Рабочая программа дисциплины "Информатика и ИКТ" специальности 38.02.07 Банковское дело
Рабочая программа дисциплины "Информатика и ИКТ" специальности 38.02.07 Банковское дело
Рабочая программа по дисциплине "Информатика и ИКТ" специальности 38.02.07 Банковское дело расчитана для обучающихся 1 курса. Максимальная нагрузка по дисциплине 173 часа, в том числе аудиторнай 95 часов, из них 60 часов практические работы, 2 часа - контрольные работы. Рабочая программа включает в себя: паспорт рабочей программы учебной дисциплины, структуру и содержание учебной дисциплины, условия реализации учебной дисциплины, контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дисциплины "Информатика и ИКТ" специальности 38.02.07 Банковское дело»
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(НИУ «БелГУ»)
МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ
МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ЦМК ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«ИНФОРМАТИКА И ИКТ»
Специальность 38. 02. 07 Банковское дело
Квалификация выпускника Специалист банковского дела
Форма обучения дневная
Курс 1
Белгород 2014
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
6
стр.
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
9
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
16
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
18
1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информатика
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО по специальности «Банковское дело».
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использованадля изучения информатики в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина общеобразовательной подготовки, принадлежащая к образовательной области «Информатика».
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
распознавать информационные процессы в различных системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
различные подходы к определению понятия «информация»;
методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;
назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;
назначение и функции операционных систем;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективной организации индивидуального информационного пространства;
автоматизации коммуникационной деятельности;
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
В результате изучения дисциплины выпускник должен обладать следующими общекультурными (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями:
Общие компетенции (ОК):
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК- 1);
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качеств (ОК-2);
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК- 3);
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК-4);
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОК-5);
Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы (ОК-9).
Профессиональные компетенции (ПК):
Осуществлять профессиональное толкование нормативных и правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты (ПК-1.1);
Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты (ПК-1.2.);
Осуществлять установление (назначение, перерасчет, перевод), индексацию и корректировку пенсий, назначение пособий, компенсаций и других социальных выплат, используя информационно-компьютерные технологии (ПК-1.3.);
Консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты (ПК-1.6.).
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
173
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
95
в том числе:
практические занятия
60
контрольные работы
2
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
78
в том числе:
Рефераты
Доклады
Итоговая аттестация в форме зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Информатика и ИКТ
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение
1
Раздел 1.
Информационная деятельность человека
Тема 1.1.
Основные этапы развития информационного общества.
Содержание учебного материала
1
1
Этапы развития технических средств и информационных ресурсов. Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы.
1
Самостоятельная работа обучающихся: составить сообщение на тему «Место информатики в науке».
3
Тема 1.2.
Виды профессиональной информационной деятельности человека
Содержание учебного материала
2
1
Стоимостные характеристики информационной деятельности. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения.
1
Практическое занятие: Работа с программным обеспечением, его использование и обновление.
2
2
Практическое занятие: Организация обновления программного обеспечения с использованием сети Интернет.
2
Самостоятельная работа обучающихся: Составление сообщения на тему «Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты».
3
Раздел 2.
Информация и информационные процессы
Тема 2.1.
Представление информации в двоичной системе счисления.
Содержание учебного материала
1
1
Подходы к понятию информации и измерению информации. Информационные объекты различных видов. Универсальность цифрового представления информации.
1
Практическое занятие: Представление информации в различных системах счисления.
4
2
Самостоятельная работа обучающихся: подготовить доклад на тему «Системы счисления».
4
Тема 2.2.
Основные информационные процессы
Содержание учебного материала
1
1
Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации.
Тема 2.3.
Принципы обработки информации компьютером.
Содержание учебного материала
1
1
Арифметические и логические основы работы компьютера. Алгоритмы и способы их описания.
1
Самостоятельная работа обучающихся: подготовить реферат на тему «Различные языки программирования».
4
Тема 2.4.
Компьютер как исполнитель команд.
Содержание учебного материала
1
1
Программный принцип работы компьютера. Примеры компьютерных моделей различных процессов.
1
Практические занятия:
Тестирование готовой программы;
Программная реализация несложного алгоритма;
Проведение исследования на основе использования готовой компьютерной модели.
6
2
Тема 2.5.
Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях.
Содержание учебного материала
1
1
Определение объемов различных носителей информации. Архив информации.
1
Практическое занятие: Создание архива данных. Запись информации на компакт-диски различных видов.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся: подготовить доклад на тему «Архиваторы» и записать на диск.
5
Тема 2.6.
Поиск информации с использованием компьютера.
Содержание учебного материала
1
1
Программные поисковые сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска.
1
Практическое занятие: Подключение модема.
2
2
Тема 2.7.
Передача информации между компьютерами.
Содержание учебного материала
1
1
Проводная и беспроводная связь. Модем. Единицы измерения скорости передачи данных.
1
Практическое занятие: Демонстрация использования различных видов АСУ на практике.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить сообщение о различных поисковых системах.
3
Тема 2.8.
Управление процессами.
Содержание учебного материала
1
1
Представление об автоматических и автоматизированных системах управления. Примеры оборудования с числовым программным управлением.
1
Практическое занятие: Демонстрация использования различных видов АСУ на практике.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить доклад на тему «АСУ различного назначения, примеры их использования».
4
Раздел 3.
Средства информационных и коммуникационных технологий
Тема 3.1.
Архитектура компьютеров.
Содержание учебного материала
1
1
Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров.
1
Самостоятельная работа обучающихся: подготовить реферат на тему «Этапы создания компьютеров».
4
Тема 3.2.
Программное обеспечение внешних устройств.
Содержание учебного материала
1
1
Подключение внешних устройств к компьютеру и их настройка. Примеры использования внешних устройств, подключаемых к компьютеру.
Подключение внешних устройств к компьютеру и их настройка.
4
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Записать характеристики операционных систем класса Windows.
Составить таблицу характеристик других операционных систем.
7
Контрольная работа
1
Тема 3.3.
Объединение компьютеров в локальную сеть.
Содержание учебного материала
2
1
Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях. Программное и аппаратное обеспечение компьютерных сетей. Сервер. Сетевые операционные системы.
1
Практическое занятие: Подключение компьютера к сети.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить сообщение о топологиях локальных сетях.
3
Тема 3.4.
Безопасность
Содержание учебного материала
2
1
Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Защита информации, антивирусная защита.
1
Практические занятия:
Защита информации, антивирусная защита;
Комплекс профилактических мероприятий.
4
2
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить доклад на тему "Разновидности антивирусных программ"»
4
Раздел 4.
Технологии создания и преобразования информационных объектов
Тема 4.1.
Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов.
Содержание учебного материала
2
1
Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов.
1
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить сообщение на тему «Информационные системы».
5
Тема 4.2.
Возможности настольных издательских систем
Содержание учебного материала
1
1
Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования текста.
1
Практические занятия:
Создание документа и его форматирование;
Работа с шаблонами;
Создание графических фрагментов изображения.
6
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовит доклад на тему «Текстовые редакторы».
Составить таблицу: «Сравнительные характеристики Word и Writer»
5
Тема 4.3.
Возможности электронных таблиц.
Содержание учебного материала
1
1
Возможности электронных таблиц. Математическая обработка числовых данных.
1
Практические занятия:
создание, форматирование и редактирование электронных таблиц;
составлении простых формул и стандартных функций.
4
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовить доклад на тему: «Стандартные функции программ Excel».
Составить таблицу: «Сравнительные характеристики Excel и Calc»
5
Тема 4.4.
Представление об организации баз данных и системах управления базами данных.
Содержание учебного материала
1
1
Представление об организации баз данных и системах управления базами данных. Структура данных и система запросов на примерах баз данных.
Подготовить доклад на тему: «Современные системы управления базами данных» Создать базу данных по темам и записать на диск
Составить таблицу: «Сравнительные характеристики Access и Base
8
Тема 4.5.
Представление о программных средах компьютерной графики и черчения, мультимедийных средах.
Содержание учебного материала
1
1
Представление о программных средах компьютерной графики и черчения, мультимедийных средах.
1
Практические занятия:
Создание и редактирование графических объектов;
Создание и редактирование мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций.
4
2
Самостоятельная работа обучающихся: Создать учебный проект по темам и записать на диск.
4
Раздел 5.
Телекоммуникационные технологии
Тема 5.1.
Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий.
Содержание учебного материала
2
1
Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий.
1
Тема 5.2.
Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер.
Содержание учебного материала
2
1
Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер.
1
Практические занятия: Работа в сети Интернет.
6
2
Тема 5.3.
Методы создания и сопровождения сайта.
Содержание учебного материала
2
1
Методы создания и сопровождения сайта.
1
Практическое занятие: Средства создания и сопровождения сайта.
4
2
Тема 5.4.
Возможности сетевого программного обеспечения.
Содержание учебного материала
2
1
Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, Интернет-телефония.
1
Практическое занятие: Организация форумов, общие ресурсы в сети Интернет, использование тестирующих систем в учебной деятельности в локальной сети образовательного учреждения. Настройка видео веб-сессий.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся: Написание реферата «Наиболее часто используемые интернет сайты».
5
Контрольная работа
1
Всего:
173
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Информатики».
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
аудиторная доска для письма фломастером с магнитной поверхностью;
стойки для хранения компакт-дисков;
запирающиеся шкафы для хранения оборудования.
Технические средства обучения:
экран (на штативе или настенный), мультимедиа проектор, персональный компьютер – рабочее место преподавателя (основные технические требования: операционная система с графическим интерфейсом, привод для чтения и записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность подключения к локальной сети и выход в Интернет; в комплекте: клавиатура, мышь, коврик для мыши; оснащен акустическими системами, микрофоном и наушниками; может быть стационарным или переносным), персональный компьютер – рабочее место студента, принтер, устройства создания графической информации (графический планшет), сканер, цифровой фотоаппарат, цифровая видеокамера.
Программные средства:
операционная система, файловый менеджер, антивирусная программа, программа-архиватор, программа для организации общения и групповой работы с использованием компьютерных сетей, программное обеспечение для организации управляемого коллективного и безопасного доступа в Internet, комплект общеупотребляемых программ, включающий: текстовый процессор, программу разработки презентаций, электронные таблицы, система управления базами данных, растровый и векторный графические редакторы, программное обеспечение для работы цифрового микроскопа, мультимедиа проигрыватель, почтовый клиент, браузер.
Печатные пособия: Таблицы, схемы, диаграммы и графики по всем разделам курса должны быть представлены в виде демонстрационного издания и в цифровом виде.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: – М: Академия, 2009.
Михеева Е.В. Практикум по информатике: – М.: Академия, 2012.
Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: – М.: Академия, 2012.
Дополнительные источники:
Макарова Н. В. Информатика и ИКТ 10 кл. – СПб.: Питер, 2010. – 224 с.
Макарова Н. В. Информатика и ИКТ 11 кл. – СПб.: Питер, 2010. – 224 с.
Угринович Н. Д. Практикум по информатике и информационным технологиям. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009. – 394 с.
Интернет-источники:
http://schools.keldysh.ru/sch444/MUSEUM-виртуальный музей информатики.
http://gor.h1.ru/ -Морской государственный технический университет г. Санкт-Петербурга. Информация для студентов. Лабораторные работы.
http://videouroki.net/- Уроки информатики, видеоуроки по информатике с детальным разбором.
www.comp-science.narod.ru -Дидактические материалы по информатике.
http://www.stilia.ru/ - сайт о компьютерной графике.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Освоенные умения:
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
оценка результатов выполнения практических работ;
защита сообщений.
распознавать информационные процессы в различных системах;
оценка результатов выполнения практических работ;
защита доклада и реферата.
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
письменная проверка;
оценка результатов выполнения практических работ;
защита докладов, проекта.
осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
тестовый контроль;
оценка результатов выполнения практических работ;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
оценка результатов выполнения практических работ;
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
оценка результатов выполнения практических работ;
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
оценка результатов выполнения практических работ;
осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
оценка результатов выполнения практических работ;
защита докладов, проекта.
представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
оценка результатов выполнения практических работ;
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
письменная проверка;
Усвоенные знания:
различные подходы к определению понятия «информация»;
тестовый контроль;
методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;
устная проверка;
оценка результатов выполнения практических работ;
письменная проверка;
назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
письменная проверка;
защита докладов, проекта.
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
письменная проверка;
защита докладов, проекта.
использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;
тестовый контроль;
оценка результатов выполнения практических работ;
назначение и функции операционных систем;
письменная проверка.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТОВ
(разработана преподавателем ЦМК общеобразовательных дисциплин Кобзевой И. А.)
дисциплина "Информатика и ИКТ" для 1 курса специальности 38. 02. 07. 51 «Банковское дело» очная форма обучения