Программа для детского объединения "Исполнители алгоритмов"
Программа для детского объединения "Исполнители алгоритмов"
Актуальность обучения программированию состоит в содействии воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества.
Необходимость введения курса обусловлена интересом обучающихся, а так же образовательными запросами родительской общественности, несоответствием действующих учебных планов и требований Государственного образовательного стандарта, по подготовке обучающихся к ЕГЭ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа для детского объединения "Исполнители алгоритмов" »
Управление образования администрации МО «Судогодский район»
Рассмотрено
На МО школы
Протокол №
от « »______2014г.
Руководитель МО___________
Согласовано
Зам. директора по воспитательной работе
____________ Н.Ю.Егорова
от « »______2014г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
_______Н.В.Бирюкова
Приказ № _________
от « »_______2014г
МБОУ «Судогодская средняя общеобразовательная школа №2»
Дополнительная образовательная программа
ИСПОЛНИТЕЛИ АЛГОРИТМОВ
срок реализации: 1 год
возраст: 11-12 лет
автор: Свистунова С.В.
учитель информатики
г. Судогда
2014/15 учебный год
Актуальность и практическая значимость
Актуальность обучения программированию состоит в содействии воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества.
Необходимость введения курса обусловлена интересом обучающихся, а так же образовательными запросами родительской общественности, несоответствием действующих учебных планов и требований Государственного образовательного стандарта, по подготовке обучающихся к ЕГЭ.
Цели и задачи программы
Целью прохождения настоящего курса является развитие алгоритмического и логического мышления, творческого потенциала.
В ходе ее достижения решаются задачи:
Обучающие:
освоение первоначальных навыков в работе на компьютере с использованием интегрированной графической среды “Исполнители”,
обучение основам алгоритмизации и программирования,
приобщении к проектно-творческой деятельности.
Воспитательные
воспитание целеустремленности и результативности в процессе решения учебных задач
Развивающие
формировать представление о роль компьютерного программирования в развитии общества,
развитие логического мышления и памяти ребенка;
развитие навыков проектно-творческой деятельности.
Отличительные особенности программы
Особенность изучаемого курса состоит в разнообразии систем исполнителей, которые могут быть использоваться в рамках содержательной линии в условиях дополнительного образования.
Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как информатика, математика.
Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа
Курс рекомендован учащимся 5-6 классов.
Курс «Исполнители алгоритмов» предполагает теоретическое и практическое освоение техники составления алгоритмов и превода их на программный язык. Курс учитывает возрастные особенности обучающихся, поэтому программирование ведется в адаптированных под данную возрастную группу средах программирования. Курс прекрасно подходит для подготовки детей к дальнейшему изучению языков программирования на более высоком уровне.
Набор постоянного состава группы осуществляется в свободной форме.
В связи с ограниченным количеством рабочих мест (компьютеров) в составе группы планируется не более десяти обучающихся.
Режим занятий
Курс рассчитан на 35 часа, которые проводятся в течение учебного года по 1 часу в неделю. Концентрированное изучение курса позволяет учащимся более полно выявить свои способности в изучаемой области знаний, создать предпосылки по применению освоенных способов реализации алгоритмов в других учебных курсах, подготовить себя к дальнейшему изучению основ алгоритмизации и программирования.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки
В результате прохождения программы обучающийся имеет представление о:
системах программирования,
средах и языках программирования.
Знает:
что такое формальные языки, как способ представления алгоритмов;
что такое программирование и этапы решения задачи на ПК;
понятие программы и её структуры;
понятие команды в программе и правила записи команд в программе;
назначение среды «Исполнители»;
понятие команды и входных параметров;
Умеет:
приводить примеры представления алгоритмов на формальном языке;
представлять алгоритмы на формальном языке (в блок-схеме, графически, с помощью пиктограмм);
Основой оценивания деятельности каждого ученика являются результаты анализа его образовательной продукции и деятельности по ее созданию.
Предметом диагностики, контроля и оценки в данном курсе являются:
внешние образовательные продукты учеников: созданные ими программные продукты и алгоритмические конструкции.;
внутренние личностные качества учеников: освоенные ими способы деятельности, знания, умения, которые относятся к содержанию курса. Качество образовательной продукции учеников оценивается по устанавливаемым в каждом случае критериям.
Для диагностики освоенных учеником умений и способов деятельности применяются рефлексивные задания. Ученик устно или письменно описывает этапы своей деятельности, возникающие проблемы, применяемые способы их решения. Рефлексивные материалы учеников служат предметом оценки уровня развития их личностных качеств — знаний, умений, способностей.
Учитель оценивает уровень развития личностных качеств учеников по параметрам, сгруппированным в определенные блоки: технические, креативные, рефлексивные качества.
Оценка имеет различные способы выражения — устные суждения педагога, письменные качественные характеристики, систематизированные по заданным параметрам аналитические данные, в том числе и рейтинги.
Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения учеником минимально необходимых результатов курса. Оцениванию подлежат также те направления и результаты деятельности учеников, которые определены в рабочей программе учителя и в индивидуальных образовательных программах учеников.
Ученик выступает полноправным субъектом оценивания. Одна из задач педагога — обучение учащихся навыкам самооценки. С этой целью учитель выделяет и поясняет критерии оценки, учит учащихся формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей образовательного продукта — создаваемого сайта.
Проверка достигаемых учениками образовательных результатов производится в следующих формах:
текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий;
взаимооценка учащимися работ друг друга или работ, выполненных в группах;
публичная защита выполненных учащимися творческих работ (индивидуальных и групповых);
текущая диагностика и оценка учителем деятельности школьников;
итоговая оценка деятельности и образовательной продукции ученика в соответствии с его индивидуальной образовательной программой по курсу;
итоговая оценка индивидуальной деятельности учащихся учителем, выполняемая в форме образовательной характеристики.
Итоговый контроль проводится в конце всего курса. Он может иметь форму зачета, олимпиады или защиты, творческих работ. Данный тип контроля предполагает комплексную проверку образовательных результатов по всем заявленным целям и направлениям курса.
Формой итоговой оценки каждого ученика выступает образовательная характеристика, в которой указывается уровень освоения им каждой из целей курса и каждого из направлений индивидуальной программы ученика по курсу.
Учебно-тематический план
№
Наименование разделов и тем
Количество часов
Формы контроля
всего
лекции
практика
1
Раздел 1.Введение
Итого по разделу:
1
1
1
1
2
Раздел 2.Алгоритмы
2.1 Понятие алгоритм
2.2 Виды и способы описания алгоритма
2.3 Решение линейных алгоритмов
2.4 Решение алгоритмов ветвления
2.5 Решение циклических алгоритмов
Итого по разделу:
1
1
1
1
1
5
1
1
2
1
1
1
3
Решение задач
3
Раздел 3.Исполнитель Робот
3.1 Среда обитания и СКИ Робот
3.2 Построение логических алгоритмов решения задач
3.3 Построение алгоритмов ветвления при решении задач
3.4 Построение циклических алгоритмов решения задач
3.5 Вложенные циклы
3.6 Цикл ПОКА
3.7 Условный оператор
3.8 Творческий проект “Создание лабиринта и его решение”
Итого по разделу:
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
4
1
1
1
1
1
5
Творческий проект
4
Раздел 4.Исполнитель Чертёжник
4.1 Среда обитания и СКИ Чертёжник
4.2 Составить алгоритм решения задачи “МИР”
4.3 Составить алгоритм решения задачи.
4.4 Создание фигур
4.5 Создание узоров
4.6 Использование процедур
4.7 Рисование цифр почтового индекса
4.8 Творческий проект “5 улиц из 6 домов”
Итого по разделу:
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
2
1
1
1
1
1
1
6
Зачёт
5
Раздел 5. Исполнитель Черепашка
5.1 Среда обитания и СКИ Черепашки
5.2 Как закрасить рисунок?
5.3 Создание окружности.
5.4 Циклы. Создание рисунка
5.5 Вложенные циклы. Создание рисунка
5.6 Процедуры. Создание рисунка
5.7 Создание узоров
5.8 Творческий проект “Аллея цветов”
Итого по разделу:
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
3
1
1
1
1
1
5
Самостоятельная работа
6
Раздел 6. Создание творческих проектов
6.1 Создание творческих проектов в среде исполнителя
6.2 Создание творческих проектов в среде исполнителя
6.3Защита проектов
Итого по разделу:
1
1
2
4
1
1
2
4
Творческий проект
Итого часов:
35
12
23
Содержание программы
Введение
Введение в алгоритмизацию.
Знакомство со средой программирования, программами решения алгоритмов.
Знакомство с исполнителями алгоритмов, их видами, средой обитания.
Алгоритмы
Знакомство с понятием алгоритм, его свойствами и видами.
Создание графического вида алгоритма и его решение.
Исполнитель Робот
Знакомство с СКИ, средой обитания исполнителя.
Построение и решение различных видов алгоритмов.
Работа с циклами, условными оператора.
Выполнение творческого проекта “Создание и решение алгоритмов”.
Исполнитель Чертёжник
Знакомство с СКИ, средой обитания исполнителя.
Написание алгоритмов построения фигур и узоров.
Работа с процедурами.
Выполнение творческих проектов.
Исполнитель Черепашка
Знакомство с СКИ, средой обитания исполнителя.
Работа с рисунком, задание цвета.
Работа с циклами и процедурами.
Выполнение творческих проектов.
Защита творческих проектов
Создание и представление творческих объектов на выбранную тему.
Методическое обеспечение программы
Единицей учебного процесса является блок уроков (глава в учебном пособии). Каждый такой блок охватывает изучение отдельной информационного вида исполнителей алгоритма. В тематической программе количество часов на изучение материала определено для блоков уроков, а так же для каждой темы внутри блоков.
Каждая тема курса начинается с постановки задачи — характеристики образовательного продукта, который предстоит создать ученикам.
Для учителя изучение нового материала носит сопровождающий характер. Ученики изучают его с целью создания запланированного программного продукта.
Далее проводится тренинг по отработке умений выполнять технические задачи, соответствующие минимальному уровню планируемых результатов обучения. Тренинг переходит в комплексную творческую работу по созданию учениками определенного образовательного продукта, например конкретного алгоритма для исполнителя.
В ходе обучения учащимся могут предлагаться короткие (5—10 минут) контрольные работы на проверку освоения изученных способов действий. Выполнение контрольных работ способствует мобилизации и переключению внимания на осмысливание материала изучаемой темы.
Кроме того, такая деятельность ведет к закреплению знаний и служит индикатором успешности образовательного процесса.
Индивидуальная учебная деятельность сочетается с проектными формами работы по планированию и реализации алгоритма для исполнителя. Выполнение проектов завершается их защитой и рефлексивной оценкой.
Основная форма занятий — практикум
Большинство заданий курса выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств. Проведению практикума предшествуют вступительные лекции (например, презентации) и инструктивные занятия. В процессе проведения практикума применяются приемы актуализации опорных знаний учащихся.
Возможная структура начальных занятий практикума:
сообщение темы и целей практикума;
актуализация опорных знаний учащихся;
мотивация их учебной деятельности; ознакомление с инструкцией;
подбор необходимого оборудования и материалов;
выполнение работы учащимися;
составление отчета;
обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов;
защита результатов;
рефлексия деятельности.
Средством управления деятельностью школьника во время практикума служат инструкции, в который излагаются правила и последовательность действий школьников, дается информация о повторении необходимого материала, приводятся описания и изображения лабораторного оборудования, принципов его действия и способов использования, указывается порядок выполнения заданий, контрольные вопросы по теме и дополнительная литература.
Алгоритмическое выполнение работ не исключает их творческого и исследовательского уровня: проверку достоверности определенных закономерностей, теоретических положений, измерение постоянных величин и т. п. В ходе практикума ученики решают задачи творческого характера: ставят опыты, проводят исследования
Выполнение и защита творческих проектов
Образовательный проект — это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер учебной деятельности всех его участников по достижению конкретного образовательного результата в заданный промежуток времени.
Ученикам обычно нравится разрабатывать, демонстрировать и обсуждать свои творческие достижения среди сверстников.
Чтобы реализовать проект по созданию алгоритма для исполнителя, необходимо определить: общую тему, в рамках которой; будет проводиться проект; актуальность проекта, т. е. зачем он нужен; название проекта как предмет ученического исследования или другой их деятельности; срокиреализации проекта; состав участников; цели проекта,
основные задачи, направления, из которых складывается проект; этапы реализации проекта с конкретными предполагаемыми результатами, например в форме таблицы со структурой: сроки, название этапа, участники, виды деятельности, координатор этапа, ожидаемый результат.
Затем необходимо подробно обсудить и описать ключевые элементы проекта (цели и план проведения вводного занятия с участниками проекта, структуру и форму диагностики их подготовки и мотивации, содержание анкет, структуру стартового занятия, сроки и задачи локальных проектов внутри общего проекта); ожидаемые трудности и проблемы, способы их решения; перечень основных образовательных продуктов, ожидаемых на отдельных этапах и в итоге проекта; критерии оценки результатов проекта по каждому его направлению и в целом.
На этапе планирования проекта определяется состав его непосредственных организаторов, не обязательно связанных между собой очно. Конструирование проекта проводится на основе положения о проекте, которое служит затем ориентиром Деятельности всех его участников и организаторов.
Характеристика средств, необходимых для реализации программыКурс обеспечивается методическим пособием для учителя, а также компьютерами и компьютерными программами, обозначенными в программе курса, такими как:
операционная система Windows (98, ME, 2000, ХР);
графический редактор (Paint, Photoshop или др.);
среда Кумир
Курс предполагает интеграцию с другими учебными предметами по принципу: технология работы с информацией — из информатики и ИКТ, конкретные примеры и задачи — из смежных предметов. Таким образом, информация из таких учебных предметов, как математика, физика, литература, русский и английский языки, история и других, вполне может использоваться учащимися в процессе создания алгоритмов для исполнителей.
Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса:
Сведения о педагогах, реализующих программу: Свистунова Снежана Владимировна
специальность: учитель информатики;
квалификация по должности педагога дополнительного образования: нет;
повышение квалификации по дополнительному образованию: нет.
Краткая аннотация программы: Программа позволяет освоить навыки в работы на компьютере с использованием интегрированной графической среды “Исполнители”, а так же основы алгоритмизации и программирования.