Рабочая программа по информатике для 10 класса. Физико-математический профиль
Рабочая программа по информатике для 10 класса. Физико-математический профиль
Рабочая программа составлена на основе авторской программы :
Угринович Н.Д. Программа курса информатики и ИКТ технологий для старшей школы на профильном уровне. Сборник: Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие/ Сост.: М.Н. Бородин.- 2-е изд., – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 584с / Количество часов: 136 ч.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике для 10 класса. Физико-математический профиль»
Муниципальное общеобразовательное учреждение Иркутского районного
муниципального образования «Оёкская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено
На заседании МО __________
Протокол № 1
От «__»_______2015г.
Руководитель МО
_____________________
Согласовано
«__»_______2015г
Зам директора по УВР
________Дунаева С.В.
Утверждаю
Приказ № _____
от «___»_____2015г.
Директор МОУ ИРМО «Оёкская СОШ»
________О.П. Тыртышная
Рабочая программа
по Информатике и ИКТ
для 10 Б класса
(уровень: профильный)
Учитель Мазий Елена Александровна
I квалификационная категория
Рабочая программа составлена на основе авторской программы :
Угринович Н.Д. Программа курса информатики и ИКТ технологий для старшей школы на профильном уровне . Сборник: Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие/ Сост.: М.Н. Бородин.- 2-е изд., – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 584с
2015-2016 учебный год.
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе:
Авторской программы Н.Д. Угринович. Программа курса « Информатика и ИКТ» для старшей школы на профильном уровне . содержание которой соответствует Примерной программе среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на профильном уровне, рекомендованной Министерством образования и науки РФ. Сборник: Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие/ Сост.: М.Н. Бородин.- 2-е изд., – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 584с.
Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по информатике и ИКТ, утвержден приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7).
Распоряжение министерства образования Иркутской области от 12.08.2011 года №920-мр «О региональном учебном плане общеобразовательных учреждений Иркутской области» (с изменениями, внесенными распоряжениями от 07.08.2012 г№962, от 10 мая 2012 г №561-мр на 4,5-11 классов).
Учебный план МОУ ИРМО «Оёкская СОШ» на 2015/2016 учебный год.
Письмо министерства образования Иркутской области службы по контролю и надзору в сфере образования иркутской области № 55-37-6194/15 от 02.07.2015 года; № 75-37-1237/15 от 02.07.2015 г. « О формировании учебного плана, плана внеурочной деятельности образовательными организациями Иркутской области на 2015-2016 учебный год.»
Рабочая программа является приложением к образовательной программе среднего общего образования МОУ ИРМО «Оёкская средняя общеобразовательная школа» и обеспечивает достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Программа рассчитана на 4 ч. в неделю, 136 часов за год.
Имеются некоторые структурные отличия в распределении часов по темам курса. Так увеличено количество часов на повторение и подготовку к ЕГЭ, уменьшено количество часов на темы «Разработка Web–сайтов и Web–дизайн» и «Информационное общество». Для обучения основам объектно-ориентированного программирования используется язык Visual Basic, так как в основной школе обучение основам программирования проводилось этом на языке. Учащиеся познакомятся и с другими с языками: в 10 классе – Delphi, Visual C#, Visual J#; в 11 классе– Turbo Delphi; увидят различия.
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов.
Основными содержательными линиями в изучении данного предмета являются:
информация и информационные процессы, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) как средства их автоматизации;
математическое и компьютерное моделирование;
основы информационного управления.
Программой предполагается проведение практикумов – больших практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Задача практикума – познакомить учащихся с основными видами широко используемых аппаратных и программных средств ИКТ. В рамках такого знакомства учащиеся выполняют соответствующие, представляющие для них смысл и интерес проекты, в том числе относящиеся к другим школьным предметам.
Обучающие практические работы включены в содержание комбинированных уроков, на которых теория закрепляется выполнением практической работы, которая носит не оценивающий, а обучающий характер. Оценки за выполнение таких работ могут быть выставлены учащимся, самостоятельно справившимся с ними.
Цели.
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; средствам моделирования; информационным процессам в биологических, технологических и социальных системах;
овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; создавать программы на языке программирования по их описанию; использовать общепользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя;
развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления;
воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;
приобретение опыта создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.
Задачи
систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс общего образования;
подготовить учащихся к жизни в информационном обществе.
Основным результатом обучения является достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения информатики и информационных технологий на профильном уровне ученик должен
знать/понимать:
логическую символику;
основные конструкции языка программирования;
свойства алгоритмов и основные алгоритмические конструкции; тезис о полноте формализации понятия алгоритма;
виды и свойства информационных моделей реальных объектов и процессов, методы и средства компьютерной реализации информационных моделей;
общую структуру деятельности по созданию компьютерных моделей;
назначение и области использования основных технических средств информационных и коммуникационных технологий и информационных ресурсов;
виды и свойства источников и приемников информации, способы кодирования и декодирования, причины искажения информации при передаче; связь полосы пропускания канала со скоростью передачи информации;
базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей;
нормы информационной этики и права, информационной безопасности, принципы обеспечения информационной безопасности;
способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ;
уметь:
выделять информационный аспект в деятельности человека; информационное взаимодействие в простейших социальных, биологических и технических системах;
строить информационные модели объектов, систем и процессов, используя для этого типовые средства (язык программирования, таблицы, графики, диаграммы, формулы и т.п.);
вычислять логическое значение сложного высказывания по известным значениям элементарных высказываний;
проводить статистическую обработку данных с помощью компьютера;
интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов;
устранять простейшие неисправности, инструктировать пользователей по базовым принципам использования ИКТ;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи и обработки информации;
оперировать информационными объектами, используя имеющиеся знания о возможностях информационных и коммуникационных технологий, в том числе создавать структуры хранения данных; пользоваться справочными системами и другими источниками справочной информации; соблюдать права интеллектуальной собственности на информацию;
проводить виртуальные эксперименты и самостоятельно создавать простейшие модели в учебных виртуальных лабораториях и моделирующих средах;
выполнять требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; обеспечение надежного функционирования средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
поиска и отбора информации, в частности, относящейся к личным познавательным интересам, связанной с самообразованием и профессиональной ориентацией;
представления информации в виде мультимедиа объектов с системой ссылок (например, для размещения в сети); создания собственных баз данных, цифровых архивов, медиатек;
подготовки и проведения выступления, участия в коллективном обсуждении, фиксации его хода и результатов;
личного и коллективного общения с использованием современных программных и аппаратных средств коммуникаций;
соблюдения требований информационной безопасности, информационной этики и права.
Содержание программы в
10 классе (136 час.)
Архитектура компьютера и защита информации – 19 час.
Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Процессор и оперативная память. Внешняя (долговременная) память
Файл и файловые системы. Логическая структура носителя информации. Иерархическая файловая система
Назначение и состав операционной системы. Загрузка операционной системы
Защита информации от вредоносных программ. Антивирусные программы. Компьютерные вирусы. Сетевые черви. Троянские программы. Рекламные и шпионские программы. Спам.
магистрально-модульный принцип построения компьютера;
особенности операционных систем и их основных технологических механизмов;
способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ.
Учащиеся должны уметь:
выполнять требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; обеспечение надежного функционирования средств ИКТ;
выполнять простейшие задачи системного администрирования, оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов;
оценивать объем памяти, необходимый для хранения информации и скорость передачи информации; устранять простейшие неисправности; инструктировать пользователей по базовым принципам использования ИКТ;
применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни при администрировании своего компьютера, при выполнении операций, связанных с использованием современных средств ИКТ.
Основные термины по разделу:
BIOS
Программы начальной загрузки, находящиеся в микросхеме памяти (англ. «Basic Input/Output System» — базовая система ввода/вывода)
Blu-Ray
Оптический диск повышенной информационной емкости (англ. «Blue-Ray» — голубой луч)
CD
Компакт-диск (англ. «Compact Disk»)
CDFS
Файловая система для работы с оптическими дисками, предназначенная для использования под управлением различных операционных систем (англ. «Compact Disk File System» — файловая система для компакт-дисков)
DDR
Тип модулей (англ. «Double Data Rate» — удвоенная скорость передачи данных). Модули памяти DDR имеют 184 разъема
DDR2
Тип модулей оперативной памяти, которые обладают меньшим энергопотреблением, чем модули DDR, и поэтому могут иметь большую частоту. Модули памяти DDR2 имеют 240 разъемов
DVD
Цифровой универсальный диск (англ. «Digital Versatile Disk»)
ext3
Журналируемая файловая система для операционной системы Linux (англ. «ext3» — 3-я расширенная файловая система)
FAT
Таблица размещения файлов (англ. «File Allocation Table»)
HDDVD
Цифровой универсальный диск повышенной информационной емкости (англ. «High Definition DVD»)
HFS
Журналируемая файловая система для операционной системы Mac OS (англ. «Hierarchical File System» — иерархическая файловая система)
POST
Система самотестирования компьютера при включении (англ. «Power On Self Test»)
ReiserFS
Журналируемая файловая система для операционной системы Linux (англ. «ReiserFS» — файловая система Райзера).
SFX
Самораспаковывающийся архив (англ. «SelF-eXtracting»)
UDF
Файловая система для работы с файлами на оптических дисках (англ. «Universal Disk Format» — универсальный дисковый формат)
Кластер
Логическая единица хранения данных в таблице размещения файлов, объединяющая группу секторов (англ. «cluster»)
Мультисессия
При записи CD- или DVD-диска можно записывать файлы в несколько сессий (приемов)
Полевой транзистор
Транзистор, в котором ток изменяется в результате действия перпендикулярного току электрического поля, создаваемого входным сигналом
Хакер
Компьютерный злоумышленник, который организует сетевые атаки на Интернет-серверы, а также проникает на них с неблаговидными целями
Информация. Системы счисления – 27 час.
Понятие «информация» в науках о неживой и живой природе, обществе и технике. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации. Формула Шеннона. Кодирование текстовой, графической и звуковой информации. Хранение информации
Кодирование числовой информации. Системы счисления. Непозиционные системы счисления. Позиционные системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Арифметические операции в позиционных системах счисления.
Представление чисел в компьютере. Представление чисел в формате с фиксированной запятой. Представление чисел в формате с плавающей запятой.
Компьютерный практикум:
Практическое задание «Перевод единиц измерения количества информации».
Практическое задание «Определение количества информации».
Практическое задание «Римская система счисления».
Практическое задание. «Перевод целого десятичного числа в целое двоичное, восьмеричное и шестнадцатеричное числа».
Практическое задание «Арифметические операции в позиционных системах счисления».
Учащиеся должны знать/понимать:
виды и свойства источников и приемников информации, способы кодирования и декодирования, причины искажения информации при передаче;
особенности протекания информационных процессов в природе, обществе, технике;
подходы к измерению информации, алфавитный и вероятностный подход;
связь полосы пропускания канала со скоростью передачи информации;
кодирование текстовой, графической и звуковой информации;
основные понятия систем счисления, алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую;
особенности представления целых и действительных чисел в ЭВМ.
Учащиеся должны уметь:
выделять информационный аспект в деятельности человека; информационное взаимодействие в простейших социальных, биологических и технических системах;
определять вид информационного процесса;
работать с различными носителями информации.
Основные термины по разделу:
Бит
Количество информации, которое содержит сообщение, уменьшающее неопределенность знаний в два раза
Глубина кодирования звука
Количество информации, которое необходимо для кодирования дискретных уровней громкости цифрового звука
Глубина цвета
Количество информации, которое используется при кодировании цвета точек изображения
Пиксель
Минимальный элемент изображения (точка), которому можно задать цвет и яркость. Пиксель является элементом растра
Равновероятные события
События называются равновероятными, если при возрастающем количестве испытаний (10, 100, 1000 и так далее) количество реализаций событий будут все более сближаться
Разрешающая способность
Характеристика качества изображения. Разрешающая способность экрана монитора определяется количеством точек по горизонтали и вертикали
Растр
Двумерный массив точек, упорядоченных в строки и столбцы, который используется для создания изображения на экране монитора
Синергетика
Наука о самоорганизующихся системах в неживой и живой природе, обменивающихся веществом, энергией и информацией с окружающей средой
Система счисления
Знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемых цифрами
Частота дискретизации звука
Количество измерений громкости звука за одну секунду
Основы логики и логические основы компьютера – 18 час.
Формы мышления. Алгебра логики. Логическое умножение, сложение и отрицание. Логические выражения. Логические функции. Логические законы и правила преобразования логических выражений.
Логические основы устройства компьютера. Базовые логические элементы. Сумматор двоичных чисел. Триггер.
В редакторе схем нарисовать логические и электрические схемы логических элементов «И», «ИЛИ и «НЕ».
В компьютерном конструкторе «Начала электроники» создать модели электрических схем логических элементов «И», «ИЛИ и «НЕ».
В редакторе схем нарисовать логические схемы логических функций.
В редакторе схем нарисовать логические схемы полусумматора и сумматора одноразрядных двоичных чисел.
В редакторе схем нарисовать логическую схему триггера.
Учащиеся должны знать/понимать:
логическую символику;
основные понятия формальной логики;
основные операции и законы алгебры логики;
назначение таблиц истинности;
реализацию логических операций средствами электроники;
принципы построения схем из логических элементов.
Учащиеся должны уметь:
вычислять логическое значение сложного высказывания по известным значениям элементарных высказываний;
представлять логические выражения в виде формул и таблиц истинности;
преобразовывать логические выражения;
строить логические схемы из основных логических элементов по формулам логических выражений.
Основные термины по разделу:
Высказывание
Форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о реальных предметах, их свойствах и отношениях между ними. Высказывание может быть либо истинно, либо ложно
Логика
Наука о формах и способах мышления
Понятие
Форма мышления, фиксирующая основные, существенные признаки объекта
Умозаключение
Форма мышления, с помощью которой из одного или нескольких высказываний (посылок) может быть получено новое высказывание (вывод)
Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование – 66 час. (23+43)
Алгоритм и его свойства. Алгоритмические структуры «ветвление» и «выбор». Алгоритмическая структура «цикл».
История развития языков программирования
Введение в объектно-ориентированное визуальное программирование. Объекты: свойства и методы. События. Проекты и приложения
Система объектно-ориентированного программирования Visual Basic. Переменные. Графический интерфейс. Процедуры и функции. Итерация и рекурсия.
Алгоритмы перевода чисел и их кодирование на языке объектно-ориентированного программирования Visual Basic. Алгоритм перевода целых чисел. Алгоритм перевода дробных чисел
Графика в языке программирования Visual Basic. Компьютерная и математическая системы координат. Анимация.
свойства алгоритмов и основные алгоритмические структуры;
основные принципы объектно-ориентированного программирования;
понятия класса, объекта;
структуру модуля;
основные понятия: события, свойства объектов, методы объектов.
Учащиеся должны уметь:
составлять оптимальный алгоритм решения задачи, выбирая для реализации соответствующие алгоритмические конструкции;
определять минимальный объем переменных, необходимых для решения поставленной задачи и описывать их в программе;
разрабатывать алгоритм и анализировать его;
использовать в программах процедуры и функции пользователя;
создавать несложные проекты;
производить отладку проекта.
Основные термины по разделу:
Алгоритм
Строго детерминированная последовательность действий, описывающая процесс преобразования объекта из начального состояния в конечное, записанная с помощью понятных исполнителю команд
Атрибут
Признак или свойство, характеризующее объект
Консольное приложение
Приложение, не имеющее графического интерфейса
Обработчик события
Процедура, которая начинает выполняться после реализации определенного события
Процедура
Подпрограмма, которая не возвращает значения и начинает выполняться после ее вызова из другой процедуры
Синтаксис
В естественных языках – совокупность правил построения предложений. В языках программирования - правила записи операторов, методов и так далее
Форма
Объект, представляющий собой окно на экране, в котором размещаются элементы управления
Функция
Подпрограмма, которая возвращает значение и может входить в состав выражений
Элементы управления
Объекты, являющиеся элементами графического интерфейса проекта и реагирующие на события, производимые пользователем или другими программными объектами
Повторение, подготовка к ЕГЭ – 6 час.
Учебно-тематический план планирование
№ п/п
Наименование
разделов и тем
Кол-во часов
Из них
Теорети-
ческие занятия
Лабора-торные и практи-ческие работы,
Конт-рольная работа
Самостоя-тельная
1
Входная контрольная работа
1
1
2
Архитектура компьютера и защита информации
18
11
6
1
3
Информация. Системы счисления
27
14
11
1
1
4
Основы логики и логические основы компьютера
18
6
10
1
1
5
Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование
66
23
34
7
6
Повторение, подготовка к ЕГЭ
6
2
4
Итого
136
56
65
3
10
Перечень учебно-методического обеспечения
I. Учебно-методический комплект
1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
2. http://infcd.metodist.ru
3. Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. Сборник задач. для 10-11 классов – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.2010 г.
II. Литература для учителя
1. Авторская презентация УМК Угриновича Н. Д. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/files/IIKT8-11_2009.zip
2. Таблицы соответствия содержания УМК Государственному образовательному стандарту 10-11 класс (профильный уровень).http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/files/ts10-11p.doc
3. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
4. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы/ Составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012г.
Материально-техническая база.
Портативный программно-технический комплекс педагога Компьютер Acer TM5760-32353G32Mnsk.
Портативный программно-технический комплекс обучающегося Компьютер Acer TM5744-382G32Mnkk
Гарнитура компактная Senmai SCL-HD265
Мышь оптическая ARCTIC M111
Интерактивная доска с программным обеспечением русифицированным
SMART Board 480
Документ камера Gaoke GK-9000A
Многофункциональное устройство Canon i-SENSYS MF4550d
Акустические колонки TDS-501 Wood
Операционная система Windows 7 Professional Russian 32-bit,
Свободное ПО
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по информатике и ИКТ
Класс 10
Учитель Мазий Е.А.
Количество часов
Всего 136 часов; в неделю 4 час.
Плановых : контрольных работ: 3, заданий и практических работ: 65,
самостоятельных работ: 10
Планирование составлено на основе авторской программы Угринович Н. Д. Программа курса «Информатика и ИКТ» для старшей школы на профильном уровне . Сборник: Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы/Сост.: М.Н. Бородин.- 6-е изд., испр. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 584с.
Учебник Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
№ урока
Раздел. Тема урока.
Кол-во часов
Дата
Корректи-ровка
I четверть- 9 учебных недель, 36 часов
Архитектура компьютера и защита информации
18
1
Техника безопасности. Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Практическое задание «Тестирование системной платы
1
2
Процессор.
1
3
Определение объема кэш-памяти, температуры и производительности процессора. Практическое задание «Определение объемов кэш-памяти процессора».
1
4
Оперативная память. Определение объема виртуальной памяти и загруженности процессора Практическое задание «Определение температуры процессора».
1
5
Внешняя (долговременная) память
1
6
Входная контрольная работа
7
Логическая структура носителя информации
1
8
Файл
1
9
Иерархическая файловая система
1
10
Операционная система
1
11
Вредоносные и антивирусные программы. Компьютерные вирусы и защита от них