kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа элективного курса по информатике "Олимпиадное программирование"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана для подготовки учащихся к олимпиадам различного уровня по программированию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса по информатике "Олимпиадное программирование"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение


«Согласовано»



Руководитель МО


ФИО

Протокол № 1 от

«22» августа 2017г.



Рассмотрена

на заседании


методического совета лицея


Протокол № 8 от

« 23» августа 2017г.


«Утверждаю»


Директор

ФИО



Приказ № 113 от

«30» августа 2017г.












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса «Основы программирования»


Ступень обучения (класс) среднего (полного) общего образования (10 класс)


10 «Б»

Количество часов по программе

17 часов

Количество часов по годовому календарному графику

17 часов

Составители


Количество часов 17

Составитель учитель информатики и ИКТ

Программа разработана на основе примерной программы по информатике и ИКТ в соответствии с государственным образовательным стандартом основного общего образования и региональным базисным учебным планом для лицеев



2017 - 2018 учебный год

  1. Пояснительная записка.


Общие положения.

Настоящая программа составлена на основе программы курса «Информатика и ИКТ» для 10 классов. Программа элективного курса «Основы программирования» предназначена для освоения технологий работы в различных средах, для развития алгоритмического мышления и творческого потенциала.

Представляет собой комплекс целенаправленных тем, предназначенных для получения начальных знаний в области программирования, работе на компьютере. Программа рассчитана на 0,5 года обучения и является одним из вариантов использования во внеклассной работе и работе по предмету. Данная программа является структурным компонентом предметной области «Технология». Цель программы: дать учащимся начальные знания в алгоритмизации и программирования, обучить их работе на компьютере в среде программирования.


Общие цели изучения учебного предмета

Изучение факультативного курса «Основы программирования» в 10 классах направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об алгоритмизации и программировании;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помо­щью компьютера. организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее ре­зультаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих спо­собностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной инфор­мации;

Основные задачи программы:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;

  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с алгоритмизацией и программированием;

  • научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;

  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;

  • сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.




Тематическое распределение количества часов.


п/п

Название темы.

Количество часов

Алгоритмы и структуры данных

4

Язык программирования

13

Итого

17

Содержание дисциплины (18 часов)

  1. Общая характеристика учебного предмета.

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процес­сов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необ­ходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков ис­пользования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовы­вать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планиро­вать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

  1. Описание места учебного курса в учебном плане.

Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о алгоритмизации и программировании, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить уча­щихся с современными информационными технологиями.

Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональ­ных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечива­ется изучением и работой средой программирования. Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.

Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устно­го/письменного опроса.




  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.


    • создать условия для осознанного использования учащимися при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;


    • сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;


    • сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;


    • сформировать у учащихся основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;


    • сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков: использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации; овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств;


    • сформировать у учащихся основные умения и навыки самостоятельной работы, первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;


    • сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения работы в группе; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

  1. Содержание элективного курса.

Раздел 1. Алгоритм и структуры данных.(4 часа)

Понятие алгоритма. Основные алгоритмические структуры. Языки программирования. Стандартные типы данных.

Раздел 2. Язык программирования. (13 часа)

Структура программы на языке Турбо Паскаль. Операторы языка Турбо Паскаль. Условный оператор. Операторы цикла. Синтаксис и семантика оператора выбора. Массивы. Размер и размерность массива. Одномерные (линейные) массивы.

Решение задач целочисленной арифметики с использованием циклов. 2.03.2017 2.03.2017 Отработка навыков написания программ с использованием операторов цикла. Строковый тип данных. Строковые константы и строковые переменные. Стандартные процедуры и функции для строковых данных. Решение задач.


  1. Календарно-тематический план является приложение к данной рабочей программе

Календарно-тематический план элективных занятий «Основы программирования» 10 класс.


Номер занятия

Тема урока

Дата

Фактическая дата

Цель

Вид контроля

Примечание

Понятие алгоритма. Основные алгоритмические структуры.

4.09


Обобщить представление учащихся об алгоритме, свойствах алгоритма, основных алгоритмических структурах.

Работающая программа на языке программирования.


Языки программирования.

12.09


Рассмотреть основные понятия, связанные с языками программирования.

Работающая программа на языке программирования.


Стандартные типы данных.

18.09


Изучить целые типы данных и их использование.

Отработать навыки записи арифметических выражений на языке программирования

Работающая программа на языке программирования.


Структура программы на языке Турбо Паскаль.

25.09


Изучить структуру программы на языке Паскаль.

Закрепить навыки записи структуры программы на примерах.

Работающая программа на языке программирования.


Операторы языка Турбо Паскаль.

02.10


Изучить понятие оператора языка.

Изучить простые операторы языка.

Работающая программа на языке программирования.


Условный оператор.

9.10


Изучить понятие и структуру условного оператора языка.

Отработка навыков написания простейших программ.

Работающая программа на языке программирования.


Операторы цикла.

16.10


Изучить понятие и структуру оператора цикла с пред и пос- условием.

Отработка навыков написания простейших программ с использованием данных операторов.

Работающая программа на языке программирования.


Решение задач целочисленной арифметики с использованием циклов.

23.10


Отработка навыков написания программ с использованием операторов цикла.

Работающая программа на языке программирования.


Решение задач с использованием циклов

6.11


Отработка навыков написания программ с использованием операторов цикла.

Работающая программа на языке программирования.


Синтаксис и семантика оператора выбора.

13.11


Изучить понятие и семантику оператора выбора.

Отработать навыки использования данного оператора при решении задач.

Работающая программа на языке программирования.


Решение задач с использованием символьного типа данных.

20.11


Отработать навыки решения задач с использование символьного типа.

Работающая программа на языке программирования.


Массивы. Размер и размерность массива. Одномерные (линейные) массивы.

27.11


Изучить понятие структурированных типов данных.

Рассмотреть понятие одномерного (линейного) массива.

Работающая программа на языке программирования.


Решение задач с использованием линейных массивов: поиск в массиве.

4.12


Отработка умений и навыков решения задач с использование линейных массивов.

Работающая программа на языке программирования.


Решение задач с использованием линейных массивов: реализация простых алгоритмов сортировки.

11.12


Отработка умений и навыков решения задач с использование линейных массивов.

Работающая программа на языке программирования.


Строковый тип данных. Строковые константы и строковые переменные. Стандартные процедуры и функции для строковых данных.

18.12


Изучить понятие строкового типа.

Рассмотреть примеры задач с использованием строкового типа.

Работающая программа на языке программирования.


Решение задач с использованием строкового типа данных: поиск в строке.

25.12


Отработать навыки решения задач с использование строкового типа.

Работающая программа на языке программирования.


Решение задач с использованием строкового типа данных.

26.12


Отработать навыки решения задач с использование строкового типа.

Работающая программа на языке программирования.



  1. Учебно – методический комплекс:


  1. Окулов С.М. Основы программирования. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. - 424 с.

  2. Окулов С.М. Программирование в алгоритмах. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. - 341 с.

  3. Андреева Е.В. Математические основы информатики. Электив ный курс: Учебное пособие. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2005. - 328 с. Для учащихся старших классов естественнонаучного профиля.

  4. Преподавание базового курса информатики в средней школе. / Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. – М,: Лаборатория Базовых Знаний. 2000.



  1. Планируемые результаты.

Алгоритмизация и программирование

Учащиеся должны:

• уметь объяснять сущность алгоритма, его основных свойств, иллюстрировать их на конкретных примерах алгоритмов;

• определять возможность применения исполнителя для решения конкретной задачи по системе его команд;

• знать основные алгоритмические конструкции и уметь использовать их для построения алгоритмов;

• уметь строить и исполнять алгоритмы для учебных исполнителей (типа Черепашка, Робот и т.п.);

• описывать основные особенности различных технологий программирования (алгоритмического, объектно-ориентированного и др.);

• знать основные типы данных и формы их представления для обработки на компьютере;

• понимать назначение подпрограмм;

• знать операторы ввода, вывода, присваивания, условные и циклические операторы языка программирования;

• уметь решать основные учебные задачи:

а) упорядочивание массива;

б) поиск минимального и максимального элементов массива с указанием их местоположения;

в) определение количества одинаковых и разных букв в тексте, количества слов в тексте;

г) создание движущихся объектов на экране дисплея;

• уметь производить численные расчеты на компьютере с использованием стандартных функций;

• уметь использовать стандартные алгоритмы для решения учебных задач;

• уметь записать на учебном алгоритмическом языке (или языке программирования) алгоритм решения учебной задачи и отладить ее.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Программа элективного курса по информатике "Олимпиадное программирование"

Автор: Кропивцов Сергей Петрович

Дата: 22.11.2017

Номер свидетельства: 440141


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства