Тема 1. Основные понятия и средства компьютерной графики (5 часов) |
1. | | | Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером. Понятие векторной и растровой графики, их сравнение. Параметры растровых и векторных изображений | Обучающийся должен знать: • понятие векторных и растровых изображений, их особенности; • цветовые модели RGB, CMYK, HSB; • основные принципы создания и обработки векторных и растровых изображений; • редакторы векторной и растровой графики. • основные функциональные возможности графических редакторов MS Paint, Paint.Net, Adobe Photoshop, GIMP, CorelDRAW, Adobe Illustrator, Inkscape; • популярные форматы графических файлов и их характеристики; • форматы графических файлов, создаваемых в средах различных графических редакторов, и тех, которые распознаются ими. Обучающийся должен уметь: • просматривать изображения в одном из графических браузеров (FastStone Image Viewer, IrfanView, XnView, FireGraphic); • выполнять простейшие операции с изображениями (поворот, изменение размера, обрезка) средствами графического браузера; • изменять формат изображения средствами графического браузера; • сканировать изображения, используя графический браузер. |
2. | | | Цветовые модели. Описание цветовых оттенков на экране монитора и на принтере (цветовые модели). Цветовая модель RGB. Формирование цветовых оттенков на экране монитора. Инверсные цвета. Цветовая модель CMYK. Формирование цветовых оттенков при печати изображений. Взаимосвязь цветовых моделей RGB и CMYK. Кодирование цвета в различных графических программах. Цветовая модель HSB. Практическая работа № 1. Цветовые модели |
3. | | | Особенности редакторов векторной и растровой графики. Обзор основных функциональных возможностей и особенностей работы в среде таких графических редакторов как MS Paint, Раint.Net, Adobe Photoshop, GIMP, CorelDRAW, Adobe Illustrator, Inkscape |
4. | | | Использование графических браузеров FastStone Image Viewer, IrfanView, XnView, FireGraphic. Простейшие операции с изображениями средствами графического браузера. Преобразование формата изображений |
5. | | | Пакетные операции. Сканирование изображений. Практическая работа № 2. Использование графического браузера |
Тематическое оценивание по теме: «Основные понятия и средства компьютерной графики» |
Тема 2. Векторная графика (10 часов) |
6. | | | Обзор среды программы Inkscape. Сохранение и открытие изображений в Inkscape | Обучающийся должен знать: • назначение и функции графического редактора Inkscape, структуру рабочего окна Inkscape; • назначение команд меню, основных панелей инструментов, палитры цветов; • методику формирования изображений из геометрических примитивов; • назначение большинства инструментов рисования; • понятие контура, методику управления цветом и применения эффектов к объектам изображения; • принципы использования различных цветовых моделей в зависимости поставленной задачи. Обучающийся должен уметь: • сохранять, открывать и создавать новые изображения в среде Inkscape; • использовать инструменты рисования Перо, Прямоугольник, Эллипс, Рисовать звезды и многоугольники, Рисовать спирали; • создавать объекты, состоящие из нескольких десятков базовых геометрических фигур; • выделять, копировать и перемещать объекты; • вращать, отражать и масштабировать объекты; • изменять масштаб просмотра изображения; • закрашивать объекты, используя однородные, градиентные, узорные и текстурные заливки; • использовать цветовые модели RGB и CMYK при выборе цвета; • использовать линейки, направляющие линии, сетку; • изменять режим просмотра документа; • редактировать кривые и ломаные, создавать объекты из кривых и ломаных, используя все типы узлов; • организовывать, выравнивать и объединять объекты, применяя такие методы объединения, как группировка, комбинирование, сварка и обрезка; • применять к объектам эффекты выдавливание, вращение, подсветка; • использовать перетекание объектов; • добавлять в документ простые и фигурные текстовые фрагменты; • задавать параметры шрифта текстового фрагмента; • применять специальные эффекты к фигурному текстовому фрагменту. |
7. | | | Инструменты рисования. Рисование геометрических фигур |
8. | | | Понятие графического объекта. Операции с объектами |
9. | | | Заливка объектов, управление заливками |
10. | | | Практическая работа № 3. Создание простых рисунков. Практическая работа № 3*. Закрашивание объектов |
11. | | | Создание рисунков из кривых и ломаных. Практическая работа № 4. Использование кривых и ломаных |
12. | | | Порядок следования, выравнивание и группировка объектов. |
13. | | | Применение к объектам эффектов объемности и перетекания |
14. | | | Добавление и форматирование текста |
15. | | | Практическая работа № 5. Упорядочение и группировка объектов. Практическая работа № 5*. Применение графических эффектов. Практическая работа № 5**. Работа с текстом в графических изображениях |
Тематическое оценивание по теме: «Векторная графика» |
Тема 3. Растровая графика (10 часов) |
16. | | | Источники и параметры растровых изображений. Понятие о разрешении и ее связь с качеством растровых изображений. Глубина цвета. Связь глубины цвета с количеством цветов | Обучающийся должен знать: • назначение и функции графического редактора GIMP, а также структуру рабочего окна GIMP; • назначение и способ использования основных инструментов рисования; • методику выделения областей на изображениях разного типа и методику построения многослойных изображений; • различие между разрешением монитора и разрешением изображения Обучающийся должен уметь: • открывать, сохранять, а также создавать новые изображения в среде GIMP; • выделять фрагменты изображений с помощью инструментов Прямоугольное выделение, Выделение эллипса, Лассо, Волшебная палочка, Выделение по цвету, Умные ножницы, Выделение переднего плана; • перемещать, масштабировать и вращать границу выделения; • перемещать, копировать, масштабировать, вращать, закрашивать, освещать, затемнять выделенные области; • применять средства уточнения предварительного выделения; • обрабатывать выделенные области в стандартном режиме и в режиме маски; • использовать каналы RGB и каналы маски; • использовать цветовые модели RGB и CMYK. • создавать коллажи из фрагментов изображений; • руководить слоями изображений, используя панель инструментов Правка атрибутов слоя; • использовать инструменты рисования Карандаш, Кисть, Аэрограф, Заливка, Градиент, Ластик, Перо, Штамп, Штамп с перспективой, Лечебная кисть, Резкость, Палец, Затемнение, а также настраивать их параметры; • выбирать цвет на палитре, используя различные цветовые модели; • осуществлять тональную корректировку изображений, управляя яркостью и контрастностью изображения, применяя команду Уровни, автоматическую тоновую коррекцию и кривые; • осуществлять корректировку цвета изображений, устанавливать цветовой баланс с помощью команд Цветовой баланс, Тон-насыщенность, Тонировать, Яркость-Контраст, Порог, Кривые, Пастеризация; • освещать и затемнять фрагменты изображений вручную; • усиливать резкость изображений. |
17. | | | Среда программы GIMP. Основные инструменты и панели свойств. Практическая работа № 6. Основные приемы работы в среде GIMP |
18. | | | Выделение областей на изображениях. Уточнение выделения. Понятие и использование масок и каналов. Практическая работа № 7. Выделение областей и их обработка |
19. | | | Создание коллажей. Работа со слоями на изображениях |
20. | | | Черчение и закрашивание. |
21. | | | Перемещение, выравнивание, кадрирование, вращение, масштабирование, искривление, перспектива и зеркальное отражение выделенных фрагментов |
22. | | | Корректировка тона. Управление цветовым балансом, яркостью, балансом, насыщенностью и оттенками цвета |
23. | | | Использование различных цветовых моделей. Работа с каналами |
24. | | | Комплексная обработка фотографий. Ретуширование, устранение дефектов, освещение и затемнение фрагментов, повышение резкости |
25. | | | Практическая работа № 8. Обработка многослойных изображений, создания коллажей. Практическая работа № 8*. Рисование и закрашивание. Практическая работа № 8**. Корректировка цвета и тона. Практическая работа № 8***. Обработка цифровых фотографий |
Тематическое оценивание по теме: «Растровая графика» |
Тема 4. Конвертация и обмен изображениями между различными программами. Растеризация и векторизация изображений (4 часа) |
26. | | | Распространенные форматы графических файлов, их преимущества, недостатки и области применения. Импорт и экспорт изображений в редакторах Inkscape и GIMP | Обучающийся должен знать: • принципы сохранения изображений в растровых и векторных форматах; • методы сжатия графических данных и различия сжатых файловых форматов; • последовательность действий по импорту и экспорту изображений в редакторах Inkscape и GIMP; • особенности преобразования файлов изображений из растрового формата в векторный, из векторного в растровый, из одного векторного формата в другой и из одного растрового формата в другой; Обучающийся должен приводить примеры: • 3-4 векторных и 4-5 растровых форматов; Обучающийся должен уметь: • экспортировать изображения сред Inkscape и GIMP в файлы различных форматов; • импортировать изображение в среды графических редакторов Inkscape и GIMP; • импортировать изображение в приложение Microsoft Office; • редактировать векторные изображения, созданные средствами Microsoft Office в среде Inkscape |
27. | | | Преобразование файлов из одного формата в другой |
28. | | | Понятие о растеризации и векторизации. Обзор программ, предназначенных для автоматической и полуавтоматической векторизации. Практическая работа № 9. Растеризация и векторизация изображений |
29. | | | Понятие OLE объекта. Технология OLE-Automation. Достоинства и недостатки |
Тема 5. Создание анимированных изображений (4 часа) |
30. | | | Технологии компьютерной анимации. Понятие о Flash-анимации. Понятие о gif-анимации | Обучающийся должен знать: • основные технологии компьютерной анимации • принципы формирования анимационных изображений в gif-формате; • особенности Flash-анимации. Обучающийся должен уметь: • создавать анимированные gif-изображения и настраивать временные параметры их воспроизведения; • применять прозрачный цвет в gif‑изображении. |
31. | | | Программы для создания gif-анимации. Интерфейс программы. Работа с последовательностью кадров. Редактирование кадров анимации. Сохранение анимации. Параметры gif-файлов |
32. | | | Специальные эффекты. Прозрачный цвет. Создание анимационных изображений и настройки их параметров |
33. | | | Практическая работа № 10. Создание gif-анимации |
Тематическое оценивание по темам: «Конвертация и обмен изображениями между различными программами. Растеризация и векторизация изображений» и «Создание анимированных изображений» |