Тип урока: изучение и закрепление нового материала.
Используемые материалы: класс, оборудованный ПК, проектор/интерактивная доска, ПП Gimp 2, презентация «Работа со слоями в Gimp»
Структура урока:
Организационный момент
Опрос по пройденному материалу. (Использование презентации).
Объяснение нового материала.
Показ презентации «Работа со слоями в Gimp».
Закрепление пройденного материала.
Практическая работа № 1.
Вопросы на закрепление нового материала. (Используем презентацию).
Подведение итогов.
Ход урока
I. Организационный момент.
Отметить отсутствующих.
Объявить тему занятия.
Тема сегодняшнего занятия “Работа со слоями в Gimp”
Объявить цели занятия.
На этом занятии нам необходимо будет познакомиться с понятием слоя в программе Gimp и закрепить практические навыки по выделению объектов и применению разных инструментов выделения.
Объявить план занятия.
Нашу работу мы построим следующим образом. Сначала проверим домашнее задание, с помощью теста. При демонстрации презентации Вы будете отвечать на вопросы, а затем проверять свои ответы с ответами, которые представлены в презентации. Затем мы перейдем к изучению нового материала, выполнению лабораторных работ и подведению итогов.
II. Опрос по пройденному материалу.
Опрос проводится с помощью компьютерной презентации теста. Ребята самостоятельно отвечают на вопросы и свои ответы сравнивают с ответами, которые представлены в презентации. Затем объявляем результаты и выбираем «самого умного».
III. Объяснение нового материала.
Объяснение нового материала.
Для работы загрузите себе на компьютеры программу Gimp.
Рассмотрим панель Слои.
"Если вы новичок в работе с изображениями, представление о слоях может быть не очень очевидным. Однако, использование слоев так же просто, как одевание слоев одежды на ваше тело. Однажды попробовав использовать слои, вы потом не поймете, как раньше без них работали".
Действительно, однажды начав работать со слоями, Вы уже не сможете от них отказаться. Они являются, наверное, самым важным инструментом при работе с графикой в GIMP. Все основные приемы работы - создание тени, рельефа, шаблонов, анимации и т.д. - все это завязано на работе со слоями.
Итак, давайте разберемся, что собой представляют слои. Представьте папку прозрачных листов, на которую Вы смотрите сверху. Вы видите насквозь все, что нарисовано на этих листах. Некоторые из них могут быть непрозрачными и скрывать нижние, некоторые могут быть меньше или больше других, но слои - это ничто иное, как наложенные друг на друга изображения. Вы видели, как создают мультфильмы? Берется фон, на него накладывается прозрачный лист с окружающими предметами, затем прозрачный лист с персонажами и т.д. Здесь все тоже самое!
Кроме того, используя слои, можно экспериментировать с изображением, накладывая на него новые части, не повреждая оригинал. Достаточно лишь создать новый прозрачный слой, произвести в нем нужные изменения, сдвинуть, уменьшить, отразить и т.д., при этом не повредив исходник - слой всегда можно удалить.
Слои можно создавать, копировать, удалять, менять местами с помощью палитры Слои.
Каждый создаваемый в Gimp документ сначала состоит только из фона. Фоновый слой может быть белым, окрашенным в текущий цвет заднего плана, либо прозрачным. Эти параметры вы можете задавать каждый раз при создании нового изображения.
Рисунок 1
Вручную можно добавлять слои командой Слой - Новый слой. Слои предоставляют возможность редактировать отдельные элементы изображения независимо друг от друга. Таким образом, вы можете изменять и перемещать содержимое любого слоя не затрагивая при этом объекты, расположенные на других слоях.
Слой, в котором вы в данный момент работаете, называется активным.
Менять слои местами можно при помощи мыши, перетаскивая слой на палитре на несколько строк выше или ниже.
Рисунок 2
На представленном рисунке нижний, полностью непрозразный слой -- это исходное изображение. Средний слой имеет такие же размеры, как и предыдущий, но этот слой уже прозрачный. У нанесенного на него белого прямоугольника параметр непрозрачности относительно нижнего слоя порядка 50%. И, наконец, у верхнего слоя с текстом размеры меньше, чем у всех предыдущих слоев и он также имеет прозрачную основу, как и второй слой.
Рисунок 3
Используя слои, можно экспериментировать с изображением, накладывая на него новые части, не повреждая оригинал. Достаточно лишь создать новый прозрачный слой, произвести в нем нужные изменения, сдвинуть, уменьшить, отразить и т. д., при этом не повредив исходное изображение - ведь слой всегда можно удалить.
Основные приемы работы.
Рассмотрим основные приемы и идеи работы со слоями. Начнем с рассмотрения диалогового окна слоев. Это окно вызывается нажатием комбинации клавиш Ctrl-l или через пункт Слои, каналы и контуры контекстного меню Слои. Окно содержит три вкладки: Слои, Каналы, Контуры. Рассмотрим основные приемы работы со слоями.
Основную часть вкладки Слои занимает список слоев изображения. Для каждого слоя отображается его имя, которое можно поменять, дважды щелкнув мышью по слою. Темной полосой выделен активный (рабочий) слой. Значок в виде глаза слева от слоя означает, что слой является видимым, его содержимое показывается в окне изображения. Невидимый слой отображаться не будет.
Рисунок 4
Эта удобная возможность позволяет на время отключать мешающие работе слои. Отключение или включение слоя происходит щелчком мыши по изображению глаза.
Изображение крестика (похожего на курсор перемещения) слева от слоя означает, что при перемещении слоев, выделенных этим значком, будут двигаться все отмеченные слои, а не только активный.
Обратите внимание на следующую особенность работы со слоями. Если в одном слое создать контур выделения, например по цвету, а затем в диалоге слоев выбрать другой слой, то выделение будет применяться уже к новому слою.
В самом верху диалога слоев находится раскрывающийся список Изображение. При работе сразу с несколькими изображениями, вы можете, раскрыв список, выбрать нужное для работы с его слоями. При включенной кнопке Авто, диалог слоев автоматически выбирает для работы то изображение, окно которого в данный момент активно. При этом в меню Изображение появится уменьшенный вид выбранного рисунка.
При создании нового слоя можно задать параметры нового слоя - его размеры и название, а также указать, какого цвета будет его фон - прозрачный, белый и т. д. Кроме того, если у вас есть плавающее выделение, например, только что написанный текст или вставленный объект, то нажатие на эту кнопку приведет к тому, что плавающий объект будет помещен на новый слой. Причем размер этого слоя будет оптимизированным, т. е. он будет занимать не больше места, чем требуется объекту. Это позволяет изображению занимать меньше места в памяти и на диске компьютера.
Меню Режим позволяет производить "математические" операции со слоями - складывать, вычитать, умножать, делить, добавлять и т. п.
Следующий параметр диалога слоев - это Сохранять прозрачность. Он позволяет не использовать в работе прозрачные точки. Это очень важный момент, например, для создания тени.
Параметр Непрозрачность устанавливает степень непрозрачности слоя. При значении 100 слой является абсолютнонепрозрачным. Чем меньше это значение, тем больше будут просвечивать через него остальные слои.
Наконец, в самом низу окна расположена кнопка Закрыть, которая, закрывает диалог слоев.
Итак, мы рассмотрели окно диалога слоев и изучили его возможности. Однако операции со слоями этим не ограничиваются.
Функции меню
С каждым слоем в изображении можно производить ряд операций независимо от других слоев. Некоторые возможности становятся доступными только с помощью контекстного меню изображения (пункт Слои), в то время как другие вызываются через контекстное меню диалога слоев.
Нажатие правой клавиши мыши на любом из слоев в окне Диалог слоев приводит к появлению всплывающего меню.
Рисунок 5
Первые пять пунктов всплывающего меню повторяют кнопки диалога слоев.
Следующая группа пунктов меню позволяет производить изменения размеров слоя.
Размер границы слоя позволяет уменьшить или увеличить размер слоя, не затрагивая размер изображения, что полезно, например, в случае, когда размер изображения в слое намного меньше самого слоя.
Пункт Масштабировать слой позволяет изменить размер слоя вместе с изображением, т. е. масштабирует его аналогично пункту Масштабировать из контекстного меню Изображение.
Пункт Слой кразмеру изображения дает возможность изменить размер слоя по границам общего изображения, а именно, если размер слоя больше или меньше размера изображения, то границы слоя будут выровнены по границам изображения. Причем, если изображение имеет альфа-канал (прозрачность), то недостающее место при изменении размера будет заполнено прозрачным цветом, если не имеет - то цветом фона.
Шестая группа пунктов меню производит объединение слоев.
Объединить видимые слои - объединяет все видимые слои, при этом предоставляет выбор нескольких вариантов размера объединенного слоя.
Свести изображение - объединяет все слои в один, не отображая при этом скрытые слои.
Пропустим пока группу пунктов меню, посвященную работе с маской, и с альфа-каналом. О них мы поговорим при работе с эффектами.
Правка атрибутов слоя позволяет изменить имя слоя.
IV. Закрепление пройденного материала.
А теперь выполним практическую работу. (Можно объяснить с использованием интерактивной доски).
Вопросы на закрепление нового материала. (Используем презентацию).
В чем, по-вашему, преимущества использования слоев? (Удобно обрабатывать отдельные элементы рисунка).
Куда при копировании вставляется изображение: в старый слой или автоматически образуется новый слой и туда вставляется копируемое изображение? (Образуется новый слой).
Нужно ли для перемещения изображения по слою выделять изображение или достаточно просто воспользоваться инструментом перемещения? (Достаточно воспользоваться инструментом перемещения).
Для применения преобразования изображения (масштабирования, поворота и т.д.), расположенного в слое, нужно ли выделять изображение? (Нет).
Для изменения цвета изображения, расположенного в одном слое, нужно ли выделять изображение? Можно ли для выделенного изображения воспользоваться инструментом Кисть? Что получиться, если при закрашивании изображения Кистью менять значение Матовости? (Изображение нужно выделить, выделение можно разукрасить кистью. Если матовость меньше 100%, то можно сохранить фактуру материала).
V. Подведение итогов.
Проверить работы. Выбрать самые удачные и похвалить ребят. Проверить маршрут урока и проверить: достигнуты ли цели урока.