Рабочая программа тьюторских занятий «Основные вопросы информатики при подготовке к ГИА» для 9 класса
Рабочая программа тьюторских занятий «Основные вопросы информатики при подготовке к ГИА» для 9 класса
Рабочая программа ориентирована на систематизацию знаний и умений по курсу информатики и ИКТ для подготовки к ГИА учащихся 9 классов, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования. Соответствует Государственному стандарту основного образования по информатике и ИКТ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа тьюторских занятий «Основные вопросы информатики при подготовке к ГИА» для 9 класса »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВОЛХОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ГИМНАЗИЯ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
тьюторских занятий
«Основные вопросы информатики при подготовке к ГИА»
для 9 класса
срок реализации программы: 2014/2015 учебный год
учитель Кондратенко Марина Сергеевна____
(фамилия, имя, отчество)
ВОЛХОВ
-2014-
Пояснительная записка
Рабочая программа ориентирована на систематизацию знаний и умений по курсу информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для подготовки к государственной итоговой аттестации по информатике учащихся 9 классов, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования.
Курс тьюторских занятий «Основные вопросы информатики» разработан в рамках реализации Концепции основного обучения на средней ступени общего образования и соответствует Государственному стандарту основного образования по информатике и ИКТ. При разработке данного курса учитывалось то, что данный курс как компонент образования должен быть направлен на удовлетворение потребностей и интересов учащихся, на формирование у них новых видов познавательной и практической деятельности, которые не характерны для традиционных учебных курсов, для подготовки к ГИА.
Место курса в системе предпрофильной подготовки
Курс ориентирован на предпрофильную подготовку учащихся по информатике. Он расширяет базовый курс по информатике и информационным технологиям, является практико– и предметно-ориентированным и дает учащимся возможность познакомиться с интересными, нестандартными вопросами информатики, проверить свои способности.
Вопросы, рассматриваемые в курсе, выходят за рамки обязательного содержания. Вместе с тем, они тесно примыкают к основному курсу. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важнейших знаний и умений в области информатики, предусмотренных школьной программой, поможет оценить свои возможности по информатике и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.
Планирование рассчитано на 2 аудиторные занятия в неделю, при этом тренинговые занятия учащиеся проводят в режиме индивидуальных консультаций с преподавателем, и после каждого занятия предполагается самостоятельная отработка обучающимися материалов по каждой теме курса в объеме временных рамок изучения темы. При необходимости организуются индивидуальные консультации с преподавателем.
Важное место в содержании данного курса занимает понимание учащимися особенностей содержания контрольно-измерительных материалов по информатике. Немаловажным также можно считать психолого-педагогические аспекты проведения экзамена и интерпретацию его результатов.
Половина учебного времени курса выделяется на конкретный тренинг учащихся по открытым материалам ГИА. Предлагаются аналогичные тренировочные задания для отработки содержания всех проверяемых на экзамене тематических блоков.
Цель курса
Систематизация знаний и умений по курсу Информатика и ИКТ и подготовка к государственной итоговой аттестации по информатике учащихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего общего образования.
Задачи курса: Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
сформировать:
- положительное отношение к процедуре контроля в формате ГИА;
- представление о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);
сформировать умения:
- работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом;
- эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
- правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом и практикой работе на компьютере.
Элективный курс построен по принципу сочетания теоретического материала с практическим решением заданий в формате ГИА.
Обучение по курсу сопровождается наличием у каждого обучаемого раздаточного материала с тестовыми заданиями в формате ГИА в бумажном и электронном виде.
Организация учебного процесса
Организация учебного процесса стандартная: содержательное обобщение по теме, разбор типичных заданий разной сложности, тренинг по всему тематическому блоку. Содержательное обобщение по теме представляет собой систематизированное изложение материала, на уровне, немного превышающем базовый. Особенность изложения теории в том, что это не краткий справочный материал, а систематизация теории. В ходе работы используются фрагменты, а после целиком бланки ответов, используемых на ГИА. В конце учащиеся выполняют варианты экзаменационных работ по информатике.
Учебный процесс предлагается организовать в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах:
урочная форма, в которой учитель объясняет новый материал (лекции), консультирует учащихся в процессе решения задач, учащиеся сдают зачеты по теоретическому материалу и защищают практикумы по решению задач;
внеурочная форма, в которой учащиеся после занятий (дома или в компьютерном классе) самостоятельно выполняют задания по теме.
Основной формой проведения занятий являются личностно-ориентированные практикумы по решению задач, гдекаждому ученику подбираются индивидуальные задачи с учетом его способностей и психологического настроя.
Контроль знаний и умений
Промежуточный контроль знаний осуществляется в форме выполнения контрольных работ, тестов в бумажном варианте и через Интернет.
В качестве итогового контроля учащимся предлагается выполнить одну из демонстрационных версий ГИА прошлых лет.
Но окончательная успешность освоения курса будет определена после сдачи ГИА по информатике и ИКТ.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Перечень тем
Всего
часов
В том числе
Форма контроля
Лекции
Практ.
занятия
1.
Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения в компьютерном классе.
0,5
0,5
тест
2.
Основные подходы к разработке контрольно-измерительных материалов ГИА по информатике
2.1
Принципы отбора содержания контрольных измерительных материалов (КИМ) по информатике
0,5
0,5
-
2.2
Типы заданий. Распределение заданий экзаменационной работы по уровням усвоения учебного содержания курса
1
1
-
3
Тематические блоки и тренинг по заданиям и вариантам:
Контрольные тесты
3.1.
«Представление и передача информации»
8
2
6
+
3.2.
«Обработка информации»
16
2
14
+
3.3.
«Основные устройства ИКТ»
2
1
1
+
3.4.
«Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах, создание и обработка информационных объектов»
Основные подходы к разработке контрольно-измерительных материалов ГИА по информатике
Содержание экзаменационной работы определяется на основе следующих документов: Приказ Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» № 1089 от 05.03.2004 г. Содержание экзаменационной работы рассчитано на выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений, изучавших курс информатики, отвечающий обязательному минимуму содержания основного общего образования по информатике, по учебникам и учебно-методическим комплектам к ним, имеющим гриф Министерства образования Российской Федерации.
Экзаменационная работа охватывает основное содержание курса информатики, важнейшие его темы, наиболее значимый в них материал, однозначно трактуемый в большинстве преподаваемых в школе вариантов курса информатики и входящие в федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного в 2004 г.
Содержание заданий разработано по основным темам курса информатики, объединенных в следующие тематические блоки: «Представление и передача информации» (разделы 1.1 и 1.2 кодификатора), «Обработка информации» (разделы 1.3 и 1.4 кодификатора), «Основные устройства ИКТ» (раздел 2.1 кодификатора), «Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах, создание и обработка информационных объектов» (разделы 2.2 и 2.3 кодификатора), «Проектирование и моделирование» (раздел 2.5 кодификатора), «Математические инструменты, электронные таблицы» (раздел 2.6 кодификатора), «Организация информационной среды, поиск информации» (разделы 2.7 и 2.4 кодификатора).
В работу не включены задания, требующие простого воспроизведения знания терминов, понятий, величин, правил (такие задания слишком просты для выполнения). При выполнении любого из заданий от экзаменующегося требуется решить какую-либо задачу: либо прямо использовать известное правило, алгоритм, умение, либо выбрать из общего количества изученных понятий и алгоритмов наиболее подходящее и применить его в известной либо новой ситуации.
Третья часть работы является практическим заданием, проверяющим наиболее важные практические навыки курса информатики: умение работать с текстами в текстовом редакторе, умение обработать большой информационный массив данных и умение разработать и записать простой алгоритм.
Экзаменационные задания не требуют от учащихся знаний конкретных операционных систем и программных продуктов, навыков работы с ними. Проверяемыми элементами являются основные принципы представления, хранения и обработки информации, навыки работы с основными категориями программного обеспечения (текстовый редактор, электронная таблица, среда формального исполнителя), а не знание особенностей конкретных программных продуктов. Практическая часть работы может быть выполнена с использованием различных операционных систем и различных прикладных программных продуктов.
3. Тематические блоки и тренинг по заданиям и вариантам:
3.1 «Информационные процессы» (8ч)
Передача информации: естественные и формальные языки. Формализация описания реальных объектов и процессов, моделирование объектов и процессов. Дискретная форма представления информации. Единицы измерения количества информации. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, скорость передачи информации. Кодирование и декодирование информации.
Теоретический материал по данной теме, разбор заданий из частей демонстрационных версий. Контрольный тест.
3.2 «Обработка информации» (16ч)
Алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Блок-схемы. Представление о программировании. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья. Основные компоненты компьютера и их функции. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя. Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего назначения.
Повторение основных конструкций, разбор заданий из частей демонстрационных версий. Контрольный тест.
3.3 «Основные устройства ИКТ» (2ч)
Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ, простейшие операции по управлению (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке и т. д.), использование различных носителей информации, расходных материалов. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ. Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Файлы и файловая система. Архивирование и разархивирование. Защита информации от компьютерных вирусов. Оценка количественных параметров информационных объектов. Объем памяти, необходимый для хранения объектов. Оценка количественных параметров информационных процессов. Скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи.
Повторение основных конструкций, разбор заданий из частей демонстрационных версий. Контрольный тест.
3.4 «Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах, создание и обработка информационных объектов» (8ч)
Запись изображений и звука с использованием различных устройств. Запись текстовой информации с использованием различных устройств. Запись музыки с использованием различных устройств. Запись таблиц результатов измерений и опросов с использованием различных устройств. Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Проверка правописания, словари. Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул. Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных. Рисунки и фотографии. Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, использование готовых графических объектов. Геометрические и стилевые преобразования. Использование примитивов и шаблонов. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; формулирование запросов.
Повторение основных конструкций, разбор заданий из частей демонстрационных версий. Контрольный тест.
3.5 «Проектирование и моделирование» (10ч)
Чертежи. Двумерная графика. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов. Диаграммы, планы, карты. Простейшие управляемые компьютерные модели.
Повторение основных конструкций, разбор заданий из частей демонстрационных версий. Контрольный тест.
Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисления по ним. Представление формульной зависимости в графическом виде.
Повторение основных конструкций, разбор заданий из частей демонстрационных версий. Контрольный тест
Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста, веб-страницы, презентации с использованием шаблонов. Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения. Сохранение информационных объектов из компьютерных сетей и ссылок на них для индивидуального использования (в том числе из Интернета). Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Примеры организации коллективного взаимодействия: форум, телеконференция, чат.
Повторение основных конструкций, разбор заданий из частей демонстрационных версий. Контрольное тестирование
4. Итоговый контроль
Промежуточный контроль знаний осуществляется в форме выполнения контрольных работ, тестов в бумажном варианте и через Интернет.
В качестве итогового контроля учащимся предлагается выполнить одну из демонстрационных версий ГИА прошлых лет.
Материально-техническое обеспечение курса:
Компьютерный класс из 15 персональных компьютеров с операционной системой Windows-XP и программным обеспечением Microsoft Office, ТурбоПаскаль;
Локальная компьютерная сеть;
Глобальная сеть Интернет;
Видеопроектор, экран.
Требования к уровню подготовки учащихся (Планируемые результаты)
В результате изучения курса тьюторских занятий «Основные вопросы информатики» ученик должен приобрести следующие знания/умения:
Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению.
Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.
Предметные: знать/понимать/уметь
Уметь оценивать количественные параметры информационных объектов
Уметь определять значение логического выражения
Уметь анализировать формальные описания реальных объектов и процессов
Знать структуру файловой системы и организацию данных
Уметь представлять формульную зависимость в графическом виде
Уметь исполнять алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд
Уметь кодировать и декодировать информацию
Уметь исполнять линейный алгоритм, записанный на алгоритмическом языке
Уметь исполнять простейший циклический алгоритм, записанный на алгоритмическом языке
Уметь исполнять циклический алгоритм обработки массива чисел, записанный на алгоритмическом языке
Уметь анализировать информацию, представленную в виде схем
Уметь осуществлять поиск в готовой базе данных по сформулированному условию
Иметь представление о дискретной форме представления числовой, текстовой, графической и звуковой информации
Уметь записывать простой линейный алгоритм для формального исполнителя
Уметь определять скорость передачи информации
Уметь исполнять алгоритм, записанный на естественном языке, обрабатывающий цепочки символов или списки
Уметь использовать информационно-коммуникационные технологии
Уметь осуществлять поиск информации в Интернете
Уметь проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных
Уметь написать короткий алгоритм в среде формального исполнителя или на языке программирования
Поурочное планирование тьюторских занятий в 9 классе Подготовка ГИА ОГЭ
№ урока
Тема
Количество часов
Дата проведения
всего
Лекции
Практи-кум
1
Техника безопасности и основные подходы к разработке КИМов по информатике
2
1,5
0,5
08.09.14
Раздел I. Тематические блоки и тренинг по заданиям и вариантам ( ч)
Представление информации
2
0,5
1,5
15.09.14
Передача информации
2
0,5
1,5
22.09.14
Кодирование и декодирование информации
2
0,5
1,5
29.09.14
Системы счисления Двоичная арифметика
2
0,5
1,5
06.10.14
Логически основы ВТ. Алгебра Буля, основные логические операции Таблицы истинности. Решение логических задач
2
0,5
1,5
13.10.14
Алгоритм, свойства и способы записи алгоритмов. Блок-схемы.
2
0,5
1,5
20.10.14
Основы программирования на Паскале. Программы линейной структуры
2
0,5
1,5
27.10.14
Алгоритмы и программы на Паскаль разветвляющейся структуры
2
0,5
1,5
10.11.14
Алгоритмы и программы на Паскаль циклической структуры. Вспомогательные алгоритмы
2
0,5
1,5
17.11.14
Массивы. Сортировка массивов
2
1
1
24.11.14
Программирование, численные методы
2
0,5
1,5
01.12.14
Компьютер –универсальное устройство обработки информации
2
0,5
1,5
08.12.14
Основные устройства ИКТ. Файлы. Работа с файлами
2
1
1
15.12.14
Текстовый процессор. Создание и обработка информационных объектов.
2
0,5
1,5
22.12.14
Графический редактор. Создание и обработка информационных объектов.
2
0,5
1,5
12.01.15
Базы данных
4
0,5
3,5
19.01.15
26.01.15
Проектирование и моделирование. Чертежи.
4
1
3
02.02.15
09.02.15
Двумерная графика, компьютерные модели
4
0,5
3,5
16.02.15
23.02.15
Диаграммы, планы, карты
2
2
02.03.15
Математические инструменты, электронные таблицы
12
2
10
16.03.15
23.03.15
30.03.15
06.04.15
13.04.15
20.04.15
Поиск в Интернет
4
1
3
27.04.15
04.05.15
Заключительное тестирование по ГИА
6
6
11.05.15
18.05.15
25.05.15
68
14
54
Список используемой учебно-методической литературы
Готовимся к ЕГЭ по информатике. Элективный курс : учебное пособие / Н. Н. Самылкина, С. В. Русаков, А. П. Шестаков, С. В. Баданина. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. — 298 с.
Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011
Задачник-практикум по информатике в II ч. / И. Семакин. Г.. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2007.
Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс». URL: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/tcor_semakin.rar
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 8 класса. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 9 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;
Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;
Информатика и ИКТ. Задачник – практикум в 2 т. Том 1/ Л. А. Залогова, М. А. Плаксин, С. В. Русаков и др. ; под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009. – 309 с. : ил.
Информатика и ИКТ. Задачник – практикум в 2 т. Том 2/ Л. А. Залогова, М. А. Плаксин, С. В. Русаков и др. ; под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009. – 294 с. : ил.
Контрольно-измерительные материалы. Информатика. 8 класс/Ю. Антонова – Вако, 2013. Серия КИМ
Контрольно-измерительные материалы. Информатика. 9 класс/Ю. Антонова – Вако, 2012. Серия КИМ