kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ПРОГРАММА КРУЖКА «Компьютерная грамотность» (модифицированная)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реализация программы рассчитана на два года обучения 2013-2015 уч. г.

Основное планирование материала ведется в соответствии с программой общеобразовательных учреждений по курсу «Информатика», рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации и авторской программой  «Информатика» 1-11 классы, в частности программой курса «Информатики для 2-4 классов начальной школы» под редакцией Н.В. Матвеевой и М.С Цветковой издательства БИНОМ, Лаборатория знаний, М. 2012.

Занятия в рамках данного курса предполагают также использование в работе учебно-методического комплекта (УМК) под редакцией Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2011  «Информатика в играх и задачах»),  дополнительный компонент курса составлен на основе авторской программы курса информатики Тур С.Н., Бокучава Т.П. для 1-4 классов, допущенной Министерством образования и науки к изучению в общеобразовательных школах, является частью целевого  «Изучение информатики в начальной школе».

Цель компьютерного кружка – развитие у учащихся личностного самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся информационным мультимедийным технологиям и ресурсам.

Для проведения занятий планируется свободный набор в группы в начале учебного года. Состав группы - постоянный. Периодичность занятий - 1 раз в неделю (34 часа в год). Вид деятельности группы - профильная, состав постоянный. Количество детей в группе 8 - 10 человек.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА КРУЖКА «Компьютерная грамотность» (модифицированная) »

Утверждено:

Директор МКОУ НОШ №17

Донцова Н.И.

_______________________

«____» __________ 2013 г.

Согласовано:

Зам. директора по ВР

Ковалёва С.В.

_______________________

«____» __________ 2013 г.

Рассмотрено:

На педагогическом совете, №__

_______________________

«____» __________ 2013 г.












Программа кружка


«Компьютерная грамотность»


(модифицированная)




учителя информатики высшей категории

МКОУ НОШ №17

Швец Владимира Ивановича


Основное планирование материала ведется в соответствии с программой общеобразовательных учреждений по курсу «Информатика», рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации и авторской программой «Информатика» 1-11 классы, в частности программой курса «Информатики для 2-4 классов начальной школы» под редакцией Н.В. Матвеевой и М.С Цветковой издательства БИНОМ, Лаборатория знаний, М. 2012.

Занятия в рамках данного курса предполагают также использование в работе учебно-методического комплекта (УМК) под редакцией Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2011 «Информатика в играх и задачах»), дополнительный компонент курса составлен на основе авторской программы курса информатики Тур С.Н., Бокучава Т.П. для 1-4 классов, допущенной Министерством образования и науки к изучению в общеобразовательных школах, является частью целевого «Изучение информатики в начальной школе».


Содержание


1. Пояснительная записка……………………………………………………………………………………..3

  1. Актуальность и практическая значимость для обучающихся……………….3

  2. Характеристика системы отслеживания…………………………………………….….3

  3. и оценивания результата обучения……………………………………………………….3

  4. Цели изучения основ информатики в начальной школе……………………….3

  5. Задачи обучения информатике в начальной школе, связанные с

    1. обучением:………………………………………………………………..…………………..3

    2. развитием: …………………………………………………………………………………...3

  6. Особенности программы (ведущие идеи и основные понятия):…….………4

  7. Основные возрастные особенности младших школьников……………………4

2. Характеристика системы отслеживания и оценивания результата обучения…6

3. Организация учебного процесса……………………………………………………………….………6

  1. Календарно-тематическое планирование занятий кружка на 1-й год реализации программы………………………………………………………………………………………..………..9

  2. Календарно-тематическое планирование занятий кружка на 2-й год реализации программы……………………………………………………………………………………………….10

  3. Содержание отдельных тем учебной дисциплины 1 год обучения…………..……11

  4. Содержание отдельных тем учебной дисциплины 2 год обучения…………..……14

  5. Информационное обеспечение программы……………………………………………..……..18




















Пояснительная записка

Актуальность и практическая значимость для обучающихся:

Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, становятся все более интеллектоемкими. Иными словами, информационные технологии предъявляют все более высокие требования к интеллекту работников. Если навыки работы с конкретной техникой или оборудованием можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется. Психологи утверждают, что основные логически еструктуры мышления формируются в возрасте 5-11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы.

Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, споосбность к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей и принципов организации ) и синтезу (созданию новых моделей). Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности значимых признаков, описать алгоритмы типичных действий улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении.

Курс информатики в начальной школе вносит значимый вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, выработка которых является одним из приоритетов общего образования. Более того, информатика как учебный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов, служащих приобретению учащимися информационного компонента общеучебных умений и навыков.

Цели изучения основ информатики в начальной школе:

1) формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней (в частности, с использованием компьютера)

2) развитие навыков решения задач с применением подходов, наиболее распространенных в информатике ( с применением формальной логики, алгоритмический, системный и объектно-ориентированный подход )

3) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой

4) развитие у учащихся навыков решения логических задач.

Задачи обучения информатике в начальной школе, связанные с

1) обучением:

• развитие познавательного интереса к предметной области «Информатика»

• познакомить школьников с основными свойствами информации

• научить их приемам организации информации

• формирование общеучебных умений и навыков

• прибретение знаний, умений и навыков работы с информацией

• формирование умения применять теоретичекие знания на практике

• дать школьникам первоначальное представление о компьютере и сферах его применения;

2) развитием:

• памяти, внимания, наблюдательности

• абстрактного и логического мышления

• творческого и рационального подхода к решению задач; 3 ) воспитанием

• настойчивости, собранности, организованности, аккуратности

• умения работать в минигруппе, культуры общения, ведения диалога

• бережного отношения к школьному имуществу,

• навыков здорового образа жизни.

Особенности программы (ведущие идеи и основные понятия):

В литературе рассматриваются два аспекта изучения информатики :

технологический, в котором информатика рассматривается как средство формирования образовательного потенциала, позволяющего развивать наиболее передовые на сегодня технологии - информационные;

общеобразовательный, в котором информатика рассматривается как средство развития логического мышления, умения анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы.

Так вот данная программа реализует именно второй подход.

Кроме того, выделяют два основных направления обучения информатике:

• обучение конкретным информационным технологиям. Для этого необходимо адекватное обеспечение школы компьютерами и программами. В качестве пропедевтических занятий для учащихся начальной школы можно использовать различные доступные их возрасту программные продукты, применяя компьютер в качестве инструмента для своих целей (выпуск журналов, рисование, клубы по компьютерной переписке и т. д.).

• второе направление обучения информатике - это упоминавшееся выше изучение информатики как науки. Рассматривая в качестве одной из целей этого направления обучения развитие логического мышления, следует помнить, что по утверждению психологов, основные логические структуры мышления формируются в начальной школе и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с этого возрастного этапа.

К основным рассматриваемым понятиям можно отнести:

- описание объектов - атрибуты, структуры, классы;

- описание повеления объектов — процессы и алгоритмы;

- описание логических рассуждений - алгебра высказываний;

- создание информационной модели объектов — приемы формализации и моделирования.

Материал этих рубрик изучается на протяжении всего курса концентрически, так что объем соответствующих понятий возрастает от класса к классу.

Основные возрастные особенности младших школьников

В этом возрасте идет интенсивный процесс формирования учебной деятельности как ведущей. Ее организация, обеспечивающая овладение обобщенными способами действий, несет в себе большие возможности для развития таких оснований само­оценки, как ориентация на предмет деятельности и способы его преобразования. Сформированная ориентация на способы действия создает новый уровень отношения учащегося к самому себе как субъекту деятельности, способствует становлению само­оценки как достаточно надежного механизма саморегуляции. Учащимся, ориенти­рующимся на способ действия, присущи исследовательский тип самооценки, осто­рожность, рефлексивность в оценке своих возможностей

Мотивация младших школьников с разной успеваемостью. В этом возрасте большое значение имеют широкие социальные мотивы — долга, ответственности и др. Такая социальная установка очень важна для успешного начала учения. Однако многие из этих мотивов могут быть реализованы только в будущем, что снижает их побудительную силу.

Умственное развитие в этот период проходит через три стадии:

  1. первая — усвоение действий с эталонами по выделению искомых свойств вещей и построение их моделей;

  2. вторая — устранение развернутых действий с эталонами и формирование действий в моделях;

  3. третья — устранение моделей и переход к умственным действиям со свой­ствами вещей и их отношениями.

Обучение развивает школьников прежде всего своим содержанием. Однако со­держание обучения по-разному усваивается школьниками и влияет на их развитие в зависимости от метода обучения. Методы обучения должны предусматривать по­строение на каждом этапе обучения и по каждому предмету системы усложняющихся учебных задач, формирование необходимых для их решения действий (мыслительных, речевых, перцептивных и т, д.), превращение этих действий в операции более сложных действий, образование обобщений и их применение к новым конкретным ситуациям.

Обучение воздействует на развитие младших школьников и всей своей органи­зацией. Оно является формой их коллективное жизни, общения с учителем и друг с другом. В классном коллективе складываются определенные взаимоотношения, в нем формируется общественное мнение, так или иначе влияющее на развитие младшего школьника. Через классный коллектив он включаются в разные виды деятельности.

Ставя перед школьниками новые познавательные и практические задачи, воору­жая их средствами решения этих задач, обучение идет впереди развития. Вместе с тем оно опирается не только на актуальные достижения в развитии, но и на потенциальные его возможности.

Обучение тем успешнее ведет за собой развитие, чем более целенаправленно оно побуждает учащихся к анализу их впечатлений от воспринимаемых объектов, осоз­нанию их отдельных свойств и своих действий с ними, выделению существенных признаков объектов, овладению мерами оценки отдельных их параметров, выработке способов классификации объектов, образованию обобщений и их конкретизации, осознанию общего в своих действиях при решении различных видов задач и т. п.










Характеристика системы отслеживания и оценивания результата обучения

Исследования показывают, что результативность решения младшими школь­никами учебных задач существенно зависит от организации деятельности. Работа в диадах учащихся оказывается в среднем более продуктивной, чем индивидуальная; работа в режиме сотрудничества партнеров — более эффективной, чем в режиме со­перничества. Организация совместной работы, при которой одному из партнеров по­ручалась роль консультанта-контролера, положительно влияла на процесс и результа­ты учебной деятельности. Это: выражалось прежде всего в повышении адекватности выполняемых действий, особенно реализующих функции контроля и самоконтроля. Однако в том случае, когда дети не обучались предварительно способам делового об­щения, исполнение ролей зачастую носило формальный характер.

Усвоение учащимися элементарных правил делового общения протекает ус­пешно и довольно быстро, если обучение их проводится планомерно, включает сравнение и анализ полноценных и неудовлетворительных диалогов, а также упраж­нения в построении диалогов на заданную тему с учетом изучаемых правил обще­ния. При образовании диад желательно главную роль поручать менее уверенным в себе и менее склонным к лидерству учащимся.

Все эти психологические особенности обучения, развития и воспитания находят реализацию в содержательной части программы и при ее воплощении на практиче­ских занятиях.

Организация учебного процесса

Для проведения занятий планируется свободный набор в группы в начале учебного года. Состав группы - постоянный. Периодичность занятий - 1 раз в неделю (34 часа в год). Вид деятельности группы - профильная, состав постоянный. Количество детей в группе 8 - 10 человек.

Прогнозируемые результаты и способы их проверки:

По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни. Ожидается, что в результате освоения общих навыков работы с информацией учащиеся будут уметь:

• осознавать потребность в дополнительной информации;

• определять возможные источники информации и стратегии их поиска;

• осуществлять поиск информации в словарях, справочниках энциклопедиях, библио-

теках;

• анализировать полученные из наблюдений сведения;

• обнаруживать изменения объектов наблюдения, описывать объекты и их изменения;

• с помощью сравнения выделять отдельные признаки, характерные для сопоставляе-

мых предметов;

• объединять предметы по общему признаку;

• различать целое и части;

• представлять информацию в табличной форме, в виде схем;

• составлять и исполнять несложные алгоритмы;

• создавать свои источники информации — информационные проекты (сообщения, не-

большие сочинения, графические работы

• организовывать информацию тематически, упорядочивать по алфавиту, по числовым

значениям;

• использовать информацию для принятия решений;

• использовать информацию для построения умозаключений;

• понимать и создавать самостоятельно точные и понятные инструкции при решении

учебных задач и в повседневной жизни

• работать с наглядно представленными на экране информационными объектами, при-

меняя мышь и клавиатуру;

• уверенно вводить текст с помощью клавиатуры;

• создавать и преобразовывать информацию, представленную в виде текста и таблиц;

• производить поиск по заданному условию;

• готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме.

Требования к обязательному уровню подготовки по информатике на

этапе пропедевтического обучения

В процессе изучения информатики в начальной школе, обучаемому предоставляется возможность:

• выяснить роль и место информации в жизни общества и человека

• получить первичное представление о понятии информации, о формах ее пред­ставления;

• научиться различать виды информации в зависимости от органа чувств, вос­принимающего информацию (зрительную, звуковую, вкусовую и т. д.);

• научится различать информацию в зависимости от способа представления ин­формации на материальном носителе (числовая, текстовая, графическая, таб­личная);

• научиться различать информацию в зависимости от способа организации ин­формации (таблица, ряд, столбец, список, неупорядоченное множество);

• осознать разницу между количественной и качественной информацией и научиться представлять количественную и качественную информацию с помощью чисел;

• получить представление о моделировании и целях моделирования;

• узнать основные понятия, относящиеся к сбору (получению), представлению, хранению, передаче, преобразованию и использованию информации (объект, знак, модель, носитель информации, источник информации, канал связи, прием­ник информации, алгоритм, исполнитель);

• ориентироваться в справочниках и словарях, в которых информация хранится в алфавитном порядке;

• научиться осуществлять поиск информации в справочниках и словарях, в том числе электронных;

• научиться осуществлять преобразование информации из одной формы пред­ставления в другую (рисунок — в текст, текст — в таблицу, в схему и т. д.);

• овладеть правилами поведения в компьютерном классе и элементарными дейст­виями с компьютером (включение, выключение, сохранение информации на диске, вывод информации на печать);

• понимать роль компьютера в жизни и деятельности человека;

• познакомиться с названиями составных частей компьютера (монитор, клавиату­ра, мышь, системный блок и пр.);

• познакомиться с основными аппаратными средствами создания и обработки графических и текстовых информационных объектов (мышь, клавиатура, мони­тор, принтер) и с назначением каждого из них;

• научиться представлять информацию на экране компьютера с мощью клавиату­ры и мыши: печатать простой текст в текстовом редакторе, изображать простые геометрические фигуры в цвете с помощью графического редактора;

• узнать правила работы текстового редактора и освоить его возможности;

• узнать правила работы графического редактора и освоить его возможности (ос­воить технологию обработки графических объектов);

В результате изучения курса «Компьютерная грамотность» выпускник начальной школы должен:

• называть вид информации в зависимости от органа чувств, воспринимающего ин­формацию (зрительная, звуковая, и т. д.);

• называть вид информации в зависимости от способа представления информации на материальном носителе (числовая текстовая, графическая, табличная);

• приводить примеры количественной и качественной информации;

• определять в конкретном множестве количество объектом, определять порядковый номер указанного объекта;

• ориентироваться в справочниках и словарях, в которых информация хранится в ал­фавитном порядке;

• применять знания о способах представления, хранения и передачи информации (текст, числа, знаки, флажковая азбука и азбука Морзе, закодированное письмо и пр.) в учебной и игровой деятельности;

• знать правила поведения в компьютерном классе;

• уметь осуществлять элементарные действия с компьютером (включать, выключать, сохранять информацию на диске, выводить информации на печать);

• называть составные части компьютера (монитор, клавиатура мышь, системный блок и пр.);

• уметь представлять текстовую, числовую и графическую информацию на экране компьютера с помощью клавиатуры и мыши: печатать заданный простой текст (в текстовом редакторе), изображать заданные геометрические фигуры в цвете в гра­фическом редакторе);

• уметь самостоятельно использовать в учебной деятельности информационные ис­точники, в том числе ресурсы школьной библиотеки и медиатеки;

• иметь элементарные навыки работы на компьютере.

В ходе проведения занятий планируется работа по воспитаниею настойчивости, собранности, организованности, аккуратности, умения работать в минигруппе, бережного отношения к школьному имуществу, навыков здорового образа жизни; развития культуры общения, ведения диалога, памяти, внимания, наблюдательности, абстрактного и логического мышления, творческого и рационального подхода к решению задач.





Календарно-тематическое планирование занятий кружка

на 1-й год реализации программы


Тема

Всего часов

Кол-во часов

Примечание

теория

практика

  1. 1.
  1. Введение.
  2. Компьютер и безопасность.

1

1



  1. Раздел I. Знакомство с компьютером

12

7

5


  1. 2.

Тема 1. Роль компьютера в жизни человека

1

1



  1. 3.

Тема 2. Основные устройства компьютера

1

1



  1. 4.

Тема 3. Управляем мышью

4

2

2


  1. 5.

Тема 4. Наш помощник - клавиатура

4

2

2


  1. 6.

Тема 5. Знакомство с операционной системой

2

1

1


Раздел II. Учусь рисовать

30

15

15


  1. 7.

Тема 6 Графический редактор Paint

Назначение, возможности, местоположение Панель опций, панель инструментов.

4

2

2


  1. 8.

Тема 7. Графический редактор Paint

Разработка и редактирование изображения

22

11

11


  1. 9.

Тема 8. Графический редактор Paint.

Копирование, печать рисунков.

4

2

2


Раздел III. Создаю текст

29

14

15


  1. 10.

Тема 9.

Знакомство с программой WORD

6

3

3


  1. 11.

Тема 10. Набор и редактирование текста. Оформление текста-объявления.

14

7

7


  1. 12.

Тема 11. Работа с фрагментами текста

6

3

3


  1. 13.

Тема 12. Вставка и редактирование рисунков Надписи Word Art

3

1

2



ИТОГО

72

37

35


Календарно-тематическое планирование занятий кружка

на 2-й год реализации программы


Тема

Всего часов

Кол-во часов

Примечание

теория

практика

  1. 1.
  1. Водный урок. Правила работы и техника безопасности при работе на компьютере

1

1



  1. Раздел 1. Изменение макета документа

7

5

2


  1. 2.

Тема 1. Изменение параметров макета документа

4

3

1


  1. 3.

Тема 2. Нумерация и границы страниц

1

1



  1. 4.

Тема 3. Работа с колонками

2

1

1


Раздел II. Работа со средствами редактирования и проверки

23

12

11


  1. 5.

Тема 4. Средства редактирования текста

8

5

3


  1. 6.

Тема 5. Исправление ошибок

3

1

2


Раздел III. Работа со списками

6

3

3


  1. 7.

Тема 6. Создание и редактирование списка

6

3

3


  1. Раздел IV. Работа с таблицей

6

4

2


  1. 8.
  1. Тема 7. Создание таблицы

3

2

1


  1. 9.
  1. Тема 8. Редактирование таблицы

3

2

1



Раздел V. Cоздаём презентацию

22

12

10


10.

Тема 9. Знакомство с программой Power Point

2

2



11.

Тема 10. Создание и дизайн слайда.

10

5

5


12.

Тема 11. Вставка фигур, рисунков, настройка анимации

10

5

5



Раздел VI. Интернет

7

5

2


13.

Тема 12. Интернет и его роль в жизни человека

1

1



14.

Тема 13. Поиск информации через Интернет

2

1

1


15.

Тема 14. Работа с информацией, полученной через Интернет

3

2

1


16.

Тема 15. Как защитить компьютер

1

1




ИТОГО

72

42

30


Содержание отдельных тем учебной дисциплины

1 год обучения

Введение. Правила техники безопасности при работе с компьютером и в кабинете информатики.

РАЗДЕЛ 1. Знакомство с компьютером.

Тема 1. Роль компьютера в жизни человека

Вопросы для изучения.

Знакомство с компьютером. Роль компьютера в жизни человека. Диагностика ИК-компетентности учащихся.

Основные понятия: компьютер

Методы проведения занятия: беседа, презентация.

Форма организации занятия: групповая.

Контрольные задания: анкетирование.

Межпредметная связь: информатика, история.

Техническое оснащение занятия: проектор, компьютеры.

Тема 2. Знакомство с основными устройствами компьютера.

Вопросы для изучения.

Основные устройства компьютера, их взаимодействия.

Основные понятия: системный блок, монитор, принтер, сканер, МФУ, компьютерная мышь, клавиатура, web-камера.

Практическая работа: запуск и выключение основных устройств компьютера.

Методы проведения занятия: беседа, презентация.

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная

Контрольные задания: анкетирование

Межпредметная связь: информатика, история.

Техническое оснащение занятия: проектор, компьютеры, колонки, МФУ, принтер, сканер.

Тема 3. Управляем мышью.

Вопросы для изучения.

Функции и управление компьютерной мыши.

Основные понятия: компьютерная мышь, курсор, щелчок, двойной щелчок, левая и правая кнопки мыши, колесо прокрутки, открытие программы и выход из программы.

Практическая работа: компьютерная игра.

Методы проведения занятия: беседа, игра.

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная, парная.

Контрольные задания: тестирование

Межпредметная связь: информатика, история, русский язык.

Техническое оснащение занятия: проектор, компьютеры.

Тема 4. Наш помощник – клавиатура

Вопросы для изучения.

Клавиши клавиатуры, значение клавиатуры и ее функции.

Основные понятия: клавиатура, функциональные клавиши, символьные клавиши, клавиши управления курсором, специальные клавиши, основные позиции пальцев.

Практическая работа: освоение навыков работы на клавиатуре.

Методы проведения занятия: беседа, презентация.

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная, парная.

Контрольные задания: тестирование.

Межпредметная связь: информатика, русский язык.

Техническое оснащение занятия: проектор, компьютеры.

Тема 5. Знакомство с операционной системой

Вопросы для изучения.

Элементы операционной системы

Основные понятия: операционная система, программа, окно, документ,

Практическая работа: освоение навыков работы с программами.

Методы проведения занятия: беседа, презентация.

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная, парная.

Контрольные задания: тестирование.

Межпредметная связь: информатика, русский язык.

Техническое оснащение занятия: проектор, компьютеры.

Раздел II. Учусь рисовать

Тема 6. Графический редактор Paint

Вопросы для изучения.

Назначение, возможности, местоположение. Панель опций, панель инструментов.

Основные понятия: Графический редактор Paint. Панель опций, панель инструментов, палитра, область выделения.

Практическая работа: освоение навыков работы в графическом редакторе Paint.

Методы проведения занятия: беседа, презентация.

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная, парная.

Контрольные задания: создание рисунка в графическом редакторе Paint.

Межпредметная связь: информатика, ИЗО.

Техническое оснащение занятия: проектор, компьютеры.

Тема 7. Графический редактор Paint

Вопросы для изучения.

Разработка и редактирование изображения

Основные понятия: палитра, распылитель, заливка, масштаб, ластик, редактирование изображения.

Практическая работа: выставка рисунков.

Методы проведения занятия: беседа, презентация.

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная, парная.

Контрольные задания: создание рисунка в графическом редакторе Paint.

Межпредметная связь: информатика, ИЗО.

Техническое оснащение занятия: проектор, компьютеры.

Тема 8. Графический редактор Paint.

Вопросы для изучения.

Копирование, печать рисунков.

Основные понятия: копирование, печать рисунка.

Практическая работа: освоение навыков работы в графическом редакторе Paint.

Методы проведения занятия: беседа, презентация.

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная, парная.

Контрольные задания: вывод рисунка, созданного в графическом редакторе Paint.

Межпредметная связь: информатика, ИЗО.

Техническое оснащение занятия: проектор, компьютеры, принтер.

РАЗДЕЛ III. Создаю текст

Тема 9. Знакомство с программой WORD

Вопросы для изучения.

Программа WORD, запуск программы.

Основные понятия: программа WORD, окно программы, элементы окна, программы, документа .

Практическая работа: создание и сохранение документа, сохранение документа под другим именем.

Методы проведения занятия: беседа, презентация.

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная, парная.

Контрольные задания: создание и сохранение документа.

Межпредметная связь: информатика.

Техническое оснащение занятия: проектор, компьютеры.

Тема 10 . Набор и редактирование текста. Оформление текста-объявления.

Основные понятия: ввод текста, непечатаемые знаки, отмена, возврат и повтор действий, параметры шрифта, цвет текста, применение эффектов, текст- объявление .

Практическая работа: создание и сохранение текстового документа, оформление текста-объявления.

Методы проведения занятия: беседа, презентация, творческая работа.

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная, парная.

Контрольные задания: оформление текста-объявления.

Межпредметная связь: информатика ИЗО, русский язык.

Техническое оснащение занятия: проектор, компьютеры.

Тема 11. Работа с фрагментами текста

Основные понятия: выделение, копирование, перемещение, удаление текста, редактирование текста.

Методы проведения занятия: беседа, презентация, творческая работа.

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная, парная.

Контрольные задания: редактирование текста.

Межпредметная связь: информатика, ИЗО, русский язык.

Техническое оснащение занятия: проектор, компьютеры.

Тема 12. Вставка и редактирование рисунков. Надписи Word Art.

Основные понятия: автофигуры, вставка и редактирование рисунков, надписи Word Art.

Практическая работа: создание и сохранение поздравительной открытки.

Методы проведения занятия: беседа, презентация, творческая работа.

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная, парная.

Контрольные задания: тестирование.

Межпредметная связь: информатика, ИЗО, русский язык.

Техническое оснащение занятия: проектор, компьютеры, принтер.














Содержание отдельных тем

2-й год реализации программы


Введение. Правила техники безопасности при работе с компьютером и в кабинете информатики.

  1. Раздел 1. Изменение макета документа

Тема 1. Изменение параметров

Набор текста, установка параметров макета документа

Вопросы для изучения.

абзаца, настройка параметров страницы, ориентация страницы.

Основные понятия: параметры страницы, абзаца, книжная и альбомная ориентации

Методы проведения занятия: беседа, презентация, творческая работа.

Практическая работа: редактирование текста.

Форма организации занятия: индивидуальная, парная.

Контрольные задания: проверочная работа.

Межпредметная связь: информатика, русский язык, математика.

Техническое оснащение занятия: проектор, компьютеры.

Тема 2. Нумерация и границы страниц

Вопросы для изучения

Нумерация и границы страниц

Основные понятия:

Нумерация страниц, поля, рамка, нижняя, верхняя, боковая границы, абзац.

Методы проведения занятия: беседа, презентация, творческая работа.

Практическая работа: редактирование текстового документа.

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.

Контрольные задания: проверочная работа.

Межпредметная связь: информатика, математика.

Техническое оснащение занятия: проектор, компьютеры.

Тема 3. Работа с колонками

Вопросы для изучения.

Распределение текста по двум и более столбцам

Основные понятия: колонки

Методы проведения занятия: беседа, творческая работа.

Практическая работа: редактирование текста

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная,

Контрольные задания: проверочная работа.

Межпредметная связь: информатика, русский язык, математика.

Техническое оснащение занятия: проектор, компьютеры.

Раздел П. Работа со средствами редактирования и проверки

Тема 4. Средства редактирования текста

Вопросы для изучения.

Расстановка переноса, выбор цвета, изменение межстрочного интервала

Основные понятия: перенос слов, межстрочный интервал

Методы проведения занятия: беседа, творческая работа.

Практическая работа: редактирование текста

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная,

Контрольные задания: проверочная работа.

Межпредметная связь: информатика, русский язык, ИЗО.

Техническое оснащение занятия: проектор, компьютеры.

Тема 5. Исправление ошибок

Вопросы для изучения.

Исправление ошибок, предварительный просмотр документа.

Основные понятия: орфография, грамматика, параметры исправлений,режимы просмотра документа.

Методы проведения занятия: беседа, творческая работа.

Практическая работа: редактирование текста

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная,

Контрольные задания: проверочная работа.

Межпредметная связь: информатика, русский язык, математика.

Техническое оснащение занятия: проектор, компьютеры.


Раздел Ш. Работа со списками

Тема 6. Создание и редактирование списка

Вопросы для изучения.

Создание маркированных, нумерованных списков, добавление, редактирование списка

Основные понятия: маркированные, нумерованные списки.

Методы проведения занятия: беседа, творческая работа.

Практическая работа: редактирование текста

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная,

Контрольные задания: проверочная работа.

Межпредметная связь: информатика, русский язык, математика.

Техническое оснащение занятия: проектор, компьютеры.

Раздел IV. Работа с таблицей

Тема 7. Создание таблицы

Вопросы для изучения.

Компоненты таблицы, панель инструментов таблицы, настройка таблицы

Основные понятия: ячейка, столбцы, строка.

Методы проведения занятия: беседа, творческая работа.

Практическая работа: создание таблиц

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная,

Контрольные задания: проверочная работа.

Межпредметная связь: информатика, математика.

Техническое оснащение занятия: проектор, компьютеры.

Тема 8. Редактирование таблицы

Вопросы для изучения.

Изменение высоты строки и ширины столбцов, добавление строк, столбцов, объединение, разбивка, удаление ячеек.

Основные понятия: редактирование таблицы.

Методы проведения занятия: беседа, творческая работа.

Практическая работа: редактирование таблицы.

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная,

Контрольные задания: проверочная работа.

Межпредметная связь: информатика, математика.

Техническое оснащение занятия: проектор, компьютеры.

Раздел V. Cоздаем презентацию

Тема 9. Знакомство с программой Power Point

Вопросы для изучения.

Запуск программы, панель инструментов, сохранение документа, завершение работы

Основные понятия: программа Power Point, слайд, мультимедийная презентация.

Методы проведения занятия: беседа, творческая работа.

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.

Контрольные задания: проверочная работа.

Межпредметная связь: информатика, русский язык, ИЗО.

Техническое оснащение занятия: проектор, компьютеры.

Тема 10. Создание и дизайн слайда.

Вопросы для изучения.

Создание презентации, добавление текста, оформление слайда, изменение дизайна.

Основные понятия: макет слайда, фон, дизайн слайда.

Методы проведения занятия: беседа, творческая работа.

Практическая работа: редактирование слайдов, создание мультимедийных презентаций.

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.

Контрольные задания: проверочная работа.

Межпредметная связь: информатика, русский язык, ИЗО.

Техническое оснащение занятия: проектор, компьютеры.

Тема 11. Вставка фигур, рисунков, настройка анимации

Вопросы для изучения.

Настройка анимации , вставка фигур.

Основные понятия: автофигура, анимация

Методы проведения занятия: беседа, творческая работа.

Практическая работа: настройка анимации.

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.

Контрольные задания: проверочная работа.

Межпредметная связь: информатика, русский язык, ИЗО.

Техническое оснащение занятия: проектор, компьютеры.

Раздел VI. Интернет

Тема 12. Интернет и его роль в жизни человека

Вопросы для изучения.

Информация в жизни человека, интернет, его роль в жизни человека.

Основные понятия: информация, интернет.

Методы проведения занятия: беседа, творческая работа.

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.

Межпредметная связь: информатика, русский язык.

Техническое оснащение занятия: проектор, компьютеры.

Тема 13. Поиск информации через Интернет

Вопросы для изучения.

Программы поиска информации, панели инструментов, открытие окна, завершение работы в программе.

Основные понятия: панель меню, панель навигации

Методы проведения занятия: беседа, поисковая работа.

Практическая работа: поиск информации по теме.

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.

Контрольные задания: проверочная работа.

Межпредметная связь: информатика, русский язык.

Техническое оснащение занятия: проектор, компьютеры.

Тема 14. Работа с информацией, полученной через Интернет

Вопросы для изучения.

Копирование текста, рисунка, сохранение и редактирование информации.

Основные понятия: обработка информации

Методы проведения занятия: беседа, творческая работа.

Практическая работа: поиск и обработка информации по заданной теме.

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.

Контрольные задания: проверочная работа.

Межпредметная связь: информатика, русский язык, мИЗО.

Техническое оснащение занятия: проектор, компьютеры.

Тема 15. Как защитить компьютер

Вопросы для изучения.

Защита компьютера

Основные понятия: антивирусы.

Методы проведения занятия: беседа.

Практическая работа: проверка переносных накопителей на наличие вирусов.

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.

Контрольные задания: проверочная работа.

Межпредметная связь: информатика, русский язык.

Техническое оснащение занятия: проектор, компьютеры.






























РАЗДЕЛ 3. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ


3.1. Материально-техническое обеспечение реализации программы.


Программы Microsoft Windows (Word, PowerPoint, Paint).

Технические средства - интерактивная доска; мультимедийный проектор; компьютеры; МФУ; CD-диски, Интернет; видеокамера; музыкальный центр; магнитофон; телевизор; фотоаппарат.

3.2. Рекомендуемая литература. Литература для педагога. Основная литература


  1. Борман Дж. Компьютерная энциклопедия для школьников и их родителей. – СПб., 1996.

  2. Гигиенические требования к использованию ПК в начальной школе// Начальная школа, 2002. - № 5. – с. 19 - 21.

  3. Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников// Начальная школа, 2005. - № 11. – с. 120-126.

  4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 № 393)

  5. Молокова А.В. Комплексный подход к информатизации начальной школы// Начальная школа, 2005. - № 1. – с. 119-123.

  6. 9.Федеральный компонент государственного стандарта  общего образования. Начальное общее образование./ Министерство образования Российской Федерации. – Москва, 2004

  7. 10.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Стандарт начального общего образования по технологии// Начальная школа, 2004. - № 9,10.

  8. Шафрин Ю.А. Информационные технологии: В 2 ч. Ч.2: Офисная технология и информационные системы. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999. - с.336.


Дополнительная и справочная литература

1. Максимова Л. Г. Социально-культурологический подход в преподавании

пропедевтического курса информатики// Информатика и образование. – М. 2008. № 12 С. 25-27.

3. Малых Т.А. Наши дети во всемирной паутине Интернета // Начальная школа

плюс До и После. – М. 2007, № 7. С. 8-11.

4. Малых Т.А. Информационная безопасность молодого поколения //

Профессиональное образование. Столица. – М.2007. № 6. С.30.

5. Малых Т.А. Ребенок у компьютера: за или против// Воспитание школьников. -

М.2008. № 1.С.56-58

11



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ПРОГРАММА КРУЖКА «Компьютерная грамотность» (модифицированная)

Автор: Швец Владимир Иванович

Дата: 06.10.2014

Номер свидетельства: 116671


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства