Просмотр содержимого документа
«Автоматизированные информационные системы (АИС)»
Автоматизированные информационные системы (АИС).Автоматизированные системы управления (АСУ).Классификация АСУ.Структура АСУ.
Автоматизированная информационная система (АИС)
это совокупность информационных массивов, технических, программных и языковых средств, предназначенных для сбора, хранения, поиска, обработки и выдачи данных по запросам пользователей.
Запрос - формализованное сообщение, поступающее на вход системы и содержащее условие поиска данных.
АИС - это информационные системы, работа которых направляется и регулируется человеком, а основные процессы выполняются автоматически - по заданному алгоритму, без участия человека.
АИС применяется
практически во всех сферах человеческой деятельности: в управлении предприятием, учреждением, производством; при организации научных исследований; в библиотечном деле, в обучении, при выполнении конструкторских и проектных работ.
Большинство современных АИС созданы на базе использования возможностей, предоставляемых компьютером и компьютерными сетями.
АИС может использоваться как самостоятельно функционирующее средство, а также как составная часть (подсистема) другой АИС.
АИС развиваются в настоящее время быстрыми темпами, повышается объем их хранилищ, совершенствуется механизмы, расширяется перечень услуг, предоставляемых пользователю.
Важными компонентами АИС
являются базы и банки данных.
Результаты, полученные при создании и эксплуатации систем искусственного интеллекта, используются сейчас во многих АИС.
Важными компонентами АИС, относящихся к классу систем искусственного интеллекта, являются базы знаний (БЗ).
Автоматизированные системы управления (АСУ)
это широкий класс информационных систем (получили развитие во второй половине 60-х и 70-х г.г.).
Управленческая деятельность во многом связана со сбором, анализом, выработкой, передачей, хранением и преобразованием информации.
Своевременно и правильно обработанная информация становится важным производственным ресурсом.
Использование компьютерных информационных технологий на всех этапах управления способно повысить эффективность и качество управления.
Автоматизированные системы управления (АСУ) – комплекс технических и программных средств, обеспечивающий в тесном взаимодействии с отдельными специалистами или коллективами управление объектом в производственной, научной или общественной сфере.
Основное преимущество АСУ
перед традиционными методами управления состоит в том, что для принятия необходимых решений управленческому персоналу предоставляется более полная, своевременная и достоверная информация в удобной для восприятия форме, и в нужное время.
Цель разработки и внедрения АСУ - улучшение качества управления системами различных видов.
Внедрение АСУ обычно приводит к совершенствованию организационных структур и методов управления, более гибкой регламентации документооборота и процедур управления, упорядочению использования и создания нормативов, совершенствованию организации производства.
Классификация АСУ.
Системы управления предприятием (АСУП)
АСУП - наиболее распространенная и наиболее сложная разновидность АСУ.
Управление производством – сложный процесс, требующий согласованной деятельности конструкторов, технологов, производственников, экономистов, специалистов по снабжению и сбыту.
В задачи управления входят:
1) разработка новых изделий;
2) определение технологий изготовления изделий, проектирование оснастки;
3) расчет пропускной способности оборудования, потребностей во всех видах ресурсов и производственной программы (плана);
4) учет процесса производства, контроль за расходом комплектующих, сырья, ресурсов;
5) расчет издержек производства и основных технико-экономических показателей (прибыли, рентабельности, себестоимости и др.).
Функциональная структура АСУП
База данных
Система сбора информации
Система формирования выходной информации
Источник информации
Система обработки и анализа информации
2
3
4
5
1
Источник информации
1
Блок 1 – источники информации. В их роли могут выступать учетчики на различных участках производства, снабжения и сбыта, датчики на рабочих местах. Среди источников информации могут быть и внешние - заказы на поставку продукции, нормативные акты, информация о ценах и др. документация.
Блок 2 выполняет предварительную обработку данных (проверку и уточнение), а затем передает ее в базу данных (блок 3) или непосредственно для последующей обработки и анализа (блок 4).
Блок 3 - база или банк данных. Данные являются результатом сбора информации, измерений характеристик объектов и процессов управления и в таких системах представляются в соответствии с определенными стандартами, образуя базу данных.
Блок 4 обработки и анализа информации - центральный блок АСУ.
Блок 5 – система формирования выходной информации – обеспечивает подготовку (обычно в печатном виде) различного рода сводок, справок, форм, технологических карт, чертежей и проектной документации, необходимых на производственных участках.
Классификация АСУ.
отраслевые системы управления (ОАСУ)
системы управления технологическими процессами:
гибкие производственные системы (ГПС); системы подготовки производства (АСУПП); системы контроля качества продукции (АСК); системы управления станками с числовым программным обеспечением (ЧПУ);
гибкие производственные системы (ГПС); системы подготовки производства (АСУПП); системы контроля качества продукции (АСК); системы управления станками с числовым программным обеспечением (ЧПУ);
гибкие производственные системы (ГПС);
системы подготовки производства (АСУПП);
системы контроля качества продукции (АСК);
системы управления станками с числовым программным обеспечением (ЧПУ);
интегрированные системы , объединяющие перечисленные виды АСУ в различных комбинациях (например АСУП-ГПС и т.д.).
Современное ПО АСУП бывает универсальным, которое можно использовать на крупных предприятиях для любого типа производственного процесса, либо типовым для средних и малых предприятий данной отрасли производства.
Информационное обеспечение АСУ охватывает множество документов, необходимых для управления производством – правовую, нормативную, техническую, конструкторскую, технологическую, учетную документацию и схемы ее движения, различные классификаторы, кодификаторы и другие информационные массивы, представленные в электронном виде.
Информационная база АСУ – это система показателей, описывающих объекты управления: характеристики и свойства зданий, сооружений, оборудования, сырья и материалов, выпускаемой продукции, кадрового потенциала, поставщиков, клиентов, производственные показатели и т.п.
В информационной базе информация не только накапливается и хранится, но и обрабатывается, нередко с использованием методов искусственного интеллекта. Это позволяет в рамках информационной базы решить многие задачи, связанные с поиском, слиянием, обобщением информации.
Информационная база АСУ – основа безбумажной технологии управления.
Математическое обеспечение – совокупность математических методов, моделей и алгоритмов обработки информации, используемых при функционировании системы.
Организационно-методическое обеспечение – совокупность документов, определяющих организационную структуру объекта и системы автоматизации, необходимых для выполнения конкретных автоматизируемых функций.
Важные компоненты АСУ
Лингвистическое обеспечение – языковые средства, используемые на различных стадиях создания и эксплуатации НИТ для повышения эффективности разработки и обеспечения общения человека и ЭВМ.
Логистика – управление материальными потоками (заготовка материалов и комплектующих изделий), управление производством, управление сбытом готовой продукции. Все компоненты логистики тесно интегрированы с финансовой бухгалтерией и функционируют на единой информационной базе.
Основные комплексы задач логистики:
- управление продажами (сбыт) готовой продукции через оптовую, мелкооптовую и розничную торговлю;
- управление материальными потоками, включая материально-техническое обеспечение производственной деятельности предприятия и управление запасами.
Правовое обеспечение – совокупность правовых норм, регламентирующих правоотношения в условиях функционирования АСУ, и юридический статус результатов ее функционирования.
Эргономическое обеспечение – совокупность взаимосвязанных требований, направленных на согласование психологических, физиологических характеристик и возможностей человека-оператора, параметров рабочей среды на рабочем месте.
Основными элементами АСУ
являются автоматизированные рабочие места. Создаются для повышения эффективности труда сотрудников производственной и непроизводственной сферы.
Автоматизированной рабочее место (АРМ) – это совокупность методических, языковых, аппаратных и программных средств, обеспечивающих автоматизацию функций пользователя; совокупность конструктивных и формальных средств, ориентированных по месту конкретной работы и предназначенных для решения конкретной задачи у конкретного пользователя.
Цели разработки АРМ:
максимальная ориентация с адаптацией на пользователя;
проблемная ориентация – отображение всех этапов технологического процесса решения конкретной задачи и общение на языке пользователя.
Основные элементы АРМ
Информационное обеспечение – информационные массивы данных (банк данных) и нормативно-правовой информации какой-либо предметной области. Банк данных включает одну или несколько БД. Информационный сервис АРМ – возможность формирования запросов произвольного вида и получения необходимых справок по ним, возможность визуального отображения на экране хода выполняемых расчетов.
Программное обеспечение – программные средства, обеспечивающие работу ПК и позволяющие решать задачи, стоящие перед специалистами предметной области.
Техническое обеспечение.
Большинство АРМ организовано на основе ПК, хотя в качестве главного звена могут использоваться большие универсальные ЭВМ, малые ЭВМ. Типичный состав устройств ЭВМ: ЭВМ с одним или несколькими МП, ВЗУ, ОЗУ и кэш-памятью и шинами, служащими для взаимной увязки устройств, устройства ввода-вывода, дополнительные устройства, модем, линии связи.
Виды АРМ
В разрезе выполняемых функций АРМ:
По режиму эксплуатации АРМ:
- проблемные
По характеру профессиональной ориентации (по решаемым задачам) АРМ:
- технологические
- индивидуальные
- групповые
- АРМ технического и вспомогательного персонала (решение задач, связанных с высокой степенью регламентации процедур: получения, передачи, хранения и печати документов, ведения делопроизводства)
- работающие в режиме сетей
- АРМ специалиста (разработка документов, принятие управленческих решений, исследование проблем на моделях)
- АРМ руководителя (контроль за исполнением, проведение совещаний, анализ текущего состояния дел, планирование работы и т.д.)
Требования, предъявляемые к АРМ руководителя – наличие развитой базы, постоянно пополняемой оперативной и достоверной информацией, наглядность представления информации.
Системы, построенные на базе комплексов АРМ, имеют недостатки:
специализированы по конкретным участкам учета и не могут быть перепрофилированы;
настройка каждого отдельного АРМ в системе ограничена, что затрудняет возможность наращивания функциональности системы;
разрабатываются в разных интерфейсах с использованием различного вида инструментов, что влечет за собой жесткую привязку персонала к работе на конкретном АРМ.
Направления развития АРМ:
усовершенствование технического, информационного и программного обеспечения с целью работы специалистов и руководителей без посредника – профессионального программиста или оператора;
включение отдельных (локальных) АРМ в единый комплекс предприятия, отрасли, т.е. активное использование коммуникаций.
Преимущества, которые предоставляет АСУ:
необходимая оперативность контроля и гибкость управления предприятием;
возможность получения непротиворечивых и полных данных о финансово-экономическом состоянии предприятия;
обеспечение оперативного доступа к аналитической информации о работе предприятия со стороны служб управления в процессе принятия решений;
наличие автоматизированной системы ведения отчетной документации и автоматизацию документооборота в целом;
снижение трудоемкости по составлению всевозможных отчетов и справок, выполнению типовых расчетов;
Преимущества, которые предоставляет АСУ:
возможность статистического анализа показателей работы предприятия и определение на его основе мероприятий по совершенствованию производственной деятельности и сокращению материальных потерь;
использование современных методологий управления предприятием;
улучшение условий труда управленческого аппарата;
наличие нескольких уровней защиты информации от несанкционированного доступа и многоуровневое разграничение привилегий доступа;
возможность автоматизации деятельности международных компаний, подразделения которых работают с различными план - счетами, валютами, с учетом различных нормативных и правовых отношений.
АСУ только предоставляет преимущества, реализовать их – задача людей, поэтому особое внимание при внедрении АСУ уделяется именно человеческому фактору.
Любая из технических систем – лишь механизм для повышения эффективности управления, принятия правильных стратегических и тактических решений на основе своевременной и достоверной информации, выдаваемой компьютером.
Практическая работа
Найти информацию о возможностях какой-либо АИС, описать её, привести схемы, составить характеристики