Рабочая учебная программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования, с учетом требований федерального компонента государственного стандарта основного общего образования с использованием рекомендаций авторской программы Н.Д. Угриновича «Информатика и ИКТ».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РУП по информатике 8-9 классы »
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования, с учетом требований федерального компонента государственного стандарта основного общего образования с использованием рекомендаций авторской программы Н.Д. Угриновича «Информатика и ИКТ».
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение учебного предмета «Информатика и ИКТ» на базовом уровне отводится 105 часов.
класс
количество недельных часов
количество годовых часов
8
1
35
9
2
70
итого:
8-9 классы
105
В связи с поэтапным характером перехода на новый БУП до 2009 - 2010 учебного года этот предмет будет изучаться в 8-х и 9-х классах с объемом учебной нагрузки 35 часов в 8-ом классе (1 недельный час) и 68 часов в 9-ом классе (2 недельных часа).
класс
количество недельных часов
количество годовых часов
8
1
35
9
2
68
итого:
8-9 классы
103
Изучение информатики на ступениосновного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
организация собственной информационной деятельности и планирование ее результатов;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Решаются следующие задачи:
систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
Технологии: блочно - модульное обучение, игровые технологии, проблемное обучение, исследовательский метод, технология групповой деятельности, ИКТ,
Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения: комбинированная контрольная работа, устный и письменный опрос, тест, творческая работа ( реферат, доклад, проект, зачет).
Обоснование выбора УМК для реализации учебной программы.
Программа Н.Д. Угриновича имеет ясную структурную цельность программы, основные цели и задачи каждой темы и по годам обучения, обеспечивающие достижение положительных результатов в обучении и реальные возможности личностного развития ребёнка.
Содержание курса
8 класс
1. Введение в предмет – 1 ч.
Правила техники безопасности при работе в компьютерном классе. Предмет информатики. Содержание базового курса информатики и ИКТ.
2. Информация и информационные процессы – 8 ч.
Информация как отражение разнообразия в окружающем мире. Информация в живой природе; ее значение для обеспечения жизнедеятельности животных и человека. Основные информационные процессы: получение, хранение, передача и обработка информации. Роль органов чувств в процессах получения информации живыми организмами. Способы получения информации техническими устройствами. Процессы передачи информации в живой природе и технике. Сигналы как физическая основа этих процессов. Проблема сохранения передаваемой информации. Хранение информации. Понятие носителя информации. Формы представления информации. Информационные объекты как совокупность способа хранения и формы представления информации. Обработка информации. Изменение формы представления информации. Получение новой информации с помощью правил вывода. Понятие количества информации. Связь числа устойчивых различимых состояний носителя с количеством хранимой информации. Единицы измерения информации.
Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с клавиатурным тренажером; основные приемы редактирования.
3. Компьютер как универсальное устройство обработки информации - 9 ч.
Основные аппаратные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства памяти, устройства ввода-вывода). Аналогия с живыми организмами. Соединение блоков и устройств компьютера. Условия безопасной эксплуатации компьютера. Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение и его структура. Операционная система и ее функции. Загрузка операционной системы при включении компьютера. Взаимодействие пользователя с компьютером: графический пользовательский интерфейс. Файловая система: файлы и папки. Файлы данных и программные файлы. Основные операции над файлами и папками. Файловые менеджеры.
Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.
4. Коммуникационные технологии – 17 ч.
Локальные и глобальные компьютерные сети. Узлы и линии связи, адресация узлов. Процесс передачи данных: кодирование и декодирование, передача пакетов, скорость передачи. Понятие сетевого протокола. Всемирная сеть Интернет. Доменная адресация в сети. Информационные ресурсы Интернет: файловые архивы, электронные библиотеки, энциклопедии, словари, справочники. Поиск информации в сети Интернет. Службы Интернет: электронная почта, web-сервис, передача файлов, интерактивное общение.
Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.
Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).
Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.
Содержание курса
класс
1. Кодирование и обработка текстовой информации – 9 ч.
