УРОК ИНФОРМАТИКИ 3 КЛАСС
«ПУТЕШЕСТВИЕ НА ПЛАНЕТУ АНАЛОГИЙ»
Подготовила: Хмелева Марина Александровна
Цели урока:
- познакомить детей с понятиями "аналогия", "аналогичный";
- учить находить пары предметов с аналогичным составом, действиями, признаками.
1. Поиск аналогии
(слайд №2)
-Сегодня наш друг Янт приглашает нас в путешествие на далекую загадочную планету - планету Аналогий. Чем же необычна эта планета? На этой планете предметы похожи друг на друга.
Например: "банан по форме похож на огурец, по цвету - на лимон, по вкусу - на сладкий картофель, кожура с него снимается так же легко, как с апельсина, но внутри у него нет долек".
Проверим все ли готовы к путешествию. Поиграем в игру "Что общего".
Игра "Что общего?"
Учитель предлагает детям найти сходство, аналогию между двумя предметами, существами, персонажами загадки и т.д.
- Огурец и сосновая иголка. (Внешнее сходство: зеленый цвет.)
- Апельсин и мыльный пузырь. (Внешнее сходство: форма шара.)
- Окно и картина в раме. (Сходство в устройстве: рама, внутри которой закреплено стекло или холст)
- Бабочка и самолет. (Состав и возможные действия: естъ крылья, могут летатъ.)
(слайд №3)
- Загадка: "Сидит девица в темнице, а коса на улице". О сходстве каких предметов или существ идет речь ? Что у них общего?
(Девушка с косой и морковка. Сходство в расположении частей: сама в темнице (в земле), а коса (ботва) - на свету (на улице.)
Что можно из такого сравнения узнать о моркови?
(Kaк она растет, где находится ее основная, съедобная частъ.)
(слайд №4)
- Загадка: "Над избушкой висит хлеба краюшка". Сходство каких предметов используется в этой загадке? В чем их сходство?
(Форма: краюшка круглой буханки хлеба похожа на месяц.)
(слайд №5)
- Загадка: "Белый зайчик прыгает по черному полю". Сходство каких предметов и существ используется в этой загадке? В чем их сходство?
(а) Цвет мела и зайчика, черного вспаханного поля и школьной доски.
б) Возможности, действия: мел и зайчик движутся, "nрыгают" по nлоской доске - полю.)
(слайд №6)
-Итак, все готовы к путешествию, тогда отправляемсяна планету Аналогий.
Здесь в каждой стране "живут" предметы похожие друг на друга. Вы должны определить что общего у этих предметов?
Предметы могут иметь похожие внешние признаки (цвет, форму, размер,.), а также похожие, аналогичные возможности (действия), похожее устройство (состав).
Посетим первую страну (слайд №7)
Посетим вторую страну (слайд №8)
Посетим третью страну (слайд №9)
Посетим четвертую страну (слайд №10)
Посетим пятую страну (слайд №11)
(слайд №12)
Выполнить задание 2.
Можно предложить детям попробовать выполнить задание самостоятельно, но затем обязательно разобрать и дополнить ответы. Попросить детей объяснить для каждой пары предметов, в чем именно состоит сходство: назвать общий признак, похожие составные части, похожие действия.
Попросить детей назвать для каждой пары предметов в задании другие предметы, имеющие сходство с ними.
Обратить внимание детей: как часто предметы, имеющие похожее устройство, состав, имеют и аналогичные возможности, действия.
(слайд №13) Физкультминутка
А вот чудесная поляна, красивые цветы и бабочки.
- Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
2. Использование аналогии. Мышление по аналоrии
- Сходство, аналогию между предметами, существами и их,полезно найти и тогда, когда нужно решить необычную задачу.
(слайд №14)
Выполнить задание 3.
При выполнении задания (особенно второй его части) обратить особое внимание на различные варианты правильного решения. Попросить детей найти как можно больше вариантов решения. Обсудить каждый.
(слайд №15)
Выполнить задание 4 (задание может быть также оставлено на дом). После выполнения задания обсудить, чем людям может помочь сходство между приведенными рисунками.
Помочь детям сделать выводы и привести примеры, приведенные ниже.
а) Предметы, образующие цепочку, часто нумеруют по поряд ва направо, сверху вниз или наоборот. Примеры: вагоны в этажи в доме, дни в месяце,.
б) Предметы, образующие ряды цепочек, часто имеют два 1 номер ряда и номер в цепочке. Примеры: клетка шахматной кабинет в учреждении, место в зрительном зале,.
3. И тоги урока
(слайд №16)
- Сегодня вы учились сравнивать предметы, существа, их состав можности, находить и использовать аналогию между ними. И в этом нам помогла планета Аналогий. А теперь пора возвращаться из нашего космического путешествия.Янт благодарит вас за интересное путешествие.
-Ребята, а на нашей планете Земля есть похожие предметы?
Незнайка приготовил вам интересное задание.
4. Домашнее задание
(слайд №17)
Задание 1 - раскрасить пары похожих предметов.