kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Автоматизированные информационные системы (АИС)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автоматизированные  информационные системы (АИС)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Автоматизированные информационные системы (АИС)»

Автоматизированные информационные системы (АИС).  Автоматизированные системы управления (АСУ).  Классификация АСУ.  Структура АСУ.

Автоматизированные информационные системы (АИС). Автоматизированные системы управления (АСУ). Классификация АСУ. Структура АСУ.

Автоматизированная информационная система (АИС) это совокупность информационных массивов, технических, программных и языковых средств, предназначенных для сбора, хранения, поиска, обработки и выдачи данных по запросам пользователей. Запрос - формализованное сообщение, поступающее на вход системы и содержащее условие поиска данных.

Автоматизированная информационная система (АИС)

  • это совокупность информационных массивов, технических, программных и языковых средств, предназначенных для сбора, хранения, поиска, обработки и выдачи данных по запросам пользователей.
  • Запрос - формализованное сообщение, поступающее на вход системы и содержащее условие поиска данных.

АИС - это информационные системы, работа которых направляется и регулируется человеком, а основные процессы выполняются автоматически - по заданному алгоритму, без участия человека.
  • АИС - это информационные системы, работа которых направляется и регулируется человеком, а основные процессы выполняются автоматически - по заданному алгоритму, без участия человека.
АИС применяется практически во всех сферах человеческой деятельности: в управлении предприятием, учреждением, производством; при организации научных исследований; в библиотечном деле, в обучении, при выполнении конструкторских и проектных работ. Большинство современных АИС созданы на базе использования возможностей, предоставляемых компьютером и компьютерными сетями.

АИС применяется

  • практически во всех сферах человеческой деятельности: в управлении предприятием, учреждением, производством; при организации научных исследований; в библиотечном деле, в обучении, при выполнении конструкторских и проектных работ.

Большинство современных АИС созданы на базе использования возможностей, предоставляемых компьютером и компьютерными сетями.

АИС может использоваться как самостоятельно функционирующее средство, а также как составная часть (подсистема) другой АИС. АИС развиваются в настоящее время быстрыми темпами, повышается объем их хранилищ, совершенствуется механизмы, расширяется перечень услуг, предоставляемых пользователю.

АИС может использоваться как самостоятельно функционирующее средство, а также как составная часть (подсистема) другой АИС.

АИС развиваются в настоящее время быстрыми темпами, повышается объем их хранилищ, совершенствуется механизмы, расширяется перечень услуг, предоставляемых пользователю.

Важными компонентами АИС являются базы и банки данных.

Важными компонентами АИС

являются базы и банки данных.

  • Результаты, полученные при создании и эксплуатации систем искусственного интеллекта, используются сейчас во многих АИС.
  • Важными компонентами АИС, относящихся к классу систем искусственного интеллекта, являются базы знаний (БЗ).
Автоматизированные системы управления (АСУ)

Автоматизированные системы управления (АСУ)

  • это широкий класс информационных систем (получили развитие во второй половине 60-х и 70-х г.г.).
  • Управленческая деятельность во многом связана со сбором, анализом, выработкой, передачей, хранением и преобразованием информации.
  • Своевременно и правильно обработанная информация становится важным производственным ресурсом.
  • Использование компьютерных информационных технологий на всех этапах управления способно повысить эффективность и качество управления.
Автоматизированные системы управления (АСУ) – комплекс технических и программных средств, обеспечивающий в тесном взаимодействии с отдельными специалистами или коллективами управление объектом в производственной, научной или общественной сфере.
  • Автоматизированные системы управления (АСУ) – комплекс технических и программных средств, обеспечивающий в тесном взаимодействии с отдельными специалистами или коллективами управление объектом в производственной, научной или общественной сфере.
Основное преимущество АСУ перед традиционными методами управления состоит в том, что для принятия необходимых решений управленческому персоналу предоставляется более полная, своевременная и достоверная информация в удобной для восприятия форме, и в нужное время. Цель разработки и внедрения АСУ - улучшение качества управления системами различных видов.

Основное преимущество АСУ

  • перед традиционными методами управления состоит в том, что для принятия необходимых решений управленческому персоналу предоставляется более полная, своевременная и достоверная информация в удобной для восприятия форме, и в нужное время.

Цель разработки и внедрения АСУ - улучшение качества управления системами различных видов.

Внедрение АСУ обычно приводит к совершенствованию организационных структур и методов управления, более гибкой регламентации документооборота и процедур управления, упорядочению использования и создания нормативов, совершенствованию организации производства.
  • Внедрение АСУ обычно приводит к совершенствованию организационных структур и методов управления, более гибкой регламентации документооборота и процедур управления, упорядочению использования и создания нормативов, совершенствованию организации производства.
Классификация АСУ. Системы управления предприятием (АСУП)

Классификация АСУ.

Системы управления предприятием (АСУП)

  • АСУП - наиболее распространенная и наиболее сложная разновидность АСУ.
  • Управление производством – сложный процесс, требующий согласованной деятельности конструкторов, технологов, производственников, экономистов, специалистов по снабжению и сбыту.
В задачи управления входят: 1) разработка новых изделий; 2) определение технологий изготовления изделий, проектирование оснастки; 3) расчет пропускной способности оборудования, потребностей во всех видах ресурсов и производственной программы (плана); 4) учет процесса производства, контроль за расходом комплектующих, сырья, ресурсов; 5) расчет издержек производства и основных технико-экономических показателей (прибыли, рентабельности, себестоимости и др.).
  • В задачи управления входят:
  • 1) разработка новых изделий;
  • 2) определение технологий изготовления изделий, проектирование оснастки;
  • 3) расчет пропускной способности оборудования, потребностей во всех видах ресурсов и производственной программы (плана);
  • 4) учет процесса производства, контроль за расходом комплектующих, сырья, ресурсов;
  • 5) расчет издержек производства и основных технико-экономических показателей (прибыли, рентабельности, себестоимости и др.).
Функциональная структура АСУП База данных Система сбора информации Система формирования выходной информации Источник информации Система обработки и анализа информации 2 3 4 5 1 Источник информации 1

Функциональная структура АСУП

База данных

Система сбора информации

Система формирования выходной информации

Источник информации

Система обработки и анализа информации

2

3

4

5

1

Источник информации

1

Блок 1 – источники информации. В их роли могут выступать учетчики на различных участках производства, снабжения и сбыта, датчики на рабочих местах. Среди источников информации могут быть и внешние - заказы на поставку продукции, нормативные акты, информация о ценах и др. документация. Блок 2 выполняет предварительную обработку данных (проверку и уточнение), а затем передает ее в базу данных (блок 3) или непосредственно для последующей обработки и анализа (блок 4). Блок 3 - база или банк данных. Данные являются результатом сбора информации, измерений характеристик объектов и процессов управления и в таких системах представляются в соответствии с определенными стандартами, образуя базу данных. Блок 4 обработки и анализа информации - центральный блок АСУ. Блок 5 – система формирования выходной информации – обеспечивает подготовку (обычно в печатном виде) различного рода сводок, справок, форм, технологических карт, чертежей и проектной документации, необходимых на производственных участках.
  • Блок 1 – источники информации. В их роли могут выступать учетчики на различных участках производства, снабжения и сбыта, датчики на рабочих местах. Среди источников информации могут быть и внешние - заказы на поставку продукции, нормативные акты, информация о ценах и др. документация.
  • Блок 2 выполняет предварительную обработку данных (проверку и уточнение), а затем передает ее в базу данных (блок 3) или непосредственно для последующей обработки и анализа (блок 4).
  • Блок 3 - база или банк данных. Данные являются результатом сбора информации, измерений характеристик объектов и процессов управления и в таких системах представляются в соответствии с определенными стандартами, образуя базу данных.
  • Блок 4 обработки и анализа информации - центральный блок АСУ.
  • Блок 5 – система формирования выходной информации – обеспечивает подготовку (обычно в печатном виде) различного рода сводок, справок, форм, технологических карт, чертежей и проектной документации, необходимых на производственных участках.
Классификация АСУ. отраслевые системы управления (ОАСУ)   системы управления технологическими процессами: гибкие производственные системы (ГПС); системы подготовки производства (АСУПП); системы контроля качества продукции (АСК); системы управления станками с числовым программным обеспечением (ЧПУ); гибкие производственные системы (ГПС); системы подготовки производства (АСУПП); системы контроля качества продукции (АСК); системы управления станками с числовым программным обеспечением (ЧПУ); гибкие производственные системы (ГПС); системы подготовки производства (АСУПП); системы контроля качества продукции (АСК); системы управления станками с числовым программным обеспечением (ЧПУ); интегрированные системы , объединяющие перечисленные виды АСУ в различных комбинациях (например АСУП-ГПС и т.д.).

Классификация АСУ.

отраслевые системы управления (ОАСУ)

 

системы управления технологическими процессами:

  • гибкие производственные системы (ГПС); системы подготовки производства (АСУПП); системы контроля качества продукции (АСК); системы управления станками с числовым программным обеспечением (ЧПУ);
  • гибкие производственные системы (ГПС); системы подготовки производства (АСУПП); системы контроля качества продукции (АСК); системы управления станками с числовым программным обеспечением (ЧПУ);
  • гибкие производственные системы (ГПС);
  • системы подготовки производства (АСУПП);
  • системы контроля качества продукции (АСК);
  • системы управления станками с числовым программным обеспечением (ЧПУ);

интегрированные системы , объединяющие перечисленные виды АСУ в различных комбинациях (например АСУП-ГПС и т.д.).

Важные компоненты АСУ аппаратное обеспечение, программное обеспечение, информационное обеспечение, математическое, лингвистическое, организационно-методическое, правовое, эргономическое обеспечение.

Важные компоненты АСУ

аппаратное обеспечение, программное обеспечение, информационное обеспечение, математическое, лингвистическое, организационно-методическое, правовое, эргономическое обеспечение.

Современное ПО АСУП бывает универсальным, которое можно использовать на крупных предприятиях для любого типа производственного процесса, либо типовым для средних и малых предприятий данной отрасли производства. Информационное обеспечение АСУ охватывает множество документов, необходимых для управления производством – правовую, нормативную, техническую, конструкторскую, технологическую, учетную документацию и схемы ее движения, различные классификаторы, кодификаторы и другие информационные массивы, представленные в электронном виде. Информационная база АСУ – это система показателей, описывающих объекты управления: характеристики и свойства зданий, сооружений, оборудования, сырья и материалов, выпускаемой продукции, кадрового потенциала, поставщиков, клиентов, производственные показатели и т.п.

Современное ПО АСУП бывает универсальным, которое можно использовать на крупных предприятиях для любого типа производственного процесса, либо типовым для средних и малых предприятий данной отрасли производства.

Информационное обеспечение АСУ охватывает множество документов, необходимых для управления производством – правовую, нормативную, техническую, конструкторскую, технологическую, учетную документацию и схемы ее движения, различные классификаторы, кодификаторы и другие информационные массивы, представленные в электронном виде.

Информационная база АСУ – это система показателей, описывающих объекты управления: характеристики и свойства зданий, сооружений, оборудования, сырья и материалов, выпускаемой продукции, кадрового потенциала, поставщиков, клиентов, производственные показатели и т.п.

В информационной базе информация не только накапливается и хранится, но и обрабатывается, нередко с использованием методов искусственного интеллекта. Это позволяет в рамках информационной базы решить многие задачи, связанные с поиском, слиянием, обобщением информации. Информационная база АСУ – основа безбумажной технологии управления.
  • В информационной базе информация не только накапливается и хранится, но и обрабатывается, нередко с использованием методов искусственного интеллекта. Это позволяет в рамках информационной базы решить многие задачи, связанные с поиском, слиянием, обобщением информации.
  • Информационная база АСУ – основа безбумажной технологии управления.

Математическое обеспечение – совокупность математических методов, моделей и алгоритмов обработки информации, используемых при функционировании системы.

Организационно-методическое обеспечение – совокупность документов, определяющих организационную структуру объекта и системы автоматизации, необходимых для выполнения конкретных автоматизируемых функций.

Важные компоненты АСУ Лингвистическое обеспечение – языковые средства, используемые на различных стадиях создания и эксплуатации НИТ для повышения эффективности разработки и обеспечения общения человека и ЭВМ. Логистика – управление материальными потоками (заготовка материалов и комплектующих изделий), управление производством, управление сбытом готовой продукции. Все компоненты логистики тесно интегрированы с финансовой бухгалтерией и функционируют на единой информационной базе.

Важные компоненты АСУ

Лингвистическое обеспечение – языковые средства, используемые на различных стадиях создания и эксплуатации НИТ для повышения эффективности разработки и обеспечения общения человека и ЭВМ.

Логистика – управление материальными потоками (заготовка материалов и комплектующих изделий), управление производством, управление сбытом готовой продукции. Все компоненты логистики тесно интегрированы с финансовой бухгалтерией и функционируют на единой информационной базе.

Основные комплексы задач логистики: - управление продажами (сбыт) готовой продукции через оптовую, мелкооптовую и розничную торговлю; - управление материальными потоками, включая материально-техническое обеспечение производственной деятельности предприятия и управление запасами. Правовое обеспечение – совокупность правовых норм, регламентирующих правоотношения в условиях функционирования АСУ, и юридический статус результатов ее функционирования. Эргономическое обеспечение – совокупность взаимосвязанных требований, направленных на согласование психологических, физиологических характеристик и возможностей человека-оператора, параметров рабочей среды на рабочем месте.

Основные комплексы задач логистики:

  • - управление продажами (сбыт) готовой продукции через оптовую, мелкооптовую и розничную торговлю;
  • - управление материальными потоками, включая материально-техническое обеспечение производственной деятельности предприятия и управление запасами.

Правовое обеспечение – совокупность правовых норм, регламентирующих правоотношения в условиях функционирования АСУ, и юридический статус результатов ее функционирования.

Эргономическое обеспечение – совокупность взаимосвязанных требований, направленных на согласование психологических, физиологических характеристик и возможностей человека-оператора, параметров рабочей среды на рабочем месте.

Основными элементами АСУ являются автоматизированные рабочие места. Создаются для повышения эффективности труда сотрудников производственной и непроизводственной сферы.  Автоматизированной рабочее место (АРМ) – это совокупность методических, языковых, аппаратных и программных средств, обеспечивающих автоматизацию функций пользователя; совокупность конструктивных и формальных средств, ориентированных по месту конкретной работы и предназначенных для решения конкретной задачи у конкретного пользователя.

Основными элементами АСУ

являются автоматизированные рабочие места. Создаются для повышения эффективности труда сотрудников производственной и непроизводственной сферы.

Автоматизированной рабочее место (АРМ) – это совокупность методических, языковых, аппаратных и программных средств, обеспечивающих автоматизацию функций пользователя; совокупность конструктивных и формальных средств, ориентированных по месту конкретной работы и предназначенных для решения конкретной задачи у конкретного пользователя.

Цели разработки АРМ:

Цели разработки АРМ:

  • максимальная ориентация с адаптацией на пользователя;
  • проблемная ориентация – отображение всех этапов технологического процесса решения конкретной задачи и общение на языке пользователя.
Основные элементы АРМ Информационное обеспечение – информационные массивы данных (банк данных) и нормативно-правовой информации какой-либо предметной области. Банк данных включает одну или несколько БД. Информационный сервис АРМ – возможность формирования запросов произвольного вида и получения необходимых справок по ним, возможность визуального отображения на экране хода выполняемых расчетов. Программное обеспечение – программные средства, обеспечивающие работу ПК и позволяющие решать задачи, стоящие перед специалистами предметной области. Техническое обеспечение. Большинство АРМ организовано на основе ПК, хотя в качестве главного звена могут использоваться большие универсальные ЭВМ, малые ЭВМ. Типичный состав устройств ЭВМ: ЭВМ с одним или несколькими МП, ВЗУ, ОЗУ и кэш-памятью и шинами, служащими для взаимной увязки устройств, устройства ввода-вывода, дополнительные устройства, модем, линии связи.

Основные элементы АРМ

Информационное обеспечение – информационные массивы данных (банк данных) и нормативно-правовой информации какой-либо предметной области. Банк данных включает одну или несколько БД. Информационный сервис АРМ – возможность формирования запросов произвольного вида и получения необходимых справок по ним, возможность визуального отображения на экране хода выполняемых расчетов.

Программное обеспечение – программные средства, обеспечивающие работу ПК и позволяющие решать задачи, стоящие перед специалистами предметной области.

Техническое обеспечение.

Большинство АРМ организовано на основе ПК, хотя в качестве главного звена могут использоваться большие универсальные ЭВМ, малые ЭВМ. Типичный состав устройств ЭВМ: ЭВМ с одним или несколькими МП, ВЗУ, ОЗУ и кэш-памятью и шинами, служащими для взаимной увязки устройств, устройства ввода-вывода, дополнительные устройства, модем, линии связи.

Виды АРМ В разрезе выполняемых функций АРМ: По режиму эксплуатации АРМ: - проблемные По характеру профессиональной ориентации (по решаемым задачам) АРМ: - технологические - индивидуальные - групповые - АРМ технического и вспомогательного персонала (решение задач, связанных с высокой степенью регламентации процедур: получения, передачи, хранения и печати документов, ведения делопроизводства) - работающие в режиме сетей - АРМ специалиста (разработка документов, принятие управленческих решений, исследование проблем на моделях) - АРМ руководителя (контроль за исполнением, проведение совещаний, анализ текущего состояния дел, планирование работы и т.д.) Требования, предъявляемые к АРМ руководителя – наличие развитой базы, постоянно пополняемой оперативной и достоверной информацией, наглядность представления информации.

Виды АРМ

В разрезе выполняемых функций АРМ:

По режиму эксплуатации АРМ:

- проблемные

По характеру профессиональной ориентации (по решаемым задачам) АРМ:

- технологические

- индивидуальные

- групповые

- АРМ технического и вспомогательного персонала (решение задач, связанных с высокой степенью регламентации процедур: получения, передачи, хранения и печати документов, ведения делопроизводства)

- работающие в режиме сетей

- АРМ специалиста (разработка документов, принятие управленческих решений, исследование проблем на моделях)

- АРМ руководителя (контроль за исполнением, проведение совещаний, анализ текущего состояния дел, планирование работы и т.д.)

Требования, предъявляемые к АРМ руководителя – наличие развитой базы, постоянно пополняемой оперативной и достоверной информацией, наглядность представления информации.

Системы, построенные на базе комплексов АРМ, имеют недостатки:   специализированы по конкретным участкам учета и не могут быть перепрофилированы; настройка каждого отдельного АРМ в системе ограничена, что затрудняет возможность наращивания функциональности системы; разрабатываются в разных интерфейсах с использованием различного вида инструментов, что влечет за собой жесткую привязку персонала к работе на конкретном АРМ.

Системы, построенные на базе комплексов АРМ, имеют недостатки:

  • специализированы по конкретным участкам учета и не могут быть перепрофилированы;
  • настройка каждого отдельного АРМ в системе ограничена, что затрудняет возможность наращивания функциональности системы;
  • разрабатываются в разных интерфейсах с использованием различного вида инструментов, что влечет за собой жесткую привязку персонала к работе на конкретном АРМ.

Направления развития АРМ:

Направления развития АРМ:

  • усовершенствование технического, информационного и программного обеспечения с целью работы специалистов и руководителей без посредника – профессионального программиста или оператора;
  • включение отдельных (локальных) АРМ в единый комплекс предприятия, отрасли, т.е. активное использование коммуникаций.
Преимущества, которые предоставляет АСУ:

Преимущества, которые предоставляет АСУ:

  • необходимая оперативность контроля и гибкость управления предприятием;
  • возможность получения непротиворечивых и полных данных о финансово-экономическом состоянии предприятия;
  • обеспечение оперативного доступа к аналитической информации о работе предприятия со стороны служб управления в процессе принятия решений;
  • наличие автоматизированной системы ведения отчетной документации и автоматизацию документооборота в целом;
  • снижение трудоемкости по составлению всевозможных отчетов и справок, выполнению типовых расчетов;
Преимущества, которые предоставляет АСУ:

Преимущества, которые предоставляет АСУ:

  • возможность статистического анализа показателей работы предприятия и определение на его основе мероприятий по совершенствованию производственной деятельности и сокращению материальных потерь;
  • внедрение обоснованного рационального планирования;
  • использование современных методологий управления предприятием;
  • улучшение условий труда управленческого аппарата;
  • наличие нескольких уровней защиты информации от несанкционированного доступа и многоуровневое разграничение привилегий доступа;
  • возможность автоматизации деятельности международных компаний, подразделения которых работают с различными план - счетами, валютами, с учетом различных нормативных и правовых отношений.
АСУ только предоставляет преимущества, реализовать их – задача людей, поэтому особое внимание при внедрении АСУ уделяется именно человеческому фактору. Любая из технических систем – лишь механизм для повышения эффективности управления, принятия правильных стратегических и тактических решений на основе своевременной и достоверной информации, выдаваемой компьютером.
  • АСУ только предоставляет преимущества, реализовать их – задача людей, поэтому особое внимание при внедрении АСУ уделяется именно человеческому фактору.
  • Любая из технических систем – лишь механизм для повышения эффективности управления, принятия правильных стратегических и тактических решений на основе своевременной и достоверной информации, выдаваемой компьютером.
Практическая работа Найти информацию о возможностях какой-либо АИС, описать её, привести схемы, составить характеристики

Практическая работа

Найти информацию о возможностях какой-либо АИС, описать её, привести схемы, составить характеристики


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Автоматизированные информационные системы (АИС)

Автор: Агафонова Елена Михайловна

Дата: 06.12.2021

Номер свидетельства: 593685

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Принципы построения защищенной АИС"
    ["seo_title"] => string(44) "printsipy_postroeniia_zashchishchennoi_ais_1"
    ["file_id"] => string(6) "606153"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1651655264"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "Информатика как наука. "
    ["seo_title"] => string(21) "informatika-kak-nauka"
    ["file_id"] => string(6) "176142"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424364118"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства