Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа спецкурса "Занимательная информатика"»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
СПЕЦКУРСА «Занимательная информатика»
для обучающихся 2 класса
Введение.
Рабочая программа к спецкурсу «Занимательная информатика» составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 286), а также программы воспитания.
В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ, так как именно в рамках этого предмета созданы условия для формирования видов деятельности, имеющих общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов; сбор, хранение, преобразование и передача информации; управление объектами и процессами.
Цели и задачи программы
Содержание настоящей программы направлено на достижение следующей цели: формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты.
Для достижения поставленных целей в процессе изучения материала программы необходимо решить следующие задачи:
• показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
• организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
• организовать компьютерный практикум, ориентированный на:
формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов ин-формации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов);
овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и со-трудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Формой организации образовательного процесса спецкурса «Занимательная информатика» являются:
• Самостоятельная работа (выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставляемое для этого время)
• Индивидуальная практическая работа (разнотипность заданий по уровню сложности, большая самостоятельность, большая опора на учебник и справочный материал, более сложные вопросы к ученику)
• Коллективный урок (участие нескольких классов одной параллели: урок-конференция, урок-путешествие)
• Групповая форма (деление класса на 2 и более групп)
• Парная форма
Целесообразно применять общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:
Словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа)
Наглядные методы (наблюдение, демонстрация наглядных пособий, презентаций)
Практические методы (практические компьютерные работы)
Активные методы (метод проблемных ситуаций, метод проектов, ролевые игры и др.)
Каждое занятие включает в себя элементы теории, практику, демонстрации, практическую работу.
Программа рассчитана на 34 учебных недели (1ч в неделю).
Планируемые результаты освоения спецкурса«Занимательная информатика»
Личностные образовательные результаты
В результате освоения программы «Занимательная информатика» учащиеся получат:
широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;
интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности.
Метапредметные образовательные результаты
Регулятивные УУД:
-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и
определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
-Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция)
-Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция
Познавательные УУД:
-Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД)
-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
-Умение анализировать объекты с целью выделения признаков (объекты с выделением существенных и несущественных признаков);
Умение выбрать основание для сравнения объектов (сравнивает по заданным критериям два три объекта, выделяя два-три существенных признака);
Умение выбрать основание для классификации объектов (проводит классификацию по заданным критериям);
Умение определять последовательность событий (строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях);
Умение определять последовательность действий (составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов);
Умение использовать знаково-символические средства;
Умение кодировать и декодировать информацию;
Умение понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию).
Коммуникативные УУД:
-Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение (учебное сотрудничество)
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
-высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-задавать вопросы. определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– уметь находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять; • анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
-видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
-оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
основные способы работы с информацией в программе Paint, Word, Power Point.
будут сформированы:
образное логическое мышление;
основы алгоритмической культуры;
интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности;
Способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
Способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Ученик научится:
уверенно и легко владеть компьютером;
делать выбор в режиме «меню» и управлять объектами на экране монитора;
использовать клавиатуру и мышь при работе с прикладными программами;
работать с интерактивной доской;
вставлять картинки из файлов;
получать различные варианты решения для одной и той же задачи;
выделять форму предметов; определять размеры предметов; располагать предметы, объекты, цифры по возрастанию, убыванию; выделять, отображать, сравнивать множества и его элементы; уметь строить симметричные изображения простых геометрических фигур;
создавать рисунки в графическом редакторе Paint;
уметь составлять презентации в программе Power Point;
создавать текстовые документы;
печатать текст;
редактировать текст;
вставлять рисунки, объект WordArt;
самостоятельно составлять композиции;
видеть ошибки и уметь их исправлять.
Ученик получит возможность:
уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
Содержание программного материала
Знакомство с персональнымкомпьютером
Техника безопасности и организация рабочего места в кабинете информатики. Человек и компьютер. Основные устройства компьютера и технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер.
Изучениеграфическогоредактора
Меню и интерфейс графического редактора. Панель палитра. Панель инструменты. Настройка инструментов рисования. Создание рисунков с помощью инструментов. Создание надписей в графическом редакторе. Создание рисунков с помощью клавиши Shift. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Объединение фрагментов.
Проекты: «Цветы для мамы», «Мой край», «Зимние краски», «Поздравительная открытка»
Освоениеклавиатурноготренажёра
Интерфейс клавиатурного тренажера. Позиции пальцев. Запуск и выключение учебной программы (компьютерного тренажера).
Тренировка набора букв:
"а" и "о",
"а", "л", "м", "р", "ы",
"в" и "л",
"д" и "ы",
"е" и "н",
"и" и "т",
"м" и "ь",
"п" и "р".
Знакомство с текстовым процессором MSOfficeWord
Интерфейс текстового процессора. Правила ввода букв, удаления символов. Специальные клавиши для набора заглавных букв, удаления символов, перехода в следующую строку.
Понятие «анаграмма», способы разгадывания анаграмм. Игры:
«Подбери слова»,
«Путешествие в мир Анаграмм»,
«Собери клавиатуру».
Обобщающее повторение.Закрепление основных понятий, изученных в течение года. Проверка сформированности навыков работы с ПК.