Текст как информационный объект. Понятие алфавита как набора символов, используемых при записи текста. Структура текста: страницы, абзацы, строки, слова, символы. Текстовый редактор как пример прикладной программы. Интерфейс программы: меню и инструментальные панели. Выполнение операций по созданию и сохранению текстовых документов. Ввод и редактирование текста: добавление, удаление и замена символов. Работа с фрагментами текста. Быстрое перемещение по тексту. Проверка правописания. Параметры страницы, нумерация страниц. Создание и удаление колонтитулов. Форматирование текста: параметры шрифта, параметры абзаца. Использование формата по образцу. Разделы, использование разделов при разбиении текста на колонки. Нумерованные и маркированные списки. Форматирование списков. Таблицы: создание и заполнение таблиц. Перемещение в пределах таблиц. Редактирование таблиц: добавление и удаление строк и столбцов. Объединение и разбиение ячеек. Форматирование ячеек. Графические возможности текстового редактора. Включение графических объектов в текст. Понятие гипертекста и гиперссылки. Создание оглавлений. Подготовка текста к печати. Предварительный просмотр текста. Печать текстового документа.
Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.
2. Кодирование и обработка числовой информации – 10 ч.
Таблица как информационный объект. Хранение и наглядное представление числовой информации с помощью электронных таблиц. Структура электронной таблицы: листы, строки, столбцы и ячейки. Адресация ячеек. Перемещение по таблице. Ввод и редактирование текстовых и числовых данных. Форматирование ячеек. Объединение ячеек и отмена объединения. Ввод формул, использование встроенных функций. Понятие диапазона ячеек. Копирование формул. Относительная и абсолютная адресация ячеек. Мастер диаграмм, построение и редактирование диаграмм и графиков.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами электронной таблицы (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.
Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.
3. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации – 15 ч.
Компьютерная графика: растровый и векторный способы представления графической информации. Рисунок как информационный объект. Графический редактор, его интерфейс. Создание и редактирование графического файла. Форматы графических файлов. Сканирование рисунков и фотографий.
Аудиозапись как информационный объект. Компьютерные средства записи и воспроизведения звука. Форматы звуковых файлов. Компьютерные презентации, их мультимедийный характер. Дизайн и разметка слайдов. Редактор презентаций, его интерфейс. Создание и редактирование презентации. Шаблоны оформления и разметки. Добавление и удаление слайдов, сортировка слайдов. Создание слайдов с включением графических объектов и звука. Использование эффектов анимации, и смены слайдов.
Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре).
Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст.
При наличии технических и программных средств: демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора; запись звука в компьютерную память; запись изображения с использованием цифровой техники и ввод его в компьютер; использование записанного изображения и звука в презентации.
4. Алгоритмизация и ООП – 20 ч.
Понятие алгоритма, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов (алгоритмический язык, блок-схемы). Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Алгоритмы работы с логическими данными. Основные логические операции (ИЛИ, И, НЕ) и правила их выполнения. Основные законы формальной логики. Выделение в задаче подзадач, вспомогательные алгоритмы. Операторы языка программирования, синтаксис и семантика языка программирования. Описание данных, типы данных. Основные алгоритмы работы с одномерными массивами (поиск и сортировка). Реализация этих алгоритмов в виде компьютерных программ.
Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм). Знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.
Моделирование и формализация – 10 ч.
Моделирование как средство познания окружающего мира и прогнозирования. Способы классификации моделей. Информационное моделирование как замена реального объекта (процесса) информационным объектом (процессом). Этапы построения информационной модели: определение целей моделирования - выбор существенных характеристик моделируемого объекта (процесса) - формализация - проверка адекватности модели. Примеры построения математических, табличных и сетевых моделей. Компьютерное моделирование. Реализация информационной модели в виде структуры данных и алгоритма ее использования. Электронные таблицы как средство компьютерного моделирования.
Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей.
Информационные технологии и общество – 4 ч.
Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов.
