводимого с использованием технологий e-Learning, по сравнению с традиционным очным обучением является его персонификация. Слушатель обучения, проводимого с использованием технологий e-Learning, может самостоятельно:
определить скорость изучения учебного материала;
определить, когда он хочет проходить обучение;
определить какие именно разделы учебного материала и в какой последовательности ему необходимо изучить.
Важным преимуществом обучения, проводимого с использованием технологий e-Learning, является возможность прохождения обучения без отрыва от производства. Также необходимо отметить возможность комбинирования учебного контента для формирования разнообразных учебных программ, адаптированных под конкретного обучаемого.
Использование технологий e-Learning позволяет получить намного больше информации необходимой для оценки знаний, навыков и умений, полученных в результате проведенного обучения. В том числе: время затрачиваемое на вопросы, количество попыток, вопросы или задания, которые вызвали наибольшие трудности и т.д. Наличие подобной информации позволяет намного гибче управлять проводимым обучением. Еще одним достоинством обучения, проводимого с использованием технологий e-Learning, в сравнении с традиционным очным обучением является его стоимость. Несмотря на необходимость высоких первоначальных инвестиций, обучение, проводимое с использованием технологий e-Learning, оказывается значительно более дешевым по сравнению с традиционным очным обучением. Еще одним важным преимуществом обучения, проводимого с использованием технологий e-Learning, является использование широкого диапозона разнообразных средств обучения. Все эти средства могут быть использованы и при проведении традиционного очного обучения, но чаще всего этого не происходит, а e-Learning требует обязательного их использования. В результате этого обучение, проводимое с использованием технологий e-Learning, оказывается зачастую более эффективным по сравнению с традиционным очным обучением.
Важным преимуществом обучения, проводимого с использованием технологий e-Learning, является возможность его использования для проведения обучения лиц, имеющих ограниченные возможности. Также проведение обучения с использованием технологий e-Learning позволяет предоставить доступ к качественному обучению лицам, по тем, или иным причинам, не имеющим возможности проходить обучение в традиционной очной форме. Например, в месте их проживания нет качественного учебного заведения. Использование современных информационных технологий (технологий e-Learning) при обучении позволяет выстроить эффективную систему управления обучением, построенную на возможности сбора значительно большей информации о прохождении обучения слушателем по сравнению с традиционным очным обучением.
Недостатки обучения, проводимого с использованием технологий e-Learning
К недостаткам обучения, проводимого с использованием технологий e-Learning, следует отнести:
сложность внесения оперативных изменений, в случае если обучение уже началось;
необходимость формирования дополнительной мотивации у слушателей обучения, проводимого с использованием технологий e-Learning, по сравнению с другими формами обучения;
необходимость высоких инвестиций при построении среды e-Learning;
высокая зависимость от технической инфраструктуры. Сбой в инфраструктуре может привести к снижению эффективности или вообще срыву обучения;
отсутствие достаточного количества специалистов в сфере технологий e-Learning;
высокие инвестиции на внесение изменений в учебный контент.
Проблемы обучения, проводимого с использованием технологий e-Learning
Быстрое развитие принципиально нового направления в образовательной сфере неизбежно привело к появлению большого количества проблем. Скорость дальнейшего развития технологий e-Learning во многом зависит от того, насколько успешно будут решены существующие на сегодня проблемы. Можно выделить следующие основные проблемы в сфере технологий e-Learning:
проблема определения эквивалентности дистанционных курсов и признания дистанционного образования на ряду с традиционным очным образованием;
языковая проблема при импорте (экспорте) образования. Дистанционные курсы разработанные на одном языке, потребуют значительных инвестиций для их перевода на другой язык, включая необходимость учета социальных, культурологических и других особенностей региона, где будет проводиться обучение с использованием технологий e-Learning;
неравномерное развитие информационных технологий, особенно, в части каналов передачи данных. Недостаточная пропускная способность каналов передачи данных серьезно ограничивает возможность применения средств e-Learning;
отсутствие достаточного количества специалистов в сфере технологий e-Learning, обладающих необходимым уровнем компетенции; высокая стоимость разработки и поддержания в актуальном состоянии дистанционных курсов;
разница во времени в случае проведения дистанционного обучения на больших территориях. Особенно актуальным это становится при использовании средств e-Learning, функционирующих в режиме реального времени.
ОПЫТ РАЗВИТИЯ И ВНЕДРЕНИЯ e-Learning в РОССИИ
Дистанционное обучение в России появилось сравнительно недавно: в конце 80-х началось его развитие в образовательном секторе, полноценнные же системы дистанционного обучение стали появляться около десяти лет назад. Развитие шло достаточно быстрыми темпами. Сначала дистанционное обучение использовалось в основном в ВУЗах и других учебных заведениях. В корпоративном секторе еще несколько лет назад e-Learning применяли только филиалы западных компаний или совместные предприятия. Причем применяли системы дистанционного обучения западных разработчиков, что требовало немалых затрат на русификацию, адаптацию под конкретные условия и вызвало много других трудностей при внедрении, т. к. внедрение – это всегда очень тесное взаимодействие между заказчиком и разработчиком.
Для большинства же компаний и учебных заведений e-Learning представлялся чем-то весьма экзотическим и не всегда нужным. Тем не менее, с течением времени e-learning стал представлять все больший интерес для компаний и корпораций. Во-первых, постепенно менялась кадровая политика компаний, теперь квалификации персонала стали уделять все большее внимание, так во многих крупных компаниях появлялись свои учебные центры и корпоративные университеты. Во-вторых, обучение персонала традиционными методами всегда более затратно и с точки зрения времени, и с точки зрения финансовых инвестиций. В-третьих, на российском рынке появилось несколько компаний-разработчиков СДО, с опытом внедрения электронного обучения в ВУЗах. Возникла ситуация, при которой компании искали пути снижения затрат на обучение и аттестацию персонала, а e-Learning становился более доступным, благодаря появлению отечественных разработчиков. Подтверждением тому является опыт работы нашей компании с заказчиками. E-Learning уже не представляется им чем-то экзотичным. Внедряют e-learning организации разных типов, среди них розничные сети, международные комплексы, производственные предприятия, государственные структуры, банки, корпоративные учебные центры, аптеки, и даже военно-промышленный комплекс. Сегодня разработки дистанционного обучения устаревают достаточно быстро, и этому есть ряд причин. Одна из них – это достаточно жесткая конкуренция среди разработчиков. Как известно, здоровая конкуренция способствует постоянному совершенствованию уже существующих продуктов и выпуску новых. Еще один фактор, способствующий устареванию разработок e-Learning – внедрение новых методик HR-службами компаний: аттестация персонала, отработка навыков и умений, ассортимент при подборе и аттестации персонала, разработка моделей компетенций. Сегодня все это может быть реализовано с помощью e-Learning. В области электронного контента новинки появляются чаще. Еще совсем недавно электронный курс, как правило, состоял из текстовой теоретической части и теста с различными типами вопросов. Сегодня в курс могут быть включены, например, электронный тренажер для отработки навыков, ситуационная игра с разбором конкретной ситуации или on-line тренинг.
Рынок корпоративного дистанционного обучения в России можно считать весьма перспективным. Достаточно велика емкость этого рынка. На сегодняшний день технологии ДО могут быть применены практически в любой отрасли, для обучения, развития и аттестации персонала на разных специальностях: розничный персонал, менеджеры, инженеры, медицинский персонал, и т. д. Со временем все большее количество организаций будет прибегать к использованию e-Learning. Успех внедрения закладывается на самой ранней стадии. Необходимо провести анализ сложившейся в компании ситуации, четко обозначить проблемы, решить которые планируется при внедрении дистанционного обучения. Возможно, на данном этапе развития можно будет ограничиться электронными курсами на дисках, а возможно необходим полноценнный центр ДО с возможностью проведения видеоконференций, всевозможных опросов и он-лайн тренингов. Кроме того, чтобы внедрение прошло успешно необходимо учесть еще множество факторов: структуру, тип и сферу деятельности самой компании и того подразделения, где планируется ввести E-learning, предполагаемое количество обучаемых и их территориальную разрозненность, уже существующее в компании ПО по управлению персоналом и необходимость интеграции с ним, готовность персонала перейти на новые формы обучения и т. д.