Программа факультативного курса по информатике "Юный программист"
Программа факультативного курса по информатике "Юный программист"
Довольно часто на уроках мы сталкиваемся с проблемой творчества детей. Не каждый ребенок способен создать что- либо свое, не основываясь на примерах. Только дети, обладающие повышенной одаренностью в художественном отношении с легкостью придумывают и воплощают на экране изображения на некоторую тему. Творческие способности надо развивать. Для развития творческой активности ученика важно, чтобы деятельность осуществлялась в новых условиях, требующих новых подходов к совершаемым предметным действиям, нахождения новых способов. Творческая активность школьника связана с решением некоторой проблемы, предполагающей различные способы и пути решения. Воображение почти всегда является результатом огромного, накопленного прежде опыта. Компьютерная графика и есть способ отражения накопленного опыта и развития воображения. Именно этому и предназначена настоящая учебная программа кружка «Юный программист», предназначенная для изучения различных графических редакторов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа факультативного курса по информатике "Юный программист" »
Программафакультативного курса по информатике
"Юный программист"
5 класс
Составитель: Темирова Г.О. учитель информатики
КГУ «Соловьевская средняя школа»
Пояснительная записка
Важнейшим приоритетом школьного образования в условиях становления глобального информационного общества становиться формирование у школьников представлений об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного общества.
Задача современной школы – обеспечить вхождение у учащихся в информационное общество, научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИКТ (текстовый редактор, графический редактор, электронные таблицы, электронная почта и др.)
Обоснование актуальности программы
Довольно часто на уроках мы сталкиваемся с проблемой творчества детей. Не каждый ребенок способен создать что- либо свое, не основываясь на примерах. Только дети, обладающие повышенной одаренностью в художественном отношении с легкостью придумывают и воплощают на экране изображения на некоторую тему. Творческие способности надо развивать. Для развития творческой активности ученика важно, чтобы деятельность осуществлялась в новых условиях, требующих новых подходов к совершаемым предметным действиям, нахождения новых способов. Творческая активность школьника связана с решением некоторой проблемы, предполагающей различные способы и пути решения. Воображение почти всегда является результатом огромного, накопленного прежде опыта. Компьютерная графика и есть способ отражения накопленного опыта и развития воображения. Именно этому и предназначена настоящая учебная программа кружка «Юный программист», предназначенная для изучения различных графических редакторов.
Обучение направлено на приобретение учащимися знаний и знакомство учащихся с современными графическими редакторами. Умея работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами, с графическими редакторами, человек приобретает новое видение мира.
Работа в графическом редакторе основывается на знаниях учащихся, полученных на уроках ИЗО: правильное сочетание цветов, композиционное построение рисунка, знание законов перспективы.
Программа рассчитана на 34 часа, по 1 часу в неделю. Распределение часов в программе является примерным, учитель может сам определить, с учетом конкретных условий, количество часов на изучение разделов, а также изменить порядок изучения отдельных тем. В зависимости от реальных условий работы учитель может усилить прикладную, декоративную направленность обучения, конкретизировать материал.
Занятия в кружке «Юный программист» помогут учащимся 5-х классов в занимательной форме освоить элементарные навыки работы с компьютером, научат пользоваться основными графическими редакторами, и таким образом подготовят учащихся к изучению информационных технологий в старших классах.
Основнаяцель курса - формирование поколения, готового жить в современном информационном обществе, насыщенном средствами хранения, переработки и передачи информации на базе новых информационных технологий; синтез изучения возможностей графических редакторов Paint, текстового редактора MS Word,
программы создания презентаций Microsoft Power Point и развития познавательных и творческих потенциалов учащихся, основанных на изучении явлений, процессов, объектов, веществ, окружающих их в повседневной жизни и в различных предметных областях; применение их в моделируемом мире в привлекательной для детей мультимедийной форме с последующей демонстрацией и защитой.
Основная задача программы - обеспечить овладение учащимися основами знаний о процессах получения, преобразования и хранения графической информации и на этой основе раскрыть им роль компьютерных технологий в формировании современной научной картины мира; показать значение информационных технологий, подготовить школьников к практической деятельности в компьютеризованном мире; выработать навыки, необходимые для использования персональных компьютеров (далее - ПК) в учебной, а затем - профессиональной деятельности.
Задачи кружка:
формирование у учащихся готовности к информационно – учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;
пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
обучение способам отбора, создания, оформления и преподнесения информации в мультимедийном варианте;
углубление и расширение интеграции программного материала и межпредметных связей;
познакомить с графическими возможностями компьютера на примере графических редакторов Paint;
развитие творческих и познавательных способностей учащихся.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
назначение и возможности графического редактора;
назначение объектов интерфейса графического редактора;
понятие фрагмента рисунка;
понятие файла;
точные способы построения геометрических фигур;
понятие конструирования;
технологию конструирования из меню готовых форм;
основные элементы окна Power Point;
режимы создания презентации;
приёмы задания и изменения дизайна и разметки слайда;
способы вставки объектов на слайд;
приёмы работы с диаграммой и таблицей;
способы вставки звука в презентацию;
режимы работы с презентацией;
принцип построения цветовой схемы слайда;
приёмы установки времени показа слайда;
понятия непрерывного показа и произвольного показа.
Учащиеся должны уметь:
настраивать панель инструментов;
создавать простейшие рисунки с помощью инструментов;
выделять и перемещать фрагмент рисунка;
создавать графический объект из типовых фрагментов;
сохранять рисунок в файле и открывать файл;
использовать при построении геометрических фигур клавишу Shift;
создавать меню типовых элементов мозаики (готовых форм);
разрабатывать алгоритм конструирования из меню готовых форм;
конструировать разнообразные графические объекты;
создать новую презентацию;
выбрать подходящий дизайн презентации;
задать или изменить разметку слайда;
вставить на слайд картинку или фотографию;
настроить анимацию для текста, картинки;
настроить эффект смены слайдов.
способы вставки объектов на слайд;
приёмы работы с диаграммой и таблицей;
способы вставки звука в презентацию;
режимы работы с презентацией.
демонстрировать графический материал;
готовить выступление, представление и защиту своего проекта;
анализировать и оценивать свою работу и работу одноклассников.
Содержание программы
Раздел I. Графический редактор Paint. (8 часов)
Тема 1. Что такое компьютерная графика. Векторная и растровая графика.
Графический редактор программа Paint. Основные инструменты. Настройка инструментов. Создание простого рисунка.
Учащиеся должны знать:
назначение и возможности графического редактора;
назначение объектов интерфейса графического редактора.
Учащиеся должны уметь:
настраивать панель инструментов;
создавать простейшие рисунки с помощью инструментов.
Практическая работа № 1. «Рисуем домик»
Тема 2. Копирование и вставка деталей рисунка. Сборка рисунка из деталей.
Учащиеся должны знать:
понятие фрагмента рисунка;
понятие файла.
Учащиеся должны уметь:
выделять и перемещать фрагмент рисунка;
создавать графический объект из типовых фрагментов;
сохранять рисунок в файле и открывать файл.
Практическая работа № 2 «Создание рисунка из деталей (снеговик и ваза)»
Тема 3. Прием вспомогательных построений. Построения с помощью клавиши Shift. Изменение размеров рисунка. Рисование по пикселям. Создание пиктограмм. Метод последовательного укрупнения, копируемого фрагмента.
Учащиеся должны знать:
точные способы построения геометрических фигур;
понятие пикселя;
понятие пиктограммы.
Учащиеся должны уметь:
использовать при построении геометрических фигур клавишу Shift;
редактировать графический объект по пикселям;
рисовать пиктограммы.
Практическая работа № 3 «Создание рисунка при помощи вспомогательных построений (пирамидка, радуга, лягушонок, поросенок)»
Практическая работа № 4 «Создание рисунка с помощью клавиши Shift (снежинка, бабочка)»
Тема 4. Конструирование из мозаики. Создание элементов мозаики. Построение фигур, используя меню готовых форм.
Учащиеся должны знать:
понятие конструирования;
технологию конструирования из меню готовых форм.
Учащиеся должны уметь:
создавать меню типовых элементов мозаики (готовых форм);
разрабатывать алгоритм конструирования из меню готовых форм;
конструировать разнообразные графические объекты.
Практическая работа № 5 «Построение фигур, используя меню готовых форм»
Практическая работа № 6 «Создание рисунка для паркета, используя меню готовых форм», «Рисуем пейзаж»
Практическая работа № 7 «Рисуем поздравительную открытку», «Рисуем плакат по ПДД»
Раздел II. Программа создания презентаций MicrosoftPowerPoint. (13 часов)
Тема 1. Объекты в Power Point. Создание презентации. Настройка анимации.
Учащиеся должны знать:
основные элементы окна Power Point;
режимы создания презентации;
приёмы задания и изменения дизайна и разметки слайда.
Учащиеся должны уметь:
создать новую презентацию;
выбрать подходящий дизайн презентации;
задать или изменить разметку слайда;
вставить на слайд картинку или фотографию;
настроить анимацию для текста, картинки;
настроить эффект смены слайдов.
Практическая работа № 1 «Объекты в Power Point»
Практическая работа № 2 «Создание простой презентации»,«Настройка анимации»
Тема 2. Запуск и наладка презентации. Создание презентации состоящей из нескольких слайдов. Работа с сортировщиком слайдов. Смена слайдов.
Учащиеся должны знать:
способы вставки объектов на слайд;
приёмы работы с диаграммой и таблицей;
способы вставки звука в презентацию;
режимы работы с презентацией.
Учащиеся должны уметь:
вставить на слайд диаграмму, заполнить таблицу данных, оформить диаграмму;
вставить в презентацию звуковой файл, настроить его;
управлять слайдами в режиме сортировщика.
Практическая работа № 3 «Запуск и наладка презентации»
Практическая работа № 4 «Создание презентации состоящей из нескольких слайдов», «Работа с сортировщиком слайдов. Смена слайдов»
Тема 3. Настройка и отладка презентации.
Учащиеся должны знать:
принцип построения цветовой схемы слайда;
приёмы установки времени показа слайда;
понятия непрерывного показа и произвольного показа.
Учащиеся должны уметь:
настроить цветовую схему слайда по своему вкусу;
проводить репетицию, устанавливать продолжительность показа слайдов;
настраивать непрерывный показ;
создавать и использовать произвольный показ.
Практическая работа № 5 «Создание презентации на свободную тему, состоящей минимум из трех слайдов с настройкой анимации»
Практическая работа № 6 «Создание презентации, состоящей минимум из трех слайдов с настройкой анимации»
Практическая работа № 7 «Настройка и отладка презентации»
Тема 4. Итоги работы в «Мастерской художников».
Учащиеся должны знать:
цель и способы демонстрации созданного графического материала;
способы анализа и систему оценивания материала.
Учащиеся должны уметь:
демонстрировать графический материал;
готовить выступление, представление и защиту своего проекта;
анализировать и оценивать свою работу и работу одноклассников.
Раздел III. Текстовый редактор MicrosoftWord (11 часов)
Учащиеся должны знать:
цель и способы демонстрации созданного текстового материала;
способы анализа и систему оценивания материала.
Учащиеся должны уметь:
демонстрировать текстовый материал;
готовить выступление, представление и защиту своего проекта;
анализировать и оценивать свою работу и работу одноклассников
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Раздел и тема
Кол-во часов
Сроки
Формы и методы работы
Результат обучения
Раздел I. Графический редактор Paint.(8 часов)
1-2.
Техника безопасности. Что такое компьютерная графика. Векторная и растровая графика.
Графический редактор программа Paint. Основные инструменты. Настройка инструментов. Создание простого рисунка.
2
Рассказ учителя,
демонстрация презентации, практическая работа
Знание техники безопасности и правил поведения в компьютерном классе, постановка задачи, учебные принадлежности, умение настраивать панель инструментов, создание простого рисунка (домик)
3
Копирование и вставка деталей рисунка. Сборка рисунка из деталей.
1
Демонстрация презентации, индивидуально-практическая деятельность
Умение выделять и перемещать фрагмент рисунка;
сохранять рисунок в файле и открывать файл; создание рисунка из деталей (снеговик и ваза)
4
Прием вспомогательных построений.
1
Рассказ учителя, демонстрация презентации, практическая работа, консультация учащихся
Создание рисунка при помощи вспомогательных построений (пирамидка, радуга, лягушонок, поросенок)
5
Построения с помощью клавиши Shift. Изменение размеров рисунка.
1
Индивидуально-групповая практическая работа
Знание точных способов построения геометр.фигур; умение использовать при построении геометр.фигур клавишу Shift. Создание рисунка с помощью клавиши Shift (снежинка, бабочка)
6
Конструирование из мозаики. Создание элементов мозаики.
1
Постановка проблемы, коллективная практическая работа
Знание технологии конструирования из меню готовых форм; умение создавать меню типовых элементов мозаики (готовых форм).
7
Используя меню готовых форм создать рисунок для паркета. Рисуем пейзаж.
1
Творческие задания
Создание рисунка для паркета, используя меню готовых форм. Создание пейзажа, используя все полученные ЗУНы.
8
Рисуем поздравительную открытку. Рисуем плакат по правилам дорожного движения.
1
Творческие задания
Создание пейзажа, используя все полученные ЗУНы.
Раздел II. Программа MicrosoftPowerPoint. (13 часов)
9
Объекты в Power Point.
1
Рассказ учителя, демонстрация презентации, практическая работа № 1
Знание основных элементов окна Power Point.
10
Создание презентации. Настройка анимации.
1
Рассказ учителя, индивидуальная практическая работа № 2
Знание режимов создания презентации;
приёмов задания и изменения дизайна и разметки слайда. Умение создать новую презентацию;
выбрать подходящий дизайн презентации;
задать или изменить разметку слайда. Создание простой презентации из одного слайда. Умение вставить на слайд картинку или фотографию; настроить анимацию для текста, картинки; настроить эффект смены слайдов.
11-12
Запуск и наладка презентации.
2
Рассказ учителя, демонстрация презентации, практическая работа № 3
Знание способов вставки объектов на слайд; приёмов работы с диаграммой и таблицей; способов вставки звука в презентацию. Умение вставить на слайд диаграмму, заполнить таблицу данных, оформить диаграмму; вставить таблицу, задать нужную ширину столбцов, заполнить таблицу данными; вставить в презентацию звуковой файл, настроить его.
13-14
Создание презентации состоящей из нескольких слайдов. Работа с сортировщиком слайдов. Смена слайдов.
2
Демонстрация презентации, самостоятельная работа учащихся, практическая работа № 4
Знание режимы работы с презентацией. Умение настроить эффект смены слайдов; управлять слайдами в режиме сортировщика.
15-16
Разработка презентации на свободную тему.
2
Творческие задания, практическая работа № 5
Создание презентации, состоящей минимум из трех слайдов с настройкой анимации.
17-18
Создание презентации.
2
Работа учеников-консультантов, практическая работа № 6
Создание презентации, состоящей минимум из шести слайдов с настройкой анимации.
19
Настройка и отладка презентации.
1
Объяснение учителя, практическая работа № 7
Знание принципа построения цветовой схемы слайда; приёмов установки времени показа слайда; понятий непрерывного показа и произвольного показа. Умение настроить цветовую схему слайда по своему вкусу; проводить репетицию, устанавливать продолжительность показа слайдов;
настраивать непрерывный показ;
создавать и использовать произвольный показ.
20
Показ презентаций.
1
Круглый стол: просмотр и обсуждение созданных презентаций
Презентации на свободную тему
21
Итоги работы в «Мастерской художников».
1
Круглый стол: просмотр и обсуждение работ, награждение лидеров
Готовые мультимедийные продукты
Раздел III. Текстовый редактор MicrosoftWord (11часов)
22
Знакомство с текстовым процессором WORD. Меню, панели инструментов.
1
Рассказ учителя,
демонстрация презентации, практическая работа
Освоение работы с текстовым редактором MS Word. Объекты текстового документа и их параметры.
23-24
Редактирование текста.
2
Демонстрация презентации, самостоятельная работа учащихся, практическая работа
Создание и редактирование текстового документа.
25-26
Форматирование текста.
2
Творческие задания, практическая работа
Форматирование текстового документа с помощью WordART
27-28
Работа с таблицами.
2
Рассказ учителя, индивидуальная практическая работа
Оформление текста в виде таблицы.
29-30
Включение в текстовый документ графических объектов.
2
Рассказ учителя, демонстрация презентации, практическая работа
Технология вставки различных объектов (картинки)
31-32
Работа над выбранным проектом
2
Круглый стол: просмотр и обсуждение созданных презентаций
Работа на свободную тему из выбора программ
33-34
Защита проекта
Круглый стол: просмотр и обсуждение работ, награждение лидеров
Всего:
34
Литература.
1. Усиков А. Я. Компьютерная графика и элементы мультимедиа, 2006г
2. Семакин И. Г., Хеннера Е. К. Информатика. Задачник-практикум в 2т.: Том 1. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2005. – 304 с.
3. Филиппов А.Ю. Информатика. Офисные технологии: Учеб. пособие.– Томск: Том. гос. Ун-т систем управления и радиоэлектроники, 2008.
4. Flash-студия. Мастерская художников: Учеб. пособие / О. Г. Кузьмина; Под ред. Т. Б. Корнеевой. — Томск, 2008. — 136 с.
5. Обучающая программа «Волшебный мольберт Артиграфа»: диск. – Москва, ООО «издательство Акелла – 1», 2003 г.