kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по технологии (информационной) для 7 предпрофильных (физико-математических, информационно-технологических) классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по информационной технологии для 7 предпрофильного класса, расчитанная на 2 часа внеделю.

В ней представлен блок "Алгоритмизация и программирование".Изучая программирование на языках Бейсик и Паскаль, учащиеся прочнее усваивают основы алгоритмизации и программирования (предполагается изучение в курсе информатики двух языков программирования: один в 7 классе в рамках информационной технологии, другой начинают изучать в 8 классе (информационная технология) и продолжают углублять знания в старшей школе, в качестве раздела «Алгоритмизация и основы программирования» урока «Информатика и ИКТ»), приобщаются к алгоритмической культуре, познают азы профессии программиста.

Курс условно разбит на два модуля. Первый модуль – это первый год обучения, в котором  изучаются основы языка Бейсик, типы данных, базовые алгоритмические структуры (следование, ветвление, циклы), графику. В основу первого модуля положена работа с простыми типами данных.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«1_Титульный лист»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 23 с углубленным изучением предметов физико-математического профиля г. Владивостока»



СОГЛАСОВАНА

Заместитель директора по УР

_________________ Г.А. Гупало

«_____» __________ 2014 года



УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ № 23»

________________ О.С. Глушак

«_____»_________ 2014 года











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ТЕХНОЛОГИИ

для 7 класса

(физико-математического)







Разработчик:

И.А. Шалаева,

учитель информатики и ИКТ.



ПРИНЯТА

На заседании методического объединения

Протокол №________

от «______»___________ 2014 года

Руководитель МО

___________________ Я.П. Попова





2014 год

Просмотр содержимого документа
«2_пояснительная записка»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус программы.

Рабочая программа по технологии (информационной) составлена на основе примерной программы по учебным предметам ФГОС.


Структура документа.

Программа включает пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, тематическое распределение часов, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовке учащихся, список учебно-методической литературы.


Место предмета в Базисном учебном плане.

Технология (информационная) изучается в 7-8 математических классах основной школы. В 7 классе отводится 2 часа в неделю. Всего 68 часов.


Общая характеристика учебного предмета.

Характерной чертой развития общества на протяжении последних десятилетий является его все более расширяющаяся информатизация. Отражением и следствием этой тенденции явилась потребность в подготовке подрастающего поколения к вступлению в информатизированное общество, любая профессиональная деятельность в котором, будет связана с информатикой и информационными технологиями. Умение представлять информацию в виде, удобном для восприятия и использования другими людьми, — одно из условий социальной компетентности ученика.

Вопрос, который невозможно обойти при обсуждении содержания курса технологии (информационной), связан с целесообразностью изучения программирования. Понятно, что программирование - стержень профильного курса информатики. Но какова его роль и есть ли необходимость изучать программирование в рамках элективных курсов?

Часто говорят, что в современных условиях развитого прикладного программного обеспечения изучение программирования потеряло свое значение как средство подготовки основной массы школьников к труду, профессиональной деятельности. С одной стороны, это действительно так, но, с другой стороны, изучение основ программирования связано с целым рядом умений и навыков (организация деятельности, планирование ее и т.д.), которые по праву носят общеинтеллектуальный характер и формирование которых - одна из приоритетных задач современной школы.

Очень велика роль изучения программирования для развития мышления школьников, формирования многих приемов умственной деятельности. Здесь роль информатики сродни роли математики в школьном образовании. Поэтому не использовать действительно большие возможности программирования, решения соответствующих задач для развития мышления школьников, формирования многих общеучебных, общеинтеллектуальных умений и навыков было бы, наверное, неправильно.

Изучая программирование на языках Бейсик и Паскаль, учащиеся прочнее усваивают основы алгоритмизации и программирования (предполагается изучение в курсе информатики двух языков программирования: один в 7 классе в рамках информационной технологии, другой начинают изучать в 8 классе (информационная технология) и продолжают углублять знания в старшей школе, в качестве раздела «Алгоритмизация и основы программирования» урока «Информатика и ИКТ»), приобщаются к алгоритмической культуре, познают азы профессии программиста.

Курс условно разбит на два модуля. Первый модуль – это первый год обучения, в котором изучаются основы языка Бейсик, типы данных, базовые алгоритмические структуры (следование, ветвление, циклы), графику. В основу первого модуля положена работа с простыми типами данных.

Второй модуль – изучение более сложного по своей структуре языка программирования Паскаль.


Учитывая все вышесказанное, можно выделить основную цель данного курса.

Цели и задачи курса

  • Формирование интереса к изучению профессии, связанной с программированием.

  • Формирование алгоритмической культуры.

  • Дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному курсу.

  • Научить учащихся структурному программированию как методу, предусматривающему создание понятных, локально простых и удобочитаемых программ, характерными особенностями которых является: модульность, использование унифицированных структур следования, выбора и повторения, отказ от неструктурированных передач управления, ограниченное использование глобальных переменных.

  • Приобретение знаний и навыков алгоритмизации учащимися в ее структурном варианте.

  • Освоение всевозможных методов решения задач, реализуемых на языках Бейсик и Паскаль.

  • Развитие алгоритмического мышления учащихся.

  • Формирование навыков грамотной разработки программ.

  • Углубление знаний, умений и навыков решения задач по программированию и алгоритмизации.


Личностно-ориентированная направленность курса.

Личность ученика – вот, что должно стоять во главе учебно-воспитательного процесса. Личностно-ориентированное обучение в настоящее время становится все более актуальным. Главная цель, использования личностно-ориентированного подхода – не просто видеть на уроке (занятии) каждого ученика, но и делать его успешным даже в самой трудной ситуации. Важно - создать на уроке ситуацию успеха.


Методы обучения:

- ориентация на самостоятельную работу учащихся;

- применение проблемного, деятельностного подхода к обучению;


Формы организации учебных занятий.

- лекционные занятия;

- уроки - практикумы;

В содержании программы курса 2 части: 

•  теоретическая;

•  практическая.  

В теоретической части рассматриваются основные понятия языков программирования Бейсик и Паскаль, основные алгоритмические конструкции.

В практической части предлагаются практические работы, направленные на отработку основных алгоритмических конструкций, на развитие логического мышления, на реализацию математических способностей учащихся в ходе составления программ.

 Практическая часть предполагает использование школьного компьютерного класса.

Курс предусматривает классно-урочную систему обучения.


Межпредметные связи. 

Знания, полученные при изучении курса, учащиеся могут использовать при создании собственных программ по определенной тематике, для решения задач из различных областей знаний – математике, физике, химии, биологии и др. Знания и умения, приобретенные в результате освоения данного курса, являются фундаментом для дальнейшего мастерства в области программирования.


3


Просмотр содержимого документа
«3_Тематическое распределение количества часов»

Тематическое распределение количества часов

Тема

Количество часов

7 класс

1

Исполнитель и алгоритмы.

18

2

Алгоритмизация и программирование на языке QBasic

50


Всего

68



Просмотр содержимого документа
«4_Календарно-тематическое планирование_7класс(новый)»

Календарно-тематическое планирование по ТЕХНОЛОГИИ для 7 класса

урока

Дата проведения

Тема урока

Исполнитель и алгоритмы. (18 часов).

1


Алгоритм. Свойства алгоритмом.

2


Способы записи алгоритмов. Язык блок-схем.

3


Структура «следования». Линейный алгоритм.

4


Структура ветвления.

5


Структура цикла.

6


Циклические алгоритмы.

7


Программа, язык программирования Лого, программист. Среда исполнителя.

8


Команды исполнителя Черепашка.

9


Относительность и абсолютность (команды, повороты)

10


Установка цвета и размера.

11


Понятие переменных.

12


Использование условного оператора в Лого.

13


Организация диалога в программе.

14


Циклы. Типы циклов. Практическая работа по использованию циклов в программе.

15


Случайные числа в Лого.

16


Геометрия в Лого.

17


Практическая работа. Составление программ в среде Лого

18


Контрольная работа. Исполнитель и алгоритм.

Язык программирования QBasic. (50 часов).

  1. Основные понятия (15 часов).

19


Классификация языков программирования.

20


Основное понятие о языке программирования. Язык программирования Бейсик.

21


Алфавит, синтаксис, семантика языка.

22


Типы данных. Константы.

23


Типы данных. Переменные.

24


Проверочная работа. Типы данных.

25


Арифметические выражения в языке программирования.

26


Правила записи арифметических выражений в языке программирования Бейсик.

27


Стандартные функции.

28


Решение задач с использованием стандартных функций.

29


Ввод данных с клавиатуры.

30


Ввод данных. Проверочная работа.

31


Координатный вывод данных. Цвет шрифта.

32


Самостоятельная работа. Координатный вывод.

33


Контрольная работа. Реализация линейных алгоритмов.

  1. Ветвление и циклы. (20 часов).

34


Условный оператор.

35


Полное и неполное ветвление. Решение задач.

36


Оператор безусловного перехода.

37


Самостоятельная работа. Ветвление.

38


Решение задач. Ветвление.

39


Контрольная работа. Ветвление.

40


Оператор выбора.

41


Оператор выбора. Решение задач.

42


Циклы. Типы циклических алгоритмов.

43


Оператор с заранее известным числом повторений.

44


Решение задач. Цикл с параметром.

45


Практическая работа. Цикл с параметром.

46


Оператор цикла с предусловием.

47


Оператор цикла с предусловием. Решение задач.

48


Оператор цикла с постусловием.

49


Оператор цикла с постусловием. Решение задач.

50


Вложенные циклы.

51


Практическая работа. Вложенные циклы.

52


Контрольная работа. Циклы.

52


Написание и тестирование программ циклами.

  1. Графика в Бейсике. (15 часов).

54


Графика в Бейсике. Графический режим.

55


Установка системы координат.

56


Графические примитивы. Точки и линии.

57


Практическая работа. Рисование точки и линии.

58


Прямоугольники.

59


Практическая работа. Построение прямоугольников.

60


Окружности и дуги. Раскрашивание рисунков.

61


Практическая работа. Рисование окружностей и дуг.

62


Сектор.

63


Практическая работа. Рисование дуг и секторов.

64


Случайные числа.

65


Практическая работа. Построение рисунка с помощью генератора случайных чисел.

66


Динамические рисунки.

67


Контрольная работа. Графика в Бейсике.

68


Мини-проект «Графика в Бейсике».



Просмотр содержимого документа
«5_Содержание курса ИНФОРМАТИКИ И ИКТ»

Содержание курса ТЕХНОЛОГИЯ

7 класс (68 часов)

  1. Исполнитель и алгоритмы – 18 часов.

Алгоритм. Свойства алгоритмом. Способы записи алгоритмов. Язык блок-схем. Структура «следования». Линейный алгоритм. Структура ветвления. Структура цикла.

Циклические алгоритмы.

Программа, язык программирования Лого, программист. Среда исполнителя. Команды исполнителя Черепашка. Относительность и абсолютность (команды, повороты). Установка цвета и размера. Понятие переменных. Использование условного оператора в Лого. Организация диалога в программе. Циклы. Типы циклов. Практическая работа по использованию циклов в программе. Случайные числа в Лого. Геометрия в Лого. Практическая работа. Составление программ в среде Лого. Контрольная работа. Исполнитель и алгоритм.


Компьютерный практикум:

строить алгоритмы решения задачи с использованием основных алгоритмических конструкций;

составлять блок-схему решения задачи;

преобразовывать один способ записи алгоритма в другой;

исполнять алгоритм;

строить различные алгоритмы решения задачи как реализацию различных методов решения данной задачи.


  1. Алгоритмизация и программирование - 50 часов

Классификация языков программирования. Основное понятие о языке программирования. Язык программирования Бейсик. Алфавит, синтаксис, семантика языка. Типы данных. Константы. Переменные. Арифметические выражения в языке программирования. Правила записи арифметических выражений в языке программирования Бейсик. Стандартные функции.

Ввод данных с клавиатуры. Координатный вывод данных. Цвет шрифта.

Условный оператор. Полное и неполное ветвление. Оператор безусловного перехода.

Оператор выбора.

Циклы. Типы циклических алгоритмов. Оператор с заранее известным числом повторений. Цикл с параметром. Оператор цикла с предусловием. Оператор цикла с постусловием. Вложенные циклы.

Графика в Бейсике. Графический режим. Установка системы координат. Графические примитивы. Точки и линии. Прямоугольники. Окружности и дуги. Раскрашивание рисунков. Сектор.

Случайные числа. Динамические рисунки.

Мини-проект «Графика в Бейсике».


Компьютерный практикум

Знакомство со средой программирования.

Составление простых программ. Работа в непосредственном режиме.

Запись выражений, используя стандартные функции.

Составление программ, используя оператор ввода.

Составление программ, используя оператор Locate.

Программа «Открытка».

Составление линейных программ.

Составление программ с ветвлением.

Составление программ с оператором безусловного перехода.

Составление блок-схем и реализация алгоритмов на языке программирования.

Составление программ, используя оператор безусловного перехода.

Составление программ, используя циклические структуры.

Составление программ с оператором for.

Составление программ, используя циклы с параметром.

Составление программ, используя циклы с предусловием.

Составление программ, используя циклы с постусловием.

Составление программ, используя вложенные циклы.

Составление программ, используя графические примитивы.

Составление программы рисунка «Ёлка»

Построение прямоугольников в различных частях экрана.

Рисунок «Домик».

Задание на построение окружностей и дуг.

Рисунок «Морской пейзаж».

Построение секторов.

Рисунок «Зонтик»

Рисунок «Салют»

Рисунок «Звёздное небо»

Рисунок «Движение шариков по экрану».

Рисунок «Движение автомобиля»

Рисунок на свободную тему, используя движение.



Просмотр содержимого документа
«6_требования к подготовке учащихся по предмету»

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В ОБЛАСТИ ТЕХНОЛОГИЯ


Результаты изучения предмета

Сформулированные цели реализуются через образовательные результаты, которые структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности. Они включают предметные, метапредметные и личностные результаты.

Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой разработки контрольных измерительных материалов по технологии.


Личностные образовательные результаты:

  • готовность к самоидентификации в окружающем мире на основе критического анализа информации, отражающей различные точки зрения на смысл и ценности жизни;

  • умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении учебных проектов;

  • повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ.


Метапредметные образовательные результаты:

  • владение навыками постановки задачи на основе известной и усвоенной информации и того, что ещё неизвестно;

  • планирование деятельности: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности деятельности;

  • прогнозирование результата деятельности и его характеристики;

  • контроль в форме сличения результата действия с заданным эталоном;

  • коррекция деятельности, внесение необходимых дополнений и корректив в план действий;

  • умение выбирать средства ИКТ для решения задач;

  • выбор языка представления информации в зависимости от поставленной задачи.


Предметные образовательные результаты:

в сфере познавательной деятельности:

  • выбор программных средств, предназначенных для работы с информацией данного вида и адекватных поставленной задаче;

  • освоение основных конструкций процедурного языка программирования;

  • освоение методики решения задач по составлению типового набора учебных алгоритмов: использование основных алгоритмических конструкций для построения алгоритма, проверка его правильности путём тестирования и анализа хода выполнения, нахождение и исправление типовых ошибок с использованием современных программных средств;

  • умение анализировать систему команд формального исполнителя для определения возможности или невозможности решения с их помощью задач заданного класса;

в сфере ценностно-ориентационной деятельности:

  • оценка информации; умение отличать корректную аргументацию от некорректной;

  • приобретение опыта выявления информационных технологий, разработанных со скрытыми целями;

  • следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации;

в сфере коммуникативной деятельности:

  • осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком;

в сфере трудовой деятельности:

  • умение тестировать используемые программные средства и составленные задачи;

  • решение задач вычислительного характера (расчётных и оптимизационных) путём использования существующих программных средств или путём составления алгоритмов;

в сфере эстетической деятельности:

  • знакомство с эстетически-значимых компьютерными моделями из различных образовательных областей и средствами их создания;

  • приобретение опыта создания эстетически значимых объектов с помощью возможностей средств информационных технологий;

в сфере охраны здоровья:

  • понимание особенностей работы со средствами информатизации, их влияния на здоровье человека, владение профилактическими мерами при работе с этими средствами;

  • соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий.

Просмотр содержимого документа
«8_Организация текущего и промежуточного контроля знаний»

Организация текущего и промежуточного контроля знаний


Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-20 минут.

Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования, выполнения зачетной практической работы.

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения - контрольной работы.


Практические работы выполняются на каждом уроке, продолжительностью 15-20 минут. Все практические задания содержат задания разного уровня.























Просмотр содержимого документа
«9_Материально-техническое обеспечение»

Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение

Цифровые образовательные ресурсы:

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru.



Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

  1. Аппаратные средства

  2. Компьютер

  3. Проектор

  4. Принтер

  5. Модем

  6. Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией

  7. Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.

  8. Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.


Программные средства

  1. Операционная система – Linux.

  2. Язык программирования – Qbasic.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Шалаева Ирина Александровна

Дата: 17.11.2014

Номер свидетельства: 131685


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства