kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дидактические материалы по информатике для формирования функциональной (информационной, математической, финансовой, читательской и др.) грамотности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информатика как предмет уже давно вышла за рамки «знаний о компьютере». Сегодня она охватывает множество аспектов, таких как обработка и анализ информации, решение прикладных задач, финансовая грамотность, критическое мышление и многие другие важные компетенции. Эти знания дают ученикам возможность не только освоить теорию, но и научиться применять её на практике. Это основа для формирования у них функциональной грамотности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дидактические материалы по информатике для формирования функциональной (информационной, математической, финансовой, читательской и др.) грамотности»

Дидактические материалы по информатике для формирования функциональной (информационной, математической, финансовой, читательской и др.) грамотности Гончарова Татьяна Петровна,  учитель информатики ГУО «Средняя школа № 2 г.Белыничи»

Дидактические материалы по информатике для формирования функциональной (информационной, математической, финансовой, читательской и др.) грамотности

Гончарова Татьяна Петровна,

учитель информатики ГУО «Средняя школа № 2 г.Белыничи»

Информатика как предмет уже давно вышла за рамки

Информатика как предмет уже давно вышла за рамки "знаний о компьютере". Сегодня она охватывает множество аспектов, таких как обработка и анализ информации, решение прикладных задач, финансовая грамотность, критическое мышление и многие другие важные компетенции.

Эти знания дают ученикам возможность не только освоить теорию, но и научиться применять её на практике. Это основа для формирования у них функциональной грамотности.

Для формирования функциональной грамотности нужны качественные и методически продуманные дидактические материалы. Они должны быть направлены на развитие у школьников навыков работы с информацией: поиска, анализа, оценки и создания. На примерах из различных дисциплин – от математики до экономики – можно обучать основам работы с данными и моделями, что способствует развитию критического мышления и математической грамотности.

Для формирования функциональной грамотности нужны качественные и методически продуманные дидактические материалы. Они должны быть направлены на развитие у школьников навыков работы с информацией: поиска, анализа, оценки и создания.

На примерах из различных дисциплин – от математики до экономики – можно обучать основам работы с данными и моделями, что способствует развитию критического мышления и математической грамотности.

Какие материалы помогают развивать функциональную грамотность?  Информационная  грамотность : задачи и кейсы на поиск информации, оценку её достоверности и анализ с использованием цифровых инструментов. Здесь крайне важны интерактивные задания, позволяющие детям учиться работать с большими объемами данных, сортировать и фильтровать их по разным признакам.  Математическая грамотность : задачи на моделирование, анализ числовых данных, работу с формулами и вычислениями, которые могут использоваться для решения реальных задач. Такие материалы могут включать задачи по созданию и анализу алгоритмов, а также логические головоломки, направленные на развитие аналитических способностей.

Какие материалы помогают развивать функциональную грамотность?

Информационная грамотность : задачи и кейсы на поиск информации, оценку её достоверности и анализ с использованием цифровых инструментов. Здесь крайне важны интерактивные задания, позволяющие детям учиться работать с большими объемами данных, сортировать и фильтровать их по разным признакам.

Математическая грамотность : задачи на моделирование, анализ числовых данных, работу с формулами и вычислениями, которые могут использоваться для решения реальных задач. Такие материалы могут включать задачи по созданию и анализу алгоритмов, а также логические головоломки, направленные на развитие аналитических способностей.

Финансовая грамотность : моделирование и задачи на управление финансами, работу с банковскими продуктами, кредитами и инвестициями. На уроках информатики такие темы можно реализовывать через программы, в которых ученики учатся составлять бюджеты, планировать расходы, сравнивать банковские предложения и выбирать оптимальные.  Читательская грамотность : материалы, направленные на развитие способности понимать, анализировать и интерпретировать тексты. Здесь полезны задачи, в которых ученики работают с текстами инструкций, справочных материалов, и пытаются находить ответы на вопросы, исходя из прочитанного.

Финансовая грамотность : моделирование и задачи на управление финансами, работу с банковскими продуктами, кредитами и инвестициями. На уроках информатики такие темы можно реализовывать через программы, в которых ученики учатся составлять бюджеты, планировать расходы, сравнивать банковские предложения и выбирать оптимальные.

Читательская грамотность : материалы, направленные на развитие способности понимать, анализировать и интерпретировать тексты. Здесь полезны задачи, в которых ученики работают с текстами инструкций, справочных материалов, и пытаются находить ответы на вопросы, исходя из прочитанного.

Какими качествами должны обладать дидактические материалы по информатике?

Какими качествами должны обладать дидактические материалы по информатике?

  • Практическая ориентированность. Каждое задание должно быть связано с реальной жизнью. Это могут быть проекты на тему «Личные финансы", «Экологический мониторинг", «Анализ потребления энергии" и другие.
  • Интерактивность. Использование интерактивных заданий позволяет сделать уроки информатики увлекательными и вовлекающими, что мотивирует учеников.
  • Доступность и адаптивность. Дидактические материалы должны быть доступны ученикам с разными уровнями подготовки и подходить под их индивидуальные потребности и темп обучения.
Задача «Анализ текстов и инструкций» Цель: Научить учеников анализировать текстовую информацию, выделять главные идеи и следовать инструкциям. Описание: Ученикам выдают текст с инструкцией по использованию программы или составлению алгоритма. Они должны, следуя пошагово, выполнить действия и продемонстрировать результат. Например, создание простого алгоритма или использование текстового редактора для форматирования текста. Также можно предложить им выявить слабые места в инструкции и предложить улучшения, что позволит развить их аналитические способности. Инструменты: Текстовый редактор, программы для программирования (например, Scratch, Pascal, Python).

Задача «Анализ текстов и инструкций»

Цель: Научить учеников анализировать текстовую информацию, выделять главные идеи и следовать инструкциям.

Описание: Ученикам выдают текст с инструкцией по использованию программы или составлению алгоритма. Они должны, следуя пошагово, выполнить действия и продемонстрировать результат. Например, создание простого алгоритма или использование текстового редактора для форматирования текста. Также можно предложить им выявить слабые места в инструкции и предложить улучшения, что позволит развить их аналитические способности.

Инструменты: Текстовый редактор, программы для программирования (например, Scratch, Pascal, Python).

Проект

Проект "Создание личного бюджета с помощью таблиц"

Цель: Научить школьников планированию бюджета и использованию цифровых инструментов для финансового учета.

Описание: Ученикам предлагается условная сумма (например, месячное пособие) и задача распределить её по категориям (питание, транспорт, развлечения, сбережения). Они создают электронную таблицу, вносят данные, рассчитывают итоговые суммы и остаток. Также можно добавить задачи на планирование накоплений и составление таблиц доходов/расходов.

Инструменты: Excel или Google Таблицы, калькуляторы.

Курс «Основы кибербезопасности»  Цель: Обучить основам безопасного поведения в интернете, работы с паролями и защиты данных. Описание: Ученикам предлагаются различные ситуации, например, «фишинговое» письмо, просьба установить неизвестное приложение или слабый пароль. Их задача — распознать потенциальные угрозы и предложить меры защиты. Также можно провести практические занятия по созданию сложных паролей, безопасному использованию мессенджеров и проверке сайтов на достоверность. Инструменты: Презентации, тестовые ситуации, учебные видео по кибербезопасности.

Курс «Основы кибербезопасности»

Цель: Обучить основам безопасного поведения в интернете, работы с паролями и защиты данных.

Описание: Ученикам предлагаются различные ситуации, например, «фишинговое» письмо, просьба установить неизвестное приложение или слабый пароль. Их задача — распознать потенциальные угрозы и предложить меры защиты. Также можно провести практические занятия по созданию сложных паролей, безопасному использованию мессенджеров и проверке сайтов на достоверность.

Инструменты: Презентации, тестовые ситуации, учебные видео по кибербезопасности.

Учебная игра

Учебная игра "Алгоритмы в реальной жизни"

Цель: Развить логическое мышление и понимание структуры алгоритмов.

Описание: Учащимся предлагается составить пошаговый алгоритм для выполнения бытовых задач (например, "приготовить завтрак" или "собраться в школу"). Учащиеся разрабатывают алгоритмы в виде блок-схем и обсуждают, как можно оптимизировать их действия. Можно также задать проблемные ситуации, где потребуется скорректировать алгоритм в зависимости от обстоятельств.

Материалы: Блок-схемы, карточки с описанием задач, маркеры и листы бумаги для рисования.

Кейс : Фейковые новости Цель: Развить критическое мышление и навыки оценки достоверности источников. Описание: Преподаватель предлагает ученикам несколько новостных статей на одну и ту же тему, среди которых есть и настоящие, и фейковые новости. Используя анализ URL, проверку автора, поиск обратных ссылок и сопоставление фактов в разных источниках, ученики должны определить, какая из статей подлинная. В конце ученики презентуют, почему они сочли тот или иной источник достоверным.

Кейс : Фейковые новости

Цель: Развить критическое мышление и навыки оценки достоверности источников.

Описание: Преподаватель предлагает ученикам несколько новостных статей на одну и ту же тему, среди которых есть и настоящие, и фейковые новости. Используя анализ URL, проверку автора, поиск обратных ссылок и сопоставление фактов в разных источниках, ученики должны определить, какая из статей подлинная. В конце ученики презентуют, почему они сочли тот или иной источник достоверным.

Карточки с кластерами

Карточки с кластерами

"Составляем алгоритмы анализа"

Описание: Карточки, на которых описаны пошаговые действия для анализа текста: например, как найти основную идею, определить факт, оценить достоверность источника. Карточки можно объединять в кластеры для построения собственного алгоритма анализа.

Применение: Учащиеся могут выбрать нужные карточки и составить алгоритм, который они будут использовать для анализа конкретного текста. Это помогает систематизировать процесс анализа и запомнить его основные этапы.

Описание   Определите главную мысль текста. Спросите себя: о чём этот текст? Какую идею пытается донести автор? Описание Описание Подсказка Оцените достоверность текста и его источника. Кто написал текст? Насколько авторитетен источник? Разделите факты и мнения в тексте. Что является объективной информацией, а что — оценочным суждением автора? Посмотрите на заголовок и заключительные предложения, чтобы найти основную идею. Подсказка Подсказка  Обратите внимание на источник информации и квалификацию автора.  Факты можно проверить, они объективны. Мнения содержат личные оценки, например, «интересный», «лучший», «плохой». Факты или мнение? Основная идея Проверка достоверности

Описание

Определите главную мысль текста. Спросите себя: о чём этот текст? Какую идею пытается донести автор?

Описание

Описание

Подсказка

Оцените достоверность текста и его источника. Кто написал текст? Насколько авторитетен источник?

Разделите факты и мнения в тексте. Что является объективной информацией, а что — оценочным суждением автора?

Посмотрите на заголовок и заключительные предложения, чтобы найти основную идею.

Подсказка

Подсказка

Обратите внимание на источник информации и квалификацию автора.

Факты можно проверить, они объективны. Мнения содержат личные оценки, например, «интересный», «лучший», «плохой».

Факты или мнение?

Основная идея

Проверка достоверности

Описание Описание Описание Найдите важные факты и идеи, поддерживающие основную мысль текста. Определите стиль текста. Какой у текста тон? Он серьёзный, научный или, может быть, юмористический? Задумайтесь, почему автор написал этот текст. Что он хочет сообщить, доказать или на что повлиять? Подсказка Подсказка Подсказка  Выпишите данные, цифры или события, которые подтверждают главную идею.  Смотрите на слова, которыми автор описывает людей или события, чтобы понять тон.  Ищите в тексте слова, указывающие на цель, например: «поддерживать», «настаивать», «предупредить». Ключевые детали Цель текста Анализ стиля

Описание

Описание

Описание

Найдите важные факты и идеи, поддерживающие основную мысль текста.

Определите стиль текста. Какой у текста тон? Он серьёзный, научный или, может быть, юмористический?

Задумайтесь, почему автор написал этот текст. Что он хочет сообщить, доказать или на что повлиять?

Подсказка

Подсказка

Подсказка

Выпишите данные, цифры или события, которые подтверждают главную идею.

Смотрите на слова, которыми автор описывает людей или события, чтобы понять тон.

Ищите в тексте слова, указывающие на цель, например: «поддерживать», «настаивать», «предупредить».

Ключевые детали

Цель текста

Анализ стиля

Описание Подумайте, как эта информация соотносится с тем, что вы уже знаете. Помогает ли она вам лучше понять тему? Подсказка  Сравните с другими текстами и опытом, чтобы укрепить своё понимание. Связь с другими знаниями

Описание

Подумайте, как эта информация соотносится с тем, что вы уже знаете. Помогает ли она вам лучше понять тему?

Подсказка

Сравните с другими текстами и опытом, чтобы укрепить своё понимание.

Связь с другими знаниями

QR-коды «Обучение финансовой грамотности» Описание: Каждая карточка с QR-кодом может вести на видео или статью по финансовым темам (например, «Как работает сложный процент», «Принципы финансовой безопасности» и т.п.). Учащиеся могут отсканировать QR-код, чтобы быстро получить информацию по определённой теме. Наглядность: Физические карточки с QR-кодами, которые можно использовать на занятиях или как часть домашнего задания.

QR-коды «Обучение финансовой грамотности»

Описание: Каждая карточка с QR-кодом может вести на видео или статью по финансовым темам (например, «Как работает сложный процент», «Принципы финансовой безопасности» и т.п.). Учащиеся могут отсканировать QR-код, чтобы быстро получить информацию по определённой теме.

Наглядность: Физические карточки с QR-кодами, которые можно использовать на занятиях или как часть домашнего задания.

Карточка

Карточка "Как управлять личным бюджетом?"

Цель:

Научить учеников основам управления бюджетом

Узнай, как грамотно распределять свои доходы и расходы, чтобы накопить на свои цели!

Сканируй QR-код и научись распределять свои доходы и расходы с помощью простого метода «50/30/20»!

QR-код: Ведет на короткое обучающее видео или интерактивный веб-сайт, где описаны основные шаги управления личными финансами:

  • как составить бюджет;
  • как отслеживать расходы;
  • как откладывать деньги на крупные покупки.

Управление личным

бюджетом

Карточки с QR-кодами позволяют ученикам получить доступ к актуальной информации и ресурсам в интерактивной форме, что особенно полезно при самостоятельном изучении финансовых вопросов.

Как защитить данные: основы кибербезопасности Чтение и анализ данных с помощью электронных таблиц Алгоритм создания бюджета в электронных таблицах Электронные таблицы для анализа финансовой информации Моделирование и визуализация данных в информатике Алгоритм поиска информации в интернете Распознавание фактов и мнений в тексте Как защитить свои данные в интернете?
  • Как защитить данные: основы кибербезопасности
  • Чтение и анализ данных с помощью электронных таблиц
  • Алгоритм создания бюджета в электронных таблицах
  • Электронные таблицы для анализа финансовой информации
  • Моделирование и визуализация данных в информатике
  • Алгоритм поиска информации в интернете
  • Распознавание фактов и мнений в тексте
  • Как защитить свои данные в интернете?
Сегодня перед нами стоит задача научить детей не просто решать учебные задачи, а подготовить их к жизни в условиях цифрового общества, где требуется быстрое ориентирование, грамотное использование информации, финансовая и критическая грамотность. Качественные дидактические материалы помогут нам в этом, сделав уроки информатики увлекательными и полезными для реальной жизни.

Сегодня перед нами стоит задача научить детей не просто решать учебные задачи, а подготовить их к жизни в условиях цифрового общества, где требуется быстрое ориентирование, грамотное использование информации, финансовая и критическая грамотность.

Качественные дидактические материалы помогут нам в этом, сделав уроки информатики увлекательными и полезными для реальной жизни.

Спасибо за внимание!

Спасибо

за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Гончарова Татьяна Петровна

Дата: 23.12.2025

Номер свидетельства: 679654


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства