kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа спецкурса "Занимательная информатика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В программе даны планируемые результаты, тематическое планирование и календарно - тематическое планирование рассчитанное на 34 часа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа спецкурса "Занимательная информатика"»











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

СПЕЦКУРСА «Занимательная информатика»

для обучающихся 2 класса











































Введение.

Рабочая программа к спецкурсу «Занимательная информатика» составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 286), а также программы воспитания.

В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ, так как именно в рамках этого предмета созданы условия для формирования видов деятельности, имеющих общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов; сбор, хранение, преобразование и передача информации; управление объектами и процессами.

Цели и задачи программы

Содержание настоящей программы направлено на достижение следующей цели: формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты.

Для достижения поставленных целей в процессе изучения материала программы необходимо решить следующие задачи:

• показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;

• организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

• организовать компьютерный практикум, ориентированный на:

 формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов ин-формации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов);

 овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств;

 формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

 создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и со-трудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

Формой организации образовательного процесса спецкурса «Занимательная информатика» являются:

• Самостоятельная работа (выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставляемое для этого время)

• Индивидуальная практическая работа (разнотипность заданий по уровню сложности, большая самостоятельность, большая опора на учебник и справочный материал, более сложные вопросы к ученику)

• Коллективный урок (участие нескольких классов одной параллели: урок-конференция, урок-путешествие)

• Групповая форма (деление класса на 2 и более групп)

• Парная форма

Целесообразно применять общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:

Словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа)

Наглядные методы (наблюдение, демонстрация наглядных пособий, презентаций)

Практические методы (практические компьютерные работы)

Активные методы (метод проблемных ситуаций, метод проектов, ролевые игры и др.)

Каждое занятие включает в себя элементы теории, практику, демонстрации, практическую работу.

Программа рассчитана на 34 учебных недели (1ч в неделю).



  1. Планируемые результаты освоения спецкурса«Занимательная информатика»



Личностные образовательные результаты


В результате освоения программы «Занимательная информатика» учащиеся получат:

  • широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;

  • интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

  • готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности.


Метапредметные образовательные результаты


Регулятивные УУД:

-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и

определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

-Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция)

-Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция

Познавательные УУД:

-Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,

дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД)

-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

-Умение анализировать объекты с целью выделения признаков (объекты с выделением существенных и несущественных признаков);

Умение выбрать основание для сравнения объектов (сравнивает по заданным критериям два три объекта, выделяя два-три существенных признака);

Умение выбрать основание для классификации объектов (проводит классификацию по заданным критериям);

Умение определять последовательность событий (строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях);

Умение определять последовательность действий (составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов);

Умение использовать знаково-символические средства;

Умение кодировать и декодировать информацию;

Умение понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию).

Коммуникативные УУД:

-Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение (учебное сотрудничество)

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

-высказывать и обосновывать свою точку зрения;

-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-задавать вопросы. определять наиболее эффективные способы достижения результата;

– уметь находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять; • анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

-видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;

-оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

Предметные образовательные результаты


  • правила поведения при работе с компьютером;

  • основные устройства компьютера;

  • понятие файла;

  • владение понятиями «равно», «не равно», «больше», «меньше», «вверх», «вниз», «вправо», «влево», «действия предметов», «возрастание», «убывание», «множество», «симметрия»;

  • название цветов, форм и размеров предметов;

  • понятие фрагмента рисунка;

  • точные способы построения геометрических фигур;

  • понятие пикселя и пиктограммы;

  • основные способы работы с информацией в программе Paint, Word, Power Point.

будут сформированы:

  • образное логическое мышление;

  • основы алгоритмической культуры;

  • интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

  • основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности;

  • Способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

  • Способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Ученик научится:

  • уверенно и легко владеть компьютером;

  • делать выбор в режиме «меню» и управлять объектами на экране монитора;

  • использовать клавиатуру и мышь при работе с прикладными программами;

  • работать с интерактивной доской;

  • вставлять картинки из файлов;

  • получать различные варианты решения для одной и той же задачи;

  • выделять форму предметов; определять размеры предметов; располагать предметы, объекты, цифры по возрастанию, убыванию; выделять, отображать, сравнивать множества и его элементы; уметь строить симметричные изображения простых геометрических фигур;

  • создавать рисунки в графическом редакторе Paint;

  • уметь составлять презентации в программе Power Point;

  • создавать текстовые документы;

  • печатать текст;

  • редактировать текст;

  • вставлять рисунки, объект WordArt;

  • самостоятельно составлять композиции;

  • видеть ошибки и уметь их исправлять.

Ученик получит возможность:

  • уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;

  • уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;

  • знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.




  1. Содержание программного материала

  1. Знакомство с персональным компьютером

Техника безопасности и организация рабочего места в кабинете информатики. Человек и компьютер. Основные устройства компьютера и технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер.

  1. Изучение графического редактора

Меню и интерфейс графического редактора. Панель палитра. Панель инструменты. Настройка инструментов рисования. Создание рисунков с помощью инструментов. Создание надписей в графическом редакторе. Создание рисунков с помощью клавиши Shift. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Объединение фрагментов.

Проекты: «Цветы для мамы», «Мой край», «Зимние краски», «Поздравительная открытка»

  1. Освоение клавиатурного тренажёра

Интерфейс клавиатурного тренажера. Позиции пальцев. Запуск и выключение учебной программы (компьютерного тренажера).

Тренировка набора букв:

  • "а" и "о",

  • "а", "л", "м", "р", "ы",

  • "в" и "л",

  • "д" и "ы",

  • "е" и "н",

  • "и" и "т",

  • "м" и "ь",

  • "п" и "р".


  1. Знакомство с текстовым процессором MSOfficeWord

Интерфейс текстового процессора. Правила ввода букв, удаления символов. Специальные клавиши для набора заглавных букв, удаления символов, перехода в следующую строку.

Понятие «анаграмма», способы разгадывания анаграмм. Игры:

«Подбери слова»,

«Путешествие в мир Анаграмм»,

«Собери клавиатуру».

  1. Обобщающее повторение.Закрепление основных понятий, изученных в течение года. Проверка сформированности навыков работы с ПК.











  1. Тематическое планирование


раздела

Название тем раздела

Количество часов

1

Знакомство с персональным компьютером

2

2

Изучение графического редактора

17

3

  1. Освоение клавиатурного тренажёра

9

4

Знакомство с текстовым процессором MSOfficeWord

3

5

  1. Обобщающее повторение.

3


Итого

34



























  1. Календарно – тематическое планирование уроков спецкурса «Занимательная информатика»

№ п/п

№ урока в разделе

Тема занятия

Датапоплану

Дата фактическая

1 раздел. «Знакомство с персональным компьютером» - 2 ч.

1

1

Техника безопасности и организация рабочего места в кабинете информатики.



2

2

Компьютер и его устройство. Программы



2 раздел. «Изучение графического редактора » - 17 ч.

3

1

Инструменты для рисования.



4

2

Освоение среды графического редактора Paint



5

3

Сохранение рисунка на диске. Открытие файла с рисунком



6

4

Построения с помощью клавиши Shift.



7

5

Работа с фрагментами рисунков.



8

6

Графический редактор Paint. Составление рисунков на заданные темы



9

7

Графический редактор Paint. Составление рисунков на заданные темы



10

8

Графический редактор Paint. Составление рисунков на заданные темы



11

9

Проект «Цветы для мамы»



12

10

Проект «Цветы для мамы»



13

11

Проект «Мой край». Ландшафт. Животные



14

12

Проект «Мой край». Объединение фрагментов



15

13

Проект «Мой край». Объединение фрагментов



16

14

Проект «Зимние краски»



17

15

Проект «Зимние краски»



18

16

Проект «Поздравительная открытка»



19

17

Проект «Поздравительная открытка»



3 раздел. «Освоение клавиатурного тренажёра» - 9 ч.

20

1

Знакомство с клавишами компьютерной клавиатуры.



21

2

Изучение расположения на клавиатуре и набора букв "а" и "о". Игра «Тренируем пальчики».



22

3

Изучение расположения на клавиатуре и набора букв "а", "л", "м", "р", "ы". Игра «Тренируем пальчики».



23

4

Изучение расположения на клавиатуре и набора букв "в" и "л". Игра «Тренируем пальчики».



24

5

Изучение расположения на клавиатуре и набора букв "д" и "ы". Игра «Тренируем пальчики».



25

6

Изучение расположения на клавиатуре и набора букв "е" и "н". Игра «Тренируем пальчики».



26

7

Изучение расположения на клавиатуре и набора букв "и" и "т". Игра «Тренируем пальчики».



27

8

Изучение расположения на клавиатуре и набора букв "м" и "ь". Игра «Тренируем пальчики».



28

9

Изучение расположения на клавиатуре и набора букв "п" и "р". Игра «Тренируем пальчики».



4 раздел. «Знакомство с текстовым процессором MS OfficeWord» - 3 ч.

29

1

Игра «Подбери слова»



30

2

Игра «Путешествие в мир Анаграмм»



31

3

Игра «Собери клавиатуру»



5 раздел. «Обобщающее повторение» - 3 ч.

32

1

Игра «Весёлые художники»



33

2

Игра «Весёлые художники»



34

3

Итоговое занятие





















V. Список литературы, использованной при разработке программы


1. «Информатика. Программа для начальной школы: 2-4 классы» / Н.В. Матвеева, М.С. Цветкова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 – 133 с.

2. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Информатика: учебник для 2 класса. - М.: Бином, 2008

3. Цифровые образовательные ресурсы к учебнику «Информатика», 2, 3, 4 классы, Матвеева

Н.В. и др.

4. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Информатика: Методи-ческое пособие 2, 3, 4 классы - М.: Бином, 20014

5. [Электронный ресурс] Ю. А. Аверкин, Д. И. Павлов Информатика 2–4 классы Методиче-ское пособие http://lbz.ru/metodist/authors/informatika/10/


6. ЭОР Единой коллекции к учебнику Н.В. Матвеева и др. «Информатика» (http://school-collection.edu.ru/)

7. ЭОР Единой коллекции «Виртуальные лаборатории» (http://school-collection.edu.ru)

8. Авторская мастерская Н.В. Матвеевой (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/4/)

9. Лекторий «ИКТ в начальной школе» ( http://metodist.lbz.ru/lections/8/)



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Рабочая программа спецкурса "Занимательная информатика"

Автор: Кувшинова Светлана Валерьевна

Дата: 13.10.2025

Номер свидетельства: 675382


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства