Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Путешествие по планете Информатика", 2 класс »
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Путешествие по планете Информатика»составлена на основе федерального базисного учебного плана и авторской программы Бененсон Е.П., Паутовой А.Г. «Информатика и ИКТ» (Программы по учебным предметам. Программы внеурочной деятельности: 1-4 кл. в 2 ч./Сост. Р.Г. Чуракова.- Москва: Академкнига / Учебник, 2012).
При составлении рабочей программы были учтены требования официальных нормативных документов:
Программы по учебным предметам. Часть 1. 1-4 классы. Информатика. - М: АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК. 2012 (Стандарты второго поколения).
Целью изучения является формирование первоначальных представлений об информации и ее свойствах, а также формирование навыков работы с информацией (как с применением компьютеров, так и без них).
Задачи:
учить школьника искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для решения стоящих перед ним задач;
формировать первоначальные навыки планирования целенаправленной деятельности человека, в том числе учебной деятельности;
дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных технологиях и сформировать первичные навыки работы на компьютере;
дать представление об этических нормах работы с информацией, об информационной безопасности личности и государства.
ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно учебному плану на проведение занятий внеурочной деятельностью кружка «Путешествие по планете Информатика» выделяется 66 часов - по 2 часа в неделю (33 учебных недели).
Допускается изменение и перераспределение часов при составлении календарно- тематического плана на каникулярное время и выходные дни.
Цели и общие задачи программы реализуется путём постановки частных задач на каждое занятие.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Ценностные ориентиры программы внеурочной деятельности связаны:
– с развитием логического, алгоритмического и системного мышления, созданием предпосылок формирования компетентности в областях, связанных с информатикой, ориентацией учащихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к окружающим;
– нравственно-этическим поведением и оцениванием, предполагающем, что обучающийся знает и применяет правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией; выделяет нравственный аспект поведения при работе с информацией;
– возможностью понимания ценности, значимости информации в современном мире и ее целесообразного использования, роли информационно-коммуникативных технологий в развитии личности и общества.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты
Нравственно-этическое оценивание. Школьник будет знать и применять правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией обучающегося.
Ученик сможет выделять нравственный аспект поведения при работе с любой информацией и при использовании компьютерной техники коллективного пользования.
Ученик научится самостоятельно соблюдать правил работы с файлами в корпоративной сети, правила поведения в компьютерном классе, цель которых – сохранение школьного имущества и здоровья одноклассников.
Самоопределение и смыслообразование. Ученик сможет находить ответы на вопросы: «Какой смысл имеет для меня учение? Какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и в условиях самообразования?». У него будет сформировано отношение к компьютеру как к инструменту, позволяющему учиться самостоятельно.
Школьник о месте информационных технологий в современном обществе, профессиональном использование информационных технологий, осознает их практическую значимость.
Метапредметные результаты образовательной деятельности
В процессе изучения курса формируются РЕГУЛЯТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (планирование и целеполагание, контроль и коррекция, оценивание).
Планирование и целеполагание. Будут сформированы умения:
– ставить учебные цели;
– использовать внешний план для решения поставленной задачи;
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Контроль и коррекция.У учеников будут сформированы умения:
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль выполнения учебного задания по переходу информационной обучающей среды из начального состояния в конечное;
– сличать результат действий с эталоном (целью);
– вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с ранее поставленной целью.
Оценивание. Ученик будет уметь оценивать результат своей работы с помощью тестовых компьютерных программ, а также самостоятельно определять пробелы в усвоении материала курса с помощью специальных заданий учебника.
Общеучебные универсальные действия:
– поиск и выделение необходимой информации в справочном разделе учебников, интернет-сайтов с указанием источников информации, в том числе адресов сайтов, в гипертекстовых документах, входящих в состав методического комплекта, а также в других источниках информации;
– составление знаково-символических моделей (в теме «Кодирование информации»), пространственно-графических моделей реальных объектов (в темах «Устройство компьютера», «Алгоритмы и исполнители»);
– использование готовых графических моделей процессов для решения задач;
– составление и использование для решения задач табличных моделей (для записи условия и решения логической задачи, описания группы объектов живой и неживой природы и объектов, созданных человеком и т. д.);
– использование опорных конспектов правил работы с незнакомыми компьютерными программами;
– одновременный анализ нескольких разнородных информационных объектов (рисунок, текст, таблица, схема) в целях выделения информации, необходимой для решения учебной задачи;
– выбор наиболее эффективных способов решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий (составление алгоритмов формальных исполнителей);
– постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера: создание различных информационных объектов с использованием офисных компьютерных программ,
– анализ объектов в целях выделения признаков с обозначением имени и значения свойства объектов (темы «Объекты и их свойства», «Действия объектов»);
– выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов (решение заданий типа «Продолжи последовательность...», темы «Классы объектов», «Таблицы», «Порядок записей в таблице», «Организация информации в виде дерева», «Дерево деления на подклассы», «Циклические алгоритмы» – задания на создание алгоритмов упорядочивания объектов);
– синтез как составление целого из частей (темы «Устройство компьютера», компьютерные программы «Сборка компьютера Малыш», «Художник». Создание информационных объектов на компьютере с использованием готовых файлов с рисунками и текстами, а также с добавлением недостающих по замыслу ученика элементов);
– построение логической цепи рассуждений.
По окончании изучения курса ученик научится:
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в учебниках, энциклопедиях, справочниках, в том числе гипертекстовых;
– осуществлять сбор информации с помощью наблюдения, опроса, эксперимента и фиксировать собранную информацию, организуя ее в виде списков, таблиц, деревьев;
– использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач;
– основам смыслового чтения с выделением информации, необходимой для решения учебной задачи из текстов, таблиц, схем;
– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
– выбирать основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов;
– устанавливать аналогии;
– строить логическую цепь рассуждений;
– осуществлять подведение под понятия, на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
– обобщать, то есть осуществлять выделение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
– осуществлять синтез как составление целого из частей.
Ученк получит возможность научиться:
– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач;
– осознанно владеть общими приемами решения задач;
– формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Предметные результаты изучения курса представлены в разделе «Содержание курса».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Обучающиеся должны иметь представление:
о понятии «информация»;
о многообразии источников информации;
о том, как человек воспринимает информацию;
о компьютере, как об универсальной машине, предназначенной для обработки информации;
о названии и назначении основных устройств персонального компьютера (процессор, монитор, клавиатура, мышь, память);
о том, что компьютер обрабатывает информацию по правилам, которые определили люди, а компьютерная программа — набор таких правил;
об алгоритме как последовательности дискретных шагов, направленных на достижение цели;
об истинных и ложных высказываниях;
о том, что информация в памяти компьютера хранится в виде набора нулей и единиц.
Обучающиеся научатся:
• исполнять правила поведения в компьютерном классе;
приводить примеры источников информации;
приводить примеры работы с информацией;
приводить примеры технических устройств, предназначенных для работы с информацией (телефон, телевизор, радио, компьютер, магнитофон);
приводить примеры полезной и бесполезной информации;
запускать программы с рабочего стола (при наличии оборудования);
выбирать нужные пункты меню с помощью мыши (при наличии оборудования);
пользоваться клавишами со стрелками, клавишей Еп1ег, вводить с клавиатуры числа (при наличии оборудования);
с помощью учителя составлять и исполнять линейные алгоритмы для знакомых формальных исполнителей;
с помощью учителя ставить учебные задачи и создавать линейные алгоритмы решения поставленных задач.
Обучающие получат возможность научиться:
составлять и исполнять линейные алгоритмы для знакомых формальных исполнителей;
ставить учебные задачи и создавать линейные алгоритмы решения поставленных задач;
определять истинность простого высказывания, записанного повествовательным предложением русского языка.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выбора из текстов и рисунков информации, нужной для достижения поставленной цели;
планирования бытовой и учебной деятельности;
безопасной работы на компьютере.
СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
Информационная картина мира (20 ч)
Понятие информации
Информация как сведения об окружающем мире. Восприятие информации человеком с помощью органов чувств. Источники информации (книги, средства массовой информации, природа, общение с другими людьми). Работа с информацией (сбор, передача, получение, хранение, обработка информации). Полезная и бесполезная информация. Отбор информации в зависимости от решаемой задачи.
Обработка информации
Обработка информации человеком. Сопоставление текстовой и графической информации. Обработка информации компьютером. Черный ящик. Входная и выходная информация (данные).
Кодирование информации
Шифры замены и перестановки. Использование различных алфавитов в шифрах замены. Принцип двоичного кодирования. Двоичное кодирование текстовой информации. Двоичное кодирование черно-белого изображения.
Компьютер – универсальная машина для обработки информации (12 ч)
Фундаментальные знания о компьютере
Представление о компьютере как универсальной машине для обработки информации.
Устройство компьютера. Названия и назначение основных устройств компьютера. Системная плата, процессор, оперативная память, устройства ввода и вывода информации (монитор, клавиатура, мышь, принтер, сканер, дисководы), устройства внешней памяти (гибкий, жесткий, лазерный диски).
Подготовка к знакомству с системой координат монитора. Адрес клетки на клетчатом поле. Определение адреса заданной клетки. Поиск клетки по указанному адресу.
Гигиенические нормы работы за компьютером
Практическая работа на компьютере (при наличии оборудования).
Понятие графического интерфейса. Запуск программы с рабочего стола, закрытие программы.
Выбор элемента меню с помощью мыши. Использование клавиш со стрелками, цифровых клавиш и клавиши Enter.
Алгоритмы и исполнители (32 ч)
Алгоритм как пошаговое описание целенаправленной деятельности. Формальность исполнения алгоритма. Влияние последовательности шагов на результат выполнения алгоритма.
Формальный исполнитель алгоритма, система команд исполнителя. Создание и исполнение линейных алгоритмов для формальных исполнителей. Управление формальными исполнителями (при наличии компьютера).
Планирование деятельности человека с помощью линейных алгоритмов. Массовость алгоритма.
Способы записи алгоритмов. Запись алгоритмов с помощью словесных предписаний и рисунков.
Подготовка к изучению условных алгоритмов: истинные и ложные высказывания. Определение истинности простых высказываний, записанных повествовательными предложениями русского языка, в том числе высказываний, содержащих отрицание, конструкцию «если, … то», слова «все», «некоторые», «ни один», «каждый».
Определение истинности высказываний, записанных в виде равенств или неравенств.
Объекты и их свойства (2 ч)
Предметы и их свойства. Признак, общий для набора предметов. Признак, общий для всех предметов из набора, кроме одного. Поиск лишнего предмета.
Выявление закономерности в последовательностях. Продолжение последовательности с учетом выявленной закономерности.
Описание предметов. Поиск предметов по их описанию.
Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность (2 ч)
Компьютерный класс как информационная система коллективного пользования. Формирование бережного отношения к оборудованию компьютерного класса. Правила поведения в компьютерном классе.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ ИКТ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Аппаратные средства
• Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
• Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
• Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата,
• Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети -дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
• Устройства вывода звуковой информации - наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
• Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
• Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон - дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
• Управляемые компьютером устройства дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.
Программные средства
Операционная система.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Звуковой редактор.
Простая система управления базами данных.
Простая геоинформационная система.
Система автоматизированного проектирования.
Программа-переводчик.
Система оптического распознавания текста.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Система программирования.
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Программа интерактивного общения
Простой редактор Web-страниц (при наличии оборудования);
• составлять и исполнять линейные алгоритмы для знакомых формальных исполнителей;
• с помощью учителя ставить учебные задачи и создавать линейные алгоритмы решения поставленных задач:
• определять истинность простого высказывания, записанного повествовательным предложением русского языка.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• выбора текстов и рисунков информации, нужной для достижения поставленной цели;
• планирование бытовой и учебной деятельности;
• безопасность работы на компьютере;
• работы с простыми обучающими и развивающими компьютерными программами.
Учебно-методическая литература
Для учителя:
Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 2 класс: Учебник в 2-х ч. – М.: Академкнига/Учебник, 2014.
Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 2 класс: Методическое пособие для учителя. – М. : Академкнига/Учебник, 2012.
Бененсон Е.П. Информатика и ИКТ. 2 класс. Тетрадь для самостоятельной работы – М.: Академкнига/Учебник, 2015.
Для учащихся:
Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 2 класс: Учебник в 2-х ч. – М.: Академкнига/Учебник, 2014.
Бененсон Е.П. Информатика и ИКТ. 2 класс. Тетрадь для самостоятельной работы – М.: Академкнига/Учебник, 2015.
Календарно-тематический план
№
п/п
Дата
Тема урока
Вид учебной деятельности
Компьютерный практикум
Кол-во часов
Материал учебника
Домашнее задание
2 класс
1
Информация, источники информации.
СРД
1
№ 1-4
№ 5
2
Работа с информацией.
СРД, ИД
«В лес за информацией»
1
№ 6-9
№ 10
3
Отбор полезной информации.
СРД, ИД
«В лес за информацией»
1
№ 11-14
№ 15
4
Шифры перестановки и замены.
СРД, ИД
«Кодирование текста»
1
№ 16-19
№ 20
5
Двоичное кодирование текстовой информации.
СРД, ИД
«Кодирование текста»
1
№ 21-24
№25
6
Обработка информации человеком.
СРД, ИД
«Двоичное кодирование рисунков»
1
№ 26-29
№30
7
Черный ящик.
СРД, ИД
«Черный ящик»
1
№31-34
№35
8
Еще раз о том, что такое информация.
СРД, ИД
«Черный ящик»
1
№36-39
№40
9
Действия с информацией (повторение).
СРД, ИД
«Двоичное кодирование рисунков»
1
№41-44
№45
10
Системная плата, процессор.
СРД, ИД
«Устройство компьютера»
1
№46-49
№50
11
Оперативная память.
СРД, ИД
«Устройство компьютера»
1
№51-54
№55
12
Устройства ввода информации.
СРД, ИД
«Устройство компьютера»
1
№56-59
№60
13
Устройства вывода информации.
СРД, ИД
«Устройство компьютера»
1
№61-64
№65
14
Внешняя память
СРД, ИД
«Кто где живет»
1
№66-69
№70
15
Обобщение материала по теме «Устройство компьютера»
СРД, ИД
«Кто где живет»
1
№71-74
№75
16
Твои успехи.
КР
1
№1-10 раздела «Твои успехи»
17
Первое знакомство с алгоритмами и исполнителями.
СРД
1
№ 1, 2, 3
№ 4
18
Составление и выполнение алгоритмов.
СРД, ИД
«Прогулки Энтика»
1
№ 5, 6, 7
№ 8
19
Последовательность действий и результат выполнения алгоритма.
СРД, ИД
«Аквариум»
1
№ 9, 10, 11
№ 12
20
Составление и выполнение алгоритмов.
СРД, ИД
«Прогулки Энтика»
1
№ 13,14,15
№ 16
21
Исполнитель алгоритмов «Мышка-художник»
СРД, ИД
«Мышка-художник»
1
№ 17,18,19
№20
22
Адрес клетки.
СРД, ИД
«Мышка-художник»
1
№ 21,22,23
№24
23
Энтик и мышка на одном поле.
СРД, ИД
«Мышка-художник»
1
№25,26,27
№28
24
Выполнение и составление алгоритмов.
СРД, ИД
«Черный ящик»
1
№29,30,31
№32
25
Составление алгоритмов.
СРД, ИД
«Прогулки Энтика»
1
№33,34,35
№36
26
Составление алгоритмов, их запись в словесной форме.
СРД, ИД
«Черный ящик»
1
№37,38,39
№40
27
Исполнитель алгоритмов «Перемещайка»
СРД, ИД
«Перемещайка»
1
№41,42,43
№44
28
Составление алгоритмов.
СРД, ИД
«Перемещайка»
1
№45,46,47
№48
29
Алгоритмы «Перемещайки»
СРД, ИД
«Перемещайка»
1
№49,50,51
№52
30
Продолжение работы с истинными и ложными высказываниями.
СРД, ИД
«Прогулки Энтика»
1
№53,54,55
№56
31
Массовость алгоритмов.
СРД, ИД
1
№57,58,59
№60
32
Повторение пройденного.
СРД, ИД
«Перемещайка»
1
№61,62,63
№64
33
Твои успехи.
СРД, ИД
1
№1-10 раздела «Твои успехи»
34
Резервный урок
КР
1
Дополнительные задания.
СРД - Совместно-распределенная учебная деятельность (коллективная дискуссия, групповая работа)
ИД - Игровая деятельность
ТД - Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, социально значимое проектирование и др.)