Методические рекомендации по применению игровых технологий в дополнительном образовании на занятиях «Азы компьютерной грамотности»
Методические рекомендации по применению игровых технологий в дополнительном образовании на занятиях «Азы компьютерной грамотности»
В данной статье рекомендуется применение игровых технологий в дополнительном образовании на занятиях по азам компьютерной грамотности, рассматриваются виды занятий с использованием игровых технологий, излагается технология и методика проведения игр.
Методические рекомендации предоставляют возможность пополнить методическую копилку педагогу дополнительного образования, а именно откроют новые и интересные формы и приемы работы, которые не только сформируют у детей положительную мотивацию в получение новых знаний, но и усовершенствуют навыки работы за компьютером.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по применению игровых технологий в дополнительном образовании на занятиях «Азы компьютерной грамотности»»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
Центр технического творчества городского округа Тольятти
Методические рекомендации по применению игровых
технологий в дополнительном образовании на занятиях
«Азы компьютерной грамотности»
МБОУ ДО ЦТТ г.о. Тольятти
Автор: Вдовкина Светлана Михайловна
Педагог дополнительного образования
Тольятти, 2016
Аннотация
В данной статье рекомендуется применение игровых технологий в дополнительном образовании на занятиях по азам компьютерной грамотности, рассматриваются виды занятий с использованием игровых технологий, излагается технология и методика проведения игр.
Методические рекомендации предоставляют возможность пополнить методическую копилку педагогу дополнительного образования, а именно откроют новые и интересные формы и приемы работы, которые не только сформируют у детей положительную мотивацию в получение новых знаний, но и усовершенствуют навыки работы за компьютером.
Содержание
1. Аннотация
2 Содержание
2. Введение
3. Основная часть
4.Заключение
5.Использованные ресурсы
Введение
Актуальность
Организация учебно-познавательной деятельности детей на занятиях требует создания таких условий, при которых в наибольшей мере реализуются индивидуальные возможности каждого ребенка. Для решения этой задачи в области дополнительного образования рекомендуется применять игровые технологии. Для того чтобы процесс обучения был не только занимательным, но и увлекательным.
В настоящее время проведение занятий на основе игровых методик при обучении компьютерной грамотности детей дошкольного и младшего школьного возраста выходит на первый план. Это связано с тем, что эти методики, включая в себя практически все формы работы (диалог, работа в группе и т.д.), предоставляют широкие возможности для творческой деятельности, интеллектуального развития ребенка.
Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, является одним из доступных путей к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками.
Использование игровых форм организации образовательной деятельности способствует повышению познавательной активности обучающихся, формированию интереса к знаниям, развитию учебной мотивации и инициативы. Кроме того, использование игровых форм обучения предупреждает утомление. При использовании дидактических игр решаются и воспитательные задачи, например, воспитание терпения и терпимости, формирование аккуратности и умения доводить начатое дело до конца. В групповой работе – развитие умения работать сообща, прислушиваясь к мнению других детей, терпимо относясь к критике в свой адрес, деликатно отзываясь об ошибках своих товарищей; приобретаются навыки публичных выступлений, желание и умение добиваться поставленной цели. Игра позволяет заинтересовать учащихся изучаемым материалом, преподнести знания в более легкой и «ненавязчивой» форме.
Целью моей работы является изучение дидактических возможностей использования игровых технологий
Задачи:
1.Проанализировать классификацию педагогических игр.
2.Изучить преимущество игровых технологий.
3.Обобщить опыт использования игровых технологий.
Объект исследования: познавательная деятельность детей на занятиях по азам компьютерной грамотности.
Предмет исследования: игровые технологии как одна из форм организации познавательной деятельности на занятиях .
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко сформулирована цель обучения и соответствующий ей педагогический результат, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью.
В настоящее время проведение занятий на основе игровых методик при обучении азам компьютерной грамотности выходит на первый план. Существует множество педагогических игр. Каждая игра имеет свои цели и задачи. Одни направлены на отдых детей, другие на закрепления приобретённых знаний, третье – на проверку смекалки и воле к победе.
Игры, использующиеся на занятиях по азам компьютерной грамотности, делятся на деловые, ролевые, инновационные игры, дидактические. Имеется определенная сложность в определении типа игры, так как некоторые принципы построения у различных игр сходны, но, тем не менее, у них есть существенные, принципиальные различия. Все игры, так или иначе, решают своим воздействием на участников три основные задачи: образовательную, воспитательную, развивающую.
Например, деловая игра представляет собой форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования таких систем отношений, которые характерны для этой деятельности.
Деловая игра по азам компьютерной грамотности по теме « Информация» предлагается виде игры «Что? Где? Когда?». Она может быть использована в закреплении нового материала или повторения пройденного.
В ролевой игре –предполагает отработку тактики поведения, действий, выполнения функций и обязанностей конкретных лиц. Для проведения этих игр разрабатывается ситуация, между учащимися распределяются роли с обязательным содержанием.
Например, на занятии по теме «Системы и множества» нужно узнать,сколько одинаковых героев есть в сказках «Маша и медведь» и «Колобок»? Дети делятся на группы. Каждой группе раздается набор картинок (Маша, медведь, внучка, волк, лиса, дедушка, заяц). Дети инсценируют сказку-игру, в результате выполнения которой один из предметов предложенного множества будет отсеян, при этом они играют роли "волка", "лисы" и т.д. Задача педагога — помочь детям провести мини-спектакль (ролевую игру), цель которой — выделить предмет из данной совокупности.
Применение инновационных игр в педагогическом процессе выполняет, прежде всего, развивающую задачу: их особенностями являются, прежде всего рефлексивность и направленность на самоорганизацию способов осуществления деятельности. Участники попадают в конкретные игровые ситуации, каждый со своей точкой зрения. Они могут приходить из различных специализированных предметных областей, могут иметь любые концептуальные и мировоззренческие представления, несовпадающие социальные установки. Для того чтобы сорганизовать их действия в единой коллективной деятельности, необходимо направлять их в продуктивное взаимодействие.
Дидактическая игра –основной акцент при проведении дидактической игры делается на занимательность, которая реализуется с помощью игровых атрибутов, вспомогательных средств. Элементы забавы при этом служат также средством развития мотивационной сферы учебной деятельности, что способствует повышению результатов обучения, так как для победы в дидактической игре необходимо, прежде всего, знание предмета. Безразличие к обучению в игровой ситуации исчезает потому, что появляется азарт, желание быть первым, в игровую деятельность включаются даже самые пассивные ученики.
Элементы занимательности в дидактической игре служат своеобразной разрядкой напряженной обстановки в классе и способствуют концентрации внимания учеников для последующей углубленной работы над изучаемым материалом.
Дидактические игры, различны по цели, форме, содержанию, в сущности своей представляют разнообразные интеллектуальные задачи, объяснение материала, его повторение, обобщение, облеченные в занимательную форму.
Подготовка и проведение игры включает в себя следующие этапы:
Первый этап – подготовка:
разработка сценария,
план игры,
общее описание,
содержание инструктажа,
подготовка материального обеспечения.
Второй этап – проведение игры.
Постановка проблемы,
Условия,
Правила,
Регламент,
Распределение ролей,
Формирование групп,
Консультации.
Третий этап – анализ и обобщение.
Вывод из игры,
Рефлексия игры,
Оценка и самооценка работы,
Выводы и обобщения.
Анализ содержания и методов формирования представлений у детей показал, что средством формирования представлений о компьютерной грамотности могут и должны стать дидактические игры и упражнения.
Игры – упражнения. Они занимают обычно 10 – 15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, загадки. Например, нужно найти неверную пару: хранить –винчестер, передавать – модем, смотреть- монитор, слушать – принтер.
Игры – путешествия. Они служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация ребенка в играх – путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах. Например, можно отправиться на улицу художников. Детям дается задания помочь художникам раскрасить жителей в яркие цвета. Для этого заходят в программу графическийредакторPaint и знакомятся с «жителями этого города» Для этого они пользуются различными знаками, жестами, рисунками.
Игра–соревнование может включать в себя все вышеназванные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры дети делятся на группы, команды, между которыми идет соревнование. Существенной особенностью игры – соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество, как правило, определяется конкретными обстоятельствами и задачами. Например, используя шифр, нужно найди слово, спрятанное за этими цифрами.
Игра – соревнование позволяет педагогу в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы. В этом ее основная педагогическая ценность и преимущество перед другими видами дидактических игр.
В реальной практике обучения все виды игр могут выступать и как самостоятельные, и как взаимно дополняющие друг друга. Использование каждого вида игр и их разнообразных сочетаний определяется особенностями учебного материала, возрастом ребёнка и другими педагогическими факторами.
В процессе работы при использовании игровых технологий решаются следующие поставленныезадачи:
развить и расширить познавательные интересы воспитанников;
воспитать компьютерную и информационную культуру;
развить творческие и интеллектуальные качества личности ребёнка;
сформировать устойчивый интерес к предмету информатики;
способствовать развитию самостоятельного мышления;
способствовать воспитанию духа сотрудничества на занятиях.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что от использования игровых технологий есть безусловный положительный эффект. Игра — не просто способ хорошо провести время и даже не только средство, чтобы увлечь учеников, — это возможность глубоко, по-настоящему прожить любую тему, прорастить в себе знание. Игра порождает целый веер ролей: ее надо разрабатывать, вести, выполнять функции персонажей. И в этом смысле современные игровые технологии — не угроза педагогике, а еще одна возможность для развития ребенка.
Преимущества игровых технологий:
Позволяют активизировать и интенсифицировать образовательный процесс.
Осуществляются межпредметные связи.
Меняется мотивация обучения (знания усваиваются не про запас, не для будущего времени, а для обеспечения непосредственных игровых успехов обучающихся в реальном для них процессе).
Сокращение времени накопления опыта (опыт, который в обычных условиях накапливается в течение многих лет, может быть получен с помощью деловых игр в течение недели или месяца).
Заключение
Не будем забывать о том, что ребенок приходит на дополнительные занятия по азам компьютерной грамотности, как правило, после уроков, отсидев за школьной партой целый день. Поэтому не стоит стремиться к тому, чтобы обстановка на занятиях была приближена к обычному уроку. Желательно максимально использовать игровые приёмы, коллективные формы работы, предоставляя возможность детям обыгрывать различные ситуации.
Главной задачей педагога является привитие интереса к изучению основ компьютерной грамотности, использование творческого подхода и развитие творческого потенциала детей. Поэтому я рекомендую целесообразно использовать игровые технологии, которые помогают провести занятия в красочной интересной форме, объяснять новый материал, отработать навыки работы по отдельным темам.
Использованные ресурсы
1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
2. Финогенов А.В. Игровые технологии в школе: Учеб.-метод. пособие/ А.В.Финогенов, В.Э. Филиппов. Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2001.
3. Плешакова А.Б. Игровые технологии в учебном процессе: [Пед. вузы]/ А.Б.Плешакова // Современные проблемы философского знания. Пенза, 2002.