Тематический план
№
Наименование разделов, тем
количество часов
в т.ч. количество часов на практические виды занятий
на контр. работы
П/з
8 класс
1
Информация и информационные процессы
9
1
1
2
Компьютер как универсальное устройство обработки информации
9
-
1
3
Коммуникационные технологии
17
1
5
ИТОГО:
35
2
7
9 класс
количество часов
на контр. работы
П/з
1
Кодирование и обработка текстовой информации
9
1
3
2
Кодирование и обработка числовой информации
10
-
5
3
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации
15
-
5
4
Алгоритмизация и ООП
20
1
6
5
Моделирование и формализация
10
1
2
6
Информационное общество
4
1
-
ИТОГО:
68
4
21
Перечень контрольных работ:
8 класс:
К/р №1 "Инф-ия и инф-ые процессы"
К/р № 2 "Разработка Web сайта".
9 класс:
К/р №1 «Кодирование текстовой информации»
К/р № 2 «Проект «Слово–перевертыш » »
К/р №3 « Проект «Модели систем управления» »
К/р №4 «Годовая контрольная работа»
Перечень практических занятий:
8 класс:
П/з №1 ''Перевод ед-ц измерения кол-ва инф-ии''
П/з №2 "Защита от вирусов: обнаружение и лечение".
П/з №3 ''Подключение к интернету"
П/з №4 ''Путешествие во всемирной паутине''
П/з №5 ''Работа с электронной web-почтой''
П/з № 6 "Разработка web–сайта с использованием языка HTML’’
П/з № 7 "Разработка web–сайта с использованием языка HTML’’
9 класс:
П/з №1 «Форматирование символов и абзацев»
П/з №2 «Создание и форматирование списков»
П/з №3 «Вставка в документ таблицы и ее заполнение данными»
П/з № 4«Перевод чисел из одной с/с счисления в другую»
П/з №5 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки»
П/з № 6 «Создание таблиц значений функций в ЭТ»
П/з №7 «Построение диаграмм различных типов»
П/з №7 «Сортировка и поиск данных в ЭТ»
П/з №9 «Создание рисунков в растровом графическом редакторе»
П/з №10 «Редактирование изображений и рисунков»
П/з №11«Анимация»
П/з №12«Кодирование и обработка звуковой инф—ии»
П/з №13«Захват цифрового фото и создание слайд—шоу»
П/з №14 «Знакомство с с/с ООП»
П/з №15 проект «Переменные»
П/з №16 проект «Калькулятор»
П/з №17 проект «Строковый калькулятор»
П/з №18 проект «Даты и время»
П/з №19 проект «Отметка»
П/з №20 проект «Бросание мячика в площадку»
П/з №21 проект «Графическое решение уравнений»
Поурочно—тематическое планирование для 8 класса 35 часа
№ урока
Тема
9 ч.
Информация и информационные процессы
К.р.
П.з
1
Техника безопасности.
Инф-ия и инф-ые процессы в неживой и живой природе
2
Инф-ия и инф-ые процессы в технике
3
Человек: инф-ия и ифн-ые процессы
4
Код-ие инф-ии с помощью знаковых систем
5
Кол-во инф-ии как мера уменьшения неопределенности знания
6
Алфавитный подход к определению кол-ва инф-ии
7
Определение кол-ва инф-ии
8
П/з №1 ''перевод ед-ц измерения кол-ва инф-ии''
9
К/р №1 "инф-ия и инф-ые процессы"
1
1
9 ч.
Компьютер как универсальное устройство обработки информации
К.р.
П.з
10
Устройство компьютера. Процессор и системная плата.
11
Устройства ввода и вывода инф-ии
12
Оперативная память
13
Файлы и файловая система
14
Программное обеспечение компьютера
15
Компьютерные вирусы и антивирусные программы
16
Правовая охрана программ и данных. Защита инф-ии.
17
Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы
18
П/з №2 "защита от вирусов: обнаружение и лечение".
0
1
17 ч.
Коммуникационные технологии
К.р.
