Рабочая программа и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование
Настоящая рабочая программа по информатике для основной общеобразовательной школы 9 класса составлена на основе:
федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. №1089);
авторской программы Н.Д. Угриновича «Преподавание базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе;
федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;
примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям;
с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования;
тематического планирования учебного материала;
базисного учебного плана.
Данная рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и календарно-тематическое планирование »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10 Г. САЛЬСКА
«Согласовано»
Руководитель МО
учителей математики, информатики и физики
_________ Киктенко В.Д.
Протокол № 1 от
«30» августа 2013 г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
МБОУ СОШ №10 г. Сальска
__________ Шкурник Е.Б.
«____»____________2013 г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №10
г. Сальска
__________ Грищенко Т.А.
Приказ № ___ от _________
«___» _____________ 2013г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ
Корниенко Ирины Николаевны,
учителя информатики
9 класс
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании
педагогического совета школы
протокол № 1 от «30» августа 2013г.
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа по информатике для основной общеобразовательной школы 9 класса составлена на основе:
федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.200г. №1089);
авторской программы Н.Д. Угриновича «Преподавание базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе;
федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;
примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям;
с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования;
тематического планирования учебного материала;
базисного учебного плана.
Данная рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Программа выполняет две основные функции. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных характеристик на каждом из этапов.
Содержание рабочей программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе МБОУ СОШ №10 г. Сальска. Она включает в себя все темы, предусмотренные Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования. Преобладающими формами текущего контроля выступают: практическая работа, устный опрос, письменный опрос, тестирование.
Виды и формы контроля: устный опрос, самостоятельная работа, практическая контрольная работа, контрольные работы.
Цели.
Изучение информатики в 9 классе направлено на реализацию целей и задач, сформулированных в Государственном стандарте общего образования по информатике. Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и ИКТ» на этапе основного общего образования являются: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).
Изучение информатики и ИКТ в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Задачи курса:
познакомить учащихся со способами представления и организации текстов в компьютерной памяти; раскрыть назначение текстовых редакторов;
познакомить учащихся с назначением и областями применения компьютерной графики; дать представление об устройстве и функционировании графической системы компьютера; обучить основным приемам работы с графическим редактором.
познакомить учащихся с назначением и структурой электронной таблицы; обучить основным приемам работы с табличным процессором; научить организации простых табличных расчетов с помощью электронных таблиц;
раскрыть назначение систем искусственного интеллекта; дать представление о базах знаний и логической модели знаний;
обучить приемам построения простых вычислительных алгоритмов и их программированию на языке Паскаль; обучить навыкам работы с системой программирования.
Место предмета в учебном плане.
Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение информатики в 9 классе отводится не менее 68 часов из расчета 2 часа в неделю (34 недели), в том числе
практических работ – 35;
контрольных работ – 5;
В соответствии с учебным планом и расписанием МБОУ СОШ №10 г. Сальска на 2012-2013 учебный год, а также с государственными праздниками, программа 9 класса рассчитана на 66 часов (2 часа в неделю). Из общего количества часов, отведённых на изучение курса информатики в 9 классе, мною было сокращено количество часов за счёт уплотнения темы «Информатизация школы».
Распределение учебных часов по разделам программы.
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации – 12 часов.
Кодирование и обработка текстовой информации – 9 часов.
Кодирование и обработка числовой информации – 10 часов.
Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования – 23 часов.
Моделирование и формализация – 10 часов.
Информатизация общества – 2 часа.
Основное содержание
9 класс
Общее число часов – 66 часов.
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (12 часов)
Пиксель. Растр. Разрешающая способность. Глубина цвета. Графические режимы монитора. Видеопамять. Графические объекты. Графические редакторы. Форматы графических файлов. Интерфейс и основные инструменты для создания и обработки графических изображений. Интерфейс и основные инструменты для создания анимации. Интенсивность звука. Частота звука. Громкость звука. Частота дискретизации. Глубина кодирования звука. Интерфейс звукового редактора. Основные команды обработки звука. Технические средства и способы обработки цифровых фото и видео. Методы сжатия видеоинформации. Обзор программ, позволяющих выполнять захват, печать и редактирование цифровых фото и видео.
Практические работы:
Практическая работа № 1.1 «Кодирование графической информации» - тренировочная
Практическая работа № 1.2 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе» - тренировочная
Практическая работа № 1.3 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе» - тренировочная
Практическая работа № 1.4 «Анимация» - тренировочная
Практическая работа № 1.5 «Кодирование и обработка звуковой информации» - тренировочная
Практическая работа № 1.6 «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу» - тренировочная
Практическая работа № 1.7 «Захват цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа» - тренировочная
Контрольная работа № 1 «Кодирование графической информации»
Кодирование и обработка текстовой информации (9 часов)
Кодировки знаков. Принцип кодирования текстовой информации. Текстовый редактор. Текстовый процессор. Способы создания текстовых документов. Параметры страницы. Вставка колонтитулов и номеров страниц. Буфер обмена. Редактирование текстовой информации. Специальные символы. Редактор формул. Операции поиска и замены. Проверка правописания. Автозамена частых опечаток. Сохранение исправлений. Форматирование символов. Абзац. Форматирование абзацев. Нумерованные, маркированные и многоуровневые списки. Форматирование заголовков. Способы создания таблиц. Редактирование и форматирование таблиц. Гипертекст. Гиперссылки. Закладки. Компьютерные словари и системы компьютерного перевода. Назначение и использование сканера.
Практические работы:
Практическая работа № 2.1. «Кодирование текстовой информации» - тренировочная.
Практическая работа № 2.2. «Вставка в документ формул» - тренировочная.
Практическая работа № 2.3. «Форматирование символов и абзацев» - тренировочная.
Практическая работа № 2.4. «Создание и форматирование списков» - тренировочная.
Практическая работа № 2.5. «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными» - тренировочная.
Практическая работа № 2.6. «Перевод текста с помощью компьютерного словаря» - тренировочная.
Практическая работа № 2.7. «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа» - тренировочная.
Контрольная работа № 2 «Кодирование и обработка текстовой информации»
Кодирование и обработка числовой информации (10 часов)
Системы счисления и их назначение. Свернутая и развернутая форма записи числа. Алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую. Основные арифметические действия (сложение, вычитание, умножение, деление) для двоичных чисел. Различные форматы хранения чисел в компьютере. Электронная таблица. Ячейка. Адрес ячейки. Диапазон ячеек. Лист. Книга. Форматирование ячеек. Правила ввода в электронную таблицу основных типов данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Алгоритм суммирования значений диапазона ячеек. Функции для нахождения степени и квадратного корня. Диаграммы. Типы диаграмм. Способы задания исходных данных. Область диаграммы. Легенда.
Практические работы:
Практическая работа № 3.1. «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора» - тренировочная.
Практическая работа № 3.2. «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах» - оценочная.
Практическая работа № 3.3. «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах» - тренировочная.
Практическая работа № 3.4. «Построение диаграмм различных типов» - оценочная.
Практическая работа № 3.5. «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах» - тренировочная.
Контрольная работа № 3 «Кодирование и обработка числовой информации»
Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования (23 часа)
Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. Исполнители алгоритмов. Система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов. Обзор языков программирования. Язык программирования Basic256, назначение элементов интерфейса. Проект, форма, объекты, свойства и методы. Этапы разработки проекта. Графический интерфейс: форма и управляющие элементы. Событийные процедуры. Тип, имя и значение переменной. Оператор присваивания. Основные алгоритмические структуры (линейная, ветвление, выбор, цикл) и их кодирование на языке программирования. Линейный алгоритм. Функции ввода и вывода данных, кодовые значения, определяющие вид окна сообщений. Ветвление: полное и неполное. Алгоритмическая структура «выбор» и ее реализация на Basic256. Графические методы.
Практические работы:
Практическая работа № 4.1. «Знакомство с системами объектно-ориентированного программирования» - тренировочная
Практическая работа № 4.2. «Проект «Переменные» - тренировочная
Практическая работа № 4.3. «Проект «Строковый калькулятор» - тренировочная
Практическая работа № 4.4. «Проект «Даты и время» - тренировочная
Практическая работа № 4.5. «Проект «Калькулятор» - тренировочная
Практическая работа № 4.6. «Проект «Сравнение кодов символов» - тренировочная
Практическая работа № 4.7. «Проект «Отметка» - тренировочная
Практическая работа № 4.8. «Проект «Коды символов» - тренировочная
Практическая работа № 4.9. «Проект «Слово-перевертыш» - тренировочная
Практическая работа № 4.10. «Проект «Графический редактор» - тренировочная
Практическая работа № 4.11. «Проект «Системы координат» - тренировочная
Практическая работа № 4.12. «Проект «Анимация» - тренировочная
Контрольная работа № 4 «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования»
Моделирование и формализация (10 часов)
Моделирование как метод познания. Модели материальные и информационные. Системный подход к окружающему миру. Объект и его свойства. Система как целостная совокупность объектов. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. План проведения поэтапного моделирования. Компьютерный эксперимент. Компьютерные модели из различных предметных областей. Информационные модели систем управления. Обратная связь.
Практические работы:
Практическая работа № 5.1. «Бросание мячика в площадку» - тренировочная
Практическая работа № 5.2. «Проект «Графическое решение уравнений» - тренировочная
Практическая работа № 5.3. «Проект «Распознавание удобрений» - тренировочная
Практическая работа № 5.4. «Проект «Модели систем управления» - тренировочная
Контрольная работа № 5 «Моделирование и формализация»
Информатизация общества (2 часа)
Информационное общество. Информатизация и компьютеризация. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.
Требования к уровню подготовки учащихся
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достичь все учащиеся, оканчивающие 9 класс, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс 9 класса. Эти требования структурированы по трем компонентам: знать/понимать, уметь, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
В результате изучения курса информатики и ИКТ в 9 классе учащиеся должны:
знать/понимать
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
программный принцип работы компьютера;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдение соответствующих правовых и этических норм.
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные;
групповые;
индивидуально-групповые;
фронтальные;
практикумы.
Формы контроля УУД;
наблюдение;
беседа;
фронтальный опрос;
опрос в парах;
практикум;
контрольные работы.
Тематический контроль.
9 класс
1
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации
Тематический контроль
Контрольная работа №1
2
Кодирование и обработка текстовой информации
Тематический контроль
Контрольная работа №2
3
Кодирование и обработка числовой информации
Тематический контроль
Контрольная работа №3
4
Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования
Тематический контроль
Контрольная работа №4
5
Моделирование и формализация
Тематический контроль
Контрольная работа №5
Используемый учебно-методический комплект
учебник «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010»;
методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010»;
методическое пособие для учителя «Поурочные разработки по информатике 8-9» А.Х. Шелепаевой/Москва «ВАКО» 2005 г.
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
Материалы авторской мастерской Угринович Н.Д. (http://metodist.lbz.ru)
Операционная система Windows 7, Linux
Пакет офисных приложений MS Office 2010, OpenOffice.org.
Формы контроля и возможные варианты его проведения
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного / письменного опроса / практикума. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания
Отметка
91-100%
отлично
76-90%%
хорошо
51-75%%
удовлетворительно
менее 50%
неудовлетворительно
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала) или отказ от выполнения учебных обязанностей.
В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.
Устный опрос
Осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;
- не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;
- отказался отвечать на вопросы учителя.
Рабочая программа 9 класс
№
Тема (содержательная линия)
Кол-во часов
Компетенции
Требования к подготовке обучающихся
Дата проведения
Мониторинг
Базовый уровень
Повышенный уровень
9 «А»
9 «Б»
I
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации.
Пиксель. Растр. Разрешающая способность. Глубина цвета. Графические режимы монитора. Видеопамять. Графические объекты. Графические редакторы. Форматы графических файлов. Интерфейс и основные инструменты для создания и обработки графических изображений. Интерфейс и основные инструменты для создания анимации. Интенсивность звука. Частота звука. Громкость звука. Частота дискретизации. Глубина кодирования звука. Интерфейс звукового редактора. Основные команды обработки звука. Технические средства и способы обработки цифровых фото и видео. Методы сжатия видеоинформации. Обзор программ, позволяющих выполнять захват, печать и редактирование цифровых фото и видео.
12
Уметь:
• редактировать звуковые записи и сохранять звуковые файлы в различных форматах
• выбрать графический редактор для создания и редактирования графического документа
• проводить оценку качества оцифрованного звука
• проводить захват и редактирование цифрового фото и видео
Знать/понимать:
• формы представления графической информации
• характеристики растрового и векторного изображения
• характеристики звуковой информации и форматы звуковых файлов
• как связаны между собой количество цветов в палитре и глубина цвета, как формируется палитра цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK, HSB
• способы получения и редактирования цифровых фотографий: этапы создания цифрового видеофильма
Создание собственного графического файла, звуковой дорожки, цифрового ролика.
05.09. – 12.10.
04.09. – 11.10.
Выборочный опрос, практические работы 1.1.-1.7. - тренировочные, контрольная работа №1
II
Кодирование и обработка текстовой информации
Кодировки знаков. Принцип кодирования текстовой информации. Текстовый редактор. Текстовый процессор. Способы создания текстовых документов. Параметры страницы. Вставка колонтитулов и номеров страниц. Буфер обмена. Редактирование текстовой информации. Специальные символы. Редактор формул. Операции поиска и замены. Проверка правописания. Автозамена частых опечаток. Сохранение исправлений. Форматирование символов. Абзац. Форматирование абзацев. Нумерованные, маркированные и многоуровневые списки. Форматирование заголовков. Способы создания таблиц. Редактирование и форматирование таблиц. Гипертекст. Гиперссылки. Закладки. Компьютерные словари и системы компьютерного перевода. Назначение и использование сканера.
9
Уметь:
• переключать кодировку символов в текстовом редакторе
• устанавливать различные параметры страницы
• вставлять в текст специальные символы, буквицу, математические формулы, копировать, перемещать и удалять фрагменты текста
• сохранять текст в различных форматах, печатать документ
• использовать различные параметры форматирования символов
• форматировать абзацы
• создавать нумерованные и маркированные списки
• использовать стили форматирования, устанавливать вид оглавления документа
• создавать и заполнять таблицы
• создавать простейший гипертекстовый документ
• переводить англоязычные термины
• сканировать бумажные документы и преобразовывать их в компьютерные текстовые документы с помощью систем оптического распознавания
Знать/понимать:
• различные кодировки знаков, принцип кодирования текстовой информации
• различные способы создания документа, установку параметров страницы
• что такое буфер обмена, редактирование, специальные символы, редактор формул
• как выполняются операции поиска и замены, проверки правописания, автозамены частых опечаток, сохранения исправлений
• параметры форматирования символов
• что такое абзац, основные параметры абзаца
• понятия нумерованных, маркированных, многоуровневых списков
• как задаются параметры форматирования заголовков
• различные способы создания таблиц, методы их редактирования и форматирования
• понятия гипертекста, гиперссылки, закладки
• о различных возможностях компьютерных словарей и систем компьютерного перевода
• назначение и использование сканера, его основные возможности
Создание комплексного документа с сохранением условий форматирования
17.10. – 21.11.
16.10. – 20.11.
Выборочный опрос, практические работы 2.1. - 2.7. - тренировочные, контрольная работа №2
III
Кодирование и обработка числовой информации
Системы счисления и их назначение. Свернутая и развернутая форма записи числа. Алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую. Основные арифметические действия (сложение, вычитание, умножение, деление) для двоичных чисел. Различные форматы хранения чисел в компьютере. Электронная таблица. Ячейка. Адрес ячейки. Диапазон ячеек. Лист. Книга. Форматирование ячеек. Правила ввода в электронную таблицу основных типов данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Алгоритм суммирования значений диапазона ячеек. Функции для нахождения степени и квадратного корня. Диаграммы. Типы диаграмм. Способы задания исходных данных. Область диаграммы. Легенда.
10
Уметь:
• записывать числа в свернутой и развернутой формах в десятичной и двоичной системах счисления
• выполнять перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную и наоборот
• выполнять основные арифметические действия для двоичных чисел
• переводить числа из двоичной системы счисления в десятичную
• определять адрес ячейки и диапазона, проводить простейшее форматирование ячеек (ставить рамки, использовать заливку, изменять высоту строк, толщину столбцов, удалять и вставлять строки и столбцы)
• записывать математические выражения по правилам электронной таблицы
• вводить формулы с различными видами ссылок
• заполнять таблицы значениями функции
• выбирать типы диаграмм, задавать основные параметры, строить простейшие диаграммы.
Знать/понимать:
• что такое системы счисления, какие они бывают, свернутая и развернутая форма записи числа, назначение систем счисления
• алгоритмы перевода чисел из двоичной системы счисления в десятичную и наоборот
• таблицы сложения, вычитания и умножения двоичных чисел, алгоритмы сложения, вычитания, умножения и деления в двоичной и десятичной системах счисления
• о различных форматах хранения чисел в компьютере
• что такое электронная таблица, понятие ячейки, адреса, диапазона, листа, книги
• правила ввода в электронную таблицу трех основных типов данных
• что такое относительные, абсолютные и смешанные ссылки
• алгоритм суммирования значений диапазона ячеек, функции для нахождения степени и квадратного корня
• различные типы диаграмм, способы задания исходных данных, понятия области диаграммы, области построения диаграммы, легенды
Создать таблицу умножения в программе Excel, построение графиков различных функций, диаграмм
23.11. – 26.12.
22.11. – 25.12.
Выборочный опрос, практические работы 3.1., 3.3., 3.5. - тренировочные, практическая работа 3.2., 3.4. - оценочные, контрольная работа №3
IV
Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования
Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. Исполнители алгоритмов. Система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов. Обзор языков программирования. Язык программирования Basic256, назначение элементов интерфейса. Проект, форма, объекты, свойства и методы. Этапы разработки проекта. Графический интерфейс: форма и управляющие элементы. Событийные процедуры. Тип, имя и значение переменной. Оператор присваивания. Основные алгоритмические структуры (линейная, ветвление, выбор, цикл) и их кодирование на языке программирования. Линейный алгоритм. Функции ввода и вывода данных, кодовые значения, определяющие вид окна сообщений. Ветвление: полное и неполное. Алгоритмическая структура «выбор» и ее реализация на Basic256. Графические методы.
23
Уметь:
• обосновывать свойства алгоритмов, приводить примеры из собственного жизненного опыта
• представлять алгоритм в виде блок-схемы
• изменять свойства объектов, графического интерфейса проекта и редактировать программный код, создавать свои событийные процедуры
• применять оператор присваивания
• описывать переменные, присваивать им значения и выводить на экран
• выполнять арифметические операции над переменными
• организовать диалоговые окна сообщений
• применять функции ввода-вывода при создании собственных проектов
• создавать простые графические редакторы
• определять результат программы по ее описанию
Знать/понимать:
• понятие алгоритма, свойства алгоритмов, примеры алгоритмов
• понятия исполнителя алгоритма, системы команд исполнителя, программы
• процесс исполнения алгоритма компьютером
• понятия транслятора, компилятора
• классификацию и названия языков программирования
• особенности объектно-ориентированного программирования по сравнению с алгоритмическими языками программирования
• основные понятия проекта, формы, объекта, свойств и методов, событийной процедуры
• этапы разработки и способ загрузки проектов
• понятия переменной, основные типы переменных, объявление переменных
• основные алгоритмические структуры
• структуру функции и типы функций, синтаксис функций ввода-вывода данных
• правила описания основных геометрических объектов, графические методы для рисования геометрических фигур
Написание собственных небольших программ, используя язык программирования
16.01. – 10.04.
15.01. – 09.04.
Выборочный опрос, практические работы 4.1. – 4.12. - тренировочные, контрольная работа №4
V
Моделирование и формализация
Моделирование как метод познания. Модели материальные и информационные. Системный подход к окружающему миру. Объект и его свойства. Система как целостная совокупность объектов. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. План проведения поэтапного моделирования. Компьютерный эксперимент. Компьютерные модели из различных предметных областей. Информационные модели систем управления. Обратная связь.
10
Уметь:
• приводить примеры моделирования в различных областях деятельности
• создавать простейшие модели объектов и процессов в виде электронных таблиц и проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей
• строить информационные модели систем управления
• приводить примеры систем управления в технических устройствах, общественных отношениях
Знать/понимать:
• понятия моделирования, формализации, визуализации
• основные этапы моделирования
• принцип процесса управления, виды систем управления и различия между ними
Экспериментально решать поставленные задачи на нахождение различных величин.
12.04. – 17.05.
11.04. – 16.05.
Выборочный опрос, практические работы 5.1. – 5.4. - тренировочные, контрольная работа №5
VI
Информатизация общества
Информационное общество. Информатизация и компьютеризация. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.
2
Уметь:
• приводить примеры информатизации и компьютеризации в повседневной жизни
• приводить примеры перспектив развития информационных и коммуникационных технологий
Знать/понимать:
• понятия информационного общества, информатизации и компьютеризации
• что такое информационная культура
• перспективы развития информационных и коммуникационных технологий
22.05., 24.05.
21.05., 23.05.
Выборочный опрос
Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ 9 класс
№
Тема урока, практическое занятие
Кол-во часов
Элементы содержания
Тип урока
Вид контроля
Материально-техническое обеспечение
Дата проведения урока
план
факт
9 «А»
9 «Б»
9 «А»
9 «Б»
Техника безопасности в кабинете информатики. Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация.
1
§1.1.1
Стр. 10
ОНМ
Выборочный опрос
Операционные системы Windows, Linux.
Растровый графический редактор Paint.
Встроенный в Word векторный графический редактор.
Презентации по темам уроков.
Программа Power Point.
Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB.
Практическая работа № 1.1. «Кодирование графической информации» - тренировочная.
1
§1.1.2, 1.1.3
Стр. 14-15
Стр. 175-177
КОМБ
Компьютерный практикум
Растровая и векторная графика.
1
§1.2
Стр. 21-24
КОМБ
Выборочный опрос
Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов.
1
§1.3.1,1.3.2
Стр.28-31
КОМБ
Выборочный опрос
Работа с объектами в векторных графических редакторах.
Практическая работа № 1.3. «Создание рисунков в векторном графическом редакторе» - тренировочная.
1
§1.3.3
Стр. 32-35
Стр. 179-183
КОМБ
Компьютерный практикум
Редактирование изображений и рисунков в растровых и векторных графических редакторах.
Практическая работа № 1.2. «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе» - тренировочная
1
§1.3.4
Стр. 35-37
Стр.177-179
КОМБ
Компьютерный практи
кум
Растровая и векторная анимация.
Практическая работа № 1.4. «Создание GIF - анимации» - тренировочная.
1
§1.4
стр. 37-40
стр. 183-188
КОМБ
Компьютерный практикум
Растровая и векторная анимация.
Практическая работа № 1.4. «Создание flash-анимации» - тренировочная.
1
§1.4
стр. 37-40
стр. 183-188
КОМБ
Компьютерный практикум
Кодирование и обработка звуковой информации.
Практическая работа № 1.5. «Кодирование и обработка звуковой информации» - тренировочная
1
§1.5
Стр. 40-45
Стр. 188-191
ОНМ
Компьютерный практикум
Цифровое фото и видео.
Практическая работа № 1.6. «Захват и редактирование цифрового фото и создание слайд-шоу» - тренировочная.
Практическая работа № 1.7. «Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа» - тренировочная.
1
§1.6
Стр. 45-49
Стр. 191-196
КОМБ
Компьютерный практикум
Решение задач по теме «Кодирование графической информации»
1
КОМБ
Выборочный опрос
Контрольная работа № 1. «Кодирование графической информации».
1
КЗ
Выборочный опрос
Кодирование текстовой информации.
Практическая работа № 2.1. «Кодирование текстовой информации» - тренировочная.
1
§2.1
Стр. 49-52
Стр.196-199
КОМБ
Решение задач
Операционная система Windows, Linux.
Текстовый процессор Word.
Браузер Internet Explorer.
Программа ABBAY Fine Reader.
Презентации по темам уроков.
Создание документов в текстовых редакторах. Сохранение и печать документов.
1
§2.2, 2.4
Стр. 52-54, 59-61
КОМБ
Выборочный опрос
Ввод и редактирование документа.
Практическая работа № 2.2. «Вставка в документ формул» - тренировочная.
1
§2.3
Стр.54-59
Стр. 199-201
КОМБ
Компьютерный практикум
Форматирование документа, символов, абзацев. Практическая работа № 2.3. «Форматирование символов и абзацев» - тренировочная.
1
§2.5.1, 2.5.2
Стр. 61-66
Стр. 201-203
КОМБ
Компьютерный практикум
Нумерованные и маркированные списки.
Практическая работа № 2.4. «Создание и форматирование списков» - тренировочная.
1
§2.5.3
Стр. 66-67
Стр. 204-207
КОМБ
Компьютерный практикум
Таблицы. Практическая работа № 2.5. «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными» - тренировочная.
1
§ 2.6
стр. 67-70
стр. 207-211
КОМБ
Компьютерный практикум
Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Практическая работа № 2.6. «Перевод текста с помощью компьютерного словаря» - тренировочная.
1
§2.7
Стр. 70-71
Стр. 211-212
КОМБ
Компьютерный практикум
Системы оптического распознавания документа. Практическая работа № 2.7. «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа» - тренировочная.
1
§2.8
Стр. 71-74
Стр. 212-213
КОМБ
Компьютерный практикум
Контрольная работа № 2 «Кодирование обработки текстовой информации»
1
КЗ
Тестирование
Представление числовой информации с помощью систем счисления. Практическая работа № 3.1. «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора» - тренировочная.
1
§3.1.1
Стр. 75-80
Стр. 214-215
КОМБ
Решение задач
Операционная система Windows, Linux.
Программа для обработки числовой информации Excel.
Тематические презентации к урокам.
Арифметические операции в позиционных системах счисления.
1
§3.1.2
Стр. 80-82
КОМБ
Решение задач
Двоичное кодирование чисел в компьютере.
1
§3.1.3
Стр. 82-84
КОМБ
Решение задач
Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц.
1
§3.2.1
Стр. 84-87
КОМБ
Выборочный опрос
Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Практическая работа № 3.2. «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах» - оценочная.
1
§3.2.2, 3.2.3
Стр. 87-91
Стр. 216-218
КОМБ
Компьютерный практикум
Встроенные функции.
Практическая работа № 3.3. «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах» - тренировочная.
1
§3.2.4
Стр. 91-93
Стр. 218-220
КОМБ
Компьютерный практикум
Построение диаграмм и графиков.
Практическая работа № 3.4. «Построение диаграмм различных типов» - оценочная.
1
§3.3
Стр. 93-97
Стр. 220-228
КОМБ
Компьютерный практикум
Базы данных в электронных таблицах.
1
§3.4.1
Стр. 97-100
КОМБ
Выборочный опрос
Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. Практическая работа № 3.5. «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах» - тренировочная.
1
§3.4.2
Стр. 100-105
Стр. 228-232
КОМБ
Компьютерный практикум
Контрольная работа № 3. «Кодирование и обработка числовой информации»
1
КЗ
Контрольная работа
Повторение по теме «Кодирование и обработка информации»
1
КОМБ
Выборочный опрос
Техника безопасности в кабинете информатики. Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители.
1
§4.1.1
Стр.105-108
КОМБ
Выборочный опрос
Операционная система Windows, Linux.
Плакаты по теме «Алгоритмы. Блок-схемы алгоритмов».
Среда программирования VB.
Презентации по темам уроков.
Операционная система Windows, Linux.
Плакаты по теме «Алгоритмы. Блок-схемы алгоритмов».
Среда программирования VB.
Презентации по темам уроков.
Блок-схемы алгоритмов.
1
§4.1.2
Стр. 108
КОМБ
Выборочный опрос
Выполнение алгоритмов компьютером.
1
§4.1.3
Стр. 109-113
КОМБ
Выборочный опрос
Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор».
1
§4.2.1, 4.2.2,
Стр. 113-117
КОМБ
Выборочный опрос
Алгоритмическая структура «цикл».
1
§4.2.3
Стр. 117-119
КОМБ
Выборочный опрос
Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения.
1
§4..3, 4.4
Стр. 119-124
КОМБ
Выборочный опрос
Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования.
1
§4.5
Стр. 124-128
ОНМ
Выборочный опрос
Основы объектно-ориентированного визуального программирования.
1
§4.6
Стр. 128-133
КОМБ
Выборочный опрос
Практическая работа № 4.1. «Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования» - тренировочная
1
Стр. 233-239
КОМБ
Компьютерный практикум
Практическая работа № 4.2. «Проект «Переменные» - тренировочная.
1
Стр. 239-242
КОМБ
Компьютерный практикум
Практическая работа № 4.3. «Проект «Калькулятор» - тренировочная.
1
Стр. 242-246
КОМБ
Компьютерный практикум
Практическая работа 4.4. Проект «Строковый калькулятор» - тренировочная.
1
Стр. 246-249
КОМБ
Компьютерный практикум
Практическая работа № 4.5. Проект «Даты и время» - тренировочная.
1
Стр. 249-252
КОМБ
Компьютерный практикум
Практическая работа № 4.6. Проект «Сравнение кодов символов» - тренировочная.
1
Стр. 252-255
КОМБ
Компьютерный практикум
Практическая работа № 4.7. Проект «Отметка» - тренировочная.
1
Стр. 255-257
КОМБ
Компьютерный практикум
Практическая работа № 4.8. Проект «Коды символов» - тренировочная.
1
Стр. 258-260
КОМБ
Компьютерный практикум
Практическая работа № 4.9. Проект «Слово-перевертыш» - тренировочная.
1
Стр. 261-263
КОМБ
Компьютерный практикум
Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic 2005.
1
§4.7
Стр. 133-138
КОМБ
Выборочный опрос
Практическая работа № 4.10. Проект «Графический редактор» - тренировочная.
1
Стр. 263-267
КОМБ
Компьютерный практикум
Практическая работа № 4.11. Проект «Системы координат» - тренировочная.
1
Стр. 267-269
КОМБ
Компьютерный практикум
Практическая работа № 4.12. Проект «Анимация» - тренировочная.
1
Стр. 270-272
КОМБ
Компьютерный практикум
Контрольная работа №4 «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования»
1
КЗ
Контрольная работа
Окружающий мир как иерархическая система.
1
§5.1
Стр. 138-142
КОМБ
Выборочный опрос
Операционная система Windows, Linux.
Презентации по темам уроков.
Визуализированные компьютерные модели из различных предметных областей на сайте: http://www.college.ru
Электронные таблицы Microsoft Excel (операционной системы Windows), OpenOffice.org Calc (операционной системы Linux)
Моделирование как метод познания.
1
§5.2.1
Стр. 142-145
КОМБ
Выборочный опрос
Материальные и информационные модели.
1
§5.2.2
Стр. 145-148
КОМБ
Выборочный опрос
Формализация и визуализация моделей.
1
§ 5.2.3
Стр. 148-152
КОМБ
Выборочный опрос
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.
1
§5.3
Стр. 152-154
КОМБ
Выборочный опрос
Построение и исследование физических моделей.
Практическая работа №5.1 Проект «Бросание мячика в площадку» - тренировочная
1
§5.4
Стр. 154-157
Стр. 273-279
КОМБ
Компьютерный практикум
Приближенное решение уравнений.
Практическая работа №5.2 Проект «Графическое решение уравнений» - тренировочная
1
§5.5
Стр. 157
Стр. 279-283
КОМБ
Компьютерный практикум
Экспертные системы распознавания химических веществ.
Практическая работа №5.3 Проект «Распознавание удобрений» - тренировочная
1
§5.6
Стр. 157-161
Стр. 283-285
КОМБ
Компьютерный практикум
Информационные модели управления объектами.
Практическая работа №5.1 Проект «Модели систем управления» - тренировочная
1
§5.7
Стр. 161-164
Стр. 286-291
КОМБ
Компьютерный практикум
Контрольная работа №5 «Моделирование и формализация»
1
КЗ
Контрольная работа
Информационное общество.
1
§6.1
Стр. 164-169
КОМБ
Выборочный опрос
Статистические данные о росте Интернета – http://www.isc.org
Презентация по теме «Информационное общество. Перспективы развития».