Изучение базового курса информатики рекомендуется проводить на второй ступени основного общего образования. В Федеральном базисном учебном плане предусматривается выделение 105 учебных часов на изучение курса «Информатика и ИКТ» в основной школе.
Большое внимание уделяется формированию у учащихся алгоритмического и системного мышления, а также практических умений и навыков в области информационных и коммуникационных технологий. Практические работы выделены в отдельный раздел Компьютерный практикум, ориентированный на выполнение в операционной системе Widows и Linux.
Каждая тема рабочей программы предусматривает определенное количество часов теоретического материала и выполнения практических работ, причем на выполнение практических работ отводится не менее половины всего учебного времени, при этом их содержание составлено с учетом обязательных работ авторской программы Н.Д. Угриновича .
Для достижения прочных навыков работы на компьютере учащиеся согласно календарно-тематического планирования выполняют практические работы с использованием компьютера, с учетом выполнения требований СанПин. При изучении предмета «Информатика и ИКТ» предполагается проведение непродолжительных практических работ (15-20 мин.), направленных на отработку отдельных технологических приемов, а также практикума – интегрированных практических работ (проектов), ориентированных на получение целостного содержательного результата.
Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB . Растровая и векторная графика. Растровая графика. Векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах . Инструменты рисования растровых графических редакторов. Работа с объектами в векторных графических редакторах. Редактирование изображений и рисунков. Растровая и векторная анимация Кодирование и обработка звуковой информации. Цифровое фото и видео
Практическая работа 1. Кодирование графической информации
Практическая работа 2. Редактирование изображений в растровом графическом редакторе
Практическая работа 3. Создание рисунков в векторном графическом редакторе
Практическая работа 4. Анимация
Практическая работа 5. Кодирование и обработка звуковой информации
Практическая работа 6. Захват цифрового фото и создание слайд-шоу
Практическая работа 7 Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа
Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа . Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Форматирование символов. Форматирование абзацев. Нумерованные и маркированные списки. Таблицы. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов
Практическая работа 8. Кодирование текстовой информации
Практическая работа 10. Форматирование символов и абзацев
Практическая работа 11. Создание и форматирование списков
Практическая работа 12. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными
Практическая работа 13. Перевод текста с помощью компьютерного словаря
Практическая работа 14 Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа
Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере. Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроенные функции. Построение диаграмм и графиков. Базы данных в электронных таблицах. Представление базы данных в виде таблицы и формы. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах
Практическая работа 15. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора
Практическая работа 16 Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах
Практическая работа 17. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах
Практическая работа 18. Построение диаграмм различных типов
Практическая работа 19. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах
Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. Блок-схемы алгоритмов. Выполнение алгоритмов компьютером. Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке. Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая структура «цикл». Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic 2005
Практическая работа 20. Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования
Практическая работа 21. Проект «Переменные»
Практическая работа 22. Проект «Калькулятор»
Практическая работа 23. Проект «Строковый калькулятор»
Практическая работа 24. Проект «Даты и время»
Практическая работа 25. Проект «Сравнение кодов символов»
Практическая работа 26. Проект «Отметка»
Практическая работа 27. Проект «Коды символов»
Практическая работа 29. Проект «Графический редактор»
Практическая работа 30. Проект «Системы координат»
Практическая работа 31. Проект «Анимация»
Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений. Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами
Практическая работа 32. Проект «Бросание мячика в площадку»
Практическая работа 33. Проект «Графическое решение уравнения»
Практическая работа 34. Проект «Распознавание удобрений»
Практическая работа 35. Проект «Модели систем управления»
Информационное общество. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
Преподавание курса «Информатика и ИКТ» ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
№ п/п | Наименование раздела, тема урока | Количество часов | Дата | Вид учебного занятия | Содержание и форма контроля знаний, ОУУН И СД |
I четверть |
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации – (15 часов) |
1 | Правила техники безопасности при работе в компьютерном классе. Кодирование графической информации. | 1 | | Урок изучения нового материала | Осознавать роль информатики и информационных технологий в современном мире. Знать принцип дискретного (цифрового) представления графической информации. Уметь вычислять информационный объем растрового изображения. Теоретический опрос |
2 | Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. | 1 | | Урок по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности. | Знать параметры графического режима экрана монитора. Понимать принцип формирования оттенков цвета на экране монитора и хранения цвета в двоичном виде Теоретический опрос |
3 | Растровые изображения на экране монитора | 1 | | Урок изучения нового материала | Знать: параметры для формирования графического режима экрана монитора. Уметь: устанавливать модели цветопередачи RGB, CMYK и HSB в программе, работать с цветами. Фронтальный опрос |
4 | Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB. Практическая работа №1 «Кодирование графической информации» | 1 | | Урок комплексного применения знаний и способов деятельности | Знать: параметры для формирования графического режима экрана монитора. Уметь: устанавливать модели цветопередачи RGB, CMYK и HSB в программе, работать с цветами. Уметь устанавливать графический режим монитора. Выполнение практической работы №1 |
5 | Растровая и векторная графика. | 1 | | Урок по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности. | Знать отличительные особенности видов графики. Уметь приводить примеры программ для работы с растровой и векторной графикой. Знать основные типы графических файлов. Теоретический опрос |
6 | Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Практическая работа №2 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе» | 1 | | Урок по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности. | Знать, что в векторных графических редакторах позволяет изменять видимость объектов, в каких случаях пользуются операцией группировки. Чем различаются операции редактирования в растровом и вектором графическом редакторе. Уметь создавать и редактировать рисунки в растровом графическом редакторе. Уметь получать растровые изображения при помощи сканера. Уметь сохранять изображение в различных форматах. Теоретический опрос. Выполнение практической работы №2 |
7 | Инструменты рисования растровых графических редакторов | 1 | | Урок комплексного применения знаний и способов деятельности | Знать, что в векторных графических редакторах позволяет изменять видимость объектов, в каких случаях пользуются операцией группировки. Уметь: создавать и редактировать рисунки в растровом графическом редакторе Теоретический опрос |
8 | Работа с объектами в векторных графических редакторах. Практическая работа №3 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе» | 1 | | Урок по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности. | Знать основные операции, характерные для векторных редакторов Уметь создавать изображения, состоящие из графических примитивов, и изменять их параметры Выполнение практической работы №3 Теоретический опрос |
9 | Редактирование изображений и рисунков в векторном графическом редакторе | 1 | | Урок по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности. | Знать правила редактирования изображений и рисунков в векторном графическом редакторе Теоретический опрос |
10 | Растровая и векторная анимация. Анимация в презентациях. Практическая работа №4 «Анимация» | 1 | | Урок по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности. | Осознавать возможность создания анимации при помощи компьютера. Теоретический опрос. Выполнение практической работы №4 задание 1 |
11 | GIF –анимация. Практическая работа №4 «Анимация» | 1 | | Урок комплексного применения знаний и способов деятельности | Знать, как можно ускорить или замедлить GIF-анимацию Уметь создавать простые gif- объекты с помощью растрового графического редактора GIMP Освоить технологию создания компьютерной анимации. Выполнение практической работы №4 здания 2,3 |
12 | Кодирование и обработка звуковой информации Практическая работа №5 «Кодирование и обработка звуковой информации» | 1 | | Урок по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов | Знать характеристики, влияющие на качество оцифрованного звука; форматы звуковых файлов. Уметь решать задачи на кодирование звуковой информации, оцифровывать звуковые записи и сохранять их в различных форматах Теоретический опрос. Выполнение практической работы №5 |
13 | Цифровое фото. Практическая работа №6 «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу» | 1 | | Урок по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов | Знать характеристики цифрового фото и видео. Уметь осуществлять захват цифрового фото м видео для создания слайд-щоу Теоретический опрос. Выполнение практической работы №6 |
14 | Цифровое видео. Практическая работа №7 «Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа» | 1 | | Урок обобщения и систематизации знаний | Знать: основные этапы создания цифрового видеофильма. Уметь захватывать и редактировать цифровые видеозаписи. Теоретический опрос |
15 | Контрольная работа №1 по теме «Кодирование и обработка графической информации» | 1 | | Урок проверки и оценки знаний | Понимать принципы кодирования графической и звуковой информации Тестирование. Контрольная работа №1 |
Кодирование и обработка текстовой информации – (3 часа) |
16 | Кодирование текстовой информации. | 1 | | Урок по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов | Знать принципы кодирования текстовой информации. Уметь кодировать текстовую информацию Теоретический опрос. |
17 | Создание документов в текстовых редакторах. Практическая работа №8 «Кодирование текстовой информации» | | | Урок по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов | Знать: назначение текстовых редакторов, процессоров и настольных издательских систем. Способы создания документов Уметь: устанавливать параметры страниц для создания документов. Создавать документы с использованием шаблонов. Выполнение практической работы №8 |
18 | Ввод и редактирование документа. Практическая работа №9 «Вставка в документ формул» | 1 | | Урок по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов | Знать способы создания и редактирования текстовых документов. Уметь создавать и редактировать текстовые документы, вставлять формулы в документ, сохранять и печатать документы Теоретический опрос. Выполнение практической работы №9 |
II четверть |
Кодирование и обработка текстовой информации – (7 часов) |
19 | Сохранение и печать документов. | 1 | | Урок изучения нового материала | Знать: назначение форматов текстовых файлов в различных текстовых редакторах. Уметь: приводить достоинства и недостатки различных форматов текстовых файлов. Сохранять документ в разных форматах. |
20 | Форматирование документа . Практическая работа №10 «Форматирование символов и абзацев» | 1 | | Урок комплексного применения знаний и способов деятельности. | Знать правила форматирования документа. Уметь осуществлять форматирование символов и абзацев Теоретический опрос. Выполнение практической работы №10 |
21 | Создание и форматирование списков. Практическая работа №11 «Создание и форматирование списков»
| 1 | | Урок по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов | Понимать возможность структурирования текста при помощи списков. Знать способы включения в текстовый документ списков, диаграмм, формул и графических объектов Уметь создавать в текстовом документе списки и осуществлять их форматирование Теоретический опрос. Выполнение практической работы №11 |
22 | Таблицы. Практическая работа №12 «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными» | 1 | | Урок по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов | Знать назначение таблиц, способы вставки таблиц в текстовый документ. Уметь создавать, вставлять в текстовый документ таблицы, осуществлять её форматирование и заполнение данными Выполнение практической работы №12 |
23 | Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Практическая работа №13 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря» | 1 | | Урок по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов | Понимать назначение компьютерных словарей и систем машинного перевода текстов. Уметь переводить тексты с помощью компьютерных словарей Выполнение практической работы №13 |
24 | Системы оптического распознавания документов. Практическая работа №14 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа» | 1 | | Урок комплексного применения знаний и способов деятельности. | Понимать назначение систем оптического распознавания документов. Уметь сканировать и распознавать бумажный текстовый документ Выполнение практической работы №14 |
25 | Контрольная работа №2. Зачетная практическая работа по теме «Кодирование и обработка текстовой информации» | 1 | | Урок проверки и оценки знаний. | Уметь создавать и редактировать текстовые документы, вставлять формулы в документ, сохранять и печатать документы; создавать, вставлять в текстовый документ таблицу, осуществлять её форматирование и заполнение данными; переводить тексты с помощью компьютерных словарей; сканировать и распознавать бумажный текстовый документ Контрольная работа №2. Зачетная практическая работа |
Кодирование и обработка числовой информации – (7 часов) |
26 | Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. . | 1 | | Урок по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов | Иметь представление о системах счисления, используемых в компьютере. Уметь переводить из одной системы счисления в другую. Уметь использовать программу Калькулятор для работы в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления. Решение задач |
27 | Перевод чисел в СС. Практическая работа №15 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора» | 1 | | Урок по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов | Знать: правила перевода чисел. Уметь: переводить числа в позиционных системах счисления. Выполнение практической работы №15 |
28 | Арифметические операции в позиционных системах счисления. Представление чисел в компьютере. | 1 | | Урок по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов | Уметь производить арифметические операции в любой позиционной системе счисления. Иметь представление о хранении в памяти положительных и отрицательных чисел с фиксированной и плавающей запятой. Решение задач |
29 | Электронные таблицы. Основные типы данных. | 1 | | Урок изучения и закрепления новых знаний | Понимать назначение электронных таблиц. Иметь представление о форматах данных, используемых в ячейках таблиц. Понимать различие между форматами «число», «текст», «формула». Уметь заполнять, редактировать и форматировать таблицы данных. Теоретический опрос |
30 | Ссылки в электронных таблицах. Практическая работа №16 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах» | 1 | | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности. | Знать: типы ссылок, их применение при копировании. Уметь: проводить суммирование значений ячеек в заданном диапазоне. Устанавливать заданный формат данных в ячейках. Иметь представление об адресации в формулах, называть основные виды адресации. Уметь применять различные виды адресации. Теоретический опрос Выполнение практической работы №16 |
31 | Встроенные функции. Практическая работа №17 «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах» | 1 | | Урок комплексного применения знаний и способов деятельности. | Иметь представление о возможностях вычислений при помощи встроенных функций. Уметь выполнять вычисления при помощи встроенных функций, использовать для ввода Мастер функций. Уметь выполнять вычисления при помощи встроенных функций, использовать для ввода Мастер функций; использовать относительную и абсолютную адресацию в ячейках. Выполнение практической работы №17 |
32 | Построение диаграмм и графиков. Основные параметры диаграмм. Практическая работа №18. «Построение диаграмм различных типов» | 1 | | Урок комплексного применения знаний и способов деятельности. | Понимать назначение диаграмм как средства визуализации числовых данных. Называть виды диаграмм. Уметь строить диаграммы различных видов при помощи Мастера диаграмм. Выполнение практической работы №18 |
III четверть |
Кодирование и обработка числовой информации – (3 часа) |
33 | Базы данных в электронных таблицах. Практическая работа №19 «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах» | 1 | | Урок комплексного применения знаний и способов деятельности | Иметь представление о базах данных и системах управления базами данных. Уметь осуществлять в электронных таблицах сортировку данных выделенном столбце, вложенную сортировку записей базы данных по нескольким столбцам и поиск данных. Выполнение практической работы №19 |
34 | Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. Практическая работа №19 «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах» | 1 | | Урок комплексного применения знаний и способов деятельности | Знать/понимать Сортировка записей и данных. Операции сравнения. Фильтры. Уметь/применять Производить операции поиска, сортировки и фильтрации данных в БД. Выполнение практической работы №19 |
35 | Контрольная работа №3 по теме «Кодирование и обработка числовой информации» | 1 | | Урок проверки и оценки знаний. | Применять навыки обработки числовых данных, форматирования таблиц и использования функций (в том числе логических) в среде электронных таблиц. Тестирование. Контрольная работа №3 |
Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования –(17 часов) |
36 | Алгоритм. Свойства алгоритма и его исполнители | 1 | | Урок по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов | Иметь представление об алгоритме и исполнителях алгоритмов. Уметь называть свойства алгоритма, приводить примеры алгоритмов в жизни человека. Теоретический опрос |
37 | Блок-схемы алгоритмов. | 1 | | Урок по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов | Знать: способы записи алгоритмов. Блок-схемы. Уметь: строить простые структуры блок-схемы алгоритмов. Решение задач |
38 | Выполнение алгоритмов компьютером. | 1 | | Урок по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов | Знать: классификация языков программирования. Назначение и области применения. Уметь: находить различие между языками. Приводить примеры языков программирования. Теоретический опрос. Решение задач |
39 | Линейный алгоритм. | 1 | | Урок по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов | Знать: как выполняются команды в линейном алгоритме. Уметь: начертить блок-схему линейного алгоритма. Теоретический опрос. Решение задач |
40 | Алгоритмическая структура «ветвление» | 1 | | Урок по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов | Знать: понятие разветвляющегося алгоритма.. Уметь: использовать сокращенную форму алгоритмического ветвления и сокращенную форму алгоритмической структуры «выбор». Начертить блок-схему ветвления и блок-схему алгоритмической структуры «ветвление». Теоретический опрос. Решение задач |
41 | Алгоритмическая структура «выбор». | 1 | | Урок по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов | Знать: алгоритмическую структуру «выбор». Уметь: начертить блок-схему ветвления и блок-схему алгоритмической структуры «выбор». Теоретический опрос. Решение задач |
42 | Алгоритмическая структура «цикл». Практическая работа № 20 Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. | 1 | | Урок комплексного применения знаний и способов деятельности | Знать: алгоритмическую структуру «цикл». Виды: «цикл со счетчиком» и «цикл с условием». Уметь: начертить блок-схемы алгоритмической структуры «цикл»: «цикл со счетчиком», «цикл с условием». Уметь размещать на форме элементы, изменять их расположение и размер; устанавливать свойства элементов управления при помощи инспектора объектов Выполнение практической работы №20 |
43 | Переменная: тип, имя, значение Практическая работа №21 Проект «Переменные» | 1 | | Урок по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов | Знать: чем разница между типом, именем и значением переменной. Какие основные типы переменных используются в языках программирования. Почему рекомендуется объявлять переменные перед их использованием в программе. Уметь: определять количество ячеек в оперативной памяти. Называть основные типы переменных. Уметь объявлять переменные и присваивать им значения. Выполнение практической работы №21 |
44 | Арифметические, строковые и логические выражения. Практическая работа №22«Проект «Калькулятор»» | 1 | | Урок комплексного применения знаний и способов деятельности | Знать: какие элементы входят в состав арифметических, логических и строковых выражений. Уметь: составлять программу для линейного алгоритма в среде программирования. Записывать операторы согласно правилам записи. Выполнение практической работы №22 |
45 | Функции в языках объективно-ориентированного и процедурного программирования. Практическая работа №23 Проект «Строковый калькулятор» | 1 | | Урок по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности. | Знать: понятие функции. Математические, строковые и функции ввода/вывода данных. Типы данных аргументов, возвращаемых функциями. Уметь: составлять программы в среде программирования с использованием изученных функций. Выполнение практической работы №23 |
46 | Функции даты и времени. Практическая работа №24«Проект «Даты и время»» | 1 | | Урок комплексного применения знаний и способов деятельности | Знать: функции даты и времени. Типы данных аргументов, возвращаемых функциями. Уметь: составлять программы в среде программирования с использованием изученных функций. Выполнение практической работы №24 |
47 | Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Практическая работа №25«Проект «Сравнение кодов символов»» | 1 | | Урок комплексного применения знаний и способов деятельности | Знать: как изменить выбранный объект. Какие объекты могут использоваться при конструировании графического интерфейса. Уметь: создать проект определения больших из числовых кодов. Выполнение практической работы №25 |
48 | Способы применения оператора выбора. Практическая работа №26 «Проект «Отметка»» | 1 | | Урок комплексного применения знаний и способов деятельности | Знать: на какие события реагирует кнопка. Способы применения оператора выбора. Уметь: создать проект выставления отметок . Выполнение практической работы №26 |
49 | Способы применения оператора цикла со счетчиком. Практическая работа №27 «Проект «Коды символов»» | 1 | | Урок комплексного применения знаний и способов деятельности | Знать: способы применения оператора цикла со счетчиком Уметь: создать проект вывода в поле списка числовые коды символов. Выполнение практической работы №27 |
50 | Способы применения оператора цикла с предусловием. Практическая работа №28 «Проект «Слово-перевертыш»» | 1 | | Урок комплексного применения знаний и способов деятельности | Знать: способы применения оператора цикла с предусловием Уметь: создать проект введенного слова в слово-перевертыш Выполнение практической работы №28 |
51 | Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visial Basic. Практическая работа №29 «Проект «Графический редактор»» | 1 | | Урок комплексного применения знаний и способов деятельности | Знать: методы рисования графических фигур и их аргументы. Уметь: составить программу «Графический редактор». Выполнение практической работы №29 |
52 | Системы координат в компьютерной системе. Практическая работа №30 «Проект «Системы координат»» | 1 | | Урок комплексного применения знаний и способов деятельности | Знать: каким образом можно изменить систему координат формы или графического поля. Уметь: создать проект рисования осей и печать шкалы в компьютерной системе координат. Выполнение практической работы №30 |
IV четверть |
Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования –(2 часа) |
53 | Анимация. Практическая работа №31 «Проект «Анимация»» | 1 | | Урок комплексного применения знаний и способов деятельности | Знать: основные этапы создания анимации движения объекта. Уметь: составить программу анимации объекта. Выполнение практической работы №31 |
54 | Контрольная работа №4 «Основы алгоритмизации и программирования» | 1 | | Урок проверки и оценки знаний | Уметь применять изученные операторы в системах объектно-ориентированного и алгоритмического программирования Тестирование. Контрольная работа №4 |
Моделирование и формализация (9 часов) |
55 | Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование как метод познания. | 1 | | Урок по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Знать: понятие системы, объекта, процесса, модели, моделирования. Уметь: приводить примеры систем в окружающем мире, моделей для реальных объектов и процессов. Теоретический опрос |
56 | Материальные и информационные модели | 1 | | Урок по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Иметь представление о материальных и информационных моделях. Уметь приводить примеры различных моделей в жизни и учебной деятельности. Теоретический опрос |
57 | Формализация и визуализация информационных моделей. | 1 | | Урок по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Знать: формализацию и визуализацию информационных моделей Уметь: находить в интернете и описывать интерактивные модели. Теоретический опрос |
58 | Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. | 1 | | Урок по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Знать последовательность разработки и исследования моделей на компьютере. Уметь строить формальную и компьютерную модель для исследования несложных математических объектов. Письменный опрос |
59 | Построение и исследование физических моделей. Практическая работа №32 «Бросание мячика в площадку» | 1 | | Урок по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Иметь представление о построении и исследовании физических моделей. Уметь создавать компьютерную модель движения на языке объектно-ориентированного программирования. Выполнение практической работы №32 |
60 | Приближенное решение уравнений . Практическая работа № 33 «Графическое решение уравнения» | 1 | | Урок по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Иметь представление о приближенном решении уравнений с помощью компьютера. Уметь создавать компьютерную модель решения уравнений. Выполнение практической работы №33 |
61 | Экспертные модели распознавания химических веществ. Практическая работа №34 «Распознавание удобрений» | 1 | | Урок по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности. | Иметь представление об экспертных моделях распознавания химических элементов. Уметь создавать компьютерную модель экспертных систем. Выполнение практической работы №34 |
62 | Информационные модели управления объектами . Практическая работа № 35 Проект «Модели систем управления» | 1 | | Урок по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности. | Иметь представление о геоинформационных моделях. Уметь создавать компьютерную модель систем управления без обратной связи. Выполнение практической работы №35 |
63 | Контрольная работа №5 «Моделирование и формализация» | 1 | | Урок проверки и оценки знаний | Знать виды моделей. Уметь создавать различные виды моделей управления объектами с помощью систем объектно-ориентированного программирования. Тестирование. Контрольная работа №5 |
Информатизация общества (2 часа) |
64 | Информационное общество | 1 | | Урок по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности. | Иметь представление об информационном обществе. Знать юридические и этические нормы в сфере информационных и коммуникационных технологий. Беседа. Теоретический опрос. Доклад |
65 | Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий | 1 | | Урок по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности. | Иметь представление об информационной культуре. Иметь представление о перспективах развития ИКТ. Беседа. Теоретический опрос. Доклад |
Итоговое повторение (3 часа) |
66 | Обобщение изученного материала. Подготовка к итоговой контрольной работе. | 1 | | Урок повторения и обобщения | Теоретический опрос. Решение заданий различной степени сложности |
67 | Итоговая контрольная работа | 1 | | Урок проверки и оценки знаний и умений | Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности Тестирование. Контрольная практическая работа |
68 | Повторение материала. Решение задач | 1 | | Итоговый урок | Тестирование |
| Итого по программе: | 68 | | | |