Данный курс ориентирован на учеников 5-9 классов разных профилей и актуален в связи с процессом информатизации и необходимостью для каждого человека овладеть новейшими информационными технологиями для адаптации в современном обществе и реализации в полной мере своего творческого потенциала.
Основные цели курса: дать учащимся представление о современном уровне развития сетевых технологий, их применении для информационного обмена в различных сферах деятельности человека, сформировать навыки и умения их практического использования.
Содержаниекурса включает в себя следующие основные разделы:
История создания компьютерных сетей
Назначение и классификация компьютерных сетей, их основные компоненты
Локальные компьютерные сети, их типы, элементы сетевого администрирования
Глобальные компьютерные сети, различные службы сети Интернет, электронная почта, обеспечение информационной безопасности
Представление информации в сети Интернет, основы HTML и Web-дизайна, HTML-редакторы
Организация проектной деятельности
Каждый раздел курса представлен одной или несколькими темами, в которых кратко изложен теоретический материал и даны практические задания. Важной особенностью практических заданий является следующий методический прием: сначала ставится реальная задача, а потом объясняется, в какой программной среде и какими приемами ее можно решить.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа курса "Сайтостроение" »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
финансово-экономический лицей №29
Программа кружка
«Сетевые технологии. Сайтостроение.»
Автор-составитель:
Волчкова Екатерина Александровна,
учитель информатики ФЭЛ №29
Научный руководитель:
Волчкова Наталья Николаевна,
заместитель директора по УВР ФЭЛ №29
Пенза
2013
Программа курса
«Сетевые технологии. Сайтостроение.»
Программа рассчитана на 314 часов.
Пояснительная записка
Данный курс ориентирован на учеников 5-9 классов разных профилей и актуален в связи с процессом информатизации и необходимостью для каждого человека овладеть новейшими информационными технологиями для адаптации в современном обществе и реализации в полной мере своего творческого потенциала.
Основные цели курса: дать учащимся представление о современном уровне развития сетевых технологий, их применении для информационного обмена в различных сферах деятельности человека, сформировать навыки и умения их практического использования.
Содержаниекурса включает в себя следующие основные разделы:
История создания компьютерных сетей
Назначение и классификация компьютерных сетей, их основные компоненты
Локальные компьютерные сети, их типы, элементы сетевого администрирования
Глобальные компьютерные сети, различные службы сети Интернет, электронная почта, обеспечение информационной безопасности
Представление информации в сети Интернет, основы HTML и Web-дизайна, HTML-редакторы
Организация проектной деятельности
Каждый раздел курса представлен одной или несколькими темами, в которых кратко изложен теоретический материал и даны практические задания. Важной особенностью практических заданий является следующий методический прием: сначала ставится реальная задача, а потом объясняется, в какой программной среде и какими приемами ее можно решить.
1. История создания компьютерных сетей (4 часа)
Вычислительные многотерминальные системы, причины их возникновения. Вычислительные сети. Разработка международных стандартов взаимодействия вычислительных сетей, протоколы в вычислительных сетях. Зарождение глобальной информационной сети Интернет. Создание протокола передачи данных TCP/IP. Первые отечественные информационные сети ИАСНЕТ и RELCOM.
Учащиеся должны знать:
Причины возникновения первых вычислительных систем
Причины возникновения первых информационных сетей
Как разрабатывались международные стандарты взаимодействия вычислительных сетей
Содержание понятия «протокол передачи данных».
2. Назначение и классификация компьютерных сетей, их основные компоненты (3 часа)
Локальные и глобальные сети. Их назначение и возможности. Средства передачи данных в сети. Характеристики процесса обмена данными в сети (режим передачи, код передачи, тип синхронизации). Режимы передачи данных (симплексный, полудуплексный, дуплексный). Сетевые адаптеры. Физическая передающая среда, типы кабелей (витая пара, коаксиальный, оптоволоконный). Скорость передачи данных. Спутниковая связь
Учащиеся должны знать:
Виды компьютерных сетей;
Назначение и возможности каждого вида;
Какие характеристики влияют на качество и скорость передачи данных в сети.
3. Локальные компьютерные сети, их типы, элементы сетевого администрирования (18 часов)
Основные задачи, решаемые с помощью локальных компьютерных сетей. Топология сетей, ее виды (кольцевая, звездообразная, шинная). Клиент. Сервер. Типы локальных сетей (одноранговые, с выделенным сервером). Недостатки и преимущества каждого типа. Домен. Рабочая группа. Сетевое окружение. Общий доступ к папке. Разрешения (полный доступ, изменение, только чтение). Сетевые папки, диски, принтеры. Подключение и отключение сетевых дисков. Автономные папки. Их назначение. Службы локальной сети. Служба сообщений. Программа NetMeeting. Элементы сетевого администрирования. Полномочия пользователей и их ограничение. Перенастройка сети с выделенным сервером в одноранговую сеть.
Учащиеся должны знать:
Назначение локальных сетей;
Типы локальных сетей;
Достоинства и недостатки разных типов;
Содержание понятий «клиент» и «сервер»;
Возможные причины отсутствия доступа к ресурсам локальной сети;
Причины ограничений полномочий разных групп пользователей.
Учащиеся должны уметь:
Передавать информацию с одного компьютера локальной сети на другой (загружать файлы с других компьютеров и сохранять файлы на другие компьютеры);
Открывать и запрещать общий доступ к файлам и папкам компьютера в сети;
Подключать и отключать сетевые диски;
Создавать автономные папки.
4. Глобальные компьютерные сети, различные службы сети Интернет, электронная почта, обеспечение информационной безопасности пользователей Интернета. (40 часов)
Система адресации в сети Интернет, принятые сокращения. Система доменных имен DNS (Domain Name System). Способы подключения к сети Интернет. Модем. Службы сети Интернет. Телеконференции. Видеоконференции. Электронная почта, ICQ. World Wide Web (Всемирная паутина) – одна из самых популярных служб Интернета. Web-сайт как информационный ресурс Всемирной паутины. URL (Uniform Resource Locator) – универсальный указатель ресурса. Программы-обозреватели (браузеры): Internet Explorer, Netscape Navigator. Поиск в сети. «Скачивание» информации. Настройка свойств обозревателя для защиты от негативной информации. Фильтры и брандмауэры – как средства защиты.
Учащиеся должны знать:
Способы подключения к сети Интернет;
Систему адресации в сети Интернет;
Основные службы сети;
Приемы работы с электронной почтой;
Способы поиска информации в сети;
Способы ускорения «скачивания» информации;
Способы обеспечения информационной безопасности;
Назначение фильтров.
Учащиеся должны уметь:
Подключаться к сети Интернет;
Настраивать свойства обозревателя;
Выполнять поиск в сети с помощью запросов в поисковой системе;
Скачивать нужную текстовую и графическую информацию, сайты целиком;
Регистрировать свой электронный почтовый адрес;
Посылать и принимать сообщения по электронной почте разными способами;
Редактировать и форматировать сообщения;
Прикреплять вложения к электронным сообщениям и отправлять их.
5. Представление информации в сети Интернет, основы HTML и Web-дизайна, HTML-редакторы (135 часов)
WWW (World Wide Web) как система навигации, поиска и доступа к мультимедийным средствам с помощью средств гипертекста. Язык разметки гипертекста – HTML (Hypertext Markup Language). Структура HTML-документа. Создание HTML-документа с помощью с простейшего текстового редактора (Блокнота). Команды языка HTML (тэги) и их атрибуты. Команды форматирования текста. Способы создания фона. Сочетаемость цветов. Определение кода цвета с помощью редактора Photoshop 6.0.(7.0.). вставка графических изображений и требования к ним. Соотношения текстовой и графической информации. Бегущая строка. Отступы и списки. Таблицы (простые и сложные). Ссылки с разных объектов, ссылки на метки. Система навигации. Фреймы. Изображение-карта, ее создание средствами графического редактора Adobe Photoshop 6.0.(7.0.). Создание в редакторе Adobe Photoshop 6.0.(7.0.) Web-галереи и анимации. Специализированные редакторы для создания GIF-анимации. Вставка в HTML-документ видео и звука. Формы. Сценарии. Основы Web-дизайна. HTML-редакторы: FrontPage Express, CuteHTML, CoffeeCup, Publisher. Размещение Web-сайта в сети Интернет. Использование CuteFTP для администрирования сайта.
Учащиеся должны знать:
Содержание понятий гипертекста и гиперссылки;
Структуру HTML-документа;
Назначение основных команд (тэгов) HTML;
Возможности распространенных HTML-редакторов;
Возможности анимационных и графических редакторов для создания сайтов;
Способы размещения собственного сайта в Интернете.
Учащиеся должны уметь:
Создавать HTML-документ в Блокноте;
Создавать HTML-документ с помощью HTML-редактора;
Создавать анимированные изображения;
Применять графический редактор AdobePhotoshop для обработки изображений, создания изображения-карты и Web-галереи;
Размещать собственный Web-сайт в сети Интернет.
6. Организация проектной деятельности учащихся (105 часов)
Основные требования к мультимедийному проекту в форме Web-сайта. Этапы создания проекта (определение темы, определение направления исследовательской деятельности в рамках темы, выбор источников информации, обработка изображений с помощью графических редакторов, определение структуры будущего проекта, разработка дизайна и системы навигации). Характерные ошибки, допускаемые при создании проекта. Разработка плана защиты проекта и определение диапазона его возможных применений.
Учащиеся должны знать:
Этапы создания проекта, их место и значение в проектной деятельности;
Структуру HTML-документа;
Назначение основных команд (тэгов) HTML и их применение;
Возможности HTML-редактора (если таковой использован);
Способы размещения собственного сайта в Интернете.
Учащиеся должны уметь:
Планировать свою деятельность по созданию мультимедийного проекта;
Пользоваться разными источниками информации, включая образовательные ресурсы сети Интернет;
Создавать мультимедийный проект в форме Web-сайта для выбранного учащимися школьного образовательного предмета (истории, химии, математики и т.д.);
Выстраивать защиту проекта (по предлагаемому плану);
Размещать созданный проект в форме Web-сайта в сети Интернет.
7. Повторение изученного материала (9 часов)
Использованная литература:
Учебник-практикум. Л.Ф.Соловьева. Основы информатики. Сетевые технологии. Санкт-Петербург, «БХВ-Петербург», 2004.
Финансово-экономический лицей №29 г. Пензы
Рассмотрено
на педагогическом совете
ФЭЛ № 29 г. Пензы
Протокол № 1 от 30 августа 2013г.
Согласовано
Заместитель директора
по ВР ФЭЛ № 29 Федосеевская Н.В.
__________________________
«28» августа 2013 года
Утверждаю
Директор ФЭЛ №29
______________ К. Н. Уланов
«31» августа 2013 г
.
Календарно-тематическое планирование
Сетевые технологии. Школьный сайт.
314 часов в год
9 часов в неделю
на 2009-2010 учебный год
Автор-составитель:
Волчкова Екатерина Александровна,
учитель информатики ФЭЛ №29
Тематический план
№
занятия
Тема занятия
Количество часов
Примечание
История возникновения сетей 4 часа
1-2.
Вычислительные системы.
Вычислительные сети.
2
3.
Первая в мире компьютерная сеть – ARPANET. Протоколы.
1
4.
Первые отечественные информационные сети.
1
Классификация сетей и средства передачи 3 часа
5.
Назначение и классификация компьютерных сетей, их основные компоненты.
1
6.
Режимы передачи, передающая среда.
1
7.
Спутниковая связь.
1
Локальные сети 18 часов
8.
Что такое локальная сеть?
1
9.
Топология сетей.
1
10.
Сети одноранговые и с выделенным сервером.
1
11-12.
Доступ к сетевым принтерам, дискам, папкам.
2
13-16.
Практическая работа №1
Как открыть доступ к дискам компьютера в одноранговой сети. Как добавить в контекстное меню команду Доступ. Как открыть доступ к дискам компьютера в сети с выделенным сервером
4
17-18.
Практическая работа №2
Как подключить сетевой принтер. Как отправить документ на сетевой принтер.
2
19-21.
Практическая работа №3
Как проверить подключение. Как восстановить подключение к сети.
3
22.
Автономные папки.
1
23-25.
Практическая работа №4
Как создать автономную папку. Как открыть доступ к системному диску. Программа NetMeeting.
3
Интернет, его службы, подключение к сети, электронная почта 22 часа
26.
История Интернета и его служб.
1
27.
Система адресации.
1
28.
Подключение к сети.
1
29.
Практическая работа №5
Как создавать новое соединение для доступа к сети Интернет.
1
30.
Электронная почта.
1
31-32.
Практическая работа №6
Как настроить программу. Как при получении сообщений оставлять их копии на сервере.
2
33-35.
Практическая работа №7
Как создать сообщение. Как прикрепить вложение к сообщению. Как отправить сообщение.
3
36-38.
Практическая работа №8
Как вставить рисунок в текст сообщения. Как выбрать фон. Как форматировать текст сообщения.
3
39-44.
Практическая работа №9
Как отправить сообщение одновременно по нескольким адресам. Как указать важность сообщения. Как создавать автоматическую подпись. Как добавлять адреса в адресную книгу. Как вставлять в сообщение адреса из адресной книги. Как экспортировать адресную книгу. Как импортировать адресную книгу. Как переслать полученное сообщение другому адресату.
6
45-47.
Практическая работа №10
Телеконференции. WWW (World Wide Web, Всемирная паутина) – одна из самых популярных служб Интернета.
3
Поиск и скачивание информации, информационная безопасность 15 часов
48-49.
Как ориентироваться во Всемирной паутине? Программы-обозреватели (браузеры). Программа Internet Explorer.
2
50.
Поиск в сети. Язык запросов. Поисковые системы.
1
51
«Скачивание» информации.
1
52-53.
Практическая работа №11
Как скопировать с сайта нужный текст.
2
54.
Практическая работа №12
Как скопировать с сайта нужный рисунок.
1
55-56.
Практическая работа №13
Как скопировать страницу целиком для автономного просмотра. Как скопировать сайт целиком для автономного просмотра (с помощью программы Web Copier)
2
57-58.
Образовательные ресурсы сети.
2
59-60.
Настройка свойств обозревателя для защиты от негативной информации. Фильтры.
2
61-62.
Практическая работа №14
Как настроить свойства обозревателя для фильтрации информации
2
ICQ, телеконференции, видеоконференции 3 часа
63.
Что такое ICQ?
1
64.
Телеконференции.
1
65.
Видеоконференции.
1
Язык HTML 46 часов
66.
Язык HTML. Общие понятия.
1
67-68.
Форматирование текста. Создание фона.
2
69-71.
Вставка графических изображений, различные способы обтекания их текстом. Требования к графическим изображениям. Вставка звука, видео, бегущей строки.
3
72-74.
Практическая работа №15
Как вставлять графические изображения. Соотношения текстовой и графической информации. Бегущие строки. Вставка в HTML-документ видео и звука.
3
75-76.
Практическая работа №16
Как вставлять видео и звук. Как вставлять видео и звук с панелью управления.
2
77.
Отступы и списки.
1
78-80.
Практическая работа №17
Как создавать списки. Таблицы (простые и сложные).
3
81-83.
Практическая работа №17.1.
Как создавать таблицы.
3
84.
Практическая работа №17.2.
Линии.
1
85.
Система навигации, фреймы, изображение-карта.
1
86-87.
Ссылки с разных объектов на другие документы и ссылки на метки.
2
88-89.
Практическая работа №18.
Как создавать гиперссылки.
2
90-91.
Практическая работа №19.
Как создавать ссылки и метки.
2
92-93
Система навигации. Основные требования к организации системы навигации.
2
94-95
Фреймы. Достоинства и недостатки их использования.
2
96-97
Практическая работа №20.
Как создавать кадры (фреймы).
2
98-100
Изображение-карта. Определение координат выделенной в изображении области средствами графического редактора Photoshop 6.0.(7.0.).
3
101-103
Практическая работа №21.
Как создавать изображение-карту.
3
104.
Интерактивные Web-страницы.
1
105-106
Формы.
2
107-109
Практическая работа №22.
Как создавать формы Web-страниц.
3
110-111
Создание интерактивных HTML-документов.
2
Сценарии 7 часов
112-113
Сценарии в Web-страницах. Ссылка в виде кнопки, которую можно нажать.
2
114-115
Увеличение картинки при наведении указателя мыши.
2
116.
«Загибание» уголка картинки указателем мыши.
1
117.
Бегущая строка в строке состояния.
1
118.
Создание нового окна и передача в него данных, введенных в форму в первом окне.
1
Основы Web-дизайна 24 часа
119.
Рекомендации начинающим Web-мастерам.
1
120-121.
Средства графического редактора Photoshop, используемые при создании Web-страниц.
2
122-124.
Практическая работа №23.
Как создавать Web-галереи в редакторе Photoshop 6.0.(7.0.).
3
125-133.
Практическая работа №24.
Как создавать анимированные изображения в редакторе Photoshop 6.0.(7.0.). Как создавать анимированные изображения (второй способ). Как удалять кадры. Как устанавливать время задержки каждого кадра. Как сохранить анимированное изображение. Как просмотреть готовое анимированное изображение.
9
134-136.
GIF-анимация. Специализированные редакторы для создания анимированных изображений: GifAnimator, GifConstructionSet.
3
137-142.
Практическая работа №25.
Как загружать в программу GifConstructionSet кадры с помощью Мастера анимации. Как сохранять анимацию в формате AVI.
6
Приложения MicrosoftOffice как HTML-редакторы и их минусы, специальные HTML-редакторы, Publisher. 57 часов
143-145.
Практическая работа №26.
Как запустить мастера Web-страниц в редакторе MicrosoftWord
3
146.
HTML-редактор FrontPage Express.
1
147-151
Практическая работа №27.
Как использовать мастера и шаблоны в редакторе FrontPage Express. Как редактировать шаблон страницы. Как изменять фон и цвета ссылок.
5
152-154
Практическая работа №28.
Как создавать ссылки с изображений. Как изменять свойства изображений и создавать обтекание изображения текстом.
3
155.
HTML-редактор CuteHTML.
1
156-160
Практическая работа №29.
Как настроить цвета отображения тэгов в окне редактора CuteHTML. Как выбрать браузер для просмотра HTML-документа.
5
161-169.
Практическая работа №30.
Как вставлять тэги в HTML-код. Как вставлять атрибуты и их значения в HTML-код. Как создать шаблон страницы. Как вставлять изображения. Как создавать ссылки.
9
170-172
HTML-редактор CoffeeCup HTML Editor++
3
173-178
Практическая работа №31.
Как создавать новый HTML-документ в редакторе. CoffeeCup HTML Editor++. Как разбить страницу на фреймы.
6
179-181
Практическая работа №32.
Как вставлять аплеты JavaScript.
3
182-187
Практическая работа №33.
Как создавать ссылки. Как вставлять в документ ссылки на метки. Как вставлять специальные символы. Как вставлять изображения из коллекции.
6
188-190
Редактор Microsoft Publisher 2000
3
191-199
Практическая работа №34.
Как создать новый Web-узел. Как вставить новую страницу. Как удалять страницу. Как вставлять в документ ссылки. Как вставлять в документ ссылки на электронный адрес. Как вставлять в документ фрагмент HTML-кода. Как посмотреть готовую страницу.
9
Публикация сайтов. Проектная деятельность. 105 часов
200-205
Практическая работа №35.
Как зарегистрировать свой сайт на сервере.
6
206-214.
Сайт – как форма проектной работы.
9
215-232.
Создание личного сайта.
18
233-235.
Электронная почта. Программа для работы с электронной почтой Microsoft OutLook Express. Почтовый сервер mail.ru
3
236-241
Практическая работа №36.
Виртуальные экскурсии
6
242-244
Дизайн школьного сайта.
3
245-250
Практическая работа №37.
Редактирование файлов школьного сайта. Обновление их на сервере.
6
251-268
Практическая работа №38.
Создание семейного сайта. Публикация лучшего сайта на сервере.
18
269-274
Практическая работа №39.
Виртуальные экскурсии по образовательным сайтам.
6
275-277
Практическая работа №40.
Подготовка материалов для размещения на школьном сайте.
3
278-283
Практическая работа №41.
Размещение файлов на сайте lyceum29.ru в разделе «Ученику», «ЕГЭ».
6
284-286
Практическая работа №42.
Создание в редакторе Adobe Photoshop 6.0(7.0) открыток для ветеранов, размещение лучших на сайте lyceum29.ru.
3
287-289
Практическая работа №43.
Подготовка электронной версии школьной газеты «Отражение».
3
290-295
Практическая работа №44.
Создание в редакторе Adobe Photoshop 6.0(7.0) открыток для выпускников, размещение лучших на сайте lyceum29.ru.
6
296-298
Практическая работа №45.
Размещение банка данных в разделе «наши ресурсы» на сайте lyceum29.ru.
3
299-304
Практическая работа №46.
Варианты создания баннера для главной страницы школьного сайта.
6
Повторение пройденного материала. 10часов
305-314
Язык HTML, создание ссылок, фреймов, бегущей строки, средства графического редактора Adobe Photoshop 6.0.(7.0.), HTML-редактор FrontPage Express
10
Рецензия
на программу курса
«Сетевые технологии. Сайтостроение.»
Автор-составитель:
Волчкова Екатерина Александровна,
педагог дополнительного образования
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
финансово-экономического лицея №29 г. Пензы
Данная программа направлена на создание условий для проявления и развития способностей учащихся 5-9 классов в области информатики; развитие их мотивационной сферы; активное внедрение ИКТ в работе с данной категорией учащихся.
Программа содержит самые необходимые сведения о локальных сетях и работе с ресурсами Интернета, о средствах для создания и публикации собственных мультимедийных Web-сайтов.
Сайт может стать интересной формой представления проектной работы ученика.
В программе приводится примерное тематическое планирование. Распределение часов носит рекомендательный характер и может варьироваться учителем в зависимости от конкретных условий его реализации.
Важно отметить, что практические работы носят творческий характер.
Излагаемый материал и форма его представления полностью согласуются с современными концепциями развития образования и новым стандартом содержания образования по информатике.
Данная программа соответствует нормам и требованиям, предъявляемым к учебным программам, может быть рекомендована к распространению в учебных заведениях.