kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ. (из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важнейшая задача образования - научить учащихся строить свою деятельность как полноценную, разумную, с развитием своих творческих способностей и самосовершенствованием в целом.

Формирование учебной деятельности, как способа активного добывания знаний, является одним из направлений развития личности обучаемого. Специфика этого способа заключается в последовательной и целенаправленной отработке активности самих учащихся (понимание учебной задачи, овладение способами активных преобразований объекта усвоения, овладение способами самоконтроля). На этой основе встает задача формирования все большей самостоятельности перехода обучаемых от выполнения одного компонента учебной деятельности к другим, то есть формирования способов самоорганизации деятельности.

Именно поэтому, я хочу описать отдельные формы активной учебной деятельности на уроках информатики.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«АКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ. (из опыта работы) »







АКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ

НА

УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ.


(из опыта работы)



Учитель информатики

Адамовский сельскохозяйственный техникум (филиал ОГАУ)

Гайфуллина Т.Ф.






Август 2013 г


Мы будем учиться, работать с охотой,

И ничего не попросим взамен.

Как хорошо, что есть на свете

Две дружных команды:

Учащихся и учителей.


Важнейшая задача образования - научить учащихся строить свою деятельность как полноценную, разумную, с развитием своих творческих способностей и самосовершенствованием в целом.

Формирование учебной деятельности, как способа активного добывания знаний, является одним из направлений развития личности обучаемого. Специфика этого способа заключается в последовательной и целенаправленной отработке активности самих учащихся (понимание учебной задачи, овладение способами активных преобразований объекта усвоения, овладение способами самоконтроля). На этой основе встает задача формирования все большей самостоятельности перехода обучаемых от выполнения одного компонента учебной деятельности к другим, то есть формирования способов самоорганизации деятельности.

Именно поэтому, я хочу описать отдельные формы активной учебной деятельности на уроках информатики.

Форма - характер ориентации деятельности. В основе формы лежит ведущий метод.

Метод - способ совместной деятельности учителя и учителя с целью решения задач.

Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Вот почему следует совершенствовать те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учеников в познавательный поиск, в труд учения: помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету.

В курсе информатики много различных правил. Чтобы учащиеся могли свободно оперировать ими при выполнении задач и упражнений, они должны самые распространенные их знать наизусть. Чтобы правила лучше запоминались, а так же для контроля за усвоением их на уроках использую дидактические игры:

Компьютерное домино (приложение) - состоит из 12-30 карточек, каждая карточка разделена чертой на две части - на одной записано задание, на другой - ответ к другому заданию. Нужно соединить все карточки.

Карточки обратной связи - состоят из пяти - шести планшетов из прозрачной пленки, соединенных вместе в книжку, куда вставляются карточки с ответом. У каждого учащегося имеются на компьютере такие карточки. Вопросы задаются устно, учащиеся находят правильный ответ и показывают его. Таким образом, сразу видно кто как знает материал.

При учении с увлечением эффективность урока сразу возрастает. Учащиеся в этом случае охотно выполняют предложенные им задания, становятся помощниками учителя в проведении урока. От урока, когда учитель объясняет, рассказывает новый материал, а многие учащиеся пропускают услышанное мимо ушей толку мало. Лучше если урок проводится в основном методом эвристической и поисковой беседы, путем общения с учащимися. Это означает, что ни объяснения нового материала, ни опроса учащихся лично учителем не проводится - все это делается вместе с учащимися. Наводящие вопросы побуждают их самих докапываться до сути, вместе устанавливается, кто из них и насколько глубоко подготовлен к новому уроку. Заметно повышают на уроке познавательный интерес учащихся, дидактические игры. Как один из видов занимательной игры с успехом применяют учебные кроссворды (приложение). Напряженного внимания и сообразительности требует также игра в "небылицы", которую можно проводить одновременно со всем классом на всех компьютерах.

Задача учителя - не приспосабливать обучение к индивидуальным способностям учащихся, а максимально способствовать умственному развитию всех. В качестве закрепления нового материала успешно применяется игра "Да"-"Нет". Вопрос читается один раз, переспрашивать нельзя, за время чтения вопроса необходимо записать ответ "да" или "нет". Главное - здесь приобщить даже самых пассивных к учебе. Не надо жалеть времени на многократность повторения цифрового материала, определений, выводов, это окупится знанием учащихся.

Важно будоражить ребят заставить их думать. Учащиеся могут высказать свою точку зрения, обосновывать вывод, но если они неверны, поправить. В проведении уроков включается технические диктанты. "Мозговые атаки, "аукционы идей, бипарные уроки, пресс- конференции, уроки-конкурсы, викторины, КВН, деловые игры, олимпиады. Невозможно рассмотреть все формы и методы обучения, поэтому рассмотрим некоторые из них.





1.Бипарный урок.

Такой урок часто называют интегрированным. Главное преимущество бипарного урока заключается в возможности создать у учащихся систему знаний, помочь представить взаимосвязь предметов. Бипарные уроки требуют активности каждого учащегося, поэтому класс нужно готовить к их проведению: предложить литературу по теме урока, посоветовать обобщить практический опыт, присмотреться к конкретному явлению. Бипарные уроки помогают сплотить педагогический коллектив, поставить перед ним общие задачи, выработать единые действия и требования. Удачно сочетаются бипарном уроке теоретическое и практическое обучение.


  1. Бит-урок.

Урок включает три элемента: беседа, игра, творчество. Преимущество Бит-урока в его любопытности. Учащиеся не успевают устать, их внимание все время поддерживается и развивается. Такой урок благодаря своему эмоциональному накалу, элементами соревновательности, имеет глубокий воспитательный эффект. Ребята на практике видят те возможности, которые представляет творческая коллективная работа.


3 .Урок типа "что? где? когда?".

Группа учащихся заранее разделенная на группы, розданы домашние задания, подготовлены номера команд, листы учета с фамилиями игроков для капитанов. Игра состоит из шести этапов.

  1. Вступительное слово учителя.

  2. Разминка- повторение всех ключевых вопросов темы

  3. Устанавливается время на обдумывание вопроса и кол-во баллов за ответ. Выбираются орбиты.

  4. Игра "что? где? когда?".

  5. Подведение итогов.

  6. Заключительное слово преподавателя.


4.Уроки - деловые игры.

Такой урок удобнее проводить при повторении и обобщении темы. Класс разбивается на группы. Каждая группа получает задание.


5. Урок - экскурсия (лучший исследователь).

Или заочное путешествие (может очное) План проведения.

  1. Сообщение темы.

  2. Вступительное слово ведущего.

  3. Объяснение нового материала путём имитируемой экскурсии - проводит экскурсовод ученик, учитель, родители, шеф и др.

  4. Ответы на вопросы, которые возникают в ходе экскурсии.

  5. Подарки и сувениры на память (готовить заранее).

6. Уроки типа КВН.

  1. Приветствие команд (домашнее задание).

  2. Разминка. Команды задают друг другу вопросы.

  3. Домашнее задание (проверка по компьютерной сети).

4. Выполнение по 3 - 4 задания членами команды у интерактивной доски.

  1. Задание капитанам команд ( по карточкам).

  2. Подведение итогов.



7. "Урок за круглым столом"

Выбирается ведущий и 5 - 6 комментаторов по проблемам темы. Вступительное слово учителя. Выбираются основные направления

темы и преподаватель предлагает учащимся вопросы, от решения которых зависит решение всей проблемы. Ведущий продолжает урок, он даёт слово комментаторам, привлекает к обсуждению весь класс.

Коллективное обсуждение приучает к самостоятельности, активности, чувству сопричастности к событиям.


8.Урок семинар.

Уроки такой формы проводятся после завершения темы, разделов. Заранее даются вопросы семинарного занятия, отражающие материал данного раздела межпредметную связь. После заслушивания исчерпывающих ответов на поставленные вопросы семинара, учитель подводит итог урока, и нацеливает учащегося на подготовку к уроку- зачету по данной теме.

  1. Урок - зачет.

Проводить его можно в разных вариантах. Первый - когда экзаменаторами свободные от уроков учителя. Второй -экзаменаторами выступают более эрудированные, хорошо усвоившие тему учащиеся, звеньевые каждого звена. В конце урока подводится итог. Используется и коллективный способ обучения. Например, выполнение заданий и упражнений с последующей взаимопроверкой. Класс разбивается на несколько групп, назначается консультант. Каждая группа получает задания. Первое решает и объясняет консультант, а остальные учащиеся выполняют самостоятельно. Консультанты координируют и ведут учет. Учитель следит за работой всех.


10.Интегрированные уроки.

Уроки такого типа проводятся сразу 2 - 3 учителя. Например:

А) математики, физики и информатики

Б) математики, учителя черчения, производственного обучения. Составляются алгоритмы решения задачи с использованием знаний по математике, физике и т.д.


11.Урок-лекция.

Практика показывает, что темп лекции должен быть посильным для учащихся, повторы лекции не желательны. Их можно избежать путем варьирования основной мысли. При демонстрации средств наглядности не должно быть монологичного изложения, нужно привлекать к разговору учащихся. Лекция ориентирует учащихся в сложном материале, развивает их умственную активность, учит мыслить. Лекция носит поисковый характер, вопросы привлекают учащихся.


12.Использование учащихся для контроля.

Эффективность этого метода давно проверена и признана. Учащиеся выбирают бригадиров из числа наиболее успевающих учащихся и сами записывают в эти бригады. Бригадиры проверяют выполнение домашнего задания, оценивают работы после тестирования, самостоятельной работы, обучают тех кто болел, занимаются с отстающими. На занятиях бригадиры имеют право помогать своим учащимся. Соревнования между бригадирами повышают интерес и познавательную активность учащихся.



13. Использование опорных сигналов.

В настоящее время широко применяются листы опорных сигналов (ЛОС) или опорные конспекты (ОК). Введенные в педагогическую практику В.Ф.Шаталовым для наилучшего качества обучения. С использованием ЛОС заметно упрощается объяснение нового материала, а так же запоминание и усвоение получаемых учащимися знаний.

Эффективность использования ЛОС привела к разработке комплекта опорных конспектов (ОК) или опорных лекций (ОЛ). ОК могут находиться как по сети на самих компьютерах, так и у каждого учащегося отдельно. Каждый ОК снабжен вопросами и упражнениями. Упражнения сочетаются с выполнением программ, записанных на компьютерах или дисках. На практических занятиях учащиеся выполняют весь комплекс работ, необходимых при работе на ПК.

ОК не заменяют учебное пособие, дополняют его, позволяя наглядно выделить основные понятия, приемы построения

алгоритмов простейших задач, помогают учащимся в самостоятельной работе с учебными пособиями и при работе на ПК. При подготовке к работе учащихся с ОК, исходя из их содержания, формулируются требования к знаниям и умениям, подбираются вопросы и упражнения.

ОК способствуют активному усвоению учащимися основ информатики и вычислительной техники, развитию у них логического мышления, компьютерной грамотности и, что очень важно, побуждают интерес к информатике.

В качестве наглядного примера, я хочу предложить игру «Что? Где? Когда?», которая состоит из слайдов презентации, выполненной на уроках информатики, с использованием мультимедийных технологий и при их помощи помогает пробудить интерес и к информатике, и к математике.















































Для эффективности и качества организации учебной деятельности учащихся я занимаюсь диагностикой – это анализ контрольных работ, зачетов и творческих заданий, результатов административного или аттестационного тестирования, проектных и курсовых работ. Успешность развития учебных действий ребенка определяется положительной мотивацией. Каждый педагог хочет знать, почему дети занимаются именно его предметом. Мною было проведено анкетирование ребят с целью выявления мотивов. Результаты этой анкеты показали, что наиболее значимыми мотивами для них являются: это может пригодиться в будущем; нравится создавать нужные и красивые работы; здесь занимаются мои друзья; это очень интересно. Занятия в группах помогают детям решать личностные проблемы, более объективно подходить к оценке своих способностей, т.к. для наших детей характерна неадекватная самооценка. Я считаю, что главное в работе с детьми - создание хорошего микроклимата, атмосферы взаимопонимания и добра. Успехи, достигнутые детьми, создают положительное отношение к ним со стороны сверстников, снимается психологическая напряженность. Благодаря трудовой деятельности, реализованной именно в творческих достижениях, удается добиться устойчивого интереса к занятиям в группах, развития творческого потенциала и как конечная цель-воспитание личности по - настоящему творческой, ведь каждый человек должен побывать в ситуации успеха. И я в этом стараюсь помочь своим ученикам.



Ребенок, словно чистый лист бумаги,

Неосторожно не сомни его судьбу,

Ты помоги ему, придай отваги,

И научи выигрывать борьбу.

Благодаря внедрению новых информационных технологий у учителя появилась возможность экономно тратить время на подготовку к уроку, в частности, на его оформление: иллюстративный материал, вынесенный в презентацию, можно использовать неоднократно (в отличие от наглядности на бумажных носителях) да и дорабатывать после проведенного урока, учитывая опыт проведенного занятия. Немаловажен эстетический аспект такого оформления урока. Я считаю, что применение информационных технологий необходимо и мотивирую это тем, что они способствуют совершенствованию практических умений и навыков; позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения; повышают интерес к урокам; активизируют познавательную деятельность учащихся; осовременивают урок.

Свою внеурочную деятельность я направляю на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей учащихся. Основной задачей своей педагогической деятельности в этом направлении считаю создание условий для самоопределения, самовыражения учащихся через вовлечение их в разнообразную творческую, в том числе и научно-исследовательскую деятельность.

В начальной школе на уроках информатики вводятся элементы проектной работы для повышения активности учащихся, усиления мотивации к изучению предмета. В этом возрасте осуществимы такие проекты, как: «Я и моя семья», «Я и моя школа», «Создание книжки», «Мой любимый мультипликационный герой», «Сказки», «Мой край родной». Организация самостоятельной поисково–исследовательской деятельности школьников с использованием базовых информационных технологий, предусматривает активное сотрудничество слушателей при разработке учебных проектов и их поддержку электронными материалами в виде презентаций, что позволяет обеспечить индивидуальный разноуровневый подход в обучении и оценивании итогов работы как подгруппы в целом, так и непосредственно каждого участника. Используя в работе данную технологию, я имею возможность наглядно, интересно, и в то же время кратко, лаконично, представить как весь теоретический материал курса, так и каждого отдельно взятого его раздела. Большую роль в повышении интеллектуальной и творческой активности учащихся играют внеклассные мероприятия: факультативы, кружки и курсы, олимпиады и конкурсы, цель которых – расширение и углубление знаний по предмету, развитие способностей, привитие интереса и вкуса к самостоятельной работе, развитие инициативы, творчества учащихся.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Гайфуллина Татьяна Фоминична

Дата: 15.06.2014

Номер свидетельства: 105177


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства