kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Веселая информатика. Доктор Бит: информатика для начинающих»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа направлена на развитие логического и алгоритмического мышления школьников и на освоении ими практики работы на компьютере. Особое значение пропедевтического изучения информатики в начальной школе связано с наличием в содержании информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического и алгоритмического мышления. С другой стороны, использование информационных и коммуникационных технологий в начальном образовании является важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Веселая информатика. Доктор Бит: информатика для начинающих» »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Аксайского района средняя общеобразовательная школа №1


Рассмотрено на ШМО учителей математике и информатики _______

Протокол

№_____ от _______20__



Утверждаю

Директор МБОУ СОШ №1 ______

Гомонишина Л.Т.







Рабочая программа по внеурочной деятельности

общеинтеллектуального направления

«Веселая информатика. Доктор Бит: информатика для начинающих»

для обучающихся 6 – 9 лет

на 2014 – 2015 учебный год

учитель: Копылова Ольга Викторовна

учитель информатики и математики







2014 г.

г.Аксай




Паспорт

дополнительной общеобразовательной программы

Название ДОП

«Доктор Бит: информатика для начинающих»

Сведения об авторе

Копылова Ольга Викторовна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Аксайского района средняя общеобразовательная школа №1

346720, Ростовская область, г.Аксай, ул.Гулаева, 129

346721, Ростовская область, г.Аксай, ул.Карла Либкнехта, 23 кв.1

8(86350)4-23-23

+7(928)173-29-72

учитель

Участие в конкурсах авторских образовательных программ и программно-методических комплексов/результат

Районный конкурс «ИТО – 2012», номинация «Лучшее электронное пособие, электронный учебник» II место. Пособие для интерактивной доски «Логические задачи для учащихся 1 класса»

Нормативно-правовая база (основания для разработки программы, чем регламентируется содержание и порядок работы по ней)

- Закон РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»

- Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным программам»

- Приказ Минобразования Ростовской области от 18.07.2012 №661 «Об утверждении примерных региональных требований к регламентации деятельности учреждений дополнительного образования детей в Ростовской области»

- ФГОС НОО

Год разработки, редактирования

2014

Структура программы

Пояснительная записка, содержание, календарно-тематическое планирование, методическое обеспечение

Направленность

формирование информационной культуры

Направление

Общеинтеллектуальное

Возраст учащихся

6– 9 лет

Срок реализации

2 года

Этапы реализации

2014-2015, 2015-2016 учебныйгод

Новизна

- развитие УУД

- формирование ИКТ - компетенций

Актуальность

внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:

- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

- улучшить условия для развития ребенка;

- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся;

- развитие УУД, в условиях реализации ФГОС

Цель

Развитие логического, алгоритмического и системного мышления, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой.

Ожидаемые результаты

- Умение представлять, анализировать и интерпретировать данные

- приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности

- овладение элементарными практическими умениями и навыками в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ

Формы занятий (фронтальные/указать кол-во детей/, индивидуальные)

фронтальное обучение, индивидуализированное обучение, групповое (группа 10 – 12 человек, практические занятия.

Режим занятий

Занятия проводятся во второй половине дня с14.00 до 16.00

- теория 20 – 25 минут

- практика – работа за компьютером – 10 – 15 минут

- физкультминутка 3 – 7 минут

Формы подведения итогов реализации

- представление коллективного результата деятельности группы обучающихся в рамках одного направления (проект);

- индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося на основании экспертной оценки личного портфолио.



Пояснительная записка

Рабочая программа направлена на развитие логического и алгоритмического мышления школьников и на освоении ими практики работы на компьютере. Особое значение пропедевтического изучения информатики в начальной школе связано с наличием в содержании информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического и алгоритмического мышления. С другой стороны, использование информационных и коммуникационных технологий в начальном образовании является важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность.

Как правило, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) ассоциируются с передним краем научно-технического прогресса, с высококвалифицированной творческой деятельностью, с современными профессиями, требующими развитого мышления. Основу создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации – закладывает информатика. Информатика, информационные и коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни современного человека. Общество, в котором решающую роль играют информационные процессы, свойства информации, информационные и коммуникационные технологии, – реальность настоящего времени. Умение использовать информационные и коммуникационные технологии в качестве инструмента в профессиональной деятельности, обучении и повседневной жизни во многом определяет успешность современного человека. Особую актуальность для школы имеет информационно-технологическая компетентность учащихся в применении к образовательному процессу.

Каждый учебный предмет вносит свой специфический вклад в получение результата обучения в начальной школе, включающего личностные качества учащихся, освоенные универсальные учебные действия, опыт деятельности в предметных областях и систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной картины мира. Предмет «Информатика и ИКТ» предъявляет особые требования к развитию в начальной школе логических универсальных действий и освоению информационно-коммуникационных технологий в качестве инструмента учебной и повседневной деятельности учащихся. В соответствии со своими потребностями информатика предлагает и средства для целенаправленного развития умений выполнять универсальные логические действия и для освоения компьютерной и коммуникационной техники как инструмента в учебной и повседневной деятельности. Освоение информационно-коммуникационых технологий как инструмента образования предполагает личностное развитие школьников, придаёт смысл изучению ИКТ, способствует формированию этических и правовых норм при работе с информацией.

К основным результатам изучения курса внеурочной деятельности по информатики и ИКТ в средней общеобразовательной школе относятся:

  • освоение учащимися системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путём освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности.

Освоение курса информационных и коммуникационных технологий направлено на достижение следующих целей:

  • овладение трудовыми умениями и навыками при работе на компьютере, опытом практической деятельности по созданию информационных объектов, полезных для человека и общества, способами планирования и организации созидательной деятельности на компьютере, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией;

  • развитие мелкой моторики рук;

  • развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления;

  • освоение знаний о роли информационной деятельности человека в преобразовании окружающего мира;

  • формирование первоначальных представлений о профессиях, в которых информационные технологии играют ведущую роль;

  • воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности;

  • воспитание уважительного отношения к авторским правам;

  • практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности.

В качестве основных задач при изучении курса информационных и коммуникационных технологий ставится:

  • начальное освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (текстами, изображениями, анимированными изображениями, схемами предметов, сочетаниями различных видов информации в одном информационном объекте);

  • создание завершённых проектов с использованием освоенных инструментальных компьютерных сред;

  • ознакомление со способами организации и поиска информации;

  • создание завершённых проектов, предполагающих организацию (в том числе каталогизацию) значительного объёма неупорядоченной информации;

  • создание завершённых проектов, предполагающих поиск необходимой информации.

Внутренняя структура задач освоения информационных и коммуникационных технологий допускает модульную организацию программы.

Предлагается следующий набор учебных модулей:

1. Знакомство с компьютером.

2. Создание рисунков.

3. Создание мультфильмов и «живых» картинок.

4. Создание проектов домов и квартир.

5. Создание компьютерных игр.

6. Знакомство с компьютером: файлы и папки (каталоги).

7. Создание текстов.

8. Создание печатных публикаций.

9. Создание электронных публикаций.

10. Поиск информации.

Исходя из опыта работы с учащимися начальной школы, на первом этапе предлагается изучение следующих модулей:

  1. Знакомство с компьютером.

  2. Создание рисунков.

  3. Создание текстов.

Это обусловлено тем, что не все учащиеся умеют читать и писать. Поэтому целесообразно начинать обучение с этих модулей, так как программа рассчитана на обучающихся с 6 – 9 лет. Программу можно редактировать в ходе ее реализации.

На втором этапе предполагается изучение следующих модулей:

  1. Знакомство с компьютером: файлы и папки (каталоги).

  2. Создание печатных изданий.

  3. Создание электронных публикаций.

  4. Поиск информации.

Данная рабочая программа является модифицированной, основана на книге «Доктор Бит. Информатика для начинающих» для учащихся начальных классов издательства «Стрекоза» 2009 г.

Отличительные особенности данной программы в том, что составлена она исходя из опыта работы по внеурочной деятельности с учащимися начальной школы. Имея опыт работы и реализации ФГОС по внеурочной деятельности, зная контингент обучающихся в начальной школе могу рекомендовать данную программу для использования во внеурочной деятельности учащихся на первой ступени обучения.

Программа рассчитана на два года обучения для учащихся начальной школы и при наличии компьютерного класса, проектора, интерактивной доски. Рабочая программа предполагает показ видео и аудио файлы.

Форма проведения занятий может быть разной - игровые, фронтальные, практические, индивидуальные и групповые. В конце каждого занятия обязательно должны проводится физкультминутки для глаз и рук.

Все занятия должны проводиться с соблюдением норм САНПИН и предполагают непрерывную работу учащихся за компьютером - 10-15 мин (в зависимости от возраста). Поэтому каждое занятие делится на две части: 1) дидактические игры и упражнения; 2) работа с обучающими программами на компьютере. Для снятия утомления проводятся физкультминутки. Все занятия проводятся через активные (в основном игровые) методы и средства обучения.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты.

К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:

  • критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;

  • уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;

  • осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;

  • начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

Метапредметные результаты.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;

  • формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;

  • оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;

  • использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • создание гипермедиасообщений, включающих текст, набираемый на клавиатуре, цифровые данные, неподвижные и движущиеся, записанные и созданные изображения и звуки, ссылки между элементами сообщения;

  • подготовка выступления с аудиовизуальной поддержкой.

Предметные результаты

1 год обучения

Модуль «Знакомство с компьютером».

В результате изучения данного модуля учащиеся должны:

знать

  • как правильно и безопасно вести себя в компьютерном классе;

  • для чего нужны основные устройства компьютера;

уметь

  • пользоваться мышью и клавиатурой;

  • запускать компьютерные программы и завершать работу с ними.

Модуль «Создание рисунков».

В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь:

  • выполнять основные операции при рисовании с помощью одной из компьютерных программ;

  • сохранять созданные рисунки и вносить в них изменения.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться придумывать рисунок, предназначенный для какой-либо цели, и создавать его при помощи компьютера.

Модуль «Создание текстов».

В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь:

  • набирать текст на клавиатуре;

  • сохранять набранные тексты, открывать ранее сохранённые текстовые документы и редактировать их;

  • копировать, вставлять и удалять фрагменты текста;

  • устанавливать шрифт текста, цвет, размер и начертание букв.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться:

  • подбирать подходящее шрифтовое оформление для разных частей текстового документа;

  • составлять тексты, предназначенные для какой-либо цели, и создавать их при помощи компьютера, используя разное шрифтовое оформление.

2 – ой год обучения

Модуль «Знакомство с компьютером: файлы и папки (каталоги)».

В результате изучения данного модуля учащиеся должны:

знать

  • что такое полное имя файла;

уметь

  • создавать папки (каталоги);

  • удалять файлы и папки (каталоги);

  • копировать файлы и папки (каталоги);

  • перемещать файлы и папки (каталоги).

Модуль «Создание печатных публикаций».

В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь:

  • вставлять изображения в печатную публикацию;

  • создавать схемы и включать их в печатную публикацию;

  • создавать таблицы и включать их в печатную публикацию.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться:

  • красиво оформлять печатные публикации, применяя рисунки, фотографии, схемы и таблицы;

  • составлять печатные публикации, предназначенные для какой-либо цели, и создавать их при помощи компьютера..

Модуль «Поиск информации».

В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь:

  • искать, находить и сохранять тексты, найденные с помощью поисковых систем;

  • искать, находить и сохранять изображения, найденные с помощью поисковых систем.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться искать и находить нужную информацию и использовать её, например, при создании печатных или электронных публикаций.

Учебно – тематический план

п/п

Название раздела и темы

Дата

Теория

Практика

Первый год обучения

Модуль «Знакомство с компьютером». 10 часов

8,5

1,5

1

1. Правила работы за компьютером. Техника безопасности.


1


2

2. Знакомьтесь компьютер


1


3

3. Системный блок.


1


4

4. Электронные носители информации


1


5

5. Периферийные устройства


1


6

6. Контрольное задание 1.


1


7

7. Клавиатура.


0,5

0,5

8

8. Мышь.


0,5

0,5

9

9. Включаем компьютер. Рабочий стол. Меню пуск.


0,5

0,5

10

10. Контрольное задание 2


1


Модуль «Создание рисунков». 10 часов

5

5

11

1. Открываем программу Paint.


0,5

0,5

12

2. Панель инструментов.


0,5

0,5

13

3. Сохраняем рисунок.


0,5

0,5

14

4. Копируем рисунок.


0,5

0,5

15

5. Раскрашиваем рисунок.


0,5

0,5

16

6. Печатаем рисунок.


0,5

0,5

17

7. Закрепляем пройденное. Создаем рисунки.


0,5

0,5

18

8. Закрепляем пройденное. Создаем рисунки.


0,5

0,5

19

9. Работаем над проектом «Открытка для Мамы».


0,5

0,5

20

10. Работаем над проектом «Открытка для Мамы».


0,5

0,5

Модуль «Создание текстов». 13 часов

6,5

6,5

21

1. Открываем программу WORD.


0,5

0,5

22

2. Панель инструментов.


0,5

0,5

23

3. Набираем текст.


0,5

0,5

24

4. Набираем текст.


0,5

0,5

25

5. Выделяем фрагменты текста. Работаем с фрагментами текста


0,5

0,5

26

6. Украшаем текст. Работа со шрифтами.


0,5

0,5

27

7. Работа со шрифтами. Выравнивание текста.


0,5

0,5

28

8. Изменение цвета текста.


0,5

0,5

29

9. Контрольное задание.


0,5

0,5

30

10. Оформляем заголовок с WORDART.


0,5

0,5

31

11. Оформляем текст картинками.


0,5

0,5

32

12. Работаем над проектом «Что я узнал о компьютере».


0,5

0,5

33

13. Работаем над проектом «Что я узнал о компьютере».


0,5

0,5

Второй год обучения

Модуль «Знакомство с компьютером: файлы и папки (каталоги)». 10 часов

6

4

1

  1. Файлы. Папки (каталоги).


1


2

  1. Имя файла. Размер файла.


0,5

0,5

3

  1. Сменные носители. Полное имя файла.


0,5

0,5

4

  1. Операции над файлами и папками (каталогами): создание папок (каталогов)


0,5

0,5

5

  1. Операции над файлами и папками (каталогами): копирование файлов и папок (каталогов)


0,5

0,5

6

  1. Операции над файлами и папками (каталогами): перемещение файлов и папок (каталогов),


0,5

0,5

7

  1. Операции над файлами и папками (каталогами): удаление файлов и папок (каталогов).


0,5

0,5

8

  1. Контрольное задание


1


9

  1. Примеры программ для выполнения действий с файлами и папками (каталогами).


0,5

0,5

10

  1. Примеры программ для выполнения действий с файлами и папками (каталогами).


0,5

0,5

Модуль «Создание печатных публикаций». 11 часов

6

5

11

  1. Печатные публикации. Виды печатных публикаций.


1


12

  1. Текстовые редакторы. Настольные издательские системы.


0,5

0,5

13

  1. Примеры текстовых редакторов и настольных издательских систем.


0,5

0,5

14

  1. Иллюстрации в публикациях.


0,5

0,5

15

  1. Схемы в публикациях. Некоторые виды схем: схемы отношений


0,5

0,5

16

  1. Схемы, отражающие расположение и соединение предметов


0,5

0,5

17

  1. Схемы, отражающие происходящие изменения, порядок действий.


0,5

0,5

18

  1. Таблицы в публикациях.


0,5

0,5

19

  1. Столбцы и строки.


0,5

0,5

20

  1. Работаем над проектом «Мои питомцы»


0,5

0,5

21

  1. Работаем над проектом «Мои питомцы»


0,5

0,5

Модуль «Поиск информации». 13 часов

6,5

6,5

22

  1. Что такое Интернет. Заходим в Интернет


0,5

0,5

23

  1. Поиск в Интернете. Поисковые системы


0,5

0,5

24

  1. Поиск в Интернете. Поисковые запросы


0,5

0,5

25

  1. Поиск в Интернете. Уточнение запросов на поиск информации


0,5

0,5

26

  1. Сохранение найденной информации и обработка.


0,5

0,5

27

  1. Сохранение найденной информации и обработка.


0,5

0,5

28

  1. Электронная почта. Создание электронного почтового ящика.


0,5

0,5

29

  1. Отправка сообщений.


0,5

0,5

30

  1. Отправка сообщений с вложениями: текстовый файл


0,5

0,5

31

  1. Отправка сообщений с вложениями: изображения


0,5

0,5

32

  1. Отправка сообщений с вложениями: аудио файл


0,5

0,5

33

  1. Создаем архив с различными файлами проектов


0,5

0,5

34

  1. Отправка архива по электронной почте


0,5

0,5

Итого



77



Содержание изучаемого материала

Название раздела и темы

Характеристика деятельности учащихся

теория

практика

Первый год обучения

Модуль «Знакомство с компьютером». 10 часов

1. Правила работы за компьютером. Техника безопасности.

Познакомить учеников с материальными и информационными технологиями, показать общие и различные характеристики этих технологий.

Познакомить с профессиями, связанными с использованием компьютера.

Познакомить с использованием компьютеров в школе.

Познакомить с техникой безопасности и правилами поведения в компьютерном классе. (Просмотр видеофильмов)


2. Знакомьтесь компьютер

Познакомить учеников с основными устройствами компьютера, акцентируя внимание на их назначении. (Просмотр видеофильмов или плакатов или презентации)


3. Системный блок.

Познакомить учеников с основными устройствами системного блока, акцентируя внимание на их назначении. (Просмотр видеофильмов или плакатов или презентации)


4. Электронные носители информации

Познакомить учеников с электронными носителями информации, акцентируя внимание на их назначении. (Просмотр видеофильмов или плакатов или презентации)


5. Периферийные устройства

Познакомить учеников с периферийными устройствами, акцентируя внимание на их назначении. (Просмотр видеофильмов или плакатов или презентации)


6. Контрольное задание 1.

Выполнение контрольного задания по пройденным темам. (можно в игровой форме на интерактивной доске)


7. Клавиатура.

Для чего предназначено устройство «клавиатура, Расположение букв на клавиатурах (просмотр flash - ролика «Что такое клавиатура», «Клавиши и их назначение»)

Выполнять заданные действия с клавиатурой.

Практическая работа «Выделение по общим признакам»

8. Мышь.

Для чего предназначено устройство «мышь

Выполнять заданные действия с мышью. Практическая работа «Тренажер «Мыльные пузыри» и «Пазлы»)

9. Включаем компьютер. Рабочий стол. Меню пуск.

Познакомить с включением и выключением компьютера.

Научить запускать программы с рабочего стола, научить завершать программы.

Практическая работа «Включать компьютер. Запускать программы, выполнять в них действия и завершать работу программ»

10. Контрольное задание 2

Проверить освоение материала модуля «Знакомство с компьютером».


Модуль «Создание рисунков». 10 часов

1.Открываем программу Paint.

Знакомство с технологией создания рисунков на компьютере. 4. Научить запускать программу Paint.

Практическая работа «Открываем Paint» и игра «Нарисуй также»

2.Панель инструментов.

Инструменты Линии, Текст, Ластик. Геометрические фигуры. Штамп, Заливка.

Практическая работа «Знакомимся с инструментами Paint: рисование прямых линий,

рисование прямых линий, заливка,

рисование точек, прямых линий, кривых линий, фигур,

рисование точек, прямых линий, фигур (для носа фигура треугольник)»

3. Сохраняем рисунок.

Рассказать и показать, как сохранять рисунок

Практическая работа «Рисуем геометрические фигуры и сохраняем их»

4. Копируем рисунок.

Рассказать и показать правила копирования рисунка и вставки.

Практическая работа «Рисуем геометрические фигуры и копируем их»

5.Раскрашиваем рисунок.

Показать и рассказать, как открыть заготовленный рисунок, дорисовать его и раскрасить

Практическая работа «Рисуем и раскрашиваем»

6. Печатаем рисунок.

Показать, научить – как правильно распечатать готовый рисунок.

Практическая работа «Открываем и печатаем готовый рисунок»

7.Закрепляем пройденное. Создаем рисунки.

Нарисовать рисунки по шаблону, заготовленному учителем, используя свои знания и умения по пройденной теме

Практическая работа «Рисуем флаг России»

8.Закрепляем пройденное. Создаем рисунки.

Нарисовать рисунки по шаблону, заготовленному учителем, используя свои знания и умения по пройденной теме

Практическая работа «Рисуем божью коровку»

9.Работаем над проектом «Открытка для Мамы».

Что такое проект. Этапы работы над проектом. Подготовка и обсуждение проекта «открытка для мамы»

Практическая работа «Создаем открытку для мамы»

10.Работаем над проектом «Открытка для Мамы».

Что такое проект. Этапы работы над проектом. Подготовка и обсуждение проекта «открытка для мамы»

Практическая работа «Создаем открытку для мамы»

Модуль «Создание текстов». 13 часов

1.Открываем программу WORD.

Знакомство с текстовым редактором Word. Назначение и правила работы.

Практическая работа «Отрываем Word»

2.Панель инструментов.

Знакомство с инструментами Word. Познакомить с ситуациями, в которых может быть применена изучаемая технология. Создать представление о текстовых редакторах и клавиатурных тренажерах.

Практическая работа «Клавиатурный тренажер»

3. Набираем текст.

Работа с текстовым редактором. Меню. Операции при создании текстов. Набор текста. Ввод заглавных букв. Ввод букв латинского и русского алфавита.

Практическая работа «Создание, сохранение и открытие текстовых документов»

4. Набираем текст.

Работа с текстовым редактором. Меню. Операции при создании текстов. Набор текста. Ввод заглавных букв. Ввод букв латинского и русского алфавита.

Практическая работа «Создание, сохранение и открытие текстовых документов»

5.Выделяем фрагменты текста. Работаем с фрагментами текста

Умение создавать тексты может пригодиться в разных жизненных ситуациях. Учитель показывает, какими способами можно сохранять файлы, и как открывать ранее сохраненные файлы, как создавать новые файлы. Выделять фрагмент текста и работать с ним.

Практическая работа «Редактирование текста. Удаление, копирование, вставка, перенос»

6. Украшаем текст. Работа со шрифтами.

Форматирование (оформление) текста. Шрифт и его параметры. Выравнивание абзацев.

Выполнение заданий на оформление текста, путем изменения параметров шрифтов.

7. Работа со шрифтами. Выравнивание текста.

Форматирование (оформление) текста. Шрифт и его параметры. Выравнивание абзацев.

Выполнение заданий на оформление заголовков, подзаголовков, эпиграфов, основного текста путем изменения параметров шрифтов и выравниванием абзацев.

8. Изменение цвета текста.

Изменение цвета текста. Работа с палитрой. Выделение и изменение текста в соответствии с правилами.

Закрепление умений ввода, редактирования текста и оформления текста

9.Контрольное задание.



10.Оформляем заголовок с WORDART.

Знакомство с оформлением заголовков, подзаголовков, эпиграфов, основного текста путем изменения параметров шрифтов. Научить выделять в тексте заголовки, подзаголовки, эпиграфы, основной текст и подбирать для них подходящее оформление.

Выполнение заданий на оформление заголовков, подзаголовков, эпиграфов, основного текста путем изменения параметров шрифтов и выравниванием абзацев.

11.Оформляем текст картинками.

Знакомство с оформлением текста картинками. Использование демонстрации возможностей Word. Использование коллекции Word.и вставка картинки из файла.

Вставка картинок в сохраненный документ. Выравнивание и редактирование.

12.Работаем над проектом «Что я узнал о компьютере».

1. Учить создавать помощью компьютера текст, предназначенный для какой-либо цели.

2. Учить оценивать результат выполнения творческой работы.

Работа над собственными проектами. Печать текстовых документов. Ученики за компьютерами приступают к выполнению своих работ. Учитель по необходимости консультирует их.

13.Работаем над проектом «Что я узнал о компьютере».

1. Учить создавать помощью компьютера текст, предназначенный для какой-либо цели.

2. Учить оценивать результат выполнения творческой работы.

Работа над собственными проектами. Печать текстовых документов. Ученики за компьютерами приступают к выполнению своих работ. Учитель по необходимости консультирует их.

Второй год обучения

Модуль «Знакомство с компьютером: файлы и папки (каталоги)». 10 часов

  1. Файлы. Папки (каталоги).

Познакомить файловой системой компьютера, сформировать навыки упорядочения информации на дисках компьютера. Просмотр видеофильма «Файловая система компьютера»

Работа по карточкам «Компьютер – хранилище информации». Игра «Найди папку».

  1. Имя файла. Размер файла.

Повторение пройденного материала. Формирование навыков создания имен файлов, различать типы файлов, размер файлов.

Игра «У каждого файла есть имя». Правила заполнения таблицы по заданным параметрам.

  1. Сменные носители. Полное имя файла.

Сформировать навыки работы со сменными носителями. Познакомиться с программой Проводник, продолжить развивать навыки упорядочения информации на компьютере.

Игра «Путешествие по компьютеру». Работа с файловой системой.

  1. Операции над файлами и папками (каталогами): создание папок (каталогов)

Научиться создавать папки, простые графические и текстовые файлы, удалять их.

Практическая работа «Работаем по инструкции»

  1. Операции над файлами и папками (каталогами): копирование файлов и папок (каталогов)

Научиться создавать папки, простые графические и текстовые файлы, удалять их.

Практическая работа «Работаем по инструкции»

  1. Операции над файлами и папками (каталогами): перемещение файлов и папок (каталогов),

Научиться создавать папки, простые графические и текстовые файлы, удалять их.

Практическая работа «Работаем по инструкции»

  1. Операции над файлами и папками (каталогами): удаление файлов и папок (каталогов).

Научиться создавать папки, простые графические и текстовые файлы, удалять их.

Практическая работа «Работаем по инструкции»

  1. Контрольное задание

Закрепление пройденного материала.


  1. Примеры программ для выполнения действий с файлами и папками (каталогами).

Знакомство с новыми программами «Total Commander», «Ccleaner»

Практическая работа «Работаем с Total Commander»

  1. Примеры программ для выполнения действий с файлами и папками (каталогами).

Знакомство с новыми программами «Total Commander», «Ccleaner»

Практическая работа «Работаем с Ccleaner»

Модуль «Создание печатных публикаций». 11 часов

  1. Печатные публикации. Виды печатных публикаций.

Понятие печатных публикаций. Примеры публикаций. Программы для создания публикаций. Обсуждение заданий в ситуациях. Выбор проекта. Размещение надписей.


  1. Текстовые редакторы. Настольные издательские системы.

Какие виды печатных изданий называют печатными публикациями? Приведите примеры.


  1. Примеры текстовых редакторов и настольных издательских систем.

Какие редакторы существуют. Приведите примеры.


  1. Иллюстрации в публикациях.

Познакомить с разными видами и источниками иллюстраций для печатных публикаций.


  1. Схемы в публикациях. Некоторые виды схем: схемы отношений

Знакомство с разными видами схем, с созданием схем и добавлением их в публикации.

Выполнение заданий на создание схем и добавление их в публикации

  1. Схемы, отражающие расположение и соединение предметов

Знакомство с разными видами схем, с созданием схем и добавлением их в публикации.

Выполнение заданий на создание схем и добавление их в публикации

  1. Схемы, отражающие происходящие изменения, порядок действий.

Знакомство с разными видами схем, с созданием схем и добавлением их в публикации.

Выполнение заданий на создание схем и добавление их в публикации

  1. Таблицы в публикациях.

Знакомство с организацией таблиц и с добавлением их в публикацию. Познакомить с типовыми случаями использования таблиц.

Создание таблиц и их оформление

  1. Столбцы и строки.

Как добавить или удалить одну строку? Один столбец?

Создание таблиц и их оформление, удаление и вставка строк и столбцов.

  1. Работаем над проектом «Мои питомцы»

Учить создавать помощью компьютера текст, предназначенный для какой-либо цели.

Начало работы над проектом, сохранение проекта.

  1. Работаем над проектом «Мои питомцы»

Учить создавать помощью компьютера текст, предназначенный для какой-либо цели.

Завершение работы над проектом. Выборочная демонстрация и обсуждение работ.

Модуль «Поиск информации». 13 часов

  1. Что такое Интернет. Заходим в Интернет

Познакомиться с основными службами Интернета. Правила запуска браузера.

Практическая работа «Запускаем браузер»

  1. Поиск в Интернете. Поисковые системы

Научиться осуществлять поиск сайта, поиск на сайте и на странице сайта, формирование навыков работы с информацией.

Практическая работа «В гости к Смешарикам»

  1. Поиск в Интернете. Поисковые запросы

Научиться осуществлять поиск сайта, поиск на сайте и на странице сайта, формирование навыков работы с информацией.

Практическая работа «В гости к Солнышку SOLNET.EE»

  1. Поиск в Интернете. Уточнение запросов на поиск информации

Научиться осуществлять поиск сайта, поиск на сайте и на странице сайта, формирование навыков работы с информацией.

Практическая работа «Знакомство с электронными библиотеками, энциклопедиями, словарями»

  1. Сохранение найденной информации и обработка.

Правила сохранения найденной информации. Обработка.

Практическая работа «Обработка найденной информации и сохранение»

  1. Сохранение найденной информации и обработка.

Правила сохранения найденной информации. Обработка.

Практическая работа «Обработка найденной информации и сохранение»

  1. Электронная почта. Создание электронного почтового ящика.

Познакомиться со службой e-mail, научиться создавать свой почтовый ящик и изучить его устройство.

Практическая работа «Моя электронная переписка»

  1. Отправка сообщений.

Продолжаем знакомство с e-mail, отправка сообщений. Правила сетевого этикета.

Практическая работа «Моя электронная переписка»

  1. Отправка сообщений с вложениями: текстовый файл

Продолжаем знакомство с e-mail, отправка сообщений с текстовыми файлами.

Практическая работа «Моя электронная переписка»

  1. Отправка сообщений с вложениями: изображения

Продолжаем знакомство с e-mail, отправка сообщений с графическими файлами.

Практическая работа «Моя электронная переписка»

  1. Отправка сообщений с вложениями: аудио файл

Продолжаем знакомство с e-mail, отправка сообщений с аудио файлом.

Практическая работа «Моя электронная переписка»

  1. Создаем архив с различными файлами проектов

Познакомиться с различными архиваторами. Правилами архивирования файлов и отправки по электронной почте.

Практическая работа «Моя электронная переписка»

  1. Отправка архива по электронной почте

Продолжаем знакомство с e-mail, отправка сообщений.

Практическая работа «Моя электронная переписка»


Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы

  1. Перечень необходимого оборудования

  1. Проектор.

  2. Интерактивная доска.

  3. Программы и приложения.

  4. Компьютерный класс с установленным программным обеспечением 9возможно использование ОС Windows и ОС Linux

Темы, которые могут вызвать затруднения при изучении данного курса:

  1. Клавиатура.

  2. Украшаем текст. Работа со шрифтами.

  3. Работа со шрифтами. Выравнивание текста.

  4. Файлы. Папки (каталоги)

  5. Имя файла. Размер файла.

  6. Схемы в публикациях. Некоторые виды схем: схемы отношений.

  7. Таблицы в публикациях.

Рекомендации по решению педагогических задач в случае возникновения при обучении по выделенным темам:

  1. На каждом занятии повторять тему, вызывающую затруднение.

  2. В группе может быть 1 – 2 человека у которых могут возникнуть затруднения. К этим учащимся применить индивидуальное обучение, по возможность с дополнительными занятиями.

  3. Заготовить карточки (желательно цветные), которых расписано положение клавиш на клавиатуре с названиями на английском языке и транскрипцией по-русски. Это очень важно, так как обучающиеся 6 – 9 лет еще не изучали английского языка.

Например:






ENTER


ЭНТЕР

SHIFT







SHIFT



ШИФТ





  1. Методическая разработка по теме «Клавиатура» из модуля «Знакомство с компьютером» первый год обучения урок №7.

Цель:

-познакомить учащихся с расположением клавиш на клавиатуре;

- закрепление полученных знаний;

- развитие памяти, внимания, речи;

- воспитание аккуратности;

- формирование навыков коллективного поведения.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: flash – ролик «Клавиатура», игра практическая работа «Выделение по общим признакам», презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент (3 – 4 минуты).

Каждому учащемуся раздается распечатанная на бумаге клавиатура.

  1. Объяснение нового материала.

Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с основным устройством компьютера – клавиатура. Сейчас мы с вами посмотрим небольшой ролик, из которого вы узнаете что такое клавиатура и расположение клавиш. У вас на парте лежит образец клавиатуры на бумаге, смотрите внимательно и запоминайте. (Демонстрация ролика. Ролик можно скачать с ЦОР).




После просмотра ролика включаем презентацию для подробного объяснения основных клавиш.





Необходимо уделить особое внимание именно этим клавишам, так как в дальнейшем они будут использоваться постоянно.

Учащиеся внимательно изучают бумажную клавиатуру, следуя за объяснением учителя.

  1. Закрепление пройденного материала

Игра практическая работа «Выделение по общим признакам»

(3 минуты учащиеся просматривают ролик и слушают объяснения учителя по выполнению работы. Игра может быть скачана с ЦОР № 00410.)

Работа за компьютером 10 – 15 минут согласно нормам СанПин для учащихся начальной школы.

  1. Окончание урока.

Физкультминутка. Упражнения для глаз, общеукрепляющие (3 – 4 минуты).

Упражнения для глаз:

На счет 1-4 закрыть глаза с напряжением, на счет 1-6 раскрыть глаза.

· Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6.

· Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами вверх–вправо–вниз–влево и в обратную сторону: вверх–влево–вниз–вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6.

· Держа голову неподвижно, перевести взор и зафиксировать его: на счет 1-4 – вверх, на счет 1-6 – прямо; затем так же вниз–прямо, вправо–прямо, влево–прямо. Проделать движение глазами по диагонали сначала в одну, потом в другую сторону, затем посмотреть прямо, на счет 1-6.

Упражнения выбираются по желанию, каждое из них повторяется 4-5 раз. Общая длительность тренировки глаз должна равняться 2 минутам. Зрительная гимнастика поможет восстановить состояние органов зрения и предупредить их утомление.

Общеукрепляющие упражнения

1. Исходное положение (и.п.): ноги врозь, руки вдоль туловища. На счет 1-2 – встать на носки, руки вверх–наружу, потянуться вверх за руками, на счет 3-4 – руки дугами в стороны вниз и расслабленно скрестить перед грудью, голову наклонить вперед. Повторить 6-8 раз. Тем быстрый.

2. И.п. – ноги врозь, руки вперед: на счет 1 – поворот туловища направо, мах левой рукой вправо, правой назад за спину; на счет 2 – о.с.; на счет 3-4 – то же в другую сторону. Упражнения выполняются размашисто, динамично. Повторить 6-8 раз. Темп быстрый.

3. И.п. – ноги вместе, руки вдоль туловища. На счет 1 – согнуть правую ноги и, обхватив голень руками, притянуть ногу к животу: на счет 2 – приставить ногу, руки вверх наружу; на счет 3-4 – то же другой ногой. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

4. И.п. – ноги вместе, руки вдоль туловища. На счет 1 – руки за голову; локти развести пошире, голову наклонить назад; на счет 2 – локти вперед; на счет 3-4 – руки расслабленно вниз, голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

Окончание урока.

Учитель: - Понравился ли вам урок? - А о чем вы сегодня узнали?

Список использованной литературы

1. Список литературы, использованной при написании дополнительной программы:

  1. Примерная рабочая программа внеурочная деятельность в начальной школе. Издательство «Просвещение» 2011 г.

  2. Доктор Бит: Информатика для начинающих. Издательство «Стрекоза» 2009 г.

  3. Журнал «Информатика и образование»

  4. Журнал «Информатика в школе»

2. Список литературы , рекомендованный для освоения данного вида деятельности:

1. Доктор Бит: Информатика для начинающих. Издательство «Стрекоза» 2009 г.

2. Рабочая тетрадь «Обрабатываем, редактируем» Бардо М.С., Лишин А.Н.

3. Журнал «Информатика в школе»

3. Список удаленного доступа с образовательной и общеразвивающей информацией (интернет – ресурсы).

1. http://school-collection.edu.ru/catalog/

2. http://www.smeshariki.ru/

3. http://www.solnet.ee/

4. http://life-school.ucoz.ru/index/ehlektronnye_ehnciklopedii/0-173

5. http://www.spas-extreme.ru/

6. http://smallbay.ru/

7. http://sovunya2009.narod.ru/

8. http://kvantik.com/

9. http://webdeti.net/

10. http://detochki.su/

11. http://www.klepa.ru/

12. http://www.teremoc.ru/







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Копылова Ольга Викторовна

Дата: 07.08.2014

Номер свидетельства: 111406

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства