kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Методика подготовки к ГИА(ОГЭ) по информатике с разбором заданий формата 2020»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка по подговке к ОГЭ по информатике в 2020 году. Рассматривается решение заданий формата 2020.

Просмотр содержимого документа
««Методика подготовки к ГИА(ОГЭ) по информатике с разбором заданий формата 2020»»

МОУ Задворковская СШ










«Методика подготовки к ГИА(ОГЭ) по информатике с разбором заданий формата 2020»









Выполнил:

Пластинин Фёдор Игорьевич,

учитель информатики,

МОУ Задворковская СШ

Воскресенский р-н









Д. Задворка 2020г.

Содержание


Содержание……………………………………………………………………..

Введение………………………………………………………………………….

Формы работы…………………………………………………………………..

Цель……………………………………………………………………………….

Задачи……………………………………………………………………………..

Этапы реализации……………………………………………………………….

Задания формата 2020……………………………………………………………

Материально-техническое обеспечение………………………………………

Заключение……………………………………………………………………….

Список литературы………………………………………………………………


Введение


Не все обучающиеся, изучающие информатику на базовом уровне, могут продемонстрировать в рамках ОГЭ по информатике уровень подготовленности, необходимый для получения хороших и отличных отметок.

Значит, задача учителя – продумать систему организации подготовки учащихся к ОГЭ. Начинать подготовку учащихся к ОГЭ необходимо как можно раньше, но самым интенсивным периодом подготовки учащихся к ОГЭ по информатике является последний год обучения.

Одной из составляющих успешности учителя является успех его учеников. В настоящий момент главным результатом учительского труда многие считают успешность выпускников на ОГЭ. В спецификации указано, что содержание экзаменационной работы по информатике рассчитано на выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений, изучавших курс информатики по материалам учебной программы по предмету. Результаты экзамена могут быть использованы при комплектовании профильных 10-х классов, а также при приеме в учреждения системы среднего профессионального образования без организации дополнительных испытаний.

Перед учителем информатики стоит сложная задача. С одной стороны, учащимся надо дать такие знания, чтобы они смогли успешно подготовиться к выбранной профессиональной деятельности, продолжать образование в течение всей жизни, жить и трудиться в условиях информационного общества. С другой стороны, нужно подготовить учащихся к ОГЭ, главной целью введения которого является получение объективной оценки качества подготовки выпускников основной школы.

Основу экзамена составляют темы, которые очень хорошо формализуются:


  1. Представление и передача информации

  2. Обработка информации


  1. Основные устройства ИКТ


  1. Запись средствами ИКТ информации об объектах и о процессах, создание и обработка информационных объектов

  2. Проектирование и моделирование


  1. Математические инструменты, электронные таблицы


  1. Организация информационной среды, поиск информации



Анализируя кодификатор на предмет соответствия с учебными пособиями и примерными программами по информатике, можно сделать следующие выводы: в программе под редакцией Н.Д. Угриновича отсутствуют темы:

«Работа с массивами», «Вспомогательные алгоритмы: функции и процедуры», «Основы логики», «Возможности информационных и коммуникационных технологий (выбор адекватного программного средства для обработки различной информации)», «Технологии программирования»,

«Преобразование логических выражений», «Построение таблиц истинности и логических схем». Частично используется тема: «Технологии программирования».

Используя эти примерные программы, успешно подготовить учащихся к ОГЭ не представляется возможным, так как кодификатор не соответствует в полном объеме примерным программам. По данным программам подготовить учащихся к сдаче ОГЭ по информатике возможно, но при условии изучения недостающих тем в дополнительной форме. На сегодняшний день нет ни одного учебника по информатике, по которому можно подготовиться к ОГЭ, не прибегая к использованию других учебников и пособий (исключение составляет новый учебник Л.Л.Босовой по ФГОС). Учителям приходится использовать комбинацию допущенных и рекомендованных учебников в сочетании с теми, в которых та или иная тема

изложена методически более привлекательно. Можно говорить о необходимости компилировать содержание разных пособий для успешной подготовки к ОГЭ.

Только системная работа в течение учебного года позволяет повысить продуктивность и качество подготовки к ОГЭ.

Формы работы:


  • урочная форма обучения с использованием системы заданий ОГЭ по информатике;

  • внеурочная работа;

  • контроль и анализ знаний;

  • практическая работа;

  • свободное самообразование;

  • групповые занятия;

  • групповые занятия;

  • консультации.


Цель:


организация подготовки учащихся к успешному прохождению ОГЭ по информатике

Задачи:


  1. Ознакомиться с имеющимися методическими пособиями, рекомендованными ФИПИ для подготовки к экзамену.

  2. Систематизировать материал разных лет по разделам экзаменационной работы.

  3. Создание поэтапной системы подготовки учащихся к прохождению ОГЭ.

Этапы реализации:


Работу по подготовке к экзамену в формате ОГЭ следует разбить на 6 частей:


  1. Начиная с 8-го класса, в планы уроков вносить изменения, ориентированные на подготовку к ОГЭ практически на каждом уроке. Работу продолжать до конца 9 класса. При закреплении материала на уроке обязательно вносить контрольные вопросы и задания в стандартном формате, соответствующем ОГЭ. После прохождения темы - контроль знаний. Контроль знаний в 9 классе состоит из пробных заданий ОГЭ по соответствующей теме. Тексты тестов и задания берутся из:

    • диагностических и тренировочных работ по информатике системы "СтатГрад»,

    • имеющихся на сегодняшний день в базе данных контрольно- измерительных материалов (КИМ) для проведения ОГЭ по информатике

    • сборников для подготовки к ОГЭ по информатике под редакциями Крылова С.С и Ушакова Д.М.

    • интерактивные тесты с сайта Дмитрия Гущина Сдам ГИА.

  2. Вторая часть предполагает дополнительные занятия, по подготовке выпускников непосредственно к сдаче экзамена (1-2 часа в неделю). Начинать подготовку к экзамену следует «от простого к сложному». Рекомендуется сначала отработать задания № 1,2,4,5,7,9,10 так как эти задания частично были пройдены в 8 классе или не так сложны для усвоения. Работу проводить рекомендуется в основном со сборниками для подготовки к ОГЭ по информатике под редакциями Крылова С.С и Ушакова Д.М. Причем сначала разбираются и отрабатываются задания из сборника под редакцией Крылова С.С, так как здесь содержатся более однотипные задания, а потом переходим к заданиям из сборника под редакцией Ушакова Д.М. На каждом занятии отрабатываются 1-2 задания. После отработки этих заданий даются тестирование по пройденных темам. С целью контроля прохождения всех заданий, а также наглядной картины «готовности» обучающегося к ОГЭ, проводится мониторинг каждого

обучающегося сдающего экзамен. Таким образом, получается достоверная картина успехов каждого обучающегося, а обучающийся, в свою очередь, узнает уровень своей подготовленности.

  1. Третья часть подготовки к экзамену содержит разбор и отработку заданий 3,6,8,10. Так как эти задания являются сложными для усвоения учащимися, то на них отводится больше количество часов.

  2. Четвертая часть подготовки заключается в отработке новых заданий 11,12,13.1, или 13.2 выполняемых на компьютере. Учащиеся меняют вид деятельности, что положительно должно сказывается на результатах усвоения. Разбор и отработка ведется на дополнительных занятиях. Задание 11 и 12 основано на использовании поисковых средств операционной системы и текстового редактора. Задание 13.1 создание презентации, задание 13.2 создание текстового документа, данное похожее задание было в первых КИМ ГИА по информатике.

  3. Пятая часть подготовки заключается в отработке заданий 14 и 15.1 или 15.2, которые обучающиеся выполняют на компьютере. По опыту работы, тех обучающихся, которые будут выполнять задания на компьютере остается 50-40%. С ними провожу групповые, индивидуальные занятия и консультации. Задание 14 является аналогом 19 задания прошлых лет ОГЭ, добавлена 3 часть задания, теперь в таблице нужно не только провести вычисления но и добавить диаграмму Для отработки задания 15.1 используется система программирования «Кумир». На третью часть отводится 5-6 заданий.

  4. Шестой этап – начинается с проведения диагностических и тренировочных работ по информатике системы "СтатГрад». Таким образом. формируется наглядная картина «готовности» ученика к ОГЭ. И учащийся, свою очередь, узнает уровень своей подготовленности. С ребятами, у которых выявились затруднения и уровень сформированности компетенций средний или ниже среднего, проводятся дополнительные занятия, консультации для повторного разбора и отработки вызвавших затруднение заданий. Работы проводятся регулярно, начиная с конца ноября, каждый месяц.



Изменения в ОГЭ 2020

В КИМ 2020 г. количество заданий сокращено до 15. Расширен набор заданий, выполняемых на компьютере за счёт включения 3 новых заданий, проверяющих умения и навыки практической работы с компьютером:

поиск информации средствами текстового редактора или операционной системы (задание 11);

анализ содержимого каталогов файловой системы (задание 12);

создание презентации или текстового документа (задание 13).

В отличие от КИМ 2019 г., в КИМ 2020 г. во всех заданиях предусмотрен либо краткий, либо развёрнутый ответ





Задания формата 2020 Задание 1
  1. Расчет объема памяти для хранения текстовой информации.

В ОГЭ задания 1 применяются 2 основных типа заданий:

  • «Визуальные» - где количество символов в тексте нужно посчитать визуально

  • «Арифметические» - для нахождения количества символов в тексте, нужно произвести вычисления.

Визуальные

Пример 1:

В одной из кодировок Unicode каждый символ кодируется 16 битами. Вова написал текст (в нём нет лишних пробелов):

«Ёж, лев, слон, олень, тюлень, носорог, крокодил, аллигатор – дикие животные». 67

Ученик вычеркнул из списка название одного из животных. Заодно он вычеркнул ставшие лишними запятые и пробелы – два пробела не должны идти подряд. При этом размер нового предложения в данной кодировке оказался 59 Байт. Напишите в ответе вычеркнутое название животного.

Для того, что бы решить данную задачу, ее можно разделить на 2 этапа:

  1. Нахождения информационного объема всего сообщения.

Для вычисления на данном этапе, нужно знать несколько правил:

  1. После слова, знаки препинания пишутся сразу, без пробела;

  2. После знака препинания и перед словом обязательно должен быть пробел, и обязательно один;

  3. При использовании дефиса, пробелы не слева, не справа от дефиса не ставятся, то есть, между дефисом и словом нет пробела;

  4. При использовании тире, пробелы ставятся и слева, и справа от тире, то есть, между тире и словом пробел обязателен;

А также вспомнить единицы измерения информации:

  1. Минимальная единица информации 1 бит;

  2. 1 Байт=8 бит

  3. 1 Кбайт=1024 бит

  4. 1 Мбайт=1024 Кбит

  5. 1 Гбайт=1024 Мбит

Повторив данные правила, нужно сосчитать количество всех символов примере. Символы можно посчитать сразу все, но если учащийся будет часто путаться и допускать ошибки, то можно сначала посчитать количество символов в каждом слове отдельно и записать значение над словом, затем сосчитать количество пробелов и выписать значение, и в конце сосчитать знаки препинания с кавычками (если таковы входят в пример). Затем суммируем все выписанные числа и умножаем на информационный вес одного символа (в данном примере 67 символов на 16 бит или 2 Байта).

  1. Следующий этап, это нахождение самого слова.

Для нахождения слова нам нужно сначала посчитать разницу между информационным объёмом исходного предложения и получившегося (67-59=8Байт). Из получившейся разницы нам нужно вычесть вес пробела и запятой так как они будут лишними после редактирования(8-(2+2)=4 Байта). Из чего следует, что исходное слово состоит из 4 байт, или 2 символов (1 символ=2 Байтам), и это слово «ёж».

Пример 2:

В одной из кодировок Unicode каждый символ кодируется 16 битами. Вова написал текст (в нём нет лишних пробелов):

«Ёж, лев, слон, олень, тюлень, носорог, крокодил, аллигатор – дикие животные».

Ученик вычеркнул из списка название одного из животных. Заодно он вычеркнул ставшие лишними запятые и пробелы – два пробела не должны идти подряд. При этом размер нового предложения в данной кодировке оказался на 16 байт меньше, чем размер исходного предложения. Напишите в ответе вычеркнутое название животного.

Данный пример, мы можешь решить за один этап, поскольку разность между исходной и конечной строкой нам уже дана, а вычислять информационный объем всего сообщения нет необходимости. Разность 16 Байт означает, что удаленный фрагмент состоит из 8 символов т.к. 1 символ кодируется 2 Байтами=16 бит. Еще мы знаем, что в удаленный фрагмент входят запятая и пробел по условиям задачи. Из этого делаем вывод, что удаленное животное состоит из 6 букв (8-2=6), и это животное «тюлень».

Арифметические

Пример 1:

Статья, на­бран­ная на компьютере, со­дер­жит 32 страницы, на каж­дой стра­ни­це 40 строк, в каж­дой стро­ке 48 символов. Опре­де­ли­те раз­мер ста­тьи в ко­ди­ров­ке КОИ-8, в ко­то­рой каж­дый сим­вол ко­ди­ру­ет­ся 8 битами. Ответ укажите в КБайтах.

 4) 60 Кбайт


Для решения данной задачи, нужно повторить следующие правила из математики:

  1. При умножении степеней с одинаковыми основаниями, показатели складываются;

  2. При делении степеней с одинаковыми основаниями, показатели вычитаются;

  3. При возведении степени в степень, показатели перемножаются.

А так же, нужно повторить, а лучше выучить ряд двоичных чисел (2 в степени от 0 до 13), поскольку в будущем он будет полезен во многих задачах.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

210

211

212

213

1

2

4

8

16

32

64

128

256

512

1024

2048

4096

8192


Решение данной задачи можно разбить так же на 2 этапа:

  1. Вычисление количества символов в тексте;

Для того, что бы найти количество символов в тексте, нам нужно количество символов в строке умножить на количество строк на странице и умножить на количество страниц в документе(48 симв*40 строк*32 стр). Если у ученика сложности с упрощением, то можно банально все перемножить столбиком, но быстрее и проще упростить. Для упрощения нам нужно представить числа в виде основания 2 в какой-то степени. (48=3*16=3*24), (40=5*8=5*23), (32=25). И того пример 48*40*32=3*24*5*23*25=15*212

  1. Вычисления информационного объема всего предложения.

Далее нам нужно количество символов умножить на информационный вес одного символа, в данном примере это 8 бит, или 1 Байт, легче сразу умножать на 1 Байт. Поскольку ответ нам нужно дать в КБайтах, то получившийся результат нужно разделить 1024=210. В примере с упрощением - это выглядит следующим образом: (15*212)/ 210=15*22=60 Кбайт.


Задание 3 3 задание ОГЭ 2020 аналогично заданию 2 ОГЭ предыдущих годов с той лишь разницей, что теперь нет готовых вариантов ответов. Задание 5 5 задание ОГЭ 2020 аналогично заданию 14 ОГЭ предыдущих годов, с той разницей, что программа нам теперь известна, но неизвестен коэффициент одного из действий. Задание 6 6 задание ОГЭ формата 2020 является чем-то средним между 8 и 9 заданиями ОГЭ предыдущих годов, это простой алгоритм с условием на языке программирования. Задание 8 8 задание ОГЭ 2020 аналогично заданию 17 ЕГЭ по информатике, с той разницей что в ЕГЭ используются 3 множества, а в ОГЭ 2 множества. Задание 9 9 задание ОГЭ 2020 аналогично заданию 15 ЕГЭ по информатике. Задание 10

10. Системы счисления.

В №10 ОГЭ 2020 используются задания, в которых нужно переводить числа из одной системы счисления в другую. Для того чтобы выполнить эти задания, нужно повторить:

  1. Перевод чисел из 10-ой системы счисления в любую систему счисления;

  2. Перевод чисел из любой системы счисления в 10-ую систему счисления;

  3. Ознакомится с таблицей четырех основных систем счисления.

Двоичная

Восьмеричная

Десятичная

Шеснадцатиричная

0

0

0

0

1

1

1

1

10

2

2

2

11

3

3

3

100

4

4

4

101

5

5

5

110

6

6

6

111

7

7

7

1000

10

8

8

1001

11

9

9

1010

12

10

A(10)

1011

13

11

B(11)

1100

14

12

C(12)

1101

15

13

D(13)

1110

16

14

E(14)

1111

17

15

F(15)

10000

20

16

10


а) Для перевода любого 10-го числа, нужно целочисленно разделить его на основании той системы счисления, в которую требуется перевести. Деление нужно повторять несколько раз, пока последний ответ не будет меньше основания, а затем выписать последний ответ и остатки отделения в обратном порядке. Получившееся число и будет результатом данного перевода.

Пример 1: Перевод из 10-ой системы счисления в 2-ую;

Пример 2: Перевод из 10-ой системы счисления в 8-ую;

Пример 3: Перевод из 10-ой системы счисления в 16-ую;

в) Для перевода любого числа, любой системы счисления, в 10-ую систему счисления, нужно записать мантиссу данного числа, а затем произвести вычисление.

Пример 1: Перевод из 2-ой системы счисления в 10-ую;

Пример 2: Перевод из 8-ой системы счисления в 10-ую;

Пример 3: Перевод из 16-ой системы счисления в 10-ую.

Повторив всё выше написанное, можно переходить к самим задания. Задания можно разделить на 2 этапа. Первый, перевод чисел и второй сравнение.




Пример 1: Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в десятичной системе счисления, нужно осуществить перевод и найдите то число, в записи которого, после перевода, единиц будет больше. Запишите его в ответе в десятичной системе счисления. В ответе запишите только число, основание системы счисления указывать не нужно.

1810→x2; 7310→x8; 2710→x16.

Решение:

Этап первый, переводим: 1810→100102; 7310→1118; 2710→1B16

Этап второй, сравниваем: во втором числе всех больше цифр «1»(три), соответственно правильный ответ «73»

Пример 2: Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в различных системах счисления, найдите максимальное и запишите его в ответе в десятичной системе счисления. В ответе запишите только число, основание системы счисления указывать не нужно.

2316, 328, 111102

Решение:

Этап первый, переводим: 2316→3510, 328→2610, 111102→3010

Этап второй, сравниваем: Самое большое число первое(35), соответственно правильный ответ «35»

Задание 11 В данном задании, с помощью поисковых средств операционной системы нужно найти произведения, по данному фрагменту, а затем с помощью поисковых средств текстового редактора ответить на вопрос задания. Задание 12 В задание 12, в отличии от задания 11, нужно использовать поисковые средства только самой операционной системы, но нужно указать правильный поисковый запрос используя символы «*» и «?», «*»-означает любое количество символов, в том числе и пустое, «?»-означает равно один символ. Задание 13 В данном задании ученику предоставляется выбор между задание 13.1(создание презентации) и 13.2 (создание текстового документа). Задание 13.1 Используя информацию и иллюстративный материал, нужно создать презентацию из трёх-четырёх слайдов на заданную тему. В презентации должны содержаться краткие иллюстрированные сведения на заданные требования. Все слайды должны быть выполнены в едином стиле, каждый слайд должен быть озаглавлен. Задание 13.2 похоже на задание, которое было в первых КИМ ГИА по информатике. Смысл задания в том, чтобы в текстовом процессоре создать документ по образцу. Задание 14 Задание номер 14 из ОГЭ 2020 соответствует заданию номер 19 из ОГЭ предыдущих лет. В данном задании ученик в электронной таблице должен произвести теже вычисления что и раньше только плюсом теперь добавляется 3 действие-вставка диаграммы.

Целесообразность выделения вышеперечисленных этапов и разработанной

системы подготовки к ГИА по информатике подтверждается результатами за 2 года.



Материально-техническое обеспечение


  1. Банк заданий ОГЭ по информатике.


  1. Диагностические и тренировочные работы по информатике.


  1. Сборники для подготовки к ОГЭ по информатике под редакциями Крылова С.С и Ушакова Д.М.

  2. Компьютерный класс: не менее 10 компьютеров учащихся, 1 компьютер учителя, проектор, интерактивная доска .

  3. ПО: MS Excel 2007, MS Word 2007, MS PowerPoint 2007,система программирования «Кумир», система программирования « Pascal ABC».

Заключение


Основной метод подготовки учащихся к ОГЭ – решение типовых и тренировочных заданий, сгруппированных по разделам, составляющим основу экзамена, с выявлением имеющихся пробелов в знаниях. Опыт свидетельствует о том, что такая организация деятельности позволяет выпускникам регулировать темп своей работы, снижает уровень тревожности перед экзаменом, вселяет веру в свои силы, позволяет адаптироваться в условиях аттестации.

Система работы по подготовке к ОГЭ по информатике в 9 классе:

  1. Изменение тематического планирования. Составление планирования таким образом, чтобы осталось достаточное число часов на повторение всего учебного материала. Количество часов можно сэкономить на тех темах, которые не требуют выработки навыков, а проходят в плане ознакомления, а также сократить число часов на отработку навыков невостребованных тем. Это надо делать очень осторожно, тщательно проанализировав содержание экзаменационных работ.

  2. Включить в изучение текущего учебного материала задания, соответствующие экзаменационным заданиям.

  3. В содержание текущего контроля включить экзаменационные задачи.


  1. Изменить систему контроля над уровнем знаний учащихся по информатике.

  2. Итоговое повторение построить исключительно на отработке умений и навыков, требующихся для получения положительной отметки на экзамене.


Список литературы

Источник: https://www.ctege.info/oge-2020/izmeneniya-v-oge-2020.html



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
«Методика подготовки к ГИА(ОГЭ) по информатике с разбором заданий формата 2020»

Автор: Пластинин Фёдор Игорьевич

Дата: 17.03.2020

Номер свидетельства: 543101

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства