Просмотр содержимого документа
«Введение в язык программирования Паскаль. Начальный уровень»
Введение в язык программирования Паскаль.
Начальный уровень
Структура программы
Структура программы — совокупность разделов, из которых состоит программа.
Разделы:
раздел описания переменных — var — в этом разделе через запятую перечисляются имена переменных, используемые в программе. Далее указывается их тип.
тело программы — начинается со слова begin и заканчивается словом end. (с точкой). В этом разделе пишется текст самой программы.
Структура программы
var переменные: тип данных;
begin
тело программы
end.
Переменные
ячейки памяти с именами a, b, c
Имя переменной должно удовлетворять следующим требованиям:
состоять из букв латинского алфавита (a-z, A- Z), цифр и знака подчеркивания «_»;
имя переменной не должно начинаться с цифры (но может начинаться со знака «_» ( Например : _primer ).
имя переменной не должно содержать пробелов
Переменная primer и PriMer для Паскаля равнозначны
Типы данных
integer — целочисленный тип
real — вещественный тип (дробные числа)
string — строковый тип
Например:
Vara, b, c: integer ;
где a, b, c — переменные, integer — тип этих переменных.
Т.е. a, b, c могут содержать в себе только целые числа.
vara, b: integer; с:real;
т.е. переменные a, b — целые, а переменная с — вещественное число (нецелое).
Оператор присваивания
Оператор присваивания служит для присвоения переменной какого-либо значения.
:=
Оператор ввода
Оператор, с помощью которого можно записать в переменную какое-либо значение, но уже с помощью клавиатуры.
readln(a)
Математические операции
+ — операция сложения
— — операция вычитания
* — операция умножения
/ — операция деления
Математические операции
mod — остаток от деления
div — целая часть от деления
Пример:
S:=22 mod 5; Ответ: 2
S:= 22 div 5; Ответ: 4
Математические операции
abs(x) – модуль ІxІ
sin(x) – синус x
cos(x) – косинус x
sqr(x) – x 2
sqrt(x) - x
PI пи- константа (π≈3.141592)
Оператор вывода
Для вывода значения переменной на экран используется команда write(a) или writeln(a) . После выполнения команды writeln происходит переход на новую строку, после выполнения команды write — не происходит.
Оператор вывода
Если необходимо вывести на экран текст, то он заключается в апострофы:
writeln(‘Мама мыла раму’);
Оператор вывода
Также можно вывести на экран текст вместе со значением переменной:
a:=6;writeln (‘Значение переменной а = ‘, a );
На экране мы увидим: Значение переменной а=6.
Задача:
По введенным с клавиатуры значениям длины и ширины найти площадь и периметр прямоугольника.
Решение:
var a,b,S,P :integer; //объявляем переменные
begin
writeln('Введите длину прямоугольника');
readln( a ); //вводим длину
writeln('Введите ширину прямоугольника');
readln( b ); //вводим ширину
S:=a*b ; //вычислим площадь прямоугольника
P:=2*(a+b) ; //вычислим периметр прямоугольника
writeln('Площадь прямоугольника равна ', S ); //выводим на экран