kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа факультативного курса "Медиаграмотность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа факультативного курса "Медиаграмотность" 1 час в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Программа факультативного курса "Медиаграмотность"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по факультативному курсу «Медиаграмотность»


Ступень обучения (класс) основное общее образование (8 класс)


Количество часов 18


Составитель учитель информатики

Программа разработана на основе примерной программы по математике и информатике и ИКТ в соответствии с компонентом государственного образовательного стандарта среднего общего образования и базисным учебным планом для лицеев




2016 - 2017 учебный год





  1. Пояснительная записка

Образовательная программа «Медиаграмотность» разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2010 г. № 436 - ФЗ в редакции от 28.07.2012 г. и в связи с возросшей потребностью обеспечения информационной безопас­ности детей и подростков при обучении, организации внеучебной деятельности и свобод­ном использовании современных информационно-коммуникационных технологий (Ин­тернет, сотовая (мобильная) связь и СМИ).

Медиаграмотность ребенка - это задача и семейного и школьного воспитания. Современный этап жизни российского общества, связанный с глобализацией информаци­онного пространства, создает новые проблемы для развития личности. В социальном про­странстве информация распространяется быстро, благодаря техническим возможностям. Сама информация часто носит противоречивый, агрессивный и негативный характер и влияет на социально-нравственные ориентиры общественной жизни. В связи с этим, воз­никает проблема информационной безопасности, без решения которой не представляется возможным полноценное развитие не только личности, но и общества. Современный школьник, включенный в процесс познания, оказывается незащищенным от потоков ин­формации. Пропаганда жестокости средствами СМИ, возрастающая роль Интернета, от­сутствие цензуры является не только социальной, но и педагогической проблемой, т.к. напрямую зависит от уровня и качества образованности подрастающего поколения, степе­ни зрелости личности и готовности ее к самореализации в обществе.

Необходимо направить все усилия на защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Просвещение подрастающего поколения, знание ребенком элементарных правил отбора информации, а также умение ею пользоваться способствует развитию системы защиты прав детей. Обеспечение государством информационной без­опасности детей, защита физического, умственного, нравственного развития несовершен­нолетних, а также человеческого достоинства во всех аудиовизуальных медиа - услугах и электронных СМИ - требование международного права. Это гарантировано и законами Российской Федерации.

Формирование информационной культуры и безопасности - процесс длительный и сложный, но важный и необходимый. Интернет может быть и всемирной энциклопедией, объединяющей информационные ресурсы во всем мире. Но он может превратиться и в зловещую паутину, губящую людей, если люди будут искать в ней нечистоты и превра­щать ее во всемирную помойку. Задача взрослых (педагогов, родителей) - формирование разносторонней интеллектуальной личности, высокий нравственный уровень которой бу­дет гарантией ее информационной безопасности.

Данная программа разработана с учетом требований законов РФ: «Об об­разовании», «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и разви­тию» и «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПин 2.4.2.2821-10.

При разработке программы «Медиаграмотность» использовал­ся учебно-методический комплект «Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернета». Данная программа ориентирована родителей, учеников и других людей, занятых обучением, воспитанием несовершеннолетних и организацией их досуга.





  1. Цели и задачи программы

Цели программы: акцентировать внимание учащихся, их родителей и педагогов:

  1. на правилах ответственного и безопасного поведения в современной информацион­ной среде;

  2. способах защиты от противоправных посягательств в сети Интернет и мобильной (сотовой) связи;

  3. критическому отношению к сообщениям в СМИ (в т.ч. электронных), мобильной (сотовой) связи;

  4. помочь отличить достоверные сведения от недостоверных, избежать вредной и опасной для них информации, распознать признаки злоупотребления их доверчи­востью и сделать более безопасным свое общение в сети Интернет;

  5. способствовать компетенции общения в социальных сетях (сетевой этикет), не оби­жая своих виртуальных друзей, избегая выкладывать в сеть компрометирующую информацию или оскорбительные комментарии и т.д.

Задачи программы:

  1. познакомить с нормативно-правовыми документами по вопросам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;

  2. сформировать знания в области безопасности детей использующих Интернет, СМИ, различные виды телекоммуникаций;

  3. изучить технологии и средства защиты информации;

  4. сформировать навыки по профилактике и коррекции зависимого поведения школьников, связанного с компьютерными технологиями и Интернетом;

Особенности содержания программы

Программа разработана на блочно-модульной основе и представляет совокупность отдельных модулей. Программа реализуется на основе использования различных форм работы и предусматривает возможность построения индивидуальных траекторий обучения детей, работы с родителями и самообразования педагогов.

Формы организации учебных занятий:

Реализация программы предусматривает проведение лекций, практических занятий, круглых столов, деловых игр, дискуссий, классного часа, тематического родительского собрания.







  1. Планируемые результаты освоения программы.

Результатами освоения программы являются:

  1. осознание значимости проблемы медиаграмотность детей и подростков, ее решение для развития общества и будущего подрастающего поколения;

  2. компетентности в области правовых аспектов медиаграмотность детей и подростков;

  3. компетентности в сфере проектирования безопасных информационно­образовательных сред и здоровьесберегающего сопровождения образовательного процесса;

знание способов защиты от противоправных посягательств в сети Интернет и мобильной (сотовой)связи.

4. Тематическое распределение часов

Название модулей

Количество часов

1

Сохранение физического и психического здоровья в современной информационной среде.

1


2


Информационная этика и правовые аспекты защиты информации

2


3


Безопасное использование Интернет, СМИ, различных видов телекоммуникаций.

5


4


Технологии и средства защиты информации от противоправных посягательств в сети Интернет, мобильной (сотовой) связи и СМИ.

8


5


Компьютерные вирусы и средства защиты.

2



5. Содержание спецкурса

Модуль 1. Сохранение физического и психического здоровья в современной информационной среде.

Тема 1.1 Здоровьесберегающие технологии при работе на ПК.

Здоровьесберегающие технологии, применяемые при организации работы школьника на компьютере. Гигиенические требования к организации занятий с использованием новых инфор­мационно-компьютерных технологий. Профилактика нарушений здоровья детей в современ­ной информационной среде, соблюдение санитарно - гигиенических норм (временной режим работы за компьютером, своевременные перерывы, гимнастика) для сохранения здоровья де­тей.

Тема 1.2 Негативное воздействие компьютера на психическое здоровье детей.

Воздействие компьютера на психическое здоровье детей. Уход от реальности. Признаки, характерные для игромании, как разновидности зависимого поведения. Стресс при работе с компьютером. Способы его профилактики и коррекции.

Модуль 2. Информационная этика и правовые аспекты защиты информации

Тема 2.1 Информационная этика и право.

Информационная безопасность. Угрозы информационной безопасности.

Уровни информационной безопасности. Направления защиты компьютерной информации.

Тема 2.2 Основные законы России в области компьютерного права и защиты детей.

Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ -1 с последующим изменением и дополнением)

Федеральный закон «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса РФ» (от 18.12.2006 г. № 231-ФЗ).

Федеральный закон «О связи» (от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ с последующим изменением и дополнением).

Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ).

Модуль 3. Безопасное использование Интернет, мобильной связь, СМИ, различных виды телекоммуникаций.

Тема 3.1 Опасности, с которыми дети могут столкнуться в сети Интернет. Организация правильного поиска необходимой информации в сети Интернет и СМИ

Риск получения ребенком доступа к неподходящей информации. Типы рисков. Организация правильного поиска необходимой информации в сети Интернет и СМИ.

Тема 3.2 Безопасное общение в Интернете

Противостояние угрозам из Интернета. Инструкции по безопасному общению в чатах. Интернет-этика поведения в Интернете. Как не следует вести себя в Сети. Безопасное общение при использовании мобильной (сотовой) связи.

Тема 3.3 Феномен «Интернет-зависимости». Профилактика Интернет- зависимости.

Феномен «Интернет-зависимости». Профилактика Интернет-зависимости. Преодоление Интернет-зависимости у детей и подростков.

Тема 3.4 Технологии безопасной работы в сети Интернет

Основные угрозы безопасности в Интернете: киберхулиганы, злоупотребление общим доступом к файлам, хищники, неприличный контент, вторжение в частную жизнь.

Повышение уровня общей безопасности при работе в сети. Советы по безопасности при работе на общедоступном компьютере.

Модуль 4. Технологии и средства защиты информации от противоправных посягательств в сети Интернет, мобильной (сотовой) связи и СМИ.

Тема 4.1 Уровни и меры по защите информации

Цели совершения преступления. Основные понятия в области защиты информации от разрушения и несанкционированного доступа. Уровни защиты информации. Меры по защите информации. Планирование мер по защите информации на создаваемые электронные ресурсы.

Тема 4.2 Меры безопасности при работе с электронной почтой

Основные угрозы личной безопасности: кража идентификационных сведений, мистификация, нежелательная почта (спам). Доступ к файловой системе (папкам). Утечка информации через электронную почту. Социальная инженерия. Фишинг. Меры безопасности при работе с электронной почтой.

Тема 4.3. Основы безопасности сотовой (мобильной) связи.

Основы безопасности при использовании мобильной (сотовой) связи. Виды мошенничества в мобильной связи. Меры предосторожности и безопасности при использовании сотовой (мобильной) связи.

Модуль 5. Компьютерные вирусы и средства защиты

Тема 5.1. Компьютерные вирусы и средства защиты

Обзор и классификация компьютерных вирусов. Способы распространения вирусов. История вредоносных программ. Вирусная терминология. Классификация вирусов. Самые распространенные вирусы. Цикл функционирования вирусов.

