АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ ПЕДАГОГОВ
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ ПЕДАГОГОВ
Термин «информационная компетентность» относится к ключевым терминам образовательных стандартов второго поколения и определяется как «способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий», что является инновационной деятельностью педагога.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ ПЕДАГОГОВ»
Колледж АО «Финансовая академия»
Доклад на заседание ЦК
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ ПЕДАГОГОВ
Разработала преподаватель Бактубаева А.А.
Рассмотрено и одобрено
на заседании ЦК «ВТ и ИС»
Протокол № ___от«____»____2015г.
Председатель ЦК _____ Стасишина Т.Г.
Астана 2015
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ ПЕДАГОГОВ
Бактубаева Айнур Абаевна
Преподаватель ЦК «ВТ и ИС»
Термин «информационная компетентность» относится к ключевым терминам образовательных стандартов второго поколения и определяется как «способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий», что является инновационной деятельностью педагога.
Готовность педагога к инновационной деятельности в сфере информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) является внутренним условием его профессиональной творческой самореализации. Сегодня, когда заработали механизмы внедрения инноваций в образовательные учреждения (использование ИК технологий, использование метода проектов, портфолио педагога, современные образовательные программы), педагогическая наука пришла к идее об органичном сосуществовании режимов функционирования и развития традиционного и инновационного обучения. Феномен инновации и творчества превращается в естественную составляющую учебно-воспитательного процесса развивающегося образовательного учреждения.
Проведя беседу с преподавателями можно сделать вывод, что в учреждении работает трудоспособный, высокопрофессиональный коллектив воспитателей и специалистов, готовых к инновационным преобразованиям, исследовательской деятельности, обладающие умением проектировать и достигать запланированного результата.
Очень важно, чтобы педагоги умели и, самое главное, имели возможность и желание использовать ИКТ в своей работе. Одно из главнейших условий успеха информатизации учебного и воспитательного процессов – овладение педагогами новыми для них формами работы.
При анализе результатов анкетирования и собеседования были выявлены недостатки в использовании ИКТ в работе педагогов:
1. Компьютер и Интернет чаще используется в личных целях для хранения информации (фотографий, курсовых работ и пр.), для общения в Контакте с друзьями, реже для поиска научно-методической информации.
2. Компьютер и принтер используются для создания и печати списков детей, таблиц, подготовки раздаточного материала.
3. Цифровой фотоаппарат используют все педагоги для фотографирования детей в режимных моментах, а стенгазеты, стенды не оформляют.
4. Имея дома цветной принтер и компьютер не все педагоги создают папки-передвижки, консультации для родителей, оформляют родительский уголок.
5. У большинства опрошенных воспитателей нет сканера и поэтому отсутствует возможность сохранения детских работ.
6. Не все педагоги в своей работе используют TV и DVD плеер, так как не знакомы с формами проведения подобных мероприятий.
7. Мультимедийный проектор имеется только в музыкальном зале, что препятствует его широкому использованию.
8. Не часто, но используется видеокамера и некоторые педагоги создают фильмы о детях в качестве подарка на выпускной.
10. Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях.
11. Бесплановость, случайность применения ИКТ.
И самое важное, что удалось выявить:
– педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера в воспитательно-образовательном процессе вследствие того, что имеют разный уровень информационно-компьютерной компетентности.
Анализ данной ситуации позволил выявить ряд противоречий между:
– потребностью быстрого получения научно-методической информации и инертностью ее переработки и передачи в образовательном учреждении;
– желанием педагогов и их неумением организации научно-методической деятельности на базе информационных технологий;
– неподготовленностью педагогов и актуальной необходимостью использования информационных технологий в процессе деятельности;
– возрастающими требованиями к уровню профессиональной деятельности педагога и неготовностью его к созданию педагогического пространства;
– потребностью образовательной практики в высоком уровне информационной компетентности современных педагогов и невысокой эффективностью процесса их повышения квалификации в данном направлении;
– существующими моделями повышения квалификации, направленными на формирование преимущественно компьютерной грамотности, и необходимостью организации непрерывного образования педагогов, ориентированного на применение информационно-компьютерной технологии в их практической деятельности.
Проведенное исследование показало, что информационные технологии являются стратегически важной отраслью, влияющей на все стороны жизнедеятельности любого современного общества. Они создают широкие возможности экономического роста и социального развития людей в отдельности и общества в целом, но многие педагоги не готовы к переменам. Пока сохраняется низкий уровень знаний о возможностях ИКТ и невысокая мотивация («А зачем?») использования в своей работе информационно-коммуникативных технологий.
Формы и методы повышения ИКТ-компетентности педагогического коллектива:
1.Дистанционные постоянно действующие курсы или система экспресс-консультаций по ИКТ-грамотности;
2.Организация и постоянное пополнение единого банка ИОР (информационных образовательных ресурсов), в котором педагоги могут почерпнуть необходимые сведения о методике использования возможностей ИКТ в учебно-воспитательном процессе, и увидеть все возможности ИКТ.
3.В рамках методической работы организация методических конкурсов (фестивалей) разработок занятий с использованием ЦОР, а также проведение различных семинаров и мастер-классов.
4.Активное включение педагогов в разработку учебных материалов с применением ИКТ, участие в конкурсах.
5.Мероприятия по информированию педагогического коллектива о новинках в области ИКТ.
6. Формирование проекта по повышению качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий.
7. Систематизация, обновление и пополнение информационных ресурсов образовательного процесса;
8. Разработка и апробация технологий мультимедийного сопровождения воспитательно-образовательного процесса;
9. Расширение использования информационно-компьютерных технологий в воспитательно-образовательном процессе;
10. Разработка системы организации консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов;
11 Создание банка компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе;
12. Создание комплексной интегрированной модели информационно-методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса.
В практику работы старшего воспитателя рекомендуется включить такие формы работы с педагогами, которые направленные на повышение их квалификации, мастерства и повышения ИКТ-компетентности педагогов:
недели педагогического мастерства;
мастер-классы;
педагогические мастерские и наставничество;
обучающие семинары;
работа в паре;
тематические семинары.
В информационном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека – определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования.
Информатизация сферы образования должна опережать информатизацию других отраслей человеческой деятельности, поскольку знания и навыки, полученные в процессе образования, лежат в основе всех видов деятельности, определяют их направленность, темпы развития и полезность. Хочется верить в то, что скоро по степени информатизации образования можно будет судить о масштабах информатизации всего общества, но пока сохраняется низкая материально-техническая база во многих учреждениях.
Подводя итог, можно сказать, что работа педагога в I ступени не может обойтись сегодня без применения информационно-коммуникативных технологий.