П.з
19
Передача информации
20
Локальная и глобальная компьютерные сети
21
П/з №3 ''подключение к интернету"
22
Состав интернета. Адресация в интернете.
23
Информационные ресурсы Интернета
24
П/з №4 ''Путешествие во всемирной паутине''
25
П/з №5 ''Работа с электронной web-почтой''
26
Разработка web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML
27
Структура web-страницы
28
Форматирование текста на web-странице
29
Вставка изображений в web-страницы
30
Гиперссылки на web-страницах
31
Списки на web- страницах
32
Интерактивные формы на web-страницах
33
П/з № 6 "Разработка web–сайта с использованием языка HTML’’
34
П/з № 7 "Разработка web–сайта с использованием языка HTML’’
35
К/р №2 "Разработка Web сайта".
1
5
ИТОГО: 35 часов
2
7
Поурочно—тематическое планирование для 9 класса 68 часов
№ урока
Тема
К.р.
П.з
9 ч.
Кодирование и обработка текстовой инф—ии
1
Техника безопасности.
Кодирование текстовой инф—ии
2
Создание документов в текстовых редакторах
3
Ввод и редактирование документа
4
Форматирование документа
5
Таблицы
6
П/з №6 «Форматирование символов и абзацев»
7
П/з №7 «Создание и форматирование списков»
8
П/з №8 «Вставка в документ таблицы и ее заполнение данными»
9
К/р №1 «Кодирование текстовой информации»
1
3
10 ч
Кодирование и обработка числовой информации
К.р.
П.з
10
Кодирование числовой информации
11
Представление числовой инф–ии с помощью с/с счисления
12
Арифметические операции в позиционных с/с счисления
13
Двоичное кодирование чисел в компьютере
14
Электронные таблицы
15
П/з № 9 «Перевод чисел из одной с/с счисления в другую»
16
П/з №10 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки»
17
П/з № 11 «Создание таблиц значений функций в ЭТ»
18
П/з №12 «Построение диаграмм различных типов»
19
П/з №13 «Сортировка и поиск данных в ЭТ»
0
5
15 ч
Кодирование и обработка графической и мультимедийной инф–ии
20
Кодирование графической инф—ии
21
Пространственная дискретизация
22
Растровые изображения на экране монитора
23
Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK, HBS
24
Растровая графика
25
Векторная графика
26
П/з №1 «Создание рисунков в растровом графическом редакторе»
27
Работа с объектами в векторных графических редакторах
28
П/з №2 «Редактирование изображений и рисунков»
29
Растровая и векторная анимация
30
П/з №3 «Анимация»
31
Кодирование и обработка звуковой инф—ии
32
Цифровое фото и видео
33
П/з №4 «Кодирование и обработка звуковой инф—ии»
34
П/з №5 «Захват цифрового фото и создание слайд—шоу»
0
5
20 ч
Алгоритмизация и основы ООП
К.р.
П.з
35
Алгоритм и его формальное исполнение
36
Св–во алгоритма и его исполнители
37
Блок–схемы алгоритмов
38
Выполнение алгоритмов компьютером
39
Кодирование основных типов алгоритмических структур
40
Линейный алгоритм
41
Алгоритмическая структура «ветвление»
42
Алгоритмическая структура «выбор»
43
Алгоритмическая структура «цикл»
44
Переменные: тип, имя и значение
45
Арифметические, строковые и логические выражения
46
Функции в языках алгоритмического программирования
47
Основы ООП
48
П/з №14 «Знакомство с с/с ООП»
49
П/з №15 проект «Переменные»
50
П/з №16 проект «Калькулятор»
51
П/з №17 проект «Строковый калькулятор»
52
П/з №18 проект «Даты и время»
53
П/з №19 проект «Отметка»
54
К/р № 2 «Проект «Слово–перевертыш » »
1
6
10 ч
Моделирование и формализация
К.р.
П.з
55
Моделирование, формализация и визуализация
56
Моделирование как метод познания
57
Материальные и информационные модели
58
Формализация и визуализация моделей
59
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере