Программа по информатике для 5 класса ФГОС (Л.Л.Босова)
Программа по информатике для 5 класса ФГОС (Л.Л.Босова)
Рабочая программа по предмету «Информатика» предметной области информатика для 5 класса соответствует основным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и составлена на основе авторской программы Л.Л. Босовой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа по информатике для 5 класса ФГОС (Л.Л.Босова)»
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Информатика» предметной области информатика для 5 класса соответствует основным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования утвержденного приказом Минобнауки России №373 от 6.10.2009г. (с изменениями и дополненьями);
или Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования утвержденного приказом Минобнауки России №1897 от 17.12.2010г.(с изменениями и дополнениями);
основной образовательной программы начального общего образования
МБОУ "Гимназия №4" г. Брянска;
или основной образовательной программе основного общего образования МБОУ "Гимназия №4" г.Брянска;
Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, базисного учебного плана образовательных учреждений Брянской области, базисного учебного плана гимназии;
авторской программы Л.Л. Босовой: «Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 88 с.: ил. – (Программы и планирование).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Босова Л.Л. Информатика: учебник для 5 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаболатория знаний, 2013. – 184 с.: ил. Представленный УМК выбран, потому что соответствует требованиям ФГОС ООП НОО (ООО).
Основная цель учебного предмета: всестороннее развитие личности учащихся, освоение знаний, овладение необходимыми умениями, развитие познавательных интересов и творческих способностей, воспитание черт личности, ценных для каждого человека и общества в целом.
Цели учебного предмета:
формирование информационной и алгоритмической культуры;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;
формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях;
формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;
развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя;
знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами: «линейной», «условной», «циклической»;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в сети Интернет, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Изучение информатики в 5 классе вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:
развитию общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладению умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
целенаправленному формированию таких общеучебных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации; развитию познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Задачи учебного предмета:
показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
2. Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельно-сти (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.
Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта. С точки зрения целей общего образования роль и значимость учебного предмета «информатика» заключается в развитии развитию общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ.
Для жизни в современном обществе важным является воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Для достижения основных целей и задач обучения используются следующие
формы обучения: коллективная, групповая форма, парное обучение (при работе с ПК) или индивидуальное обучение (один на один с компьютером);
методы обучения: методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные самостоятельной работы и работы под руководством учителя); методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса: познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха; методы формирования долга и ответственности в учении: разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление педагогических требований); методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, практические работы, фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый);
технологии обучения: личностно-ориентированное обучение, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии, метод проектов, информационно-коммуникационные технологии, интерактивные технологии.
Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения регламентируются локальным актом гимназии "Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в МБОУ "Гимназия №4" г. Брянска.
3. Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ, базисным учебным планом образовательных учреждений Брянской области, базисным учебным планом гимназии на информатики в 5 классе отводится 35 часов.
Рабочая программа предусматривает обучение предмета «информатика» в объёме 1 час в неделю в течение одного учебного года на базовом уровне.
Программой предусмотрено проведение:
1) контрольных работ: 4
2) практических работ: 18
3) тестовые работы: 8
4. Требования к результатам (личностным, метапредметным и предметным) освоения конкретного учебного предмета,
курса, дисциплины (модуля).
Данный курс позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы НОО (ООО).
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе оного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
Коммуникативные УУД:
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гпермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Предметным результатом изучения курса является сформированнось следующих знаний/умений:
понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
приводить примеры информационных носителей;
иметь представление о способах кодирования информации;
уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
запускать программы из меню Пуск;
уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
5. Содержание тем учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
№
Название темы
(раздела)
Основные вопросы темы (раздела)
Количество часов
Информация вокруг нас
Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения.
Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители информации.
Передача информации. Источник, канал, приёмник. Примеры передачи информации. Электронная почта.
Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат.
Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.
Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Черные ящики. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы.
Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление. Понятие как форма мышления.
14
Компьютер
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.
Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер.
Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.
Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.
4
Подготовка текстов на компьютере
Текстовый редактор.
Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац.
Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов.
Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.).
Создание и форматирование списков.
Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
8
Компьютерная графика
Компьютерная графика.
Простейший графический редактор.
Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов.
Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов.
Устройства ввода графической информации.
3
Создание мультимедийных объектов
Мультимедийная презентация.
Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.
4
Повторение
Повторение главных понятий изученных тем и практических навыков при работе за компьютером.
1
Резерв времени
1
Всего часов
35
Темы для проектных работ.
Компьютер и мы
Информация вокруг нас
Носители информации
История письменности
Кроссворд – проверь свои знания
Знаете ли вы что..?
Ребусы в информатике
Создание анимации
6. Календарно-тематическое планирование
с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся.
Календарно-тематическое планирование по _________________(название предмета, курса, дисциплины (модуля)).
Количество часов за год_____________
Количество часов за 1 триместр ______; 2 триместр __________; 3 триместр ___________.
Количество часов за 1 полугодие __________; 2 полугодие __________.
№
Название раздела (темы) и их основное содержание (темы уроков), дополнительное содержание.
Количество часов
Основные виды деятельности
Виды
контр.
Планируемые результаты
Примерные даты
Фактические даты
Место в пособии
Примечание
личностные
метапредметные
предметные
Компьютер (4 часа)
Цели изучения курса информатики. Информация вокруг нас.
Техника безопасности и организация рабочего места.
1
Аналитическая деятельность:
- выделять аппаратное и программное обеспечение компьютера;
- анализировать устройства компьютера с точки зрения организации
процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;
- определять технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер.
Практическая деятельность:
- выбирать и запускать нужную программу;
- работать с основными элементами пользовательского интерфейса:
использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами
(изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые
окна);
- вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры (приёмы
квалифицированного клавиатурного письма), мыши и других
технических средств;
- создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять
файлы;
- соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места,
требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.
формирование ответственного отношения к учению;
формирование способности к выполнению норм по ТБ.
умение работать с учебником;
применять установленные правила.
умение работать с электронным приложением к учебнику;
умение ставить вопросы, используя термины "информация" и "информатика".
Введение, §1, §2(3)
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией
1
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания условий безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)
умение выполнять учебные задания в соответствии с целью;
выполнять учебное действие в соответствии с планом;
ставить вопросы в диалоге с учителем и учениками класса.
усение самостоятельно выделять состав компьютера.
§2
Ввод информации в память компьютера.
Клавиатура.
Практическая работа №1 «Вспоминаем клавиатуру»
1
проявлять интерес к изучению темы;
желание применить на практике свои знания
формулировать высказывание, мнение;
умение обосновывать, отстаивать свое мнение;
согласовывать позиции с партнером и находить общее решение;
грамотно использовать речевые средства для представления результата.
выполнять учебные задания в соответствии с целью;
соотносить приобретенные знания с реальной жизнью;
выполнять учебное действие в соответствии с планом.
изучить клавиатуру и группы клавиш;
определять назначение группы клавиш;
применять полученные знания при работе с компьютером и на уроках информатики.
§3
Управление компьютером.
Практическая работа №2 «Вспоминаем приёмы управления компьютером»
Контрольная работа №1.
1
понимание важности для современного человека владения навыками работы на компьютере
применять установленные правила в планировании способа решения;
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, установление аналогий.
ставить вопросы о целесообразности;
использования устройств ввода информации.
§4
Информация вокруг нас (6 часов)
Хранение информации.
Практическая работа №3 «Создаём и сохраняем файлы»
1
Аналитическая деятельность:
- приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в
деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
- приводить примеры информационных носителей;
- классифицировать информацию по способам её восприятия человеком,
по формам представления на материальных носителях;
- разрабатывать план действий для решения задач на переправы,
переливания и пр.;
- определять, информативно или нет некоторое сообщение, если
известны способности конкретного субъекта к его восприятию.
Практическая деятельность:
- кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;
- работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и
пересылать сообщения);
- осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием
простых запросов (по одному признаку);
- сохранять для индивидуального использования найденные в сети
Интернет информационные объекты и ссылки на них;
- систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;
- вычислять значения арифметических выражений с помощью
программы Калькулятор;
- преобразовывать информацию по заданным правилам и путём
рассуждений;
- решать задачи на переливания, переправы и пр. в соответствующих
программных средах.
понимание значения хранения информации для жизни человека и человечества;
интерес к изучению информатики.
выполнять учебные задания в соответствии с целью;
выполнять учебное действие в соответствии с планом;
умение слушать и вступать в диалог;
умение задавать вопросы;
формулирование и аргументация своего мнения;
учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
самостоятельно выделять из папки нужные файлы по их формату;
формулировать познавательную цель использования той или иной программы;
находить аналогичные файлы, созданные одной и той же программой.
§5
Передача информации.
1
понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества;
интерес к изучению информатики.
применять установленные правила в планировании способа решения;
формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.
понимание единой сущности процесса передачи информации
§6 (1)
Электронная почта.
Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой»
1
понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества;
интерес к изучению информатики.
применение основ ИКТ-компетентности;
умение слушать и вступать в диалог;
умение задавать вопросы; формулирование и аргументация своего мнения
умение отправлять и получать электронные письма.
§6 (2)
В мире кодов. Способы кодирования информации
1
понимание значения различных кодов в жизни человека;
интерес к изучению информатики
соотносить приобретенные знания с реальной жизнью;
выполнять учебное действие в соответствии с планом
умение перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую.
§7 (1)
Метод координат.
Контрольная работа №2.
1
понимание значения различных кодов в жизни человека;
интерес к изучению информатики.
умение определять наиболее рациональную последовательность действий по коллективному выполнению учебной задачи.
читать информацию, представленную на координатной плоскости.
понимание необходимости выбора той или иной формы представления (кодирования) информации в зависимости от стоящей задачи
§7 (2)
Подготовка текстов на компьютере (8 часов)
Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов
1
Аналитическая деятельность:
- соотносить этапы (ввод, редактирование, форматирование) создания
текстового документа и возможности тестового процессора по их
реализации;
- определять инструменты текстового редактора для выполнения
базовых операций по созданию текстовых документов.
Практическая деятельность:
- создавать несложные текстовые документы на родном и иностранном
языках;
- выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с
повторяющимися фрагментами;
- осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с
помощью средств текстового процессора;
- оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту,
его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;
- создавать и форматировать списки;
создавать, форматировать и заполнять данными таблицы.
чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.
применять установленные правила;
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме.
§8 (1, 2)
Основные объекты текстового документа. Ввод текста.
Практическая работа №5 «Вводим текст»
1
чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды
умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме.
обрабатывать текстовую информацию;
уметь определять элементы текста.
§9 (3, 4)
Редактирование текста.
Практическая работа №6 «Редактируем текст»
1
чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды
актуализация сведений из личного жизненного опыта: примеры.
обрабатывать текстовую информацию;
уметь определять элементы текста.
§9 (5)
Текстовый фрагмент и операции с ним.
Практическая работа №7 «Работаем с фрагментами текста»
1
чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды
умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме.
умение выполнять основные операции по редактированию текстовых документов;
уметь определять элементы текста.
§8 (6)
Форматирование текста.
Практическая работа №8 «Форматируем текст»
1
чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче.
§11 (1)
Преобразование графических изображений
Практическая работа №12 «Работаем с графическими фрагментами»
1
знание сфер применения компьютерной графики; способность применять теоретические знания для решения практических задач; интерес к изучению вопросов, связанных с компьютерной графикой
умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче.
- использовать редактор презентаций или иное программное средство
для создания анимации по имеющемуся сюжету;
- создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с
гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические
изображения.
способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом;
интерес к вопросам, связанным с практическим применением компьютеров.
применять полученные знания;
умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
определять способы действий в рамках предложенных условий;
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
оценивать правильность выполнения поставленной задачи.
§12 (8)
Создание анимации по собственному замыслу.
Практическая работа №17 «Создаём анимацию» (задание 2).
1
понимание роли информационных процессов в современном мире.
формирование умения слушать и слышать собеседника;
осуществлять взаимоконтроль и оказывать необходимую взаимопомощь;
умение аргументировать ответ.
умение планировать пути достижения целей;
соотносить свои действия с планируемыми результатами;
осуществлять контроль своей деятельности;
умения выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (алгоритм создания анимированного изображения).
§12 (8)
Выполнение итогового мини-проекта.
Практическая работа №18 «Создаем слайд-шоу»
2
готовность выполнить работу, используя свой творческий потенциал
умение структурировать знания;
умения поиска и выделения необходимой информации;
а также самостоятельно мыслить при выполнении задачи.
пошагово выполнять алгоритмы создания анимации;
умение ставить вопросы о целесообразности использования программ, имеющихся на своём компьютере
Повторение.
Контрольная работа №4
1
понимание роли информатики и ИКТ в жизни современного человека.
самостоятельно мыслить при выполнении задачи;
применять полученные знания.
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (алгоритм создания анимированного изображения).
Резерв учебного времени
1
Итого:
35 ч.
Практических работ: 18
7.График обязательных контрольных, практических работ.
Таблица №1. График контрольных работ
№
Триместр, полугодие
Дата
Тема и форма проведения
Примечание
29.10
Контрольная работа №1 «Компьютер для начинающих». Тест
25.12
Контрольная работа №2 «Информация вокруг нас». Тест
19.03
Контрольная работа №3 «Информационные технологии». Тест
29.04
Контрольная работа №4 «Создание движущихся изображений». Практическая работа
Таблица №2. График практических работ
№
Триместр, полугодие
Дата
Тема и форма проведения
Примечание
Практическая работа №1 «Вспоминаем клавиатуру»
Практическая работа №2 «Вспоминаем приемы управления компьютером»
Практическая работа №3 «Создаем и сохраняем файлы»
Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой»
Практическая работа №5 «Вводим текст»
Практическая работа №6 «Редактируем текст»
Практическая работа №7 «Работаем с фрагментами текста»
Практическая работа №8 «Форматируем текст»
Практическая работа №9 «Создаем простые таблицы»
Практическая работа №10 «Строим диаграммы»
Практическая работа №11 «Изучаем инструменты графического редактора»
Практическая работа №12 «Работаем с графическими фрагментами»
Практическая работа №13 «Планируем работу в графическом редакторе»
Практическая работа №14 «Создаем списки»
Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети Интернет»
Практическая работа №16 «Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор»
Практическая работа №17 «Создаем анимацию»
Практическая работа №18 «Создаем слайд-шоу»
8. Планируемые результаты изучения учебного предмета,
курса, дисциплины (модуля)
Ученик научится
Ученик получит возможность научиться
Раздел 1. Информация вокруг нас
понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «информация»,
«информационный объект»;
приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности
человека, в живой природе, обществе, технике;
приводить примеры древних и современных информационных носителей;
классифицировать информацию по способам ее восприятия человеком, по формам
представления на материальных носителях;
кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;
определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны
способности конкретного субъекта к его восприятию.
сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
сформировать представление о способах кодирования информации;
преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;
Раздел 2. Информационные технологии
определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции;
различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;
создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;
работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
выполнять арифметические вычисления с помощью программы Калькулятор;
применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;
выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;
создавать и форматировать списки;
создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
создавать круговые и столбиковые диаграммы;
применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков;
использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций;
осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);
ориентироваться на интернет-сайтах (нажать указатель, вернуться, перейти на главную страницу);
соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.
научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;
сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки;
осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;
видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;
научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами;
научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения; демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора;
научиться работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);
научиться сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет материалы.
9. Информационно-методическое обеспечение и
средства обучения
Список учебников:
Босова Л.Л. Информатика: учебник для 5 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаболатория знаний, 2015. – 184 с.: ил.
Список дополнительной и учебно-методической литературы:
Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 5–7 классов / Босова Л. Л., Босова А. Ю. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011
Информатика и ИКТ: поурочные разработки для 5 класса : методическое пособие / Босова Л. Л., Босова А. Ю. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
Информатика и ИКТ. 5–7 классы : методическое пособие / Босова Л. Л., Босова А. Ю. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011
Информатика и ИКТ. 5–7 классы : комплект плакатов и методическое пособие / Босова Л. Л., Босова А. Ю. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
Занимательные задачи по информатике. Авторы: Босова Л. Л., Босова А. Ю., Коломенская Ю. Г. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
Медиаресурсы:
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).
Программное обеспечение:
Операционная система Linux
Текстовый редактор OpenOffice.org Writer
Графический редактор KolourPaint
Web-браузер
Программа Калькулятор
Редактор презентаций OpenOffice.org Impress
Оборудование:
На каждом рабочем месте ученика находится персональный компьютер, подключенный к локальной сети и сети Интернет/
Учебный класс оборудован мультимедийным проектором и экраном и имеет возможность проводить демонстрации напрямую с учительского компьютера на экран.