Авторская программа курса по выбору "Информатика - малышам" (1 класс)
Авторская программа курса по выбору "Информатика - малышам" (1 класс)
Информатика в начальной школе - это первая ступень непрерывного курса информатики в школе и в настоящее время, время сремительного прогресса информационно-коммуникационных технологий, появилась потребность знакомства детей с наукой "Информатика" уже с первого класса". Чем раньше начинается обучение ребенка информатике, тем лучше. Начальная школа со всем своим содержанием, методами, средствами для того и предназначена, чтобы поднять ребенка с того уровня развития интеллекта, с которым он пришел в школу, на новый, достаточно высокий, чтобы любой выпускник начальной школы был готов успешно учиться в основной школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Авторская программа курса по выбору "Информатика - малышам" (1 класс)»
Программа курса по выбору
ИНФОРМАТИКА - МАЛЫШАМ
1 класс
(35 часов)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта начального общего образования; требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для начального общего образования. В ней учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на 1 ступени начального общего образования, учитываются межпредметные связи.
Информатика в начальной школе – это первая ступень непрерывного курса информатики в школе и в настоящее время, время стремительного прогресса информационно-коммунационных технологий, появилась потребность знакомства детей с наукой «Информатика» уже с первого класса. Чем раньше начинается обучение ребенка информатике, тем лучше. Начальная школа со всем своим содержанием, методами и средствами для того и предназначена, чтобы поднять ребенка с того уровня развития интеллекта, с которым он пришел в школу, на новый, достаточно высокий, чтобы любой выпускник начальной школы был готов успешно учиться в основной школе. Но, поскольку информатика носит обобщающий характер и требует определенных начальных знаний, изучение информатики в первом классе носит скорее игровой характер, чтобы можно было заложить фундамент изучения новой науки без физической и интеллектуальной перегрузки. Целью изучения предмета «Информатика - малышам» в 1 классе является приобретение учащимися учебной ИКТ - компетентности, что позволит сформировать у учащихся предметные и универсальные учебные действия, а также опорную систему знаний, обеспечивающие продолжение образования в начальной и основной школе. Задача уроков информатики в 1 классе: создание соответствующей атмосферы развития; активное и целенаправленное развитие способностей ребенка к осуществлению процесса познания (учебные умения и интеллект) и способностей к эффективному решению жизненных и учебных проблем. Освоив язык информатики в начальной школе, дети в старших классах легко воспримут и теоретические, и технологические знания.
Ребенок должен знать:
что в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, ее называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой;
что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, ее называют текстовой, числовой, графической, табличной;
что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);
что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;
что человек, природа, книги могут быть источниками информации;
что человек может быть и источником информации, и приемником информации;
правила работы с компьютером и технику безопасности.
Ребенок должен уметь:
представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;
осуществлять различные простейшие преобразования с информацией;
работать с текстами и изображениями, электронными конструкторами на экране компьютера.
Программа курса «Информатика – малышам» рассчитана на изучение в 1 классе общеобразовательной начальной школы общим объёмом 34 учебных часа (1 час в неделю)
Формы проведения занятий нестандартные: мини-игры, занятия-сказки, путешествия, конкурсы, викторины и т.п. Основные методы – это познавательные игры: ребусы, кроссворды, различные головоломки, которые помимо определенной образовательной функции непосредственно стимулируют интерес учащихся к изучаемым предметам, побуждают учащихся рассуждать логически, развивают речь, воображение, творчество, зрительное внимание, умение мыслить нестандартно, укрепляют память. Использование активных методов и форм обучения позволяет учителю постоянно изменять виды деятельности учащихся на уроке.
Игровые методы обучения, способствуют творческому развитию, развивают мышление и внимание, учат концентрироваться на выполнении заданий, работать в коллективе, стимулируют интерес к изучаемым предметам.
Каждый урок информатики в 1 классе должен состоять из нескольких видов деятельности ученика:
теоретической работы с текстом учебника, иллюстрациями;
ответов на вопросы;
выполнение заданий традиционными способами;
компьютерного практикума, то есть выполнения аналогичных заданий другими способами деятельности, то есть с помощью компьютера;
обсуждения выполняемых действий, то есть рефлексии (что мы делали, зачем и как), что позволит сделать информационную деятельность осознанной.
Учебно-тематический план
Наименование разделов и тем
Количество часов
Формы
контроля
всего
теория
практика
Раздел 1. Информация и человек
Правила поведения в компьютерном классе
Что такое информация
Виды информации по форме восприятия
Информационные процессы
Источники и приемники информации
Способы передачи информации
Хранение информации
Кодирование информации
Способы кодирования информации
Итого по разделу:
1
1
2
2
2
1
1
2
3
15
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
2
6
тестирование
тестирование
Раздел 2. Множества
2.1. Что такое множество
2.2. Элементы множества
2.3. Способы задания множеств
2.4. Сравнение множеств
2.5. Понятие «отрицание»
2.6. Понятие «истина» и «ложь»
Итого по разделу:
1
1
2
2
1
2
9
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
3
тестирование
Раздел 3. Человек и компьютер
3.1. Компьютер – инструмент для работы с информацией
3.2. Из чего состоит компьютер
3.3. Основные устройства компьютера: клавиатура, мышка
3.4. Основные устройства компьютера: монитор
3.5. Внешние и внутренние устройства компьютера
3.6. Повторение изученного
Итого по разделу:
1
2
2
2
2
1
10
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
4
тестирование
Всего
34
21
13
Виды контрольно-измерительных материалов.
Вид работы.
Тема
Тестирование
Виды информации.
Тестирование
Кодирование информации.
Тестирование
Множество и элементы множества
Тестирование
Основные устройства компьютера
Программа курса «Информатика – малышам»
1 класс
(34 часа, 1 час в неделю)
№
Название раздела, темы
Содержание учебного материала
Количество часов
Планируемые результаты (требования к учебным достижениям учащихся)
Раздел 1. Информация и человек (15 часов)
1
Правила поведения в компьютерном классе
Инструкция по т/б. Правильная рабочая поза.
Комплекс упражнений для снятия напряжения. Разминка
1
Учащиеся должны знать: • с помощью, каких органов чувств человеком может быть получена информация в конкретных случаях; • правила безопасной работе в классе с вычислительной техникой, в том числе с компьютером; • примеры передачи информации в живой и неживой природе; • какие средства общения используются при передаче информации. Учащиеся должны уметь: • использовать полученную с помощью органов чувств информацию об объекте для его описания; • определять, к какому виду относится информация по способу восприятия; • работать по правилам игры; анализировать, сравнивать информацию, полученную с помощью органов чувств; • осуществлять информационное взаимодействие с программой в интерактивном режиме; • определять органы чувств, воспринимающие зрительную, звуковую; • определять источники и приёмники информации в конкретных случаях; • приводить примеры источников и приёмников информации; • выделять основные информационные процессы (сбор, хранение, обработка, передача) в реальных ситуациях; • анализировать, сравнивать и обобщать полученную информацию. Использовать информацию для установления отношений, причинно-следственных связей; • строить и объяснять простейшие логические выражения.
2
Что такое информация
Информация это-
Органы чувств-..
Какая бывает информация
1
3-4
Виды информации по форме восприятия
Зрительная информация-
Вкусовая информация-
Осязательная-..
2
5-6
Информационные процессы
Какое действие выполняется над информацией?
2
7-8
Источники и приемники информации
Что значит «источник» и «приемник» информации, их виды
2
9
Способы передачи информации
Кто с кем разговаривает?
Передача информации друг другу.
1
10
Хранение информации
Способы хранения информации
1
11-15
Кодирование информации. Способы кодирования информации
Код это-
Примеры кодирования информации
5
Раздел 2. Множества (9 часов)
16-17
Множество. Элементы множества
Что такое множество и его элементы
2
Учащиеся должны знать: • понятие множества; • понятие высказывания и операций над высказываниями;
Учащиеся должны уметь: • перечислять элементы множества; выделять подмножество множества; определять, равны ли множества; • выявлять общее свойство объектов; • определять истинность высказываний; составлять истинные и ложные высказывания; • определять существенные свойства объекта; определять, какая модель предпочтительнее;
18-19
Способы задания множеств
Какие бывают способы задания множеств
2
20-21
Сравнение множеств
Как сравнивать множества
2
22-24
Понятие «отрицание», «истина», «ложь»
Отрицание это-
Игра в «да или нет»
Истина это-
Ложь это-
Неопределенность это-…
3
Раздел 3. Человек и компьютер (10 часов)
25-27
Компьютер – инструмент для работы с информацией. Из чего состоит компьютер
Системный блок, процессор
Память, CD-ROM, дисковод.
Загадки на логику.
3
Учащиеся должны знать: • основные правила включения и выключения компьютера; • основные функции и возможности компьютера.
принципы организация хранения информации в компьютере; • устройства ввода, хранения, обработки, вывода информации в компьютере. Учащиеся должны уметь: • приводить примеры использования компьютера в жизни человека; • называть устройства настольного компьютера и их назначение; • включать и выключать компьютер; • осуществлять основные действия мышью.
28-31
Основные устройства компьютера
Системный блок, процессор
Память, CD-ROM, дисковод.
Загадки на логику.
4
32-33
Внешние и внутренние устройства компьютера
Какие бывают внешние и внутренние устройства компьютера (процессор, память, принтер, наушники, камера и т.д.)
2
34
Повторение
1
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
№
Название учебника, авторы
название всего комплекса
Издательство,
1
Информатика. Рудченко Т.А., Семенов А.Л. / Под ред. Семенова А.Л. 1 -4 класс
Издательство "Просвещение"
2
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://sc.edu.ru
3
Интернет-ресурс «Информатика: методика, разработки уроков, программы» http://www.rusedu.info/CMpro-p-p-2-all.html
4
Комплекс презентаций к урокам информатики в 1 классе - http://easyen.ru/load/metodika/kompleksy/kompleks_prezentacij_k_uroku_informatiki_v_1_klasse_po_uchebniku_a_v_gorjacheva/457-1-0-6705