Программа детского объединения "Основы трехмерной графики"
Программа детского объединения "Основы трехмерной графики"
Дополнительная общеразвивающая программа "Основы трехмерной графики" имеет научно-техническую направленность, т.к. включает опыт освоения информационных технологий и рассчитан на детей начального и среднего школьного возраста, предполагает освоение навыков работы с современными информационно-технологическими пакетами программ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Р/с 40703810400190000049 в «Запсибкомбанк» ОАО; ИНН 8904010254; КПП 890401001; БИК 047130639; ОКАТО 71176000000
Утверждено
решением педагогического Совета
от «____»_____________2017г.
протокол №_____________
председатель педагогического Совета
К.А. Филатов
ПРОГРАММА
дополнительного образования для обучающихся
Детского объединения «Основы трехмерной графики»
(1 год)
Направленность – дополнительное образование
Дневное отделение
г. Новый Уренгой
2017 г.
Рабочий план дополнительного образования
Детского объединения «Основы трехмерной графики»
Срок обучения: 1 год (учебный год)
На базе начального и среднего общего образования
План учебного процесса
№
Курсы, предметы
Всего часов
Учебный год
Теоретическое обучение
Практическое
обучение
Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе
2
2
ПРОГРАММА 3DStudioMAX
Основные сведения о 3D Studio Max. Навигация.
18
6
12
Работа с файлами.
18
6
12
Примитивы.
18
6
12
Модификаторы.
28
8
20
Сплайны.
24
8
16
Лофтинг и loft-объекты.
24
8
16
Теоретические основы булева моделирования.
18
6
12
Визуализация. Редактор материалов.
18
6
12
Постановка света в сцене.
18
6
12
Установка камер в сцене. Сохранение файлов.
18
6
12
Итого:
204
68
136
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В связи с введением нового Федерального Закона об образовании, а также влиянием на жизнь информационных компьютерных технологий возникла необходимость создания программы «Основы трехмерной графики» для обучающихся младшего и среднего школьного возраста.
Образовательная программа разработана согласно нормативным документам:
1.Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступ. в силу с 01.01.2014).
2. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политик воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844).
3.Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения) СанПиН 2.4.4.1251-03 (Утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г. Онищенко 01.04.2003).
4. Приказ Минобнауки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2013 №30468)
5. Устав МАУ ДО МУК «Эврика».
Дополнительная образовательная программа "Основы трехмерной графики" имеет научно-техническую направленность, т.к. включает опыт освоения информационных технологий и рассчитан на детей начального и среднего школьного возраста, предполагает освоение навыков работы с современными информационно-технологическими пакетами программ.
Информатизация общества создала предпосылки и обусловила необходимость ознакомления учащихся с возможностями практического использования компьютера. Трёхмерная графика (3D (от англ. 3 Dimensions — «3 измерения») Graphics, Три измерения изображения) — раздел компьютерной графики, совокупности приемов и инструментов (как программных, так и аппаратных), предназначенных для изображения объёмных объектов Программа детского объединения «Основы трехмерной графики» ориентирована на углубление и расширение знаний учащихся по теме «Графические редакторы» курса информатики и предусматривает изучение различных видов 3D графики, цветовых моделей, форматов графических файлов, выполнение практических работ в графических редакторах. Данный курс раскрывает перед учащимися удивительные возможности трехмерной графики. В качестве инструментального средства для выполнения графических работ используется программа 3DsMAX. Актуальность программы заключается в том, что существует необходимость укрепления связей учащегося между восприятием реальных объектов окружающего мира с их виртуальной формой представления – в трехмерной графике. Содержание программы «не ограничивается какой-либо одной областью знаний, а это переплетение истоков общих знаний о мире, законах физики и механики, с умением творчески представить свое видение, понимание окружающих объектов и явлений. Таким образом, техническое моделирование является первоначальной ступенью научно-технического творчества, которое, в свою очередь, признано приоритетным направлением дополнительного образования детей: В. В. Путин подписал перечень поручений (по итогам встречи с участниками форума «Интернет предпринимательство в России», состоявшегося 10 июня 2014 г.), одно из поручений адресовано Правительству Российской Федерации – «Разработать комплекс мер, направленных на создание условий для развития дополнительного образования детей в сфере научно-технического творчества.
Актуальность данной программы состоит в том, что она предоставляет возможность обучающимся освоения графических редакторов как инструмента самовыражения и в ней упор делается не просто на изучение рабочих инструментов редакторов, а на интегрированное применение различных техник при выполнении работ. Навыки работы в графике пригодятся для электронного общения, в оформлении школьных рефератов, докладов, при составлении различных электронных документов, для создания эксклюзивных открыток к праздникам. А может, кто-то из них будет творить; ведь владение техниками компьютерной графики не исключает, а стимулирует творчество.
Педагогическая целесообразность данной программы видится в возможности долговременного влияния на формирование личности подростка, предоставление ему широких возможностей для самовыражения средствами компьютерной графики. Профессиональной компьютерной графикой, как правило, занимаются дети старшего школьного возраста, студенты, взрослые, и большинство обучающих программ по этой теме рассчитаны, как минимум, на старшеклассников. Но сейчас в кружки информатики приходят дети среднего школьного возраста с достаточной базовой подготовкой и запросом "научиться рисовать на компьютере". Возникла необходимость адаптировать сложный материал к данному возрасту.
Целью данной программы является создание оптимальных педагогических условия для расширения познания детей в области компьютерной графики, дизайна с помощью профессиональных графических редакторов.
Сформировать навыки использования имеющихся знаний работы в графическом редакторе 3DsMax при выполнении сложных работ;
Сформировать навыки работы в профессиональных графических редакторах;
Дать начальное представление детям о разнообразии техник обработки и создания изображений, спецэффектов;
Способствовать развитию внимания, художественного вкуса, творческих способностей учащихся;
Способствовать воспитанию аккуратности, терпения, самостоятельности при выполнении работ.
Принцип научности Его сущность состоит в том, чтобы ребенок усваивал реальные знания, правильно отражающие действительность, составляющие основу соответствующих научных понятий - Принцип наглядности - Наглядные образы - способствуют правильной организации мыслительной деятельности ребенка. Наглядность обеспечивает понимание, прочное запоминание.
Принцип доступности Предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей. Переходить от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Но доступность не отождествляется с легкостью. Обучение, оставаясь доступным, сопряжено с приложением серьезных усилий, что приводит к развитию личности.
Принцип развивающего обучения Требует ориентации учебного процесса на потенциальные возможности ребенка.
Принцип осознания процесса обучения Данный принцип предполагает необходимость развития у ребенка рефлексивной позиции: как я узнал новое, как думал раньше. Если ребенок видит свои достижения, это укрепляет в нем веру в собственные возможности, побуждает к новым усилиям. И если ребенок понимает, в чем и почему он ошибся, что еще не получается, то он делает первый шаг на пути к самовоспитанию. "Ребенок, каким бы посредственным ни был уровень его способностей, в чем-то должен переживать успех, чувствовать себя в чем-то творцом, хозяином, превосходящим чем-то других", В.А.Сухомлинский.
Принцип воспитывающего обучения Обучающая деятельность педагога, как правило, носит воспитывающий характер. Содержание обучения, форма его организации, методы и средства оказывают влияние на формирование личности в целом.
Методы обучения 1. Последовательное знакомство с различными техниками компьютерной графики: конструктивный – является наиболее простым и заключается в том, что изображаемый предмет составляют из отдельных частей. Он чаще используется на этапах изучения инструментария редакторов; комбинированный – при создании изображения используются несколько графических техник. 2. Словесный метод:
беседа, рассказ
объяснение, пояснение
вопросы
словесная инструкция
3. Наглядный:
демонстрация наглядных пособий, в том числе и электронных (видеоуроки, картины, рисунки, фотографии)
показ выполнения работы (частичный, полностью)
4. Игровой. Элементы соревнования.
Данная программа модифицированная, так как создана на основе уроков образовательных сайтов, но подобранный материал адаптирован с учетом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки обучающихся. Отличительная особенность программы в том, что:
Достаточно сложный графический редактор 3DsMax применяется в создании простых работ;
Материал для изучения профессиональных графических редакторов адаптирован для детей начального и среднего школьного возраста;
При изучении различных техник выполнения работ учащиеся знакомятся с работами художников, дизайнеров;
Для комплексного закрепления материала используется самостоятельная творческая, проектная деятельность учащихся;
Включены занятия с профориентационной тематикой для осознания роли полученных знаний в профессиональной деятельности.
Программа предназначена для детей среднего школьного возраста с 10 лет до 16 лет. К этому возрасту, дети приобретают некоторый опыт работы с компьютером, в Интернет, с компьютерной графикой.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является учебное занятие, занятие-беседа, занятие-соревнование. Занятия строятся с учетом обучающей, воспитательной и развивающей стороной педагогического процесса. Занятия проводятся по утвержденному расписанию 3 академических часа 2 раза в неделю с перерывом на перемену, 204 часа в год.
По окончании обучения ребенок должен:
иметь представление о возможностях создания и обработки изображений;
уметь использовать различные техники создания и обработки изображений, уметь создавать анимационные спецэффекты;
уметь создавать свои собственные графические объекты, используя возможности профессиональных графических редакторов;
Способы определения результативности:
Практические задания
Самостоятельные творческие, проектные работы,
Выставки, соревнования, конкурсы.
Индивидуальная папка работ в электронном виде;
Портфолио обучающегося (материалы лекций с дополнениями и комментариями детей, распечатки работ уроков, работы – участники конкурсов, выставок, документы - свидетельства с выставок и т.д.)
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ПРОГРАММА
РАЗДЕЛА «ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ И ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В КОМПЬЮТЕРНОМ КЛАССЕ»
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Тема
Количество часов
всего
теор.
ЛПЗ
1.
Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе
1.1.
Знакомство с компьютерным классом.
Изучение техники безопасности и правил поведения в кабинете.
1
-
1.2.
Основные требования при работе на компьютере.
Изучение гимнастики для глаз, рук.
1
-
ИТОГО
2
2
-
.
ПРОГРАММА
Тема. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе
Знакомство с компьютерным классом. Знакомство с основными требованиями при работе на компьютере. Формирование представлений о требованиях безопасности и гигиены при работе с компьютером. Знакомство с правилами техники безопасности. Упражнения для профилактики зрения, комплекс пальчиковой гимнастики. Возможные негативные последствия для здоровья при работе на компьютере.
№
Курсы, предметы
Всего часов
Учебный год
Теоретическое обучение
ЛПЗ
Основные сведения о 3D Studio Max. Навигация.
18
6
12
Работа с файлами.
18
6
12
Примитивы.
18
6
12
Модификаторы.
28
8
20
Сплайны.
24
8
16
Лофтинг и loft-объекты.
24
8
16
Теоретические основы булева моделирования.
18
6
12
Визуализация. Редактор материалов.
18
6
12
Постановка света в сцене.
18
6
12
Установка камер в сцене. Сохранение файлов.
18
6
12
Итого:
204
68
136
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ПРОГРАММА
РАЗДЕЛА «ПРОГРАММА 3DStudioMAX»
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПРОГРАММА
Основные сведения о 3D Studio Max. Запуск программы и её интерфейс. Работа с панелями. Панель инструментов. Командная панель. Окна проекций.
Навигация. Изучение навигационных возможностей. Управлением масштабом изображения. Работа с масштабом изображения.
Работа с файлами. Создание, сохранение, открытие файлов.
Примитивы. Создание и простейшее редактирование стандартных примитивов. Создание и простейшее редактирование расширенных примитивов.
Простые варианты выделения и редактирования стандартных примитивов. Работа по выделению и редактированию стандартных примитивов. Создание шара и изменение его параметров. Работа с шаром и изменению его параметров.
Операции над объектами. Выделение, перемещение, поворот и масштабирование объектов.
Модификаторы. Назначение и настройка. Элементы стека модификаторов
Параметрические модификаторы (Parametric Modifiers): Noise, Lattice, Slice. Параметрические модификаторы (Parametric Modifiers): Relax, Stretch, Wave. Параметрические модификаторы (Parametric Modifiers): Ripple,Push, FFD Box. Работа с другими модификаторами.
Что такое сплайны. Создание сплайнов. Текст. Линии. Составные сплайновые формы. Тела вращения. Модификатор LATHE. Редактирование сплайнов.
Лофтинг и loft-объекты. Создание loft-объектов. Редактирование loft-объектов. Редактирование сплайнов пути и сечений на уровне параметрической формы.
Теоретические основы булева моделирования. Логические операции над объектами. Моделирование при помощи булева объединения. Моделирование при помощи булева вырезания. Редактирование булева объекта.
Визуализация.
Работа с визуализацией сцены. Редактор материалов. Основные команды редактора материалов. Базовые параметры материала. Выбор типа тонирования. Работа с редактором материалов. Стандартные текстурные карты. Создание новой текстурной карты.
Свет. Типы источников света. Параметры стандартных источников света.
Постановка света для близких ракурсов. Фронтальное освещение. Боковое освещение. Обратное освещение. Высококонтрастное освещение. Освещение сцены из нескольких объектов. Создание цветного освещения из нескольких источников.
Камеры. Создание камеры.
Анимация. Работа с анимацией объектов. Базовые инструменты управления анимацией. Технология создания анимации на базе ключевых кадров.
Варианты сохранения готового объекта. Сохранение готового изображения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Большаков В.П. КОМПАС 3D для студентов и школьников. Черчение, информатика, геометрия - СПб.: БХВ-Петербург, 2010 . - 304с.
2. Богуславский А. А. Учимся моделировать и проектировать на компьютере А. А. Богуславский, И. Ю. Щеглова – Коломна, 2009.
3. Потёмкин А. Инженерная графика - М., Лори, 2002. - 445с.
5. Черкашина Г.Д., ТЕХНОЛОГИЯ. Компьютерное черчение. Компьютерное моделирование в системе КОМПАС 3D LT. Учебно-методическое пособие (для учителей черчения и информатики), Г.Д.Черкашина, В.А.Хныченкова Санкт-Петербург, 2013.
6. Босова Л.Л. Практикум по компьютерной графике для младших школьников. / Л.Л.Босова // Информатика в школе. – 2009 - № 5. – 94 с.: ил.
7. Малясова С.В. Практикум Microsoft Eхсеl. /Малясова С.В.// Информатика в школе. – 2009 - № 1. – 91 с.: ил.
6. Васильева С. В., дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Компьютерная графика и дизайн" (http://limonmalina.com/Adobe-Photoshop/).