Содержание обучения
Образовательная программа «КОМП» является актуальной, востребованной обучающимися различных возрастных категорий (8-9 лет), (10-12 лет). Программа ориентирована на младший возраст детей с учетом их психологического и физического развития. Группы комплектуются с учетом возрастных особенностей детей. Методика работы с детьми младшего возраста предполагает развитие способностей обучающихся к выполнению работ с нарастающей степенью трудностей. Программа рассчитана на один год обучения и составляет 144 учебных часа, что составляет 4 часа в неделю. Она разработана в соответствии с основными положениями Закона РФ «Об образовании», с соответствии с Концепцией художественного образования в РФ, на основании Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, государственных требований и методических рекомендаций, предъявляемых к образовательным программам системы ДОД.
Название темы | Актуализация знаний и способов действий | Формирование новых понятий |
Название урока/количество часов | Общая дидактическая цель системы уроков по теме | Тип урока | Общие методы обучения | Оборудование и основные источники информации | Источник повторе ния | Новые понятия |
Вводное занятие. Правила работы за компьютером (2 часа) | Знакомство с кабинетом, с правилами поведения в кабинете. Знакомство с компьютером. Демонстрация возможностей персональных компьютеров. История происхождения компьютера | актуализация опорных знаний, изучение нового материала | Словесные Наглядные | Журнал ТБ, заранее подготовленные задания учителя Сказка “Компьютерная школа” | Техника безопасности во время работы за компьютером | Компьютер |
Компьютеры вокруг нас (4 часа) | Что такое компьютер. Как работает компьютер и где применяется. Правила ухода и техника безопасности. Информация, виды информации. Единицы измерения информации. Основные устройства, входящие в состав компьютера (внешние и внутренние). Алгоритм обеспечения | Изучение нового материала | Практические Словесные Проблемно-поисковые Методы самостоятельных работ | Презентация «Устройства компьютера» | Фронтальный опрос, практическая работа на компьютере | Информация, информационное обеспечение |
Как начать работу с компьютером (4 часа) | Как правильно включать и выключить компьютер. Запуск программ. Знакомство с клавиатурой и мышкой. | Комбинированный | Словесные Информационно-наглядные Репродуктивные | Компьютер | Фронтальный опрос, практическая работа на компьютере | Клавиатура Мышь |
Рабочий стол (4 часа) | Значки и ярлыки на Рабочем столе. Панель задач. Главное меню. Мышиные операции. Алгоритм операции Перетаскивание, Копирование. | актуализация опорных знаний, изучение нового материала | Словесные Наглядные Частично-поисковые | Индивидуальные задания Презентация | Фронтальный опрос, практикум | Рабочий стол |
Осваиваем операционные системы (6 часов) | Что такое операционная система и как она управляет ПК. Краткий обзор операционных систем. Рабочий стол и его структура. Структура окна Windows. Как управлять окнами. Запуск стандартных программ. Справочная система Windows. Что такое файлы и папки. Имена файлов. Дерево каталогов. Программа «Проводник». Создание папок и файлов. Переименование папок и файлов. Удаление папок и файлов. Восстановление удаленных в корзину папок и файлов | Комбинированный | Объяснительно-иллюстративный Частично-поисковый | Практические задания | Практическая работа на ПК, устный опрос | Операционная система Файл Папки |
В мире информации (6 часов) | Что такое информация. Как получить информацию. Что можно делать с информацией. Хранение, передача информации. Знакомство с электронными справочниками и энциклопедиями. | актуализация опорных знаний, изучение нового материала | Практические Словесные Проблемно-поисковые Методы самостоятельных работ | Заранее подготовленные задания учителя Мультимедийная установка, компьютеры. | Письменный контроль, тест | Информация, виды информации, свойства информации |
Архивация данных (6 часов) | Копирование и перемещение папок и файлов с помощью буфера обмена и мыши. Быстрое копирование на дискету. Зачем нужна клавиатура Print Screen. Поиск папок и файлов на своем компьютере. Что такое архивы и зачем они нужны. | Комбинированный | Словесные Наглядные Частично-поисковые | Практические задания | Практическая работа с архиватором WinZip. Создание архива. Извлечение из архива | Архивы |
Текстовый редактор MS Word (6 часов) | Знакомство с текстовым редактором, с её возможностями. Работа в Word. Создание и красочное оформление документов. Обзор окна Word. Способы создания документов. Правила выделения текстовых фрагментов. Проверка правописания. Форматирование документа (шрифт, абзац, списки, колонки). Оформление границ и заливки. Вставка рисунков. Быстрое создание и оформление текстовых таблиц. Печать документов. Вставка рисунков. Панель инструментов «Настройка изображения». Вставка Автофигур и объектов WordArt. Панель инструментов «Рисование». Создание и оформление таблиц. Панель инструментов. «Таблицы и границы». | Урок изучения нового материала | Практические Словесные Проблемно-поисковые Методы самостоятельных работ | Приложения: MS Word, презентация, рабочие листы для учащихся, будильник. | Фронтальный опрос, практикум | Текстовый редактор |
Движение курсора. Клавиша Enter. Линейки прокрутки (2 часа) | Познакомить с курсором, функцией клавиши Enter, линиями прокрутки | Урок формирования умений и навыков | Практические Словесные Частично-поисковые | Компьютер Индивидуальные задания | Устный опрос, письменный контроль | Курсор Клавиша Линия прокрутки |
Символ конца строки (2 часа) | Дать понятия символ конца строки, научить работать со строками. Разрезание и склейка строк. Вставка и удаление | Комбинированный урок | Словесные Практические | Компьютер Практические задания | Практикум | Строка |
Размер, тип, цвет шрифта 2 часа) | Дать понятия и познакомить с размером, типом и цветом шрифта | Комбинированный урок | Практические Словесные Проблемно-поисковые Методы самостоятельных работ | Компьютер Практические задания | Практикум | Шрифт |
Буквицы, создание, изменение (2 часа) | Знакомство с буквицей, научить создавать и изменять различные буквицы | Комбинированный урок | Словесные Практические | Заранее подготовленные задания учителя компьютеры | Фронтальный опрос, практикум | Буквица |
Границы и заливка текста и всего документа. Рамка (4 часа) | Знакомство с типами границ и заливки текста, с типами рамок. | Комбинированный урок | Практические Словесные Проблемно-поисковые Методы самостоятельных работ | Компьютер | Практическая работа «Проектирование обложки» | Рамка Границы и заливка текста |
Разделение текста на колонки (2 часа) | Создание и разделение текста на колонки. | Комбинированный урок | Практические Словесные частично-поисковые | Индивидуальные задания ПК | Устный опрос, практикум | Колонки |
Вставка отдельных символов в текст, нумерация страниц (2 часа) | Знакомство с символами, научить нумеровать страницы | Комбинированный урок | Практические Словесные Проблемно-поисковые Методы самостоятельных работ | Практические задания | Практикум | Нумерация страниц |
Создание и форматирование простых и многоуровневых списков (2 часа) | Научить работать со списками | Комбинированный урок | Практические Словесные частично-поисковые | Индивидуальные задания ПК | Фронтальный опрос, практикум | Список |
Создание текстовых эффектов с помощью Word Art, редактирование данных записей 4 часа) | Научить создавать и редактировать тестовые эффекты с помощью Word Art | актуализация опорных знаний, изучение нового материала | Практические Словесные | Индивидуальные задания ПК | Фронтальный опрос, практикум | Записи |
Создание рисованных объектов. (4 часа) | Трансформация рисованных фигур. Выбор цветов, типов линий, заливки, тени, объема | актуализация опорных знаний, изучение нового материала | Практические Словесные Проблемно-поисковые Методы самостоятельных работ | Практические задания | Практическая работа | Объекты |
Создание схем, группировка фигур (4 часа) | Научить создавать схемы, группировать фигуры, работать с рисунками. Вставка рисунка в текст, обтекание | актуализация опорных знаний, изучение нового материала | Словесные Практические Наглядные | Практические задания | Практическая работа | Группировка, обтекание |
Создание и редактирование таблиц (4 часа) | Научить работать с различными таблицами. Ввод данных в таблицу, перемещение по таблице | актуализация опорных знаний, изучение нового материала | Практические Словесные Проблемно-поисковые Методы самостоятельных работ | Практические задания | Фронтальный опрос, практикум | Таблица |
Оформление таблицы с помощью «автоформат» (2 часа) | Научить оформлять таблицы с помощью «автоформат» | Урок формирования умений и навыков | Практические Наглядные Словесные | Индивидуальные задания Компьютеры | Практикум | Автоформат |
Одновременная работа с несколькими документами. (2 часа) | Научить работать одновременно с несколькими текстовыми документами. Копирование фрагментов текста из одного документа в другой | Урок обобщения и систематизации знаний | Практические Наглядные Словесные | Практические задания | Практикум | Фрагмент текста |
Самостоятельная работа. Повторение. (4 часа) | Проверка ЗУН. | Урок контроля Повторительно-обобщающий | Объяснительно-иллюстративный, Практический | Практические задания | Творческая работа с использованием возможностей Word | Закрепление ранее изученных понятий |
Графический редактор Paint (4 часа) | Познакомить с компьютерной графикой как изображением, созданным при помощи компьютера Рисунки на компьютере. Возможности компьютерной графики. Запуск графического редактора Paint. Как выглядит окно программы. Paint: выделение, перенос, копирование | актуализация опорных знаний, изучение нового материала | Словесные Практические наглядные | ПК, программа Графический редактор Paint, листы с заданием, мультимедиа проектор; экран, презентация урока | Индивидуальные задания | Графический редактор компьютерная графика
|
Paint: преобразования рисунка (4 часа) | Научить преобразовать рисунки в графическом редакторе. Знакомство с понятием отражение, повороты, наклоны, растяжение, сжатие рисунка, копия экрана | актуализация опорных знаний | Словесные Практические Наглядные Объяснительно-иллюстративный | ПК, программа Графический редактор Paint, листы с заданием, мультимедиа проектор; экран, презентация урока | Практикум | Графический редактор Растровый редактор компьютерная графика |
Paint: построение линий (4 часа) | Систематизировать знания учащихся, закрепить практические навыки и умения при работе с графическими примитивами Расширить представления о видах задач по обработке информации, связанных с изменением формы её представления за счет графики Акцентировать внимание на графических возможностях компьютера Познакомить с инструментами: Линия, Кривая. Изменение масштаба | Комбинированный урок | Словесные Практические Наглядные Объяснительно-иллюстративный | ПК, программа Графический редактор Paint, мультимедиа проектор; экран, презентация урока | Практикум Индивидуальные, практические задания | Линия Кривая. |
Paint: построение фигур (4 часа) | Сформировать навыки работы учащихся с различными инструментами в редакторе Paint Развить внимание, наблюдательность, память, творческое и логическое мышление Развить художественный вкус и творческое воображение Развить навыки работы в различных изобразительных техниках и технологиях. Познакомить с инструментами: Прямоугольник, Скругленный прямоугольник, Многоугольник, Эллипс. Тени, блики, вдавленные, приподнятые объекты | Комбинированный урок | Словесные Практические Наглядные Объяснительно-иллюстративный | ПК, программа Графический редактор Paint, листы с заданием, мультимедиа проектор; экран, презентация урока | Практикум Индивидуальные задания | Прямоугольник Скругленный прямоугольникМногоугольник Эллипс. |
Paint: компьютерные цвета (2 часа) | Познакомить с конструированием цвета, RGB – моделью, основными понятиями. Отработать умение конструировать цвет. Развивать художественные способности. | Комбинированный урок | Словесные Практические Наглядные Объяснительно-иллюстративный | Наглядное изображение RGB – модели, напечатанные термины, раздаточный материал с заданиями для детей | Индивидуальные, практические задания Практическая работа | Пикселы Палитра Оттенок Контрастность Яркость |
Paint: рисование. (4 часа) | Сформировать навыки работы учащихся с различными инструментами в редакторе Paint Инструменты: карандаш, Кисть, Распылитель, Ластик, Надпись. Приемы работы, классификация шрифтов Проверить знания теоретического материала, умения и навыки работы с графическим редактором Paint; выявить качество усвоения изученного материала по теме: «Рисуем на компьютере» | Комбинированный урок | Словесные Практические Наглядные Объяснительно-иллюстративный | Доска, компьютеры, проектор, карточки с заданиями в 2 вариантах | Индивидуальные, практические задания Практическая работа | Карандаш Кисть Распылитель Ластик Надпись |
MS Power Point (18 часов) | Эффективные способы создания презентаций. Использование конструктора и шаблонов. Оформление слайдов. Вставка рисунков. Эффект цвета. Использование Настройка анимации. Демонстрация презентации | Урок изучения нового материала | Практические Словесные Проблемно-поисковые Методы самостоятельных работ | Доска, компьютеры, проектор, Презентация урока | Практикум | Презентация Слайды Анимация |
Изготавливаем буклет в Publisher (10 часов) | Запуск программы. Ход работы в программе. Сбор информации для буклета | Актуализация опорных знаний, урок изучения нового материала | Словесные Информационно-наглядные Репродуктивные Проблемно-поисковые | Программа Publisher Индивидуальные задания Компьютеры Справочная литература | Работа в библиотеках Оформление буклета | Буклет |
Итоговое занятие (2 часа) | Проверка ЗУН и закрепление полученных знаний в ходе опроса, выполнения практических упражнений | Урок проверки знаний, контроля | Практические Словесные Проблемно-поисковые Методы самостоятельных работ | Доска, компьютеры, проектор, раздаточный материал с заданиями для детей | Контрольная работа | Закрепление ранее изученных понятий |