Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ВУД Мир информатики 2-4 класс. ФГОС»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 11 имени С.К. Костина
г.Рыбинск
Утверждена приказом
директора школы
№ __________ от _________________
Директор школы:_________ М.Д. Масалыга
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности «Мир информатики»
\
во 2-4 классах
105 часов
учителя Лукашиной С.А.
2016 - 2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир информатики» во 2-4 классах разработана на основе:
Закона «Об образовании Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении введения в действие ФГОС ООО»;
Авторская программа по Информатике для начальной школы (2-4 классы) / Н.В. Матвеева, М.С. Цветкова. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Основной образовательной программа МОУ СОШ №11 им. С.К. Костина, утвержденной приказом №_____ от 01.09.2016г.
Положения о рабочей программе МОУ СОШ №11 им. С.К. Костина (на основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г. №1576 п.19.5.)
Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Мир информатики» во 2-4 классах обеспечена УМК авторов Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатовой, Л.П. Панкратовой, Н.А. Нуровой «Информатика» 2, 3, 4 классы. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Мир информатики» во 2-4 классах
С учетом специфики интеграции учебного предмета в образовательный план конкретизируются цели выбранного курса «Информатика» в рамках той или иной образовательной области для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.
1-я группа
требований:
личностные
результаты
Эти требования достигаются под воздействием применения методики обучения и особых отношений «учитель — ученик»:
готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению
и познанию;
ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции;
социальные компетенции;
личностные качества
2-я группа требований: метапредметные результаты
Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении проектов во внеурочное время — это освоение УУД:
познавательных;
регулятивных;
коммуникативных;
овладение межпредметными понятиями (объект, система, действие, алгоритм и др.)
3-я группа
требований:
предметные
результаты
Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении заданий и проектов во внеурочное время
С точки зрения достижения планируемых результатов обучения наиболее ценными являются следующие компетенции, отраженные в содержании курса:
наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектом, и учиться устно и письменно описывать объекты по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией;
соотносить результаты наблюдения с целью, соотносить результаты проведения опыта с целью, т. е. получать ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели? »;
устно и письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте, т. е. создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого объекта с помощью компьютера с использованием текстового или графического редактора;
понимать, что освоение собственно информационных технологий (текстового и графического редакторов) является не самоцелью, а способом деятельности в интегративном процессе познания и описания (под описанием понимается создание информационной модели текста, рисунка и др.);
выявлять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых объектов; в процессе информационного моделирования и сравнения объектов анализировать результаты сравнения (ответы на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»); объединять предметы по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как..., такой же, как...), различать целое и часть. Создание информационной модели может сопровождаться проведением простейших измерений разными способами. В процессе познания свойств изучаемых объектов осуществляется сложная мыслительная деятельность с использованием уже готовых предметных, знаковых и графических моделей;
решать творческие задачи на уровне комбинаций, преобразования, анализа информации при выполнении упражнений на компьютере и компьютерных проектов;
самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой конструкторской задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации, создавая простейшие мультимедийные объекты и презентации, применять простейшие логические выражения типа: «...и/или...», «если... то...», «не только, ной...» и давать элементарное обоснование высказанного суждения;
овладевать первоначальными умениями передачи, поиска , преобразования, хранения информации, использования компьютера; при выполнении интерактивных компьютерных заданий и развивающих упражнений — поиском (проверкой) необходимой информации в интерактивном компьютерном словаре, электронном каталоге библиотеки. Одновременно происходит овладение различными способами представления информации, в том числе в табличном виде, упорядочения информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию);
получать опыт организации своей деятельности, выполняя специально разработанные для этого интерактивные задания. Это задания, предусматривающие выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам, самостоятельное установление последовательности действий при выполнении интерактивной учебной задачи, когда требуется ответ на вопрос «В какой последовательности следует это делать, чтобы достичь цели? »;
получать опыт рефлексивной деятельности, выполняя особый класс упражнений и интерактивных заданий. Это происходит при определении способов контроля и оценки собственной деятельности (ответы на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли я делаю это?»), нахождении ошибок в ходе выполнения упражнения и их исправлении;
приобретать опыт сотрудничества при выполнении групповых компьютерных проектов: уметь договариваться, распределять работу между членами группы, оценивать свой личный вклад и общий результат деятельности.
учетом индивидуальных интеллектуальных различий учащихся в образовательном процессе через сочетания типологически ориентированных форм представления содержания учебных материалов во всех компонентах УМК;
оптимальным сочетанием вербального (словесно-семантического), образного (визуально-пространственного) и формального (символического) способов изложения учебных материалов без нарушения единства и целостности представления учебной темы;
учетом разнообразия познавательных стилей учащихся через обеспечение необходимым учебным материалом всех возможных видов учебной деятельности.
Кроме того, соответствие возрастным особенностям учащихся достигалось через развитие операционно-деятельностного компонента учебников, включающих в себя задания, формирующие исследовательские и проектные умения. Так, в частности, осуществляется формирование и развитие умений:
наблюдать и описывать объекты;
анализировать данные об объектах (предметах, процессах и явлениях);
выделять свойства объектов;
обобщать необходимые данные;
формулировать проблему;
выдвигать и проверять гипотезу;
синтезировать получаемые знания в форме математических и информационных моделей;
самостоятельно осуществлять планирование и прогнозирование своих практических действий и др.
В результате всего вышеперечисленного происходит развитие системы УУД, которые, согласно ФГОС, являются основой создания учебных курсов.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Содержание курса информатики в начальной школе по классам приведено ниже в таблицах. Основные виды учебной деятельности обучающихся представлены в двух вариантах: в виде аналитической и практической деятельности.
2 класс:
№ п/п
Наименование темы
Всего часов
Основное содержание
1
Виды информации, человек и компьютер
8
Человек и информация. Какая бывает информация. Источники информации. Приемники информации. Компьютер и его части.
2
Кодирование информации
8
Носители информации. Кодирование информации. Письменные источники информации. Языки людей и языки программирования.
Документ и его создание. Электронный документ и файл. Поиск документа. Создание текстового документа. Создание графического документа.
ВСЕГО
35
3 класс:
№ п/п
Наименование темы
Всего часов
Основное содержание
1
Информация, человек и компьютер
6
Человек и информация. Источники и приемники информации. Носители информации. Компьютер
2
Действия с информацией
10
Получение информации. Представление информации. Кодирование информации. Кодирование и шифрование данных. Хранение информации. Обработка информации.
3
Мир объектов
9
Объект, его имя и свойства. Функции объекта. Отношения между объектами. Характеристика объекта. Документ и данные об объекте.
4
Компьютер, системы и сети
10
Компьютер — это система. Системные программы и операционная система. Файловая система. Компьютерные сети. Информационные системы.
ВСЕГО
35
4 класс:
№ п/п
Наименование темы
Всего часов
Основное содержание
1
Повторение
7
Человек в мире информации. Действия с данными. Объект и его свойства. Отношения между объектами. Компьютер как система.
2
Суждение, умозаключение, понятие
9
Мир понятий. Деление понятий. Обобщение понятий. Отношения между понятиями. Понятия «истина» и «ложь». Суждение. Умозаключение.
3
Мир моделей
8
Модель объекта. Текстовая и графическая модели. Алгоритм как модель действий. Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов. Исполнитель алгоритма. Компьютер как исполнитель.
4
Управление
11
Кто кем и зачем управляет. Управляющий объект и объект управления. Цель управления. Управляющее воздействие. Средство управления. Результат управления. Современные средства коммуникации.
ВСЕГО
35
Аналитическая деятельность учащихся начальной школы на уроках информатики:
выделение и называние объекта окружающей действительности, в том числе в терминах информатики (источник информации, приемник, канал связи, носитель информации, управляющий объект, объект управления, средство управления, управляющий сигнал, цель управления и др.);
называние свойств и отношений, функций и действий, анализ элементного состава объекта (системы), называние свойств текста, рисунка, модели, алгоритма, исполнителя алгоритма и других объектов информатики;
выделение и называние свойств объекта (системы), которые отражены в той или иной его модели;
сравнение между собой объектов, в том числе абстрактных объектов информатики (например, сравнение процесса хранения информации и процесса ее передачи, процессов передачи и обработки, процессов моделирования и управления, управляющего объекта и объекта управления, сравнение функций прикладных программ между собой и др.);
формулирование суждения и умозаключения.
Практическая деятельность учащихся начальной школы на уроках информатики:
преобразование одной формы представления информации в другую (текста в схему, текста в числовое выражение, таблицы в текст или схему и т. д.);
описание объекта окружающей действительности по схеме: имя, внешние свойства, действия, функции, отношения;
создание текстовой, математической и графической модели объекта окружающего мира;
создание электронной версии текста, рисунка, схемы с ее сохранением на электронном носителе;
сравнение между собой объектов, в том числе объектов информатики (например, сравнение процесса хранения информации и процесса ее передачи, процессов передачи и обработки, процессов моделирования и управления, управляющего объекта и объекта управления и др.);
обмен письменными сообщениями и файлами по электронной почте;
осуществление коммуникативного процесса по скайпу;
поиск данных в сети Интернет (по ключевым словам), анализ и отбор документов, поиск нужной информации в них.
3. Календарно-тематическое планирование
2 класс:
№ урока
Тема раздела и урока
Кол-во часов
Дата
планир.
факт.
1. Виды информации, человек и компьютер
8
1
Человек и информация.
1
2
Какая бывает информация.
1
3
Источники информации.
1
4
Приемники информации.
1
5
Компьютер и его части.
1
6
Компьютер и его части.
1
7
Повторение, работа со словарем.
1
8
Повторение, тестирование по теме.
1
2. Кодирование информации
8
9
Носители информации.
1
10
Кодирование информации.
1
11
Кодирование информации.
1
12
Письменные источники информации.
1
13
Языки людей и языки программирования.
1
14
Работа со словарем (как повторение).
1
15
Повторение, тестирование по теме.
1
16
Обобщение по теме.
1
3. Информация и данные
8
17
Текстовые данные.
1
18
Графические данные.
1
19
Числовая информация.
1
20
Десятичное кодирование.
1
21
Двоичное кодирование.
1
22
Числовые данные.
1
23
Повторение, работа со словарем.
1
24
Повторение, тестирование по теме.
1
4. Документ и способы его создания
11
25
Документ и его создание.
1
26
Электронный документ и файл.
1
27
Поиск документа.
1
28
Создание текстового документа.
1
29
Создание графического документа.
1
30
Работа со словарем (повторение).
1
31
Повторение, тестирование по теме.
1
32
Подготовительная контрольная работа
1
33
Работа над ошибками подготовительной контрольной работы
1
34
Итоговая контрольная работа (тестирование)
1
35
Обобщение изученного материала во 2 классе.
1
3 класс:
№ урока
Тема раздела и урока
Кол-во часов
Дата
планир.
факт.
1. Информация, человек и компьютер
6
1
Человек и информация
1
2
Источники и приемники информации
1
3
Носители информации
1
4
Компьютер
1
5
Работа со словарем, обобщение.
1
6
Тестирование по теме «Информация, человек и компьютер»
1
2. Действия с информацией
10
7
Получение информации
1
8
Представление информации
1
9
Кодирование информации
1
10
Кодирование и шифрование данных
1
11
Хранение информации
1
12
Обработка информации и данных
1
13
Практическая работа по обработке данных
1
14
Работа со словарем
1
15
Контрольная работа по теме «Действия с информацией»