ПРОГРАММА КРУЖКА «Компьютерная грамотность» (модифицированная)
ПРОГРАММА КРУЖКА «Компьютерная грамотность» (модифицированная)
Реализация программы рассчитана на два года обучения 2013-2015 уч. г.
Основное планирование материала ведется в соответствии с программой общеобразовательных учреждений по курсу «Информатика», рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации и авторской программой «Информатика» 1-11 классы, в частности программой курса «Информатики для 2-4 классов начальной школы» под редакцией Н.В. Матвеевой и М.С Цветковой издательства БИНОМ, Лаборатория знаний, М. 2012.
Занятия в рамках данного курса предполагают также использование в работе учебно-методического комплекта (УМК) под редакцией Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2011 «Информатика в играх и задачах»), дополнительный компонент курса составлен на основе авторской программы курса информатики Тур С.Н., Бокучава Т.П. для 1-4 классов, допущенной Министерством образования и науки к изучению в общеобразовательных школах, является частью целевого «Изучение информатики в начальной школе».
Цель компьютерного кружка – развитие у учащихся личностного самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся информационным мультимедийным технологиям и ресурсам.
Для проведения занятий планируется свободный набор в группы в начале учебного года. Состав группы - постоянный. Периодичность занятий - 1 раз в неделю (34 часа в год). Вид деятельности группы - профильная, состав постоянный. Количество детей в группе 8 - 10 человек.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА КРУЖКА «Компьютерная грамотность» (модифицированная) »
Утверждено:
Директор МКОУ НОШ №17
Донцова Н.И.
_______________________
«____» __________ 2013 г.
Согласовано:
Зам. директора по ВР
Ковалёва С.В.
_______________________
«____» __________ 2013 г.
Рассмотрено:
На педагогическом совете, №__
_______________________
«____» __________ 2013 г.
Программа кружка
«Компьютерная грамотность»
(модифицированная)
учителя информатики высшей категории
МКОУ НОШ №17
Швец Владимира Ивановича
Основное планирование материала ведется в соответствии с программой общеобразовательных учреждений по курсу «Информатика», рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации и авторской программой «Информатика» 1-11 классы, в частности программой курса «Информатики для 2-4 классов начальной школы» под редакцией Н.В. Матвеевой и М.С Цветковой издательства БИНОМ, Лаборатория знаний, М. 2012.
Занятия в рамках данного курса предполагают также использование в работе учебно-методического комплекта (УМК) под редакцией Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2011 «Информатика в играх и задачах»), дополнительный компонент курса составлен на основе авторской программы курса информатики Тур С.Н., Бокучава Т.П. для 1-4 классов, допущенной Министерством образования и науки к изучению в общеобразовательных школах, является частью целевого «Изучение информатики в начальной школе».
Актуальность и практическая значимость для обучающихся……………….3
Характеристика системы отслеживания…………………………………………….….3
и оценивания результата обучения……………………………………………………….3
Цели изучения основ информатики в начальной школе……………………….3
Задачи обучения информатике в начальной школе, связанные с
обучением:………………………………………………………………..…………………..3
развитием: …………………………………………………………………………………...3
Особенности программы (ведущие идеи и основные понятия):…….………4
Основные возрастные особенности младших школьников……………………4
2. Характеристика системы отслеживания и оценивания результата обучения…6
3. Организация учебного процесса……………………………………………………………….………6
Календарно-тематическое планирование занятий кружка на 1-й год реализации программы………………………………………………………………………………………..………..9
Календарно-тематическое планирование занятий кружка на 2-й год реализации программы……………………………………………………………………………………………….10
Содержание отдельных тем учебной дисциплины 1 год обучения…………..……11
Содержание отдельных тем учебной дисциплины 2 год обучения…………..……14
Информационное обеспечение программы……………………………………………..……..18
Пояснительная записка
Актуальность и практическая значимость для обучающихся:
Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, становятся все более интеллектоемкими. Иными словами, информационные технологии предъявляют все более высокие требования к интеллекту работников. Если навыки работы с конкретной техникой или оборудованием можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется. Психологи утверждают, что основные логически еструктуры мышления формируются в возрасте 5-11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы.
Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, споосбность к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей и принципов организации ) и синтезу (созданию новых моделей). Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности значимых признаков, описать алгоритмы типичных действий улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении.
Курс информатики в начальной школе вносит значимый вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, выработка которых является одним из приоритетов общего образования. Более того, информатика как учебный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов, служащих приобретению учащимися информационного компонента общеучебных умений и навыков.
Цели изучения основ информатики в начальной школе:
1) формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней (в частности, с использованием компьютера)
2) развитие навыков решения задач с применением подходов, наиболее распространенных в информатике ( с применением формальной логики, алгоритмический, системный и объектно-ориентированный подход )
3) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой
4) развитие у учащихся навыков решения логических задач.
Задачи обучения информатике в начальной школе, связанные с
1) обучением:
• развитие познавательного интереса к предметной области «Информатика»
• познакомить школьников с основными свойствами информации
• научить их приемам организации информации
• формирование общеучебных умений и навыков
• прибретение знаний, умений и навыков работы с информацией
• формирование умения применять теоретичекие знания на практике
• дать школьникам первоначальное представление о компьютере и сферах его применения;
2) развитием:
• памяти, внимания, наблюдательности
• абстрактного и логического мышления
• творческого и рационального подхода к решению задач; 3 ) воспитанием
• умения работать в минигруппе, культуры общения, ведения диалога
• бережного отношения к школьному имуществу,
• навыков здорового образа жизни.
Особенности программы (ведущие идеи и основные понятия):
В литературе рассматриваются два аспекта изучения информатики :
• технологический, в котором информатика рассматривается как средство формирования образовательного потенциала, позволяющего развивать наиболее передовые на сегодня технологии - информационные;
• общеобразовательный, в котором информатика рассматривается как средство развития логического мышления, умения анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы.
Так вот данная программа реализует именно второй подход.
Кроме того, выделяют два основных направления обучения информатике:
• обучение конкретным информационным технологиям. Для этого необходимо адекватное обеспечение школы компьютерами и программами. В качестве пропедевтических занятий для учащихся начальной школы можно использовать различные доступные их возрасту программные продукты, применяя компьютер в качестве инструмента для своих целей (выпуск журналов, рисование, клубы по компьютерной переписке и т. д.).
• второе направление обучения информатике - это упоминавшееся выше изучение информатики как науки. Рассматривая в качестве одной из целей этого направления обучения развитие логического мышления, следует помнить, что по утверждению психологов, основные логические структуры мышления формируются в начальной школе и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с этого возрастного этапа.
К основным рассматриваемым понятиям можно отнести:
- описание объектов - атрибуты, структуры, классы;
- описание повеления объектов — процессы и алгоритмы;
- описание логических рассуждений - алгебра высказываний;
- создание информационной модели объектов — приемы формализации и моделирования.
Материал этих рубрик изучается на протяжении всего курса концентрически, так что объем соответствующих понятий возрастает от класса к классу.
Основные возрастные особенности младших школьников
В этом возрасте идет интенсивный процесс формирования учебной деятельности как ведущей. Ее организация, обеспечивающая овладение обобщенными способами действий, несет в себе большие возможности для развития таких оснований самооценки, как ориентация на предмет деятельности и способы его преобразования. Сформированная ориентация на способы действия создает новый уровень отношения учащегося к самому себе как субъекту деятельности, способствует становлению самооценки как достаточно надежного механизма саморегуляции. Учащимся, ориентирующимся на способ действия, присущи исследовательский тип самооценки, осторожность, рефлексивность в оценке своих возможностей
Мотивация младших школьников с разной успеваемостью. В этом возрасте большое значение имеют широкие социальные мотивы — долга, ответственности и др. Такая социальная установка очень важна для успешного начала учения. Однако многие из этих мотивов могут быть реализованы только в будущем, что снижает их побудительную силу.
Умственное развитие в этот период проходит через три стадии:
первая — усвоение действий с эталонами по выделению искомых свойств вещей и построение их моделей;
вторая — устранение развернутых действий с эталонами и формирование действий в моделях;
третья — устранение моделей и переход к умственным действиям со свойствами вещей и их отношениями.
Обучение развивает школьников прежде всего своим содержанием. Однако содержание обучения по-разному усваивается школьниками и влияет на их развитие в зависимости от метода обучения. Методы обучения должны предусматривать построение на каждом этапе обучения и по каждому предмету системы усложняющихся учебных задач, формирование необходимых для их решения действий (мыслительных, речевых, перцептивных и т, д.), превращение этих действий в операции более сложных действий, образование обобщений и их применение к новым конкретным ситуациям.
Обучение воздействует на развитие младших школьников и всей своей организацией. Оно является формой их коллективное жизни, общения с учителем и друг с другом. В классном коллективе складываются определенные взаимоотношения, в нем формируется общественное мнение, так или иначе влияющее на развитие младшего школьника. Через классный коллектив он включаются в разные виды деятельности.
Ставя перед школьниками новые познавательные и практические задачи, вооружая их средствами решения этих задач, обучение идет впереди развития. Вместе с тем оно опирается не только на актуальные достижения в развитии, но и на потенциальные его возможности.
Обучение тем успешнее ведет за собой развитие, чем более целенаправленно оно побуждает учащихся к анализу их впечатлений от воспринимаемых объектов, осознанию их отдельных свойств и своих действий с ними, выделению существенных признаков объектов, овладению мерами оценки отдельных их параметров, выработке способов классификации объектов, образованию обобщений и их конкретизации, осознанию общего в своих действиях при решении различных видов задач и т. п.
Характеристика системы отслеживания и оценивания результата обучения
Исследования показывают, что результативность решения младшими школьниками учебных задач существенно зависит от организации деятельности. Работа в диадах учащихся оказывается в среднем более продуктивной, чем индивидуальная; работа в режиме сотрудничества партнеров — более эффективной, чем в режиме соперничества. Организация совместной работы, при которой одному из партнеров поручалась роль консультанта-контролера, положительно влияла на процесс и результаты учебной деятельности. Это: выражалось прежде всего в повышении адекватности выполняемых действий, особенно реализующих функции контроля и самоконтроля. Однако в том случае, когда дети не обучались предварительно способам делового общения, исполнение ролей зачастую носило формальный характер.
Усвоение учащимися элементарных правил делового общения протекает успешно и довольно быстро, если обучение их проводится планомерно, включает сравнение и анализ полноценных и неудовлетворительных диалогов, а также упражнения в построении диалогов на заданную тему с учетом изучаемых правил общения. При образовании диад желательно главную роль поручать менее уверенным в себе и менее склонным к лидерству учащимся.
Все эти психологические особенности обучения, развития и воспитания находят реализацию в содержательной части программы и при ее воплощении на практических занятиях.
Организация учебного процесса
Для проведения занятий планируется свободный набор в группы в начале учебного года. Состав группы - постоянный. Периодичность занятий - 1 раз в неделю (34 часа в год). Вид деятельности группы - профильная, состав постоянный. Количество детей в группе 8 - 10 человек.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки:
По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни. Ожидается, что в результате освоения общих навыков работы с информацией учащиеся будут уметь:
• осознавать потребность в дополнительной информации;
• определять возможные источники информации и стратегии их поиска;
• осуществлять поиск информации в словарях, справочниках энциклопедиях, библио-
теках;
• анализировать полученные из наблюдений сведения;
• обнаруживать изменения объектов наблюдения, описывать объекты и их изменения;
• с помощью сравнения выделять отдельные признаки, характерные для сопоставляе-
мых предметов;
• объединять предметы по общему признаку;
• различать целое и части;
• представлять информацию в табличной форме, в виде схем;
• составлять и исполнять несложные алгоритмы;
• создавать свои источники информации — информационные проекты (сообщения, не-
большие сочинения, графические работы
• организовывать информацию тематически, упорядочивать по алфавиту, по числовым
значениям;
• использовать информацию для принятия решений;
• использовать информацию для построения умозаключений;
• понимать и создавать самостоятельно точные и понятные инструкции при решении
учебных задач и в повседневной жизни
• работать с наглядно представленными на экране информационными объектами, при-
меняя мышь и клавиатуру;
• уверенно вводить текст с помощью клавиатуры;
• создавать и преобразовывать информацию, представленную в виде текста и таблиц;
• производить поиск по заданному условию;
• готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме.
Требования к обязательному уровню подготовки по информатике на
этапе пропедевтического обучения
В процессе изучения информатики в начальной школе, обучаемому предоставляется возможность:
• выяснить роль и место информации в жизни общества и человека
• получить первичное представление о понятии информации, о формах ее представления;
• научиться различать виды информации в зависимости от органа чувств, воспринимающего информацию (зрительную, звуковую, вкусовую и т. д.);
• научится различать информацию в зависимости от способа представления информации на материальном носителе (числовая, текстовая, графическая, табличная);
• научиться различать информацию в зависимости от способа организации информации (таблица, ряд, столбец, список, неупорядоченное множество);
• осознать разницу между количественной и качественной информацией и научиться представлять количественную и качественную информацию с помощью чисел;
• получить представление о моделировании и целях моделирования;
• узнать основные понятия, относящиеся к сбору (получению), представлению, хранению, передаче, преобразованию и использованию информации (объект, знак, модель, носитель информации, источник информации, канал связи, приемник информации, алгоритм, исполнитель);
• ориентироваться в справочниках и словарях, в которых информация хранится в алфавитном порядке;
• научиться осуществлять поиск информации в справочниках и словарях, в том числе электронных;
• научиться осуществлять преобразование информации из одной формы представления в другую (рисунок — в текст, текст — в таблицу, в схему и т. д.);
• овладеть правилами поведения в компьютерном классе и элементарными действиями с компьютером (включение, выключение, сохранение информации на диске, вывод информации на печать);
• понимать роль компьютера в жизни и деятельности человека;
• познакомиться с названиями составных частей компьютера (монитор, клавиатура, мышь, системный блок и пр.);
• познакомиться с основными аппаратными средствами создания и обработки графических и текстовых информационных объектов (мышь, клавиатура, монитор, принтер) и с назначением каждого из них;
• научиться представлять информацию на экране компьютера с мощью клавиатуры и мыши: печатать простой текст в текстовом редакторе, изображать простые геометрические фигуры в цвете с помощью графического редактора;
• узнать правила работы текстового редактора и освоить его возможности;
• узнать правила работы графического редактора и освоить его возможности (освоить технологию обработки графических объектов);
В результате изучения курса «Компьютерная грамотность» выпускник начальной школы должен:
• называть вид информации в зависимости от органа чувств, воспринимающего информацию (зрительная, звуковая, и т. д.);
• называть вид информации в зависимости от способа представления информации на материальном носителе (числовая текстовая, графическая, табличная);
• приводить примеры количественной и качественной информации;
• определять в конкретном множестве количество объектом, определять порядковый номер указанного объекта;
• ориентироваться в справочниках и словарях, в которых информация хранится в алфавитном порядке;
• применять знания о способах представления, хранения и передачи информации (текст, числа, знаки, флажковая азбука и азбука Морзе, закодированное письмо и пр.) в учебной и игровой деятельности;
• знать правила поведения в компьютерном классе;
• уметь осуществлять элементарные действия с компьютером (включать, выключать, сохранять информацию на диске, выводить информации на печать);
• называть составные части компьютера (монитор, клавиатура мышь, системный блок и пр.);
• уметь представлять текстовую, числовую и графическую информацию на экране компьютера с помощью клавиатуры и мыши: печатать заданный простой текст (в текстовом редакторе), изображать заданные геометрические фигуры в цвете в графическом редакторе);
• уметь самостоятельно использовать в учебной деятельности информационные источники, в том числе ресурсы школьной библиотеки и медиатеки;
• иметь элементарные навыки работы на компьютере.
В ходе проведения занятий планируется работа по воспитаниею настойчивости, собранности, организованности, аккуратности, умения работать в минигруппе, бережного отношения к школьному имуществу, навыков здорового образа жизни; развития культуры общения, ведения диалога, памяти, внимания, наблюдательности, абстрактного и логического мышления, творческого и рационального подхода к решению задач.
Основные понятия: компьютерная мышь, курсор, щелчок, двойной щелчок, левая и правая кнопки мыши, колесо прокрутки, открытие программы и выход из программы.
Практическая работа: компьютерная игра.
Методы проведения занятия: беседа, игра.
Форма организации занятия: групповая, индивидуальная, парная.
Контрольные задания: тестирование
Межпредметная связь: информатика, история, русский язык.
Тема 10 . Набор и редактирование текста. Оформление текста-объявления.
Основные понятия: ввод текста, непечатаемые знаки, отмена, возврат и повтор действий, параметры шрифта, цвет текста, применение эффектов, текст- объявление .
Практическая работа: создание и сохранение текстового документа, оформление текста-объявления.
Методы проведения занятия: беседа, презентация, творческая работа.
Форма организации занятия: групповая, индивидуальная, парная.
3.1. Материально-техническое обеспечение реализации программы.
Программы– Microsoft Windows (Word, PowerPoint, Paint).
Технические средства - интерактивная доска; мультимедийный проектор; компьютеры; МФУ; CD-диски, Интернет; видеокамера; музыкальный центр; магнитофон; телевизор; фотоаппарат.
3.2. Рекомендуемая литература. Литература для педагога. Основная литература
Борман Дж. Компьютерная энциклопедия для школьников и их родителей. – СПб., 1996.
Гигиенические требования к использованию ПК в начальной школе// Начальная школа, 2002. - № 5. – с. 19 - 21.
Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников// Начальная школа, 2005. - № 11. – с. 120-126.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 № 393)
Молокова А.В. Комплексный подход к информатизации начальной школы// Начальная школа, 2005. - № 1. – с. 119-123.
9.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Начальное общее образование./ Министерство образования Российской Федерации. – Москва, 2004
10.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Стандарт начального общего образования по технологии// Начальная школа, 2004. - № 9,10.
Шафрин Ю.А. Информационные технологии: В 2 ч. Ч.2: Офисная технология и информационные системы. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999. - с.336.
Дополнительная и справочная литература
1. Максимова Л. Г. Социально-культурологический подход в преподавании
пропедевтического курса информатики// Информатика и образование. – М. 2008. № 12 С. 25-27.
3. Малых Т.А. Наши дети во всемирной паутине Интернета // Начальная школа
плюс До и После. – М. 2007, № 7. С. 8-11.
4. Малых Т.А. Информационная безопасность молодого поколения //
Профессиональное образование. Столица. – М.2007. № 6. С.30.
5. Малых Т.А. Ребенок у компьютера: за или против// Воспитание школьников. -