«Рязанский педагогический колледж» в г. Касимове
(Филиал ОГБПОУ «РПК» в. г. Касимове)
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям) среднего профессионального образования, квалификация - дизайнер, преподаватель
Организация-разработчик: Филиал ОГБПОУ «РПК» в. г. Касимове
Климочкин В.А. - преподаватель информатики.
Председатель ПЦК ___________ Колоколенкова И.И.
Рабочая программа учебной дисциплины Компьютерная графика является вариативной частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 54.02.01 Дизайн (по отраслям) в области культуры и искусства углубленной подготовки.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована преподавателями СПО для осуществления профессиональной подготовки специалистов среднего звена.
Цель дисциплины – научить студентов эффективно и осмысленно использовать компьютер в своей дальнейшей профессиональной деятельности, научить студентов пользоваться универсальными графическими редакторами, а также овладеть новейшими информационными технологиями по работе с графической информацией и мультимедийными средствами.
Основной задачей дисциплины является знакомство студентов с основными понятиями компьютерной графики, формирование навыков обработки графической информации посредством современных компьютерных технологий, расширение кругозора, развитие пространственного воображения, логического мышления, творческого подхода в своей дальнейшей работе.
Компьютерная графика - новый перспективный вид изобразительного искусства. Компьютер - инструмент, в котором заложены различные способы работы с художественным материалом.
Преподавание дисциплины имеет практическую направленность, и проводиться в тесной взаимосвязи с другими общепрофессиональными и специальными дисциплинами. Использование междисциплинарных связей обеспечивает преемственность изучения материала, исключает дублирование и позволяет рационально распределять время. При изложении материала соблюдена единая терминология и обозначение, соответствующие действующим стандартам.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Введение. Вводный инструктаж по технике безопасности в кабинете информатики. Использование компьютерной техники в художественном образовании | 1 | 1 |
Раздел 1. Теоретико- прикладные аспекты компьютерной графики | | | |
Тема 1.1. Основы компьютерной графики | Содержание учебного материала. | 5 | |
1. | Определение и основные задачи компьютерной графики. История развития компьютерной (машинной) графики. | 3 | 2 |
2. | Области применения компьютерной графики. | 2 |
3. | Аппаратное обеспечение компьютерной графики. Видеоадаптер. | 3 |
Практическая работа: подключать и работать с устройствами, работающими с растровыми изображениями. | 2 | |
Самостоятельная работа: мониторы, классификация, принцип действия, основные характеристики; принтеры, их классификация, основные характеристики и принцип работы. | 2 | |
Тема 1.2. Представление и кодирование графической информации. | Содержание учебного материала. | 4 | |
1. | Аналоговый и дискретный способы представления изображения. Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. | 1 | 2 |
2. | Растровые изображения на экране монитора. | 2 |
3. | Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB | 2 |
Практическая работа: работа с разными форматами графических файлов, конвертирование файлов; стандартные приложения операционной системы Windows. | 2 | |
Самостоятельная работа: области применения компьютерной графики (научная графика, деловая графика, конструкторская графика, иллюстративная графика, художественная и рекламная графика, графика для Интернета, компьютерная анимация); законы смешивания цветов. | 2 | |
Тестовая контрольная работа по теме «Теоретико-прикладные аспекты компьютерной графики» | 1 | |
Раздел 2. Виды компьютерной графики. | | | |
Тема 2.1. Растровая графика. | Содержание учебного материала. | 5 | |
1. | Виды компьютерной графики. Растровая, векторная и фрактальная графика. | 2 | 2 |
2. | Растровое представление изображений. | 2 |
3. | Средства работы с растровыми изображениями (сканер, цифровая видеокамера и др.). | 3 |
Практическая работа: использование средств работы с растровыми изображениями; изменение размера изображения (реальный размер); изменение и настройка разрешения различных устройств; сжатие графических файлов. | 3 | |
Самостоятельная работа: виды растров; средства сжатия растровой графики. | 4 | |
Тема 2.1. Векторная графика. | Содержание учебного материала. | 6 | |
1. | Векторная графика, общие сведения. Элементы (объекты) векторной графики. | 2 | 2 |
2. | Применение векторной графики. | 3 |
3. | Векторная графика в Интернете. | 2 |
Практическая работа: выделение отличий и преимуществ растровой и векторной графики; средства для создания векторных изображений. | 4 | |
Самостоятельная работа: области применения векторной графики (наука и инженерия, искусство, развлечения и бизнес, векторная графика в Интернете). | 2 | |
Тема 2.2. Понятие фрактала. Фрактальная графика. | Содержание учебного материала. | 6 | |
1. | Понятие фрактала и история появления фрактальной графики. | 2 | 1 |
2. | Геометрические фракталы. Алгебраические фракталы. | 1 |
3. | Трехмерная графика. Основные понятия трехмерной графики. | 2 |
4. | Программные средства обработки трехмерной графики. | 2 |
Практическая работа: выделение основных характеристик различных видов графики; программные средства обработки трехмерной графики. | 3 | |
Самостоятельная работа: понятие размерности и ее расчет; стохастические фракталы, фракталы и хаос. | 3 | |
Тестовая работа по теме «Виды компьютерной графики» | 1 | |
Раздел 3. Технология обработки графической информации | | | |
Тема 3.1. Графика в офисных приложениях. | Содержание учебного материала. | 4 | |
1. | Создание изображений в графических редакторах, входящем в состав офисных приложений. | | 2 |
2. | Векторная графика. Деловая графика. | 3 |
3. | Создание готовых фигур, графиков, диаграмм, объектов StartArt, WordArt. | 3 |
Практическая работа: вставка и обработка растровых изображений в текстовом документе; нарисовать схему в виде графа с применением различных графических конструкций. | 4 | |
Самостоятельная работа: создание и оформление поздравительной открытки, буклета и т.д. | 4 | |
Тема 3.2. Компьютерные презентации с использованием мультимедиа технологий | Содержание учебного материала. | 4 | |
1. | Компьютерные презентации. | | 2 |
2. | Создание презентации с помощью PowerPoint. | 3 |
3. | Компьютерные презентации с использованием мультимедиа технологии. Рисунки и графические примитивы на слайдах. Анимация в презентации. | 2 |
4. | Интерактивная презентация: переходы между слайдами, демонстрация презентации. | 3 |
Практическая работа: создание презентации в PowerPoint; организация анимации и интерактивной презентации. | 4 | |
Самостоятельная работа: моделирование и создание проекта демонстрационных слайдов в PowerPoint. | 4 | |
Тема 3.3. Растровые графические редакторы | Содержание учебного материала. | 12 | |
1. | Программные средства работы с растровыми изображениями – графические редакторы. Paint NET, Photo Editor, Gimp и др. | | 2 |
2. | Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Рисование графических примитивов в растровых графических редакторах. Редактирование растровых изображений. | 3 |
Практическая работа: создание изображений, создание коллажа рисунков и фотографий. | 12 | |
Самостоятельная работа: создание целостного рисунка по заданной теме в графических программах. | 5 | |
Тема 3.4. Векторные графические редакторы | Содержание учебного материала. | 13 | |
1. | Графический редактор векторной графики. Inkcape, Microsoft GIF Animator и др. | | 1 |
2. | Работа с объектами в векторных графических редакторах. | 2 |
3. | Пакеты 3D моделирования. | 2 |
4. | Создание логотипа. | 3 |
5. | Растровая и векторная анимация. | 3 |
6. | Цифровое фото и видео | 3 |
Практическая работа: создание и редактирование графических изображений в графическом редакторе и в программах 3D моделирование. | 13 | |
Самостоятельная работа: создание рисунка по заданной теме, в программах содержащих движущиеся объекты, управление ими, комбинирование, создание анимации. | 6 | |
Тема 3.5. Издательские системы. | Содержание учебного материала. | 6 | |
1. | Издательские системы. Создание различной печатной продукции. | | 2 |
Практическая работа: создание и оформление объявления, приглашения, визитки, календаря, Веб-узла и др. | 6 | |
Самостоятельная работа: проектирование и создание печатного продукта. | 3 | |
Тема 3.5. Система автоматизированного проектирования | Содержание учебного материала. | 10 | |
1. | Система автоматизированного проектирования HOME-3D. Компьютерный дизайн помещения. | | 2 |
Практическая работа: знакомство с основными элементами окна приложения. | 10 | |
Самостоятельная работа: создание и редактирование элементов проекта. | 3 | |
| Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета | 1 | |
| Всего: | 114 | |
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Информатика и ИКТ»
- ноутбук (ПК/нетбук), мультимедиапроектор, экран.
Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Практикум/Л.А.Залогова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие/Л.А.Залогова. – 2 изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Луций С. Самоучитель по компьютерной графике. - СПб.: Питер, 2003.
Могилев А.В., Пак Н.И. и др. Практикум по информатике. Учебное пособие для студентов высш. учебн. заведений. –М., Издательский центр «Академия», 2006.
Обухова Л.А., Хлебостроев В.Г. Информатика и информационно-коммуникационные технологии: Элективные курсы в предпрофильной подготовке. –М.: ООО «5 за знания», 2005.
Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика. 11-й класс. – М.: Бином: Лаборатория азовых Знаний, 2006.
Симанович С.В. Информатика. Базовый курс. –СПб:. Питер, 2006.
Угринович Н.В. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 класса. –М.: Бином. Лаборатория Базовых Знаний, 2006.
Яхонтов В.Н. Компьютерная графика. - М.: ТИСБИ, 2003.
Гурский Ю., Корабелъникова Г. Компьютерная графика. Трюки и эффекты (+CD). - СПб.: Питер, 2002.
Залогова Л.А. Компьютерная графика. Практикум. Учебное пособие. Элективный курс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Информатика и информационные технологии: учебное пособие. /Ю.Д. Романова, И.Г. Лесничая, В.И. Шестаков и др. Под ред. Ю.Д. Романовой. –М.: Эксмо, 2008.
Информатика: Базовый курс / С. В. Симонович и др. Учебник для ВУЗов. - СПб.: Питер, 2003.
Информатика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. / А.В. Могилев, Н.И. Пак, Е.К. Хеннер; Под ред. Е.К. Хеннера. –М.: Издательский центр «Академия», 2006.
Кишик А.Н. Эффективный самоучитель. М.:, DiaSoft, 2003.
Колмыкова Е.А., Кумскова И.А. Информатика: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования. –М.: Издательский центр «Академия», 2008.
Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера. – М.: ОЛМА – ПРЕСС Образовании, 2004.
Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика: учебник. – М: Academia 2009.
Могилев А. В., Информатика: учебное пособие для студентов пед. вузов – М.: Издательский центр "Академия", 2009.
Монахов М.Ю. Учимся проектировать на компьютере. Элективный курс. Практикум. – М: Бином. Лаборатория знаний, 2005.
Островский С.Л. Фракталы: множество Мандельброта. Информатика Первое сентября №18, 2010.
Панкратова Т. Компьютерная графика и витио: учебный курс (+CD). - СПб.: Питер, 2003.
Полезные программы. Просто как дважды два. / А.А. Лоянич. –М.: Эксмо, 2008.
Симанович С.В. Информатика. Базовый курс. –СПб:. Питер, 2006.
Тайц A.M., Тайц А.А. Adobe PhotoShop 7. — СПб.: БХВ-Петербург, 2002
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.