Антивирусное программное обеспечение и антишпионские программы. Методы борьбы с вирусами. Меры защиты от проникновения и распространения вирусов.

7. Контроль и учёт знаний, умений и навыков учащихся



Критерии отслеживания результатов

  • промежуточные зачетные работы;

  • фронтальные опросы

  • индивидуальные разноуровневые задания

  • участие в городских и районных олимпиадах и конкурсах

Оценка устных ответов.

«5», если:

  • правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий;

  • правильно анализирует условие задачи, строит алгоритм и записывает программу;

  • строит ответ по собственному плану, сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации;

  • может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом из курса информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

«4», если:

  • ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов;

  • учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

«3», если:

  • правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса информатики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  • умеет применять полученные знания при решении простых задач по готовому алгоритму;

  • допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • допустил четыре-пять недочетов.

«2», если:

  • учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.


Оценка практических работ.

«5», если:

  • выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий;

  • проводит работу в условиях, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов;

  • соблюдает правила техники безопасности;

  • в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления;

  • правильно выполняет анализ ошибок.

«4», если:

  • выполнены требования к оценке 5, но допущены 2-3 недочета, не более одной ошибки и одного недочета.

«3», если:

    • работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы;

  • в ходе проведения работы были допущены ошибки.

«2», если:

  • работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильных выводов;

  • работа проводилась неправильно.


Оценка тестовых работ.

«5», если:

  • выполнил работу   в   полном   объеме   с   соблюдением    необходимой последовательности действий;

  • допустил не более 2% неверных ответов.

«4», если:

  • выполнены требования к оценке 5, но допущены ошибки (не более 20% ответов от общего количества заданий).

«3», если:

  • выполнил работу в полном объеме, неверные ответы составляют от 20% до 50% ответов от общего числа заданий;

  • если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить оценку.

«2», если:

  • работа, выполнена полностью, но количество правильных ответов не превышает 50% от общего числа заданий;

  • работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не превышает 50% от общего числа заданий.




8.Календарно – тематическое планирование


№ п/п

Дата предполагаемого проведения

Дата

фактического

проведения

Тема занятия

Количество

часов

Примечание

9.01


Сохранение физического и психического здоровья в современной информационной среде.

1


16.01


Здоровьесберегающие технологии при работе на ПК.

1


23.01


Негативное воздействие компьютера на психическое здоровье.

1


30.02


Информационная этика и правовые аспекты защиты информации

1


6.02


Информационная этика и право.

1


13.02


Основные законы России в области компьютерного права и защиты детей.

1


20.02


Безопасное использование Интернет, мобильной связи, СМИ, различных видов телекоммуникаций.

1


27.02


Опасности, с которыми дети могут столкнуться в сети Интернет. Организация правильного поиска необходимой информации в сети Интернет и СМИ.

1


6.03


Безопасное общение в Интернете

1


13.03


Феномен «Интернет-зависимости». Профилактика Интернет-зависимости.

1


20.03


Технологии безопасной работы в сети Интернет.

1


3.04


Технологии и средства защиты информации от противоправных посягательств в сети Интернет, мобильной (сотовой) связи и СМИ.

1


10.04


Уровни и меры по защите информации.

1


17.04


Меры безопасности при работе с электронной почтой.

1


24.04


Основы безопасности мобильной (сотовой) связи.

1


15.05


Компьютерные вирусы и средства

защиты.

1


22.05


Компьютерные вирусы и средства защиты

1


29.05


Обобщающее занятие.

1






9.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)



2. Печатные пособия

1

  1. Горбунова Л.Н., Анеликова Л.А., Семибратов А.М., Смирнов Н.К., Сорокина Е.В., Тре­тьяк Т.М. Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет. [Текст] Учебно-методический комплект. - М.: СОЛОН!ПРЕСС, 2010. - 176 с.: ил.

  2. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ;

  3. Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2011 г. N 252-ФЗ г. Москва «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;

  4. «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в об­щеобразовательных учреждениях» СанПин 2.4.2.2821-10.

  5. Ресурсы сети Интернет

1



1


1


1


1

3. Технические средства обучения

1

2

3

4

  • компьютер

  • проектор

  • интерактивная доска

  • сканер

15

1

1

1

4. Экранно-звуковые пособия, ЭОР

1

Операционная система Windows, табличный процессор MS Excel 2007


5. Оборудование класса

1

2

3

4

  • компьютерные столы

  • стулья

  • шкафы для хранения учебных посо­бий, дидактических материалов и пр.

  • классная доска

15

30

1

1



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Программа факультативного курса "Медиаграмотность"

Автор: Кропивцов Сергей Петрович

Дата: 23.10.2017

Номер свидетельства: 434